Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Существительные первого склонения" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тема: Существительные первого склонения (3кл)
Цели деятельности учителя: учить правильно записывать безударные падежные окончания I склонения, опираясь на вспомогательные слова с ударными падежными окончаниями.
Планируемые результаты:
предметные:
- добиться осознания детьми того, что к I склонению относятся существительные разных родов – мужского и женского с окончаниями -а и -я, в начальной форме;
- формировать умения определять падеж имен существительных 1-го склонения;
- совершенствовать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род, развивать познавательную и коммуникативную компетенции.
- проанализировать ударные и безударные окончания имен существительных первого пклонения.
личностные:
- научиться осознавать свои возможности в учении;
- адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбие.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч./ М.Л. Каленчук.-М.: Академкнига/ Учебник, 2013.- Ч 1, - стр. 119- 122; учебная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 149.5 КБ |
Мультемедийная презентация | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Существительные первого склонения (3кл)
Цели деятельности учителя: учить правильно записывать безударные падежные окончания I склонения, опираясь на вспомогательные слова с ударными падежными окончаниями.
Планируемые результаты:
предметные:
- добиться осознания детьми того, что к I склонению относятся существительные разных родов – мужского и женского с окончаниями -а и -я, в начальной форме;
- формировать умения определять падеж имен существительных 1-го склонения;
- совершенствовать умения изменять существительные по числам, падежам, различать род, развивать познавательную и коммуникативную компетенции.
- проанализировать ударные и безударные окончания имен существительных первого пклонения.
личностные:
- научиться осознавать свои возможности в учении;
- адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбие.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Русский язык: 3 кл.: Учебник: В 3 ч./ М.Л. Каленчук.-М.: Академкнига/ Учебник, 2013.- Ч 1, - стр. 119- 122; учебная презентация.
№ | Этап урока Метод и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Орг. Момент. Мотивационный Практич.: каллиграфическое упражнение, Словарная работа по типам склонения Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: Изучение таблицы, выявление составляющих таблицы. | 10:00-10:07. | - Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас! Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу урок русского языка. -Внимание девчонки! - Внимание мальчишки! Приготовьте свои ручки, Разомните пальчики, Сегодня новые знания будем получать. Кто хочет получить оценку «пять»? Тогда пора урок начать. Минутка чистописания - Откройте свои тетрадки и красиво, каллиграфически запишите число и месяц: Перв[ое] декабря. Подчеркните безударную гласную в корне и выделите окончание. - Посмотрите на сайд и скажите, на какие группы можно разделить эти слова? На это задание вам даётся 1 минута. Ночь, вода, гнездо, мост, юноша, конь. (Ответы детей) - Какие группы у вас получились? (Эти существительные можно разделить на одушевленные и неодушевленные, ж. р. и м. р., сгруппировать существительные по признаку типа склонения) - Правильно, нужно сгруппировать эти имена существительные по трём типам склонения. - Посмотрите на слайд, на нем изображена таблица. Помогите мне заполнить ее именами существительными по трем типам склонения. Поднимите руку, кто хочет выйти к доске и помочь ее заполнить. Мне нужно 3 ученика из класса. - В правой части доски весят карточки со словами, 1-й ученик распределяет имена существительные первого склонения в первый столбик, 2-й ученик распределяет имена сущ. второго склонения, во второй столбик, 3--й ученик распределяет имена сущ. третьего склонения, в третий столбик.
