Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Агаджан Елена Алиджановна

Цель:

Содержательная: сформировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении;

Деятельностная: развивать умение находить окончание в словах.

Задачи:

Дидактические:

  • называть и определять части слова (корень, окончание);
  • научить способам нахождения окончания;
  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;
  • развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.

Развивающие: 

  • развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
  • формировать умение строить  высказывания, логические рассуждения и доказательства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rya_okonchanie.docx40.76 КБ
Файл okonchanie.pptx145.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Дата:15.11.21

Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Учебный предмет: русский язык

ОС: Школа России

 Класс: 3

Цель: 

Содержательная: сформировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении;

Деятельностная: развивать умение находить окончание в словах.

Задачи:

Дидактические:

  • называть и определять части слова (корень, окончание);
  • научить способам нахождения окончания;
  • понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «окончание», «нулевое окончание»;
  • развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.

Развивающие:  

  • развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
  • формировать умение строить  высказывания, логические рассуждения и доказательства.

        

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умение называть и определять части слова (корень, окончание);
  • умение находить окончания в словах;
  • умение грамотно писать.

Личностные:

  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

Метапредметные:

Познавателные:

  • анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
  • составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.

Коммуникативные:

  • Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  • учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.

Оборудование: презентация, тесты двух вариантов, распечатанные однокоренные слова.

Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 3 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Канакина В.П. –  2-е изд. - М. : Просвещение, 2013.  – 159 с., [2] л. Ил.: ил. - (Школа России); С – 46,47

 

Ход урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Формируемые УУД

1.Этап мотивации 

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1.2.Проверка готовности

-Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал

1.3.Работа с пословицей

-На доске: «Воля и труд дивные всходы дают».

– Как  вы понимаете слова пословицы?

- Каждый человек, чтобы что-то заработать, что-то получить - должен трудиться.
– Давайте же и мы приложим волю и усилия для успешной работы и преодолеем все трудности, откроем новые знания!

Приветствуют

Проверяют готовность

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос

 

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1.Повторение темы прошлого урока

С чего начнём работу на уроке? (С повторения необходимых знаний).

Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Гористый, гора, горчица, горная.

-Выделите в них корень.

-Так давайте же скажем, что такое корень слова?

-Как найти в слове корень?

-Какие слова мы называем однокоренными?

-Молодцы, прошлую тему вспомнили.

Однокоренные слова – это слова с 

общей частью и  с одним и тем же 

значением. 

Корень – это общая часть 

однокоренных слов. 

Чтобы найти корень, надо 

подобрать однокоренные слова и 

выделить в них общую часть.

 

 

Фронтальный опрос

Фронталный опрос

3.Этап выявления места и причины затруднения

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

  • Постановка проблемной ситуации

На слайде:

Меня увидел бурый медвежата.

- Что за запись на доске?

-Получилось ли предложение? Почему?

- Какая часть речи служит для связи слов в предложении? (Предлог)

- Какой предлог тут можно употребить?

Обсудите в парах

-Какой вывод сделаем?

- Какое получим предложение?

Меня увидели бурые медвежата.

- Что мы изменили в словах? Какую часть слова?

-А вы знаете, что такое окончание?

3.2.Определение темы и цели урока

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (слайд)

-Какую цель поставим перед собой?

Обсуждение в парах

Вывод: Предлог не нужен, а надо изменить некоторые слова

Окончание

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Узнать, что такое окончание и как его выделять.

Парная работа

Фронтальный опрос

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

-Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой?

-Верно. Сегодня мы:

1.Узнаем, что такое окончание.

2.Узнаем его роль в речи.

3. Научимся обозначать окончание.

Фронтальный опрос

5.Этап реализации построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Работа с учебником. Упр. 142, с. 79

-Ребята, начнем работать над решением задач. Откройте учебник на странице 79 и найдите упражнение 142 и прочитайте текст.

-Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные?

-Что обозначает это слово?

-Что в нем изменялось?

-Ребята, давайте спишем выделенные слова и обозначим изменяемую часть рамочкой (пример в учебнике)

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?

Игра "Найди слово по окончанию

Придумывать слово в группе, сидя на полу на коленях.

5.2.Работа с учебником. Упр. 145, с.80

-Ребята, скажите, а вы знаете какова роль окончаний в речи?

-Проверим ваши предположения, выполним следующее упр. 145 на с.80

-Что не так в этом тексте?

-Что нужно сделать во 2-5 предложениях, чтобы слова были связаны по смыслу?

-Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове.

-Проверим.

-Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания?

-Проверим ваши предположения, прочитав правило.

