Конспект урока русского языка в 3 классе, программа «Школа России».
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Конспект урока русского языка в 3 классе, программа «Школа России».
Тема урока: «Что такое приставка?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chto_taoke_pristavka.docx | 86.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе, программа «Школа России».
Тема урока: «Что такое приставка?»
Цели урока: - познакомить с приставкой как значимой частью слова;
- формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова.
Планируемый результат: понимать значение слова “приставка”, научиться определять место приставки в слове, выделять приставку в слове.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
личностные:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- уметь работать в паре.
регулятивные:
- развивать умение высказывать своё предположение;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
познавательные:
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- работать по алгоритму;
- находить ответы на вопросы.
Тип: урок “открытия” нового знания.
Основные методы - объяснительно-иллюстрированный, наглядный, проблемный, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Оборудование: учебник, компьютер, медиапроектор, презентация, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки у детей.
Структура и содержание урока
- Орг. момент. (Слайд №2)
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Давайте подарим друг другу улыбки и с удовольствием начнём наш урок.
- Проверка домашнего задания.
1) Проверка домашнего задания
- Какое домашнее задание выполняли к уроку? ( Упр. 152 на с. 83. Нужно было разделить слова на две группы)
- Откройте тетради. Проверяем. Как ты разделил? (Один ученик отвечает.)
рябинушка
рябинка
рябиновый
рябинник
рябина
к рябине
у рябины
- Дайте сигнал, согласны ли вы? (Ученики поднимают красную или зеленую карточку.)
- Вася не согласен. Объясни ему свой выбор. ( В первом столбике однокоренные слова, они имеют разное лексическое значение. А во втором – форма одного и того же слова: лексическое значение одинаковое, меняется только окончание. Теперь ты согласен, Вася?)
- Какой корень ты выделил в этих словах? (-рябин-)
2)Индивидуальная работа
- В это время 2 человека выполнят задания на карточках и присоединятся к нам снова.
- Прочитайте предложения, выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.
Скоро откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футболисты. Футбол – это игра смелых.
- Актуализация знаний.
1)Чистописание (Слайд №3)
- Сядьте ровно, проверьте наклон тетради, старайтесь писать по клеточкам, соблюдайте наклон и расстояние между словами.
- Напишите в тетради
Девятнадцатое ноября
Классная работа
- Скажите, пожалуйста, какие “опасные места” в слове ДЕВЯТНАДЦАТОЕ? («Опасное место» в слоге ДЕ, в слоге ВЯ)
- Можно ли проверить эти написания? (Можно проверить: ДЕ - дЕвять, ВЯ - девЯтка)
- Какие “опасные места” в слове НОЯБРЯ? («Опасное место» в слоге НО, в слоге Я)
- Можно ли проверить написание этих слогов? (Правописание слога НО надо запомнить, а слог Я проверить словом - ноЯбрь)
- Посмотрите на экран. (Слайд №4) Какое слово лишнее? (Слово «водитель» лишнее, т.к. имеет другое лексическое значение.)
Вв Ву ове Вн вк шву
Вода водитель подводный водоворот
- Запишите красиво, с наклоном, исключив лишнее слово.
- Выделите корень в словах. (-вод-)
2)Повторение знаний
- Запишите разные формы слова «вода». (Читает один ученик: вода, воды, воде, воду, водой)
- Докажите, что это формы одного и того же слова. (У них одно значение, один корень, изменяется только окончание.)
- Что такое корень? (Корень - это главная значимая часть слова. В нем заключено общее лексическое значение родственных слов.)
- Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании.)
- Открытие новых знаний. (Слайд №5)
1)Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте и спишите слова.
Полёт, перелёт, вылет, отлет
- Назовите окончания в словах. (Нулевое окончание.)
- Что можно сказать об этих словах? (Это однокоренные слова. Корень -лёт-)
- Объясните лексическое значение каждого слова. (Объясняют. Делают вывод, что значение разное)
- Чем отличаются эти слова? ( У них разное начало, разная первая часть слова.)
- Сформулируйте тему урока. ( Мы сегодня будем изучать новую часть слова.)
- Да. Эта часть слова называется приставка.