- Ребята, которые вышли распределять слова в таблице, объясните и докажите почему вы выбрали именно их. - Давайте проверим, правильно ли подобраны слова в первом столбике? Поднимите руки те, у кого получилось также? А теперь, поднимите руку, у кого получилось по-другому. - Теперь слова во втором столбике проверяют только девочки. Поднимите руки те, у кого получилось также? А теперь, поднимите руку, у кого получилось по-другому. Объясните, почему у вашего одноклассника получилось не правильно. - Имена существительные в третьем столбике проверяют только мальчики. Поднимите руки те, у кого получилось также? А теперь, поднимите руку, у кого получилось по-другому. Объясните, почему у вашего одноклассника получилось не правильно. - В ваших тетрадках перепишите таблицу, не расчерчивая ее. Запишите номера склонений, а под ними все слова в столбик. | Приветствовать учителя Писать каллиграфически. Работать со словарными словами Работать по таблице. | Р: принимают и сохраняют учеб. задачу. Р: при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. К: взаимодействие учащихся с учителем и сверстниками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Постановка учебной задачи и ее решен Практич.: работа с ребусами. Слов.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: постановка целей, проблемы и темы урока. Практический: Составление модели Практич.: Чтение правила Практич.: рассказ правила по модели; Практич.: чтение и разбор правила Словес.: слово учителя, ответы на вопросы; Практич.: работа с упражнением. Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: склонение имен существительных по падежам; Практич.: фронтальная работа и проверка одноклассника Практич.: склонение имен существительных по падежам; Практич.: фронтальная работа и проверка одноклассника Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. | 10:07- 10:09 10:09- 10:10 10:10- 10:14 10:14- 10:15 10:15- 10:22 10:22 – 10:27 | - Ребята как вы думаете, что это? (ребус) - Подумайте и скажите, какое слово здесь зашифровано. зонт’’’и мама’’’ (Зима) - Как вы думаете, это слово к какому типу склонения относятся? (К первому типу склонения) ( дом’’ я дятел’’’) - А это слово? (Тоже к первому типу склонения) Молодцы! - Теперь определите, какая же тема сегодняшнего урока? «Существительные первого склонения». - Какие цели мы можем поставить на уроке? Кто хочет перечислить их нам? (Ответы детей) - А я поставила сегодня на урок вот такие цели: 1. вспомнить какие существительные относятся к первому склонению; 2. определить, как пишутся ударные и безударные окончания существительных 1 – го склонения; 3. узнать какие окончания имеют имена существительные первого склонения в разных падежных формах; 4. учится писать окончания существительных первого склонения. Повторение изученного материала - Посмотрите на слайд, на какие две группы можно распределить эти слова? Земля, мишка, стена, дядя. - Кто даст название первой группе, а кто второй? Поднимите руку. (Эти слова делятся на группу слов ж. р.: земля, стена; группа слов м. р.: мишка, дядя) - посмотрите на модель, что я должна вставить в это место? МОДЕЛЬ ПРАВИЛА – Сущ. – м.р. и ж.р -а -я
- Откройте учебники на стр. 120 и прочитайте правило в рамочке. (Существительные ж. р. и м. р. с окончаниями –а, -я изменяются одинаково. И относятся к первому склонению.) Изучение нового материала Упражнение 110, стр. 119 - Откройте учебники на странице 120 и прочитайте упражнение номер 110. Кто хочет прочесть? Что нужно сделать? (Просклонять существительныеСТЕНА и ЗЕМЛЯ в ед. ч. Выделить окончания. Затем просклонять слова МИШКА и ДЯДЯ.) Ребята, а как объединить слова, чтобы было проще склонять эти имена существительные? (Нужно объединить эти слова в две группы) Какие? (Первая группа имена существительные, у которых мягкая основа, вторая группа, имена существительные с твердой основой) - Посмотрите на слайд, давайте проверим. Правильно! (СТЕНА, МИШКА; ЗЕМЛЯ, ДЯДЯ) - Кто хочет просклонять по падежам имена существительные у доски слова МИШКА и СТЕНА, поднимите руку. - Как вы думаете, чем отличаются окончания у этих слов? (У слова МИШКА, окончание безударное, а у слова СТЕНА, окончание ударное) Молодцы! - На глазок разделите страницу тетради на 2 части. В левой части запишите слово МИШКА, а в правой части СТЕНА. Давайте просклоняем по падежам эти слова. Просклоняйте слова по падежам в тетрадях, выделяя окончания и ставя ударение у этих слов.
