Технологическая карта по русскому языку. Повторение сведений о падежах. Несклоняемые имена существительные.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта по руссскому языку. Тема урока:Повторение сведений о падежах. Несклоняемые имена существительные.УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. участника Зяблова Светлана Романовна

Тема урока: Повторение сведений о падежах. Несклоняемые имена существительные.

Класс 4 Б

Цель урока: Развитие умения  склонять имена существительные, ознакомление с понятием несклоняемые имена существительные.

Задачи урока:

1.Образовательная.

-Научить определять падеж и склонять имя существительное;

-Обобщить и систематизировать знания учащихся о падежах и приёмах их распознавания.

2.Развивающая.

-Развивать умение работать в паре и самостоятельно;

- Развивать способность сверять свою работу с образцом и самостоятельно и объективно её оценивать.

3.Воспитательная.

-Воспитывать аккуратность, взаимоуважение и доброжелательные отношения к товарищам.

Ресурсы урока: Ноутбук, презентация урока, учебник «Русский язык» 4 класс В.П. Канакина.

ХОД УРОКА

Этапы

Урока

Задачи

этапов

урока

Методы

и

приемы

работы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формы

организации

учебной

деятельности

(Ф-фронтальная,

И- индивидуальная,

П-парная,

Г- групповая)

Дидактические

средства,

интерактивное

оборудование

Формы

контроля,

взаимоконтроля

и

самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные)

Личностн

ые

Организационный этап

Проверка подготовленности класса

Беседа

-Здравствуйте!  Итак,  урок русского языка. Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

 - Садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Записывают число, классная работа

Фронтальная работа.

-

-

-

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Положительное отношение к уроку

Постановка цели и задач урока

Направить деятельность учащихся на определение темы и постановку целей урока, создание проблемной ситуацией

Диалог-общение

Прежде чем мы узнаем тему нашего сегодняшнего урока выполним орфографическую разминку.

-Вы будете слышать предложение и одним словом вы его должны обобщить

И записать в тетрадь

1. Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве.  

2. Человек, близкий по взглядам, условиям жизни, синоним к слову друг.

3. Устройство, система связи для передачи речевой информации, аппарат для разговора.

4. Многоместный автомобиль, для перевозки пассажиров.

5. Упакованные для отправки поездом, самолетом или другим  транспортным средством вещи пассажиров.

6. Здание большой станции на путях сообщения.

7. Верхняя одежда, обычно ниже колен.

8. Занимательный, любопытный, привлекающий интерес.

- Прочитайте  внимательно слова,  что объединяет группу этих слов?

- Какое слово лишнее и почему?

-Что объединяет другие, записанные вами слова? Какой частью речи они являются?

- Составьте словосочетания  с данными существительными, употребив их в  указанном падеже и используя слова для справок.

Пассажир (Р.п.); товарищ (Р.п.); автобус (Д.п.);  телефон (Д.п.); багаж (Т.п.);  вокзал (П.п.); пальто (П.п.).

Слова для справок: билет для, погостил у, подошел к, разговаривал по, отправились за,  встречали на, гулял в.

- Проверьте по слайду

-  Что изменилось у существительных?

- Почему?

- Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются?  Давайте проверим,  прочитайте предложения, записанные на экране.

В магазине продаются разные пальто.  У пальто меховой воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне новое зимнее  пальто. Я доволен своим пальто.  Мне было тепло в пальто.

- Что вы заметили?

- Определите падеж у слова пальто в каждом предложении.  

- Изменилась ли какая-нибудь часть слова?

-Какая особенность у слова пальто?

-Как можно назвать существительные, которые не склоняются?

- Так какая же тема нашего сегодняшнего урока

Слушают учителя

-Обобщают и записывают слово

-Пассажир

-Товарищ

-Телефон

- Автобус

- Багаж

-Вокзал

- Пальто

-Интересный

- Они словарные, их нужно запомнить

-Интересный – так как это имя прилагательное

- Именем существительным

Билет для пассажира, погостил у товарища, подошел к автобусу, разговаривал по телефону, отправились за багажом,  встречали на вокзале, гулял в пальто.

- У существительных изменялось окончание

-Мы склоняли их, изменяли  по падежам

-Во всех предложениях повторяется слово пальто

- Им., Вин. п., Род. п., Д. п., Пр. п., Тв. п.

- нет

- оно не склоняется, то есть не изменяется по падежам

-Несклоняемые

- Несклоняемые имена существительные

Фронтальная работа,

Индивидуальная

Презентация

Самоконтроль

    -

Р: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания, незнания.

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечить восприятие, осмысление.

Диалог-общение

- Открываем учебник, стр. 88,  прочитаем информацию «Вспомните».

- Как определить падеж несклоняемого существительного?

-Приведите примеры таких существительных.  В русском языке таких слов много.

Слайд

Шоссе, фламинго, метро, кино, радио, манто, кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе.

- Отгадайте загадку, догадайтесь, о каком из этих слов идет речь?

Опоясал каменный ремень

Сотни городов и деревень.

