Русский язык "Второстепенные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку
Цель: содействовать формированию представления о второстепенных членах предложения.
Учиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении, обозначать графически.
Тренироваться использовать дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
Совершенствовать орфографические навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vt_chleny.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тема: Второстепенные члены предложения
Цель: содействовать формированию представления о второстепенных членах предложения.
Учиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении, обозначать графически.
Тренироваться использовать дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
Совершенствовать орфографические навыки.
Предметные результаты | Метапредметные результаты и деятельность учащихся |
Выписывать из предложения словосочетания, задавая вопрос от главного слова к зависимому. Составлять предложения по заданным словам. Находить и исправлять ошибки в постановке вопросов к второстепенным членам предложения. | Познавательные. Обсуждать правило. Самостоятельно работать :применять правило. Выписывать из предложения словосочетания, задавая вопросы от главного слова к зависимому. Составлять предложения по заданным словам Регулятивные Формировать интерес к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях. Формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Коммуникативные. Выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач(диалог, устные монологические высказывания , письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения. |
Оборудование: учебник «Русский язык», проектор.
Этапы урока | Ход урока (деятельность учителя и учащихся) | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний | I. Организационный момент Быстренько проверь, дружок: Чистописание Объясните смысл пословицы. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | Проблемная ситуация. апись под диктовку. В лесу проворные ежи шуршали сухими листьями. Учитель. Найдите главные члены предложения. Что знаете о подлежащем? Подлежащее - главный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы: кто? что?; в предложении выражено именем существительным или местоимением; подчеркиваем “_____” - Что такое сказуемое? Сказуемое - главный член предложения; обозначает действие; отвечает на вопрос: что делать?; в предложении выражено глаголом; подчеркиваем “====” - Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое). – Как вы думаете, для чего нужны оставшиеся слова? Выпал снег Березы стоят Шелестит листва грустные, у дома весело, молодая, пушистый вчера Найдите предложения и выделите подлежащее и сказуемое. Дополните каждое предложение словами из правого столбика. Запишите, что получилось. Вчера выпал пушистый снег. У дома стоят грустные березы. Шелестит молодая листва. Выделите грамматическую основу. Сравните эти предложения. В каких содержится более полная информация? – Для чего нужны слова правого столбика? Как они называются? – Чему мы будем учиться сегодня на уроке? Прочитайте тему урока. Предложения бывают распространенные и нераспространенные. Какие предложения в наших примерах являются распространенными и нераспространенными? Аргументируйте свои ответы. - Из каких членов предложения может состоять предложение? (Может состоять только из одного главного подлежащего, из одного главного сказуемого, состоит только из главных подлежащего и сказуемого, состоит из главных и второстепенных членов) Вывод: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения. - Нужны ли второстепенные члены предложения? Вывод: Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой. - Сформулируйте тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока). Тема урока: “Второстепенные члены предложения” Цель: Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство. Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении. Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи. Открытие нового. - Запишите распространенное предложение в тетради. Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение. Дует холодный ветер. - Обозначьте орфограммы. - Найдите в предложении главные члены предложения - Слово “холодный” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является? Определение - второстепенный член предложения; обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая?… , в предложение выражается прилагательным; подчеркиваем “~~~~” Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение. - Обозначьте орфограммы. - Найдите в предложении главные члены предложения. Листья опадают с деревьев. - Слово “с деревьев” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является? Дополнение - второстепенный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы косвенных падежей; в предложении выражено именем существительным; подчеркиваем “– – – ” Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение. Светит ласково солнце. - Обозначьте орфограммы. - Найдите в предложении главные члены предложения. - Слово “ласково” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является? Обстоятельство - второстепенный член предложения; обозначает признак действия, способ и место действия; отвечает на вопросы как? куда? где? откуда? когда? в предложении выражено наречием, именем существительным подчёркиваем: “–. –. –” Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. В воздухе кружатся осенние листья. - Обозначьте орфограммы. - Разобрать по членам предложения и частям речи. Вывод: Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении? Физминутка | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией |
ΙΙΙ. Применение нового знания |
Работа с учебником. Самостоятельная работа | Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание |
ΙV. Домашнее задание | Выполнить по выбору упр.3 или упр. 4 с.85-86 | |
V. Рефлексия | -Над какой темой работали? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка (члены предложения)
Разработка урока во 2 классе по программе"Школа России"...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".
Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...
Таблица по русскому языку "Члены предложения" (авторская разработка)
Яркая таблица по русскому языку "Члены предложения" для начальной школы и 5-6 классов....
Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».
На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими признаками однородных членов, формирует умение находить однородные члены в предлож...
Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...
Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.
Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....
Самостоятельная работа по русскому языку "Члены предложения" 3 класс
Данный материал может быть использован для закрепления знаний по теме «Члены предложения»...