- В каких падежах можно было допустить ошибку в написании окончания? (Можно было допустить ошибку в тех случаях, где окончания безударные Д. п. и П. п.) - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительных первого склонения? (Ответы детей) - Надо определить склонение существительных и если это существительное первого склонения, то мы берем слово земля и ставим его в тот же падеж. - Какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения. - Кто хочет просклонять по падежам имена существительные у доски ДЯДЯ и ЗЕМЛЯ, поднимите руку. - Как вы думаете, чем отличаются окончания у этих слов? (У слова ДЯДЯ, окончание безударное, а у слова ЗЕМЛЯ, окончание ударное) Молодцы! - Так же на глазок разделите страницу тетради на 2 части. В левой части запишите слово ДЯДЯ, а в правой части ЗЕМЛЯ. Давайте просклоняем по падежам эти слова. Просклоняйте слова по падежам в тетрадях, выделяя окончания и ставя ударение у этих слов.
- В каких падежах можно было допустить ошибку в написании окончания? (Можно было допустить ошибку в тех случаях, где окончания безударные) - Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительных первого склонения? (Надо определить склонение существительных и если это существительное первого склонения, подобрать существительное этого же склонения, но с сильной (ударной) позицией, мы берем слово земля и ставим его в тот же падеж) - Какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения. - Таким образом, можно сделать вывод, что слова в первом склонении с ударным и безударным окончанием пишутся одинаково. - Ребята, что мне делать, если я например пишу диктант и не знаю какое окончание в слове мне написать? (Нужно подобрать существительное этого же склонения, но с ударным окончанием) - Значит, ударные и безударные окончания у существительных первого склонения совершенно одинаковые. | Решать ребусы Слушать, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Определять тему урока. Определять проблему и путь ее преодоления. Определять цели и пути их достижения. Анализировать информацию на слайде и моделировать правило. Соотносить само правило с моделью правила Принимать учебную задачу Читать слова из упражнения Распределить имена существительные по группам Внимательно слушать (читать), синтезировать и запоминать информацию. Записать слова в тетрадь. Склонять слова оп падежам составу, использовать его. Понимать и объяснять роль и значение безударного и ударного окончания в именах существительных Склонять слова оп падежам составу, использовать его. Понимать и объяснять роль и значение безударного и ударного окончания в именах существительных | Р: принимают и сохраняют учеб. задачу. П.: определяют тему урока, проблему и цели. П: ориентируются в символах и буквах, умеют разгадывать ребусы П.: ориентироваться в информации на карточках, чтобы составить модель. Р.: понимать, что можно добавить в модель правила и аргументировать для свой ответ или те решения, с которым он соглашается; Р.: принимают и сохраняют учеб. задачу П.: дополняют и расширяют знания. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Физ.минутка Практич.: выполнение двигательных упражнений | 10:27- 10:28 | Я вижу, что вы немного устали. Так давайте отдохнем и сделаем интересную зарядку! | Выполнять двигательные упражнения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Решение частных задач Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Словес.: слово учителя, ответы учеников. Практич.: фронтальная проверка. Самопроверка. Практич.: фронтальная проверка. Словес.: слово учителя, ответы учеников. Практич.: фронтальная проверка. | 10:28- 10:31. 10:31- 10:35. 10:35-10:36 10:36 – 10:38 10:38-10:39 | - Посмотрите на слайд и объясните, в каком случае, я могу безошибочно написать окончание в именах существительных в этих словосочетаниях:
- Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосоч-ии бежать по дороге, что нужно сделать? (1. слово дороге привести в начальную форму – дорога.) Зачем? (Чтобы определить род и окончание – ж. р., окончание –а) Зачем это нужно? (Чтобы определить тип склонения) А какой тип склонения? (Первое склонение) Зачем нужно было определить тип склонения? (Для того, чтобы подставить слово земля, в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) А зачем? (Какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.) -Таким образом, можно сделать вывод, что слова в первом склонении с ударным и безударным окончанием пишутся одинаково. Запишите это словосочетание и выделите окончание. Молодцы! - Со вторым словосочетанием поработайте в парах. Запишите его в тетрадь, выделяя окончание в слове с пропущенной буквой. Я даю вам 1 минуту. - Кто готов ответить поднимите руку. Как вы выполнили это задание, подробно объясните и докажите. - Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании бежать по дороге, что нужно сделать? (1. слово маме привести в начальную форму – мама.) Зачем? (Чтобы определить род и окончание – ж. р., окончание –а) Зачем это нужно? (Чтобы определить тип склонения) А какой тип склонения? (Первое склонение) Зачем нужно было определить тип склонения? (Для того, чтобы подставить слово земля, в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) А зачем? (Какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.) -Таким образом, можно сделать вывод, что слова в первом склонении с ударным и безударным окончанием пишутся одинаково. - Давайте по цепочке разберем следующее словосочетание. - Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании бежать по дороге, что нужно сделать? (1. слово земле привести в начальную форму – земля.) Зачем? (Чтобы определить род и окончание – ж. р., окончание –я) Зачем это нужно? (Чтобы определить тип склонения) А какой тип склонения? (Первое склонение) Нужно ли подставлять существительное первое склонение с ударным окончанием? (Нет) Почему? (Потому что слово земля – это имя существительное с ударным окончанием) - Очень хорошо! Упражнение 112 стр. 121 - Откройте учебник на странице 121 № 112. Выпишите словосочетания со словами выделенными жирным шрифтом. Вставьте пропущенные окончания. Объясните свою точку зрения, почему вы написали именно эти окончания. Подпишите сверху над словами написанными жирным шрифтом падежи.
- Давайте проверим. Поднимите руку, кто хочет ответить. - Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании увидели на полянке, что нужно сделать? (1. слово на полянке привести в начальную форму – полянка; 2. определить род и окончание – ж. р., окончание –а; 3. определить тип склонения – 1-ое; подставить существительное первого склонения с окончанием в сильной позиции: земля, в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.) - Давайте проверим, как вы разобрали следующие словосочетание. Поднимите, кто хочет ответить. - Чтобы определить какое окончание нужно написать в словосочетании бегством с полянки, что нужно сделать? (1. слово с полянки привести в начальную форму – полянка; 2. определить род и окончание – ж. р., окончание –а; 3. определить тип склонения – 1-ое; подставить существительное первого склонения с окончанием в сильной позиции: земля, в том же падеже, что и существительное с безударным окончанием) Зачем? (Потому что, какое окончание будет у существительного в ударном положении, такое окончание будет и в безударном положении у существительного первого склонения.) - Замечательно! | Предполагать, отвечать на вопросы Принять и сохранить учеб. задачу. Принять и сохранить учеб. задачу. Предполагать, отвечать на вопросы Принимать учебную задачу Анализировать Понимать и объяснять роль и значение безударного и ударного окончания в именах существительных | . П: строят речевые высказывания. Р.: принимают и сохраняют учеб. задачу Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; П: строят речевые высказывания. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров К.: строят рассуждения; слушают, вступать в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. К: формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Домашнее задание Словес.: слово учителя, объяснение домашнего задания | 10:39- 10:40 | Запись и объяснение домашнего задания - Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. В печатной тетради стр. 120 выполнить задание № 113. (Слайд 12) | Записывать домашнее задание; | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Рефлексия. Словес.: ответы на вопросы, самоанализ; Практич.: заполнение таблицы. Практич.: самопроверка Итог урока. | 11:40- 11:45 | - Какие были цели сегодняшнего урока? 1. вспомнить какие существительные относятся к первому склонению; (имена существительные первого склонения м. р. и ж. р. пишутся в ед. ч. С окончанием –а, -я. 2. определить, как пишутся ударные и безударные окончания существительных 1 – го склонения (Ударные и безударные окончания существительных 1 – го склонения пишутся одинаково); 3. узнать какие окончания имеют имена существительные первого склонения в разных падежных формах:
