Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс. УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс УМК "Школа России" Цели: закрепить знания учащихся о правописании падежных окончаний имѐн существительных единственного числа; учить обосновывать выбор гласных в окончании существительных; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных трех склонений; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.Тип урока: Урок закрепления знаний. Представлен самоанализ урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_urok_i_analiz_moy.docx | 50.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка
в 4а классе
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».
Цели: закрепить знания учащихся о правописании падежных окончаний имѐн существительных единственного числа; учить обосновывать выбор гласных в окончании существительных; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных трех склонений; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Тип урока: Урок закрепления знаний.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная работа, работа в парах, дифференцированная работа.
Оборудование: Сигнальные карточки, карточки с индивидуальными заданиями, фотографии на тему «Зима в городе»
Планируемые результаты:
Предметные
Применять изученные правила при решении орфографических задач;
Определять грамматические признаки имен существительных; Классифицировать имена существительные по типу склонения.
Метапредметные
Способствовать формированию УУД:
регулятивных: учить понимать роль в учебном сотрудничестве, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников
познавательных: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы
коммуникативных: учить договариваться приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания
Личностные:
Адекватно оценивать свои возможности и трудность предлагаемого задания.
Осознавать практическую значимость изучения русского языка.
Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Он пойдет, ребята, впрок.
Постарайтесь все понять,
Будем правильно писать.
Надеюсь, вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке внимательно слушайте вопросы учителя и ответы одноклассников, помогайте друг другу в сложных ситуациях.
2. Минутка чистописания. Словарная работа.
-Хочется начать урок строчками из стихотворения:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
- Ребята, а вы знаете, кому принадлежат эти строки? ( А.С.Пушкину)
-Как вы думаете, почему я урок начала с этого стихотворения? (первый зимний день, 1 декабря)
По календарю зима начинается 1 декабря. В природе каждый год она приходит в разные сроки. Первые морозы нередко сменяются оттепелями, и все-таки постепенно зима вступает в свои права. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году.
Зима – очень красивое время года. В этом году она уже вступила в свои права и изменила наш город.
( После каждого выполненного нами задания, в благодарность за вашу работу, я буду открывать одну фотографию)
- Ребята, откройте тетради, запишите дату, классная работа.
-Декабрь - словарное слово.
-Лексическое значение слова. (Двенадцатый месяц календарного года)
- Подберите однокоренные слова к слову декабрь и разберите их по составу. (декабрьский, декабрист)
-Объясните значения слова декабрист.
Декабрист - шлюмбергера –цветок расцветающий в декабре.
Декабрист - русский революционер, участник восстания против самодержавия и крепостничества в декабре 1825 года.
У бабушк. Даш. на подоконник. расцвел декабрист.
-Какое правило надо знать, чтобы безошибочно записать предложение?
3.Формулировка цели урока и постановка учебных задач.
- Какую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков?
(Правописание безударных падежных окончаний имён существительных)
- Так какова же цель нашего урока? (научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)
-Вспомним алгоритм проверки безударного падежного окончания.
1 способ: Определить склонение, падеж существительного и вспомнить, какое окончание нужно писать в данном падеже данного склонения.
2 способ: Подобрать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания)
- Сформулируйте учебные задачи:
(- учиться ставить имя существительное в начальную форму;
- научиться безошибочно определять тип склонения и падеж имени существительного;
- запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;
- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания)
4. Работа по теме урока. Актуализация знаний.
-Что надо знать, чтобы проверить безударное падежное окончание имени существительного?
(Склонение и падеж)
1 задание: Игра «Четвертое лишнее»
Запишите лишнее слово каждого столбика
Зима Дорога Буря Город | Болезнь Метель День Скатерть | Небо Пальто Такси Шоссе |
ФИЗМИНУТКА
Физкультминутка. (1 мин)
– Зимой холодно. И когда тебе холодно на улице то нужно двигаться. И хотя в нашем кабинете и не холодно, но мы подвигаемся.
Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, вы поднимаете руки вверх; если имя существительное относится к 3-му склонению, то приседаете.
Слова для физкультминутки:
Льдина (1),
сугроб (2),
молодость (3),
лед (2),
шуба (1),
степь (3),
степь (3),
синичка (1),
морковь (3),
снегирь (2),
площадь (3),
одеяло (2)
февраль(2),
вьюга (1),
зима (1),
метель (3)
снежинка (1.).
2 задание:
Я говорю определение, а вы название падежа, о котором идёт речь:
Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто; (И.п)
Какой падеж употребляется с предлогами: на, за, под, через, про, в? (В.п)
Кого же нет, я очень беспокоюсь, чего же нет? Отправлюсь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите; (Р.п)
Мне без предлогов свет не мил, пусть будут «в», и «о», и «при»; (П.п)
Предлогам «перед», «под» и «над» в любой момент я буду рад; (Т.п)
Лишь только я могу сказать, с предлогами «к» и «по» порой дружу, но и один гулять хожу. (Д.п)
-Вы хорошо справились с заданием.