- Чему мы будем учиться на уроке? (Будем образовывать новые слова с помощью приставок, будем учиться писать приставки слитно с словами, выделять приставки, узнаем зачем нужна приставка в русском языке.)
- Кто может объяснить лексическое значение слова «приставка»? (приставить или присоединить к чему-нибудь; часть слова).
2) Наблюдение за приставками. (Слайд №6)
- Докажите, что это однокоренные слова. (У них общая часть слова «ход» с общим лексическим значением.)
- Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения? (Часть слова, которая стоит перед корнем – приставка)
- Объясните смысл каждого слова. (Объясняют.)
- Спишите слова. Выделите приставки. Приставки выделять будем так: ¬
- Как найти приставку в слове? (Это однокоренные слова. Часть, которая стоит перед корнем и есть приставка.)
- Проверяем. ( Игра «Гол - мимо»)
3) Формулирование определения.
- Давайте попробуем дать определение приставки. Что такое приставка? (Часть слова.)
- Имеет ли приставка значение в слове? (Да)
- Где в слове находится приставка? (Перед корнем.)
- Для чего нужны приставки? (Чтобы получить новые слова.)
- Дайте полное определение приставки. (Формулируют.)
V. Физминутка (Слайд №7)
С при- приставкою присесть,
С под- приставкою подняться,
С под- подпрыгнуть, подмигнуть,
С по- приставкой посмеяться,
С вы- вытягиваем руки,
С о- опустим их опять.
Вот и всё, настало время
С за- зарядку завершать.
VI. Работа по учебнику. (Слайд №8)
1) Работа с правилом
- Прочитайте правило на с.84. Убедитесь, верно ли мы с вами дали определение приставки. (Верно.)
- Почему приставка названа значимой частью слова? (Разные приставки несут разный смысл).
- Запомните: приставки всегда пишутся одинаково. Поэтому написание приставок следует запомнить.
- На с. 85 вы видите таблицу с самыми распространёнными приставками русского языка. Прочтите их. Назовите приставки, которые пишутся с буквой О…, с буквой А…, с буквой Е.
2)Работа в парах. Упр.154.
- Образуйте новые слова с помощью приставок. Называйте слова по очереди. Запишите слова. (В это время учитель оказывает индивидуальную помощь.)
3) Самостоятельная работа. Упр.155
- Прочитайте загадку. Отгадайте. (Ветер.) Какая орфограмма в этом слове? (Непроверяемая безударная гласная е, это словарное слово.) Запишите это слово, выделяя орфограмму зелёным цветом. Назовите однокоренные слова.
- Как найти приставку в слове? (Подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Найти корень слова. Часть слова перед корнем и есть приставка.)
- Выполните письменное задание к упражнению.
- Звуко - буквенный разбор слова «зной» за доской выполнит Маша.
(Проверка с помощью сигнальных карточек по завершении.)
- Какую отметку вы ставите Маше? Обоснуйте.
VII. Давайте подведём итог урока.
- Что такое приставка?
- Где находится в слове?
- Для чего служит?
- Повторим правило хором.
VIII. Рефлексия
Закончите предложения:
- Урок помог мне…
- Для меня было сложным…
- Мне понравилось…
- На следующих уроках мне нужно…
Оценивание.
IX. Домашнее задание на выбор:
○ - Придумать и записать слова с каждой приставкой из таблицы на с.154
○ - Упр. 156
○ - Задание на карточке.
Спиши слова, выдели приставки.
Заезд, укол, повар, обход, перезвон, выход, навес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык" УМК "Школа России" по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...
Урок русского языка 3 класс Программа "Школа России"
Урок русского языка по теме «Закрепление изученных орфограмм и частей речи»...
План – конспект урока. Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».
Тема урока: «Три типа склонения имен существительных». Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных. Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип...
План-конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" "Правописание падежных окончаний имён прилагательных"
Конспект урока русского языка с применением РК...
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
Презентация и конспект урока русского языка 3 класс, программа "Школа России"
Конспект урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"+ презентация....
Конспект урока русского языка 3 класс программа "Школа России",тема:"Род и число имён существительных".
Tема урока: Род и число имён существительных.Учитель:Титова Елена АркадьевнаТип урока: Закрепление изученного. Цель: формировать умения определять род и число имён существительных ; безошиб...