4. учится писать окончания существительных первого склонения. А. Деятельностная -Что нового вы узнали? -Что запомнили? - Что смогли сделать? В.Эмоциональная - Я вам выдам смайлики с эмоциями, вам в парах нужно выбрать те смайлики, которые показывают, довольны ли вы своей работой на уроке и работой своего соседа по парте. Спасибо за урок, до свиданья! | Обобщать изученное. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез П: строят рассужд. Р: осуществляют итоговый контроль |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имена существительные первого склонения Имена существительные второго склонения Имена существительные третьего склонения
,,,,, И МАМА ,,
Первое склонение Зима а
,, ,,,
Дядя я Первое склонение
Тема: «Существительные первого склонения» я а
Цели: вспомнить какие существительные относятся к первому склонению ; определить , как пишутся ударные и безударные окончания существительных 1 – го склонения; узнать какие окончания имеют имена существительные первого склонения в разных падежных формах; учится писать окончания существительных первого склонения.
На какие две группы можно разделить эти слова? Земля, мишка, стена, дядя .
Изменяются одинаково … - ……. и …… а я Первое склонение сущ. ж. р. м. р.
стена, мишка земля, дядя. Имена существительные с мягкой основой Имена существительные с твердой основой
Просклоняй имена существительные мишка и стена. И. п. кто? мишк что? стен Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п. а а
Надо определить склонение существительных и если это существительное первого склонения , то мы берем слово земля и ставим его в тот же падеж .
Просклоняй имена существительные дядя и земля. И. п. дядя земля Р. п. Д. п. В. п. Т. п. П. п. я я
Слова в первом склонении с ударным и безударным окончанием пишутся одинаково .
бежать по дорог… говорить о мам… выкопать из земл… е е и
Упражнение 112 стр. 121 Д. п. Увидели на полянк е ; Р.п. Бегством с полянк и .
Запись и объяснение домашнего задания - Откройте свои дневники и запишите домашнее задание. В печатной тетради стр. 120 выполнить задание № 113.
1. вспомнить какие существительные относятся к первому склонению; 2. определить, как пишутся ударные и безударные окончания существительных 1 – го склонения 3. узнать какие окончания имеют имена существительные первого склонения в разных падежных формах Цели
4. учится писать окончания существительных первого склонения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока окружающего мира "Строение тела человека" и мультимедийная презентация) 2 класс
Тема урока: «Строение тела человека»Цели урока: познакомить с внешним и внутренним строением тела че¬ловека, основными внутренними органами и их функциями; нау¬чить определять местонахождение основных...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Вычитание вида 52-23" и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: математика Класс: 2 «а» Тема урока: «Вычитание вида 52-24» Цели деятельности учителя: познакомить с приёмом вычитания вида «52-24»; совершенствовать навыки устного счёта и умения решать соста...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Конкретный смысл действия умножения" и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения»Цели деятельности учителя: раскрыть конкретный смысл действия умножения, как сложение одинаковых слагаемых, развивать ло...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ В.Осеева «Волшебное слово» и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: В.Осеева «Волшебное слово»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой; учить делить текст на части, составлять план, перес...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ "Я и мои друзья" и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Я и мои друзья»Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о дружбе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, пол...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Закрепление изученного. Решение задач" и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: МатематикаКласс: 2Тема урока: «Закрепление изученного. Решение задач»Цели урока: закрепить знания компонентов и результата умножения, умение решать задачи на нахождение произведения; совершен...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Умножение единицы и нуля" и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Умножение единицы и нуля»Цели деятельности учителя: познакомить с приёмами умножения на нуль и единицу; развивать внимание, логическое мышление; прививать т...