русский язык «Правописание окончаний имён существительных множественного числа» 3 класс
материал

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkii_774_yazyk.docx178.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока русского языка

в 3 «В» классе

обучающейся 21-корршк группы

Рыжиковой Дарьи Дмитриевны

14.04.23 г.

Консультация учителя________________

Консультация методиста _______________


Конспект урока русского языка
УМК: «Начальная школа XXI века», 3 класс

(Учебник «Русский язык» В.Н. Рудницкая, Т.В, Юдачева, стр. 92-94)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 14. 04. 23

Время: 9:00-9:40

Место: МОУ «СОШ №1 им. Гусева»

Класс: 3 «В»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных множественного числа»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений о правописании окончаний имён существительных множественного числа.

Задачи:

Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений о правописание окончаний имён существительных множественного числа, формированию умения применять эти знания и умения в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать имя существительное среди других частей речи, уметь определять окончания имен существительных множественного числа; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, применять на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление  интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания;    строят  логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и  обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общими приемами решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, учебные задачи, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, корректировку выполненных учебных работ.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий:  слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.

Предметные: знают особенности склонения имен существительных в форме множественного числа, определяют падежные окончания у имен существительных, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения;  используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2, » В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева .


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада  видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: - На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать пословицу. Какая пословица у вас получилась?

О: - Учёба и труд к победам ведут.

У: - Как вы понимаете эту пословицу?

О:- Если будешь много трудиться и учиться, то обязательно добьешься своей цели.

У: - Отлично. Эта пословица будет нашим девизом на сегодняшний урок.  

II. Актуализация умений и знаний.

Словарно – орфографическая работа

У: -Вспомните, как называются слова, орфограмму в которых нельзя проверить, а нужно только запомнить?

О: -Словарные слова

У.: -Верно, продолжим наш урок словарной работой. Чтобы узнать какие слова, мы запишем на словарной работе, вам необходимо отгадать загадки и ребусы.

У: -Они запутались в шнурках

Упали на тропинке.

Хозяин испугался:

— Ах!

Вот глупые … (ботинки)

О: -боти́нки

У.: -Верно, проговорим слово по слогам. Дима, к доске, запишите слово в тетрадь с новой строки с маленькой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы. У всех получилось, как на доске? Ставь запятую, садись.

У:  -Кто-то звал его когда-то

Просто-напросто томатом.

Так зовут и до сих пор

Красный круглый... (помидор)

О: помидо́р

У.: -Верно, проговорим слово по слогам. Таня, к доске, запишите слово в тетрадь с новой строки с маленькой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы. У всех получилось, как на доске? Ставь запятую, садись.

У: -Берегут его недаром.

Их всегда должно быть пара.

Истоптал он сто дорог,

Кожаный, простой — … (сапог)

О: -сапо́г

У.: -Верно, проговорим слово по слогам. Маша, к доске, запишите слово в тетрадь с новой строки с маленькой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы. У всех получилось, как на доске? Ставь запятую, садись.

У: -Загадки мы отгадали. Теперь осталось отгадать ребусы. Внимание на ребус, какое слово тут спряталось?

https://sun9-59.userapi.com/impg/oiC0zpRiOq0JylodAfl6ZDaRMkdbhCQ9kLHpXQ/GGDkSkt8awU.jpg?size=486x402&quality=95&sign=cb3050fd4946936964257ebeaa32b039&type=album

О: -когда́

У.: -Верно, проговорим слово по слогам. Миша, к доске, запишите слово в тетрадь с новой строки с маленькой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы. У всех получилось, как на доске? Ставь запятую, садись.

У: -Смотрим на следующий ребус. Какое слово тут спряталось?

О: -лу́чше

У.: -Верно, проговорим слово по слогам. Лена, к доске, запишите слово в тетрадь с новой строки с маленькой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы. У всех получилось, как на доске? Садись

У: -Проверьте себя. Поднимите руку у кого получилось, как на доске. Все молодцы.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: - Ребята, к какой части речи относятся слова, которые вы записали?

О: - К именам существительным.

У: - Что вы знаете об имени существительном?

О:- Часть речи; обозначает предмет; отвечает на вопросы кто?, что?; одушевлённое или неодушевлённое; имеет род и склонение; изменяется по числам и падежам; в предложении может быть как главным членом, так и второстепенным.

У: -Верно. Прочитайте слова:

школа школы

школы школ

школе школам

школу школы

школой школами

о школе о школах

У:–Что общего у слов первого столбика

 О:- Это формы одного и того же слова, все имена существительные стоят в единственном числе.

У:–Что общего у слов второго столбика?