-Расскажет правило…

Физминутка

Правой рукой погладить себя по голове, а левой хлопать по животу.

5.3.Работа с учебником. Упр. 147 с. 81

-Скажите, а как найти в слове окончание? Попробуйте составить алгоритм.

-Давайте выполним следующее упражнение, а после откорректируем алгоритм. Прочитайте текст упр.147

-В чем сходство и различие каждой пары выделенных слов?

-Спишите, ставя второе слово во мн.ч., выделяя окончание.

-Проверим.

-Какой вывод сделаем?

-Проверим ваш алгоритм, прочитав правило.

-Закройте учебники и проговорите алгоритм друг другу в паре.

Одно

Дерево

Окончание

Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются его формы, а лексическое значение остается прежним

Слово дождь не в нужной форме

Изменить окончание

Работа с правилом

Предположения детей

Второе слово во мн.ч.

Алгоритм

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос

Парная работа

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Работа с учебником. Упр. 149 с.82(устно)

-Ребята, как вы думаете, может быть такое, что в слове нет окончания.

-Давайте проверим ваши предположения.

-Прочитайте упр. 149. Спишите, выделяя окончания.

-Проверим.

-В каких словах вы не увидели окончания?

-Какой вывод сделаем?

-Верно, такие окончания называются нулевыми. И обозначаются знаком рамочки после слова. Обозначьте в своих тетрадях.

Физминутка для глаз

Видеоурок

Обед, ужин

В некоторых словах окончание может быть не выражено буквами

Фронтальный опрос

7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: переход извне внутрь нового способа действия и достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

-Сейчас у вас будет небольшая самостоятельная работа по пройденной теме.

 

 Проверочные работы стр.26

   Самостоятельная работа учащихся

Самопроверка по эталону

8.Этап включения в систему знаний и повторение

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

-Подведем итоги.

Слайд  

Окончание – это ____ _______ часть __________,

которая образует _____________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________.

-Как обозначаем окончание?

Ответы детей

Фронтальный опрос

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Вот и подошел к концу урок. Пришло время подвести итоги.

-Какова была тема нашего урока?

-Какую цель ставили пред собой?

-Какие задачи ставили перед собой?

Приём "Покажи"

Палец вверх: «Я понимаю и могу объяснить своими собственными словами».

Помахать рукой: «Я не очень уверен и сомневаюсь, смогу ли объяснить».

Пальцы вниз: «Я не понял и не смогу это объяснить».

 .

Д.З.стр.80-81правило,упр146

 Отвечают на вопросы

Беседа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воля и труд дивные всходы дают

Слайд 2

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 3

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 4

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 5

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 6

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 7

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 8

1 ) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная.

Слайд 9

Меня увидел бурый медвежата.

Слайд 10

Меня увидел и бур ые медвежата.

Слайд 11

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание ? Цель: познакомиться с новой частью слова – окончанием и учиться находить его в словах. Задачи: 1.Узнаем, что такое окончание. 2.Узнаем его роль в речи. 3. Научимся обозначать окончание.

Слайд 12

1 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Стоит у стен_ Ы __ , растёт около лес __ А _ , гулял перед дожд_ ЁМ _ , живёт за Москв__ ОЙ _ , написано на доск_ Е __ . 2 . Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : диван - _______диван ы ______________________ собака - ______собак и ____________________ чёрное - ______черн ые __________________ первая - _______перв ые _______________ лестница - _____лестниц ы __________________

Слайд 13

2 Вариант 1. Вставьте пропущенные окончания и выделите их : Лежит на стол_ Е __ , играют около школ_ Ы __ , тучи перед гроз __ ОЙ _ , весна приходит за зим_ ОЙ __ , лежит на земл_ Е __ . 2. Измените форму слов на множественное число, выделите окончания : стакан - _____стакан ы ______________________ дедушка - ____дедушк и _______________________ большая - ______больш ие _____________________ четвёртое - __четверт ые ________________________ мечтал - _______мечтал и ______________________

Слайд 14

Окончание – это ____ _______ часть _______, которая образует __________ слова и служит для _________ слов в __________ и ________________. -Как обозначаем окончание?

Слайд 15

Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. - Как обозначаем окончание?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"...

урок русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"

Урок русского языка в 3-м классе "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?". УМК "Школа России"...

"Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?"

Технологическая карта и презентация к уроку....

Конспект открытого урока по теме "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"

Цели урока:введение в познавательную деятельность и активный словарь учащихся термины: “окончание”, “нулевое окончание”, “формы одного и того же слова”;формирование...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? "

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс"Цель: Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе; для формирования УУД обуча...