3 задание: Работа с сигнальными карточками (И или Е)
с ветк . , из жизн . , на обложк . , по площадк . , с крыш . , из тарелк . о детств., от пыл ., на льдин., в сугроб., о метел.
5. Самостоятельная работа. Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных.
Задание 4. В конверте находятся три карточки разного уровня сложности. Самостоятельно выполните одну из них по желанию.
1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.
По аллее, на дороге, на поверхности, у крыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке, с ветки.
2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать склонение и падеж.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….
3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание.
Телеграмма для______________.
Рассказ о __________________.
Сидит на __________________.
Сок из _____________________.
Гулял в ____________________.
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание).
-Какой темой можно объединить фотографии? («Город Рославль зимой», «Зима в городе»)
Работа в парах.
Запишите 2-3 предложения по этой теме, чтобы в каждом из них встречалась изученная орфограмма.
(Проверка)
7. Домашнее задание.
Составить текст по теме «Зима в городе»
8. Рефлексия.
Я сегодня на уроке учился____________
Я работал с _____________настроением.
Я________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _________________ .
(Ответы детей)
Анализ урока по русскому языку в 4-а классе.
УМК «Школа России»
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».
Цели: закрепить знания учащихся о правописании падежных окончаний имѐн существительных единственного числа; учить обосновывать выбор гласных в окончании существительных; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных трех склонений; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Тип урока: Урок закрепления знаний.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, работа в парах, дифференцированная.
Оборудование: Сигнальные карточки, карточки с индивидуальными заданиями, фотографии на тему «Зима в городе»
Планируемые результаты:
Предметные
Применять изученные правила при решении орфографических задач;
Определять грамматические признаки имен существительных; Классифицировать имена существительные по типу склонения
Метапредметные
Способствовать формированию УУД:
регулятивных: учить понимать роль в учебном сотрудничестве, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников
познавательных: развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы
коммуникативных: учить договариваться приходить к общему решению при работе в группе, строить монологические высказывания
Личностные:
Адекватно оценивать свои возможности и трудность предлагаемого задания.
Осознавать практическую значимость изучения русского языка.
Иметь положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению языка.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления предметных и метапредметных знаний.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
- словесные (рассказ, беседа,);
- наглядные
- практические (работа с карточками, работа в паре);
по виду учебной деятельности:
- частично-поисковый метод
по способу организации работы:
- работа под непосредственным руководством учителя;
- работа в паре.
Урок начинается с организационного момента. Этот этап, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Второй этап- минутка чистописания, для определения буквы, которую нужно было прописать дано стихотворение А.С. Пушкина о зиме. Ребята подобрали однокоренные слова к словарному слову «декабрь», разобрали их по составу и познакомились с лексическими значениями слова «декабрист».
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности обучающихся в достижении поставленной цели на уроке.
Для выяснения темы урока и цели проведен фронтальный опрос. Дети самостоятельно определили тему и цели урока. Повторили алгоритм проверки безударного падежного окончания.
Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Задания расположены по уровню усложнения материала: Игра «Четвертое лишнее», «Узнай падеж», работа с сигнальными карточками.
Для определения уровня знаний были предложены разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей обучащихся, они помогли создать в классе благоприятный климат. У обучающихся возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повышало их познавательную активность.
На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.
После каждого выполненного задания, в благодарность за работу, открывали одну фотографию на тему «Зима в городе».
Завершающим заданием урока было задание творческого характера.
Записать 3-5 предложений по этой теме, чтобы в каждом из них встречалась изученная орфограмма.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, скрытая физминутка.
При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом).
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех обучащихся этого класса.
Завершающим этапом было подведение итогов и рефлексия, которая дает осмысление своих действий и самооценку. Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний.
Домашнее задание было дано творческого характера.
На данном уроке все поставленные задачи были реализованы, цель достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"
Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение», 3 класс
Сценарий урока русского языка (Перспективная начальная школа) в третьем классе...
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа. Обобщение», 3 класс
Презентация к сценарию урока русского языка (Перспективная начальная школа) в третьем классе...
Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».
•Урок русского языка в 4 классе по теме•«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" проведён с использованием проблемно-поискового метода. Тип урока-урок введ...
Тест по русскому языку 4 класс по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"
Тест по русскому языку для учащихся 4 класса по теме " Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа" по программе " Школа России"...
Методическая разработка урока по русскому языку на тему: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
УМК «Школа России»4 класс...
Урок русского языка "Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных"
4 класс УМК "Школа России"...