 О:- Это формы одного и того же слова, все имена существительные стоят во множественном числе.

У:–Что происходит в первом столбике со словом школа?

О:- Изменяется по падежам, склоняется

У:–Что происходит во втором столбике со словом школы?

О:- Изменяется по падежам, склоняется

У:–Какая орфограмма есть в словах первого столбика?

О:- Безударные падежные окончания имён существительных единственного числа

У:– Определите орфограмму в словах второго столбика.

О:- Безударные падежные окончания имён существительных множественного числа

У:–Какой столбик вы просклоняете и напишите окончание без проблем?

О: Первый

У:–А что вам ещё не знакомо?

О:- Склонение и правописание окончаний во множественном числе.

У: -Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?

О: - Правописание окончаний имён существительных множественного чисел

IV. Открытие новых умений, знаний

Работа с учебником

У:- Откройте учебник на странице 92, прочитайте правило. Как вы его поняли?

О:- Что во множественном числе у существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения совпадают окончания.

V. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания:

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Работа с учебником

У:- Найдите упражнение 1 на странице 93. Прочитайте задание. Как вы его поняли?

О:- Нужно записать слова в родительном падеже.

У:- Дима и Катя, к доске. Дима записывает и выполняет задание первого столбика, а Катя второго.

Индивидуальное задание для обучающихся с ОВЗ

Запиши по образцу: сапоги- сапог,

Р.п., мн.ч.,

места - ...

куры - ...

яблоки - …

облака – облаков

Р.п., мн. ч., -ов

килограммы - …

помидоры - …

апельсины - …

У:- Теперь проверим, как вы выполнили задание. Назовите слова, которые вы записали.

О: -места –мест; куры- кур; яблоки – яблок; ботинки – ботинок; сапоги – сапог; килограммы – килограммов; помидоры – помидоров, апельсины – апельсинов; облака – облаков; носок – носков.

У: - Верно, молодцы!

У: Дима, расскажи, как ты выполнил это задание.

 Катя, расскажи, как ты выполнила задание.

У: Ребята, кто прочитает интересный факт о помидоре учебника?

О: читают

У: Чтобы нам правильно выполнить следующее упражнение, прочитайте памятку. Как вы поняли задание?

О: У существительного 1 склонения во множественном числе после шипящих мягкий знак не пишется.

У: Упражнение 2. Прочитайте задание. Артём, выходи к доске. Остальные работаю в тетраде.

О: туча – много туч, лыжа – много лыж, удача – много удач, роща – много рощ, встреча – много встреч, крыша – много крыш, дача – много дач, круча- много круч

У: Артём, расскажи, как ты выполнил задание.

 Работа в паре

У: Упражнение 3. Прочитайте задание. Теперь разделимся на группы. Первый ряд записывает слова мужского рода в единственном числе. Второй ряд записывает слова женского рода в единственном числе. Третий ряд записывает слова женского рода в родительном падеже множественного числа. С каждого ряда выходит по очереди один обучающийся и записывает по слову в свой столбик.

О:

М.р.,ед.ч

ключ

шалаш

товарищ

ёрш

чиж

москвич

Ж.р., ед.ч.,

мышь

помощь

брошь

ночь

вещь

дичь

дрожь

Ж.р,,Р.п., мн.ч.=-

встреч

удач

птиц

краж

У: Проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Перечисляю слова, которые должны быть записаны в каждом столбике)

VII. Итог урока.

У: Пришло время подвести итоги. Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

О: С темой: «Правописание окончаний имён существительных множественного числа»

У: Чему вы научились?

О: Определять имена существительных множественного числа

У: Молодцы. Сейчас я вам раздам сигнальные карточки. Ваша задача, если ответ «да» на мой вопрос - поднять зелёную карточку. Если ответ «нет» - поднять красную.

- Мне был интересен урок.

- Мне было легко справляться с заданиями.

- Я хорошо усвоил новый материал.

У: Отлично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Презентация по русскому языку "Падежные окончания имён существительных множественного числа"

Презентация содержит материал для отработки навыков правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа....

презентация по русскому языку "Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже" 4 класс В.П. Канакина УМК "Школа России"

презентация к учебнику "Русский язык" 4 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого УМК  "Школа России" выполнена на основе  "Поурочные разработки по русскому языку" 4 класс Т.Н. Ситников...

Правописание окончаний имён существительных множественного числа.

Презентация  куроку русского языка 3 класс. Тема: "Правописание окончаний имён существительных множественного числа"...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...

"Правописание окончаний имён существительных множественного числа" Презентация к уроку русского языка

quot;Правописание окончаний имён существительных множественного числа" Презентация к уроку русского языка...