Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель:
Содержательная: сформировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении;
Деятельностная: развивать умение находить окончание в словах.
Задачи:
Дидактические:
- называть и определять части слова (корень, окончание);
- научить способам нахождения окончания;
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;
- развивать орфографическую зоркость.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
Развивающие:
- развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
- формировать умение строить высказывания, логические рассуждения и доказательства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rya_okonchanie.docx | 40.76 КБ |
okonchanie.pptx | 145.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Дата:15.11.21
Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)
Учебный предмет: русский язык
ОС: Школа России
Класс: 3
Цель:
Содержательная: сформировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении;
Деятельностная: развивать умение находить окончание в словах.
Задачи:
Дидактические:
- называть и определять части слова (корень, окончание);
- научить способам нахождения окончания;
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;
- развивать орфографическую зоркость.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
Развивающие:
- развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
- формировать умение строить высказывания, логические рассуждения и доказательства.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение называть и определять части слова (корень, окончание);
- умение находить окончания в словах;
- умение грамотно писать.
Личностные:
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.
Метапредметные:
Познавателные:
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Регулятивные:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.
Коммуникативные:
- Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.
Оборудование: презентация, тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова.
Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2013. – 159 с., [2] л. Ил.: ил. - (Школа России); С – 46,47
Ход урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Формируемые УУД |
1.Этап мотивации Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | 1.2.Проверка готовности -Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал 1.3.Работа с пословицей -На доске: «Воля и труд дивные всходы дают». – Как вы понимаете слова пословицы? - Каждый человек, чтобы что-то заработать, что-то получить - должен трудиться. | Приветствуют Проверяют готовность Отвечают на вопросы | Фронтальный опрос |
|
2.Этап актуализации и пробного учебного действия Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1.Повторение темы прошлого урока - С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний). - Найдите лишнее слово в каждой строке. 1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная. -Выделите в них корень. -Так давайте же скажем, что такое корень слова? -Как найти в слове корень? -Какие слова мы называем однокоренными? -Молодцы, прошлую тему вспомнили. Однокоренные слова – это слова с общей частью и с одним и тем же значением. Корень – это общая часть однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть. |
| Фронтальный опрос Фронталный опрос | |
3.Этап выявления места и причины затруднения Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. |
На слайде: Меня увидел бурый медвежата. - Что за запись на доске? -Получилось ли предложение? Почему? - Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог) - Какой предлог тут можно употребить? Обсудите в парах -Какой вывод сделаем? - Какое получим предложение? Меня увидели бурые медвежата. - Что мы изменили в словах? Какую часть слова? -А вы знаете, что такое окончание? 3.2.Определение темы и цели урока -Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд) -Какую цель поставим перед собой? | Обсуждение в парах Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова Окончание Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Узнать, что такое окончание и как его выделять. | Парная работа Фронтальный опрос | |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | -Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой? -Верно. Сегодня мы: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание. | Фронтальный опрос | ||
5.Этап реализации построенного проекта Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Работа с учебником. Упр. 142, с. 79 -Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст. -Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? -Что обозначает это слово? -Что в нем изменялось? -Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике) -Проверим. -Какой вывод сделаем? Игра "Найди слово по окончанию Придумывать слово в группе, сидя на полу на коленях. 5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80 -Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи? -Проверим ваши предположения, выполним следующее упр. 145 на с.80 -Что не так в этом тексте? -Что нужно сделать во 2-5 предложениях, чтобы слова были связаны по смыслу? -Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове. -Проверим. -Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания? -Проверим ваши предположения, прочитав правило. -Расскажет правило… Физминутка Правой рукой погладить себя по голове, а левой хлопать по животу. 5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81 -Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм. -Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147 -В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов? -Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание. -Проверим. -Какой вывод сделаем? -Проверим ваш алгоритм, прочитав правило. -Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре. | Одно Дерево Окончание Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним Слово дождь не в нужной форме Изменить окончание Работа с правилом Предположения детей Второе слово во мн.ч. Алгоритм | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Парная работа | |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Работа с учебником. Упр. 149 с.82(устно) -Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания. -Давайте проверим ваши предположения. -Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания. -Проверим. -В каких словах вы не увидели окончания? -Какой вывод сделаем? -Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях. Физминутка для глаз Видеоурок | Обед, ужин В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами | Фронтальный опрос | |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | -Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме.
Проверочные работы стр.26 | Самостоятельная работа учащихся | Самопроверка по эталону | |
8.Этап включения в систему знаний и повторение Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | -Подведем итоги. Слайд Окончание – это ____ _______ часть __________, которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание? | Ответы детей | Фронтальный опрос | |
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | -Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги. -Какова была тема нашего урока? -Какую цель ставили пред собой? -Какие задачи ставили перед собой? Приём "Покажи" Палец вверх: «Я понимаю и могу объяснить своими собственными словами». Помахать рукой: «Я не очень уверен и сомневаюсь, смогу ли объяснить». Пальцы вниз: «Я не понял и не смогу это объяснить». . Д.З.стр.80-81правило,упр146 | Отвечают на вопросы | Беседа |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.
Меня увидел бурый медвежата.
Меня увидел и бур ые медвежата.
Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание ? Цель: познакомиться с новой частью слова – окончанием и учиться находить его в словах. Задачи: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание.
1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен_ Ы __ , растёт около лес __ А _ , гулял перед дожд_ ЁМ _ , живёт за Москв__ ОЙ _ , написано на доск_ Е __ . 2 . Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван - _______диван ы ______________________ собака - ______собак и ____________________ чёрное - ______черн ые __________________ первая - _______перв ые _______________ лестница - _____лестниц ы __________________
2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол_ Е __ , играют около школ_ Ы __ , тучи перед гроз __ ОЙ _ , весна приходит за зим_ ОЙ __ , лежит на земл_ Е __ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан - _____стакан ы ______________________ дедушка - ____дедушк и _______________________ большая - ______больш ие _____________________ четвёртое - __четверт ые ________________________ мечтал - _______мечтал и ______________________
Окончание – это ____ _______ часть _______, которая образует __________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание?
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. - Как обозначаем окончание?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
урок введения новых знаний...
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"...
урок русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"
Урок русского языка в 3-м классе "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?". УМК "Школа России"...
"Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?"
Технологическая карта и презентация к уроку....
Конспект открытого урока по теме "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"
Цели урока:введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;формирование...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? "
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс"Цель: Создание условий для овладения обучающимися знаниями о суффиксе; для формирования УУД обуча...