- Как вы понимаете смысл этого слова?

- Итак, в чем особенность  несклоняемых имен существительных?

Открыли учебник на ст.88 читают.

- По вопросу

-Шоссе

- это дорога с твердым покрытием

- Не изменяются по падежам, не изменяется окончание

Фронтальная работа

Презентация

Самоконтроль

   -

Р:принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Понимать необходимость данного материала

Физкультминутка

Разрядить обстановку. Дать возможность детям отдохнуть.

-

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

Выполняют движения

Фронтальная работа.

Презентация

-

-

-

-

Закрепление изученного материала

Устанавливают осознанность нового материала, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала.

Деятельностный

Выполним самостоятельную работу.

На доске вы видите задание, вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные: слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе.

Мы были в зоопарке.  Там мы увидели розовых _______________, большого_______________. Маленький ______________ был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых_____________, о том, как ____________ катал детей по зоопарку, а ___________ рисовал красками картину.

-Проверьте по слайду.

Оцените себя на ленеечках

Выполняют самостоятельную работу

Мы были в зоопарке.  Там мы увидели розовых фламинго, большого шимпанзе . Маленький пони был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых фламинго, о том, как пони катал детей по зоопарку, а шимпанзе рисовал красками картину.

Фронтальная работа,

Индивидуальная работа  

Презентация

Самоконтроль

Р:  принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Проявлять интерес к заданной теме

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

-

Стр 88 Упр 152

Записывают домашнее задание.

-

-

-

-

-

-

Итог урока.

Рефлексия

Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся

Диалог-общение

- Как определить падеж существительных в предложении?

-Все ли существительные изменяются по падежам?

- Какие существительные называются несклоняемыми? Оцените свою работу на уроке:

 Я сегодня узнал…. Я научился…..   Мне было….

- У вас на партах лежат кружки желтого цвета, нарисуйте смайлик, с каким настроением вы завершаете урок. Молодцы, спасибо!

- Найти слово, от которого зависит имя существительное, задать от главного слова к имени существительному падежный вопрос, определить падеж

- Нет так как есть имена существительные которые не изменяются

- Те которые не изменяются по падежам и окончаниям  

Фронтальная работа.

-

Самоконтроль

Оценивают проделанную работу

Р: Осознание качества и уровня полученных знаний

П:Умение систематизировать, обобщать изученное;

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве. 2. Человек, близкий по взглядам, условиям жизни, синоним к слову друг. 3. Устройство, система связи для передачи речевой информации, аппарат для разговора. 4. Многоместный автомобиль, для перевозки пассажиров. 5. Упакованные для отправки поездом, самолетом или другим транспортным средством вещи пассажиров. 6. Здание большой станции на путях сообщения. 7. Верхняя одежда, обычно ниже колен. 8. Занимательный, любопытный, привлекающий интерес.

Слайд 2

1.Пассажир 2.Товарищ 3.Телефон 4.Автобус 5.Багаж 6.Вокзал 7.Пальто 8.Интересный

Слайд 3

Пассажир ( Р.п .); товарищ ( Р.п .); автобус ( Д.п .); телефон ( Д.п .); багаж (Т.п.); вокзал ( П.п .); пальто ( П.п .). Слова для справок: билет для, погостил у, подошел к, разговаривал по, отправились за, встречали на, гулял в.

Слайд 4

Билет для пассажира, погостил у товарища, подошел к автобусу, разговаривал по телефону, отправились за багажом, встречали на вокзале, гулял в пальто.

Слайд 5

В магазине продаются разные пальто. У пальто меховой воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне новое зимнее пальто. Я доволен своим пальто. Мне было тепло в пальто.

Слайд 6

В магазине продаются разные пальто( И.п ) . У пальто( В.п ) меховой воротник. К пальто( Р.п ) пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне новое зимнее пальто( Д.п ). Я доволен своим пальто( П.п ). Мне было тепло в пальто( Т.п ).

Слайд 7

Шоссе, фламинго, метро, кино, радио, манто, кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе.

Слайд 8

Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых _______________, большого_______________. Маленький ______________ был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых_____________, о том, как ____________ катал детей по зоопарку, а ___________ рисовал красками картину. слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе

Слайд 9

Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых фламинго , большого шимпанзе . Маленький пони был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых фламинго , о том, как пони катал детей по зоопарку, а шимпанзе рисовал красками картину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Урок опробирован на учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Урок интересный и познавательный....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Технология проблемного обученияОборудование к уроку: проектор; компьютер; презентация; карточки для  работы в парах.Цель урока:  формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённы...

Технологическая карта урока русского языка Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.

Тип урока: урок открытия  нового знанияТехнология проблемного обученияОборудование к уроку: проектор; компьютер; презентация; карточки для  работы в парах.Цель урока:  фо...

Конспект урока по русскому языку "Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные". 4 класс

Конспект урока предназначен для закрепления умений учащихся определять падеж имён существительных, а также для повторения особенностей несклоняемых имен существительных....

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Несклоняемые имена существительные"

Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Несклоняемые имена существительные"...