урок русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3-м классе "Что такое окончание? Как найти в слове окончание?". УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 –м классе

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Цель урока: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с изменяемой частью слова – окончанием, его ролью в образовании форм слова; формированию  умения находить окончание слова.

Задачи: …..

  1. Мотивация – 1 мин.

- Прочитайте пословицу: Делу – время, потехе - час.

- Значение каких слов вам непонятно? (Потеха – веселье, развлечение…)

- Как вы понимаете эту пословицу?  (Всему свое время. Во время учебы нет времени для игр и развлечений.)

- Почему мы начинаем урок с этой пословицы? (На уроке надо заниматься делом.)

- Кто готов? Молодцы! Мы начинаем урок!

          2.  Актуализация – 5-7 мин

- Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

- Запишите пословицу по памяти. Проверьте написанное. Оцените себя. (Значок на полях)

- К этой пословице мы еще вернемся. А сейчас скажите, какое словарное слово зашифровано в анаграмме? (Осина)

- Запишите слово, подчеркните букву, написание которой вы должны запомнить. Почему? (Буква О обозначает безударный гласный звук [а], непроверяемый ударением)

- Подберите к слову осина однокоренные слова и продолжите запись после запятой.

- Какие слова вы записали?

- Почему эти слова однокоренные? (Имеют одинаковый корень, в котором заключено общее лексическое значение слов)

- Посмотрите, я тоже подобрала однокоренные слова.  Давайте объясним лексическое значение каждого слова (На доске: Осина – лиственное дерево,  осинка – ласковое название осины, осинник - осиновый лес, осиновый - растущий на осине, сделанный из осины, подосиновик – гриб, растущий под осиной).

- Значит однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем, но с разным лексическим значением.

 

    3.Постановка учебной проблемы. Формулировка цели урока – 5- 7 мин

Карточка № 1. Работа в парах. Составьте словосочетания со словом осина

Стою у

осины

Подошел к

осине

Увидел

осину

Любуюсь

осиной

Проверка с доской

- Являются ли слова осина, осины, осину, осине, осиной однокоренными? (Нет, имеют одно лексическое значение)

- Какая часть слова меняется? (Последняя буква, окончание слова)

- Как бы вы назвали эту изменяемую часть слова? (ответы детей)

- Значит,  тема нашего урока…

Окончание (запись в тетради)

- Какова цель урока?

Знакомство с новой частью слова

- Что мы для этого должны сделать? Каковы задачи (шаги) урока?

1.Узнать,  как называется новая часть слова.

2. Как выделять в слове.

3.Какова ее роль.

4. Учиться  находить ее в словах.

- Какая из задач урока уже решена? (Как называется новая часть слова?)

        4. Открытие нового знания – 15 мин

- Как же называется изменяемая часть слова осина? (Окончание)

- Выделим окончание в словах   осина, осины, осину, осине, осиной. (Учащиеся работают на карточках)

- Как будем выделять окончание? (Предположения детей)

 - В русском языке принято выделять окончание окошечком       (Показываю на доске в слове осина. В остальных словах выделяют учащихся.)

- Какая задача урока решена? (Узнали, как выделяют окончание?)

-Мы видим, что окончание изменяется. Меняется ли при этом лексическое значение слова? (Лексическое значение слова не меняется)

- А что изменяется? (Форма слова)

- Значит, меняя окончание, мы меняем … (форму слова)

- Для чего мы меняли форму слова? (Чтобы слова в словосочетании были связаны по смыслу)

- Какова роль окончания? (Образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании)

- Только ли в словосочетании слова должны быть связаны по смыслу? (В предложении)

- Прочитайте предложения. Что нужно сделать, чтобы слова в предложении были связаны по смыслу? (Надо изменить форму слова, т.е. изменить окончания).

Карточка № 2. Работа в парах. Проверка с доской.

- Что делали? (меняли окончание, форму слова)

- Для чего? (Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу)

- Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении)

- Какая задача нами решена? (Узнали о роли окончания)

- Давайте попробуем сформулировать определение, что же такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова. Окончание выделяется окошечком. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании)

- Прочитайте определение, данное мудрой совой на стр. 80.  Все ли вы определили верно? Что необходимо добавить или уточнить? (Окончание не значимая часть слова, т.к. она не вносит нового значения в слово)

Проговаривание нового знания.  Работа в парах.  (План ответа на доске)

- Какая задача урока осталась нерешенной?  (Учиться находить окончание слова)

- Ребята, отгадайте загадку.

Бегу я, как по лесенке,

      По камушкам звеня.

      Издалека по песенке

      Узнаете меня. (Река)

- Запишите отгадку. (Ученик у доски). Найдите и выделите окончание в слове река.

- Какое окончание вы выделили? Что вы делали, чтобы найти окончание?

- Прочитайте совет мудрой совы на стр. 81.

- Что надо сделать, чтобы найти в слове окончание? (Изменить форму слова)

Проговаривание нового знания (хором в полголоса)

    5. Закрепление нового материала – 3 мин

- Давайте попробуем найти и выделить окончание в следующих словах: (учащиеся у доски)

  1. Антоним к слову маленький (Большой)
  2. Синоним к слову ураган (Буря)
  3. Антоним  к слову молчит (Кричит)

- Какая задача урока решена? (Учились находить в словах окончание)

    6. Рефлексия – 2 мин

- Все задачи урока решены. Достигли ли мы цели урока? Пришло время вернуться к пословице, с которой мы начали урок? (Делу – время, потехе – час)

- Задание: выделите в словах пословицы окончание.

Проверка с доской.

- Кто сделал так же как я? С чем вы не согласны? (Дети не выделили окончание в слове час. ???)

- Есть в слове час окончание или нет, мы будем говорить на следующем уроке. А если в остальных словах выделили окончание верно, значит вы можете оценить себя на самой высокой отметке шкалы…

- Оцените каждый свою работу. (По шкале)

   7. Итог урока – 1 мин

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Добились ли мы цели?

- Что узнали?

- Чему учились на уроке?

- Спасибо за урок!

Дом. задание: стр. 80-81 правила, упр. 146. (можно разобрать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?» (УМК "Школа России").Цели: 1. Познакомить с суффиксом как значимой частью слова; ...

Конспект урока русского языка. Что такое приставка. как найти приставку в слове.

Урок изучения нового материала в разделе: "Формы слова". Учебник: Русский язык 3 класс. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. УМК "Школа России"....

Презентация к уроку русского языка «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?».

Распознавать части речи на основе усвоенных признаков...

Урок открытия нового знания по русскому языку "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?"

Создание условий для овладения обучающимися  знаниями о суффиксе;для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования понимания необходимости учения....

Презентация к уроку русского языка "Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?" 3 класс

Презентация к уроку «Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?»...

Конспект урока русского языка "Что такое окончание? Как найти в слове окончание" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формировать представления об окончании как изменяемой части слова и его роли в предложении; развивать умение находить окончание в словах.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания ...