Конспект урока русского языка в 3 классе, программа «Школа России».
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Конспект урока русского языка в 3 классе, программа «Школа России».

Тема урока: «Что такое приставка?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chto_taoke_pristavka.docx86.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе, программа «Школа России».

Тема урока: «Что такое приставка?»

Цели урока: - познакомить с приставкой как значимой частью слова;

- формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова.

Планируемый результат: понимать значение слова “приставка”, научиться определять место приставки в слове, выделять приставку в слове.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- аргументировать свою позицию;

- уметь работать в паре.

регулятивные:

- развивать умение высказывать своё предположение;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- работать по алгоритму;

- находить ответы на вопросы.

Тип: урок “открытия” нового знания.

Основные методы - объяснительно-иллюстрированный, наглядный, проблемный, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Оборудование: учебник, компьютер, медиапроектор, презентация, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки у детей.

Структура и содержание урока

  1. Орг. момент. (Слайд №2)

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Давайте подарим друг другу улыбки и с удовольствием начнём наш урок.

  1. Проверка домашнего задания.

1) Проверка домашнего задания

- Какое домашнее задание выполняли к уроку? ( Упр. 152 на с. 83. Нужно было разделить слова на две группы)

- Откройте тетради. Проверяем. Как ты разделил? (Один ученик отвечает.)

рябинушка

рябинка

рябиновый

рябинник

рябина

к рябине

у рябины

- Дайте сигнал, согласны ли вы? (Ученики поднимают красную или зеленую карточку.)

- Вася не согласен. Объясни ему свой выбор. ( В первом столбике однокоренные слова, они имеют разное лексическое значение. А во втором – форма одного и того же слова: лексическое значение одинаковое, меняется только окончание. Теперь ты согласен, Вася?)

- Какой корень ты выделил в этих словах? (-рябин-)

2)Индивидуальная работа

- В это время 2 человека выполнят задания на карточках и присоединятся к нам снова.

- Прочитайте предложения, выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.

Скоро откроется футбольный сезон. На матч приедут юные футболисты. Футбол – это игра смелых.

  1. Актуализация знаний.

1)Чистописание (Слайд №3)

- Сядьте ровно, проверьте наклон тетради, старайтесь писать по клеточкам, соблюдайте наклон и расстояние между словами.

- Напишите в тетради

Девятнадцатое ноября

Классная работа

  • Скажите, пожалуйста, какие “опасные места” в слове ДЕВЯТНАДЦАТОЕ? («Опасное место» в слоге ДЕ, в слоге ВЯ)

- Можно ли проверить эти написания? (Можно проверить: ДЕ - дЕвять, ВЯ - девЯтка)

- Какие “опасные места” в слове НОЯБРЯ? («Опасное место» в слоге НО, в слоге Я)

- Можно ли проверить написание этих слогов? (Правописание слога НО надо запомнить, а слог Я проверить словом - ноЯбрь)

- Посмотрите на экран. (Слайд №4) Какое слово лишнее? (Слово «водитель» лишнее, т.к. имеет другое лексическое значение.)

Вв Ву ове Вн вк шву

Вода водитель подводный водоворот

- Запишите красиво, с наклоном, исключив лишнее слово.

- Выделите корень в словах. (-вод-)

2)Повторение знаний

- Запишите разные формы слова «вода». (Читает один ученик: вода, воды, воде, воду, водой)

- Докажите, что это формы одного и того же слова. (У них одно значение, один корень, изменяется только окончание.)

- Что такое корень?  (Корень - это главная значимая часть слова. В нем заключено общее лексическое значение родственных слов.)

- Что такое окончание? (Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании.)

  1. Открытие новых знаний. (Слайд №5)

1)Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте и спишите слова.

Полёт, перелёт, вылет, отлет

- Назовите окончания в словах. (Нулевое окончание.)

- Что можно сказать об этих словах?  (Это однокоренные слова. Корень  -лёт-)

- Объясните лексическое значение каждого слова. (Объясняют. Делают вывод, что значение разное)

- Чем отличаются эти слова? ( У них разное начало, разная первая часть слова.)

- Сформулируйте тему урока. ( Мы сегодня будем изучать новую часть слова.)

- Да. Эта часть слова называется приставка.

- Чему мы будем учиться на уроке? (Будем образовывать новые слова с помощью приставок, будем учиться писать приставки слитно с словами, выделять приставки,  узнаем зачем нужна приставка в русском языке.)

- Кто может объяснить лексическое значение слова «приставка»? (приставить или присоединить к чему-нибудь; часть слова).

2) Наблюдение за приставками. (Слайд №6)

C:\Users\Admin\Searches\Desktop\86.jpg

- Докажите, что это однокоренные слова.  (У них общая часть слова «ход» с общим лексическим значением.)

- Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения? (Часть слова, которая стоит перед корнем – приставка)

- Объясните смысл каждого слова. (Объясняют.)

- Спишите слова. Выделите приставки. Приставки выделять будем так: ¬

- Как найти приставку в слове? (Это однокоренные слова. Часть, которая стоит перед корнем и есть приставка.)

- Проверяем. ( Игра «Гол - мимо»)

3) Формулирование определения.

- Давайте попробуем дать определение приставки. Что такое приставка?  (Часть слова.)

- Имеет ли приставка значение в слове? (Да)

- Где в слове находится приставка? (Перед корнем.)

- Для чего нужны приставки? (Чтобы получить новые слова.)

- Дайте полное определение приставки. (Формулируют.)

V. Физминутка (Слайд №7)

С при- приставкою присесть,

С под- приставкою подняться,

С под- подпрыгнуть, подмигнуть,

С по- приставкой посмеяться,

С вы- вытягиваем руки,

С о- опустим их опять.

Вот и всё, настало время

С за- зарядку завершать.

VI. Работа по учебнику. (Слайд №8)

1) Работа с правилом

- Прочитайте правило на с.84. Убедитесь, верно ли мы с вами дали определение приставки. (Верно.)

- Почему приставка названа значимой частью слова?  (Разные приставки несут разный смысл).

- Запомните: приставки всегда пишутся одинаково. Поэтому написание приставок следует запомнить.

- На с. 85 вы видите таблицу с самыми распространёнными приставками русского языка. Прочтите их. Назовите приставки, которые пишутся с буквой О…, с буквой А…, с буквой Е.

2)Работа в парах. Упр.154.

- Образуйте новые слова с помощью приставок.  Называйте слова по очереди. Запишите слова.  (В это время учитель оказывает индивидуальную помощь.)

3) Самостоятельная работа. Упр.155

- Прочитайте загадку. Отгадайте.  (Ветер.) Какая орфограмма в этом слове? (Непроверяемая безударная гласная е, это словарное слово.) Запишите это слово, выделяя орфограмму зелёным цветом. Назовите однокоренные слова.

- Как найти приставку в слове?  (Подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.  Найти корень слова. Часть слова перед корнем и есть приставка.)

- Выполните письменное задание к упражнению.

- Звуко - буквенный разбор слова «зной» за доской выполнит Маша.

(Проверка с помощью сигнальных карточек по завершении.)

- Какую отметку вы ставите Маше? Обоснуйте.

VII.  Давайте подведём итог урока.

- Что такое приставка?

- Где находится в слове?

- Для чего служит?

- Повторим правило хором.

VIII. Рефлексия

Закончите предложения:

  • Урок помог мне…
  • Для меня было сложным…
  • Мне понравилось…
  • На следующих уроках мне нужно…

 

Оценивание.

IX. Домашнее задание на выбор:

  - Придумать и записать слова с каждой приставкой из таблицы на с.154

  - Упр. 156

- Задание на карточке.

Спиши слова, выдели приставки.

Заезд, укол, повар, обход, перезвон, выход, навес.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык"  УМК "Школа России"  по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...

Урок русского языка 3 класс Программа "Школа России"

Урок русского языка по теме «Закрепление изученных орфограмм и частей речи»...

План – конспект урока. Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».

Тема урока: «Три типа склонения имен существительных». Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных. Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип...

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

Презентация и конспект урока русского языка 3 класс, программа "Школа России"

Конспект урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"+ презентация....

Конспект урока русского языка 3 класс программа "Школа России",тема:"Род и число имён существительных".

Tема урока: Род и число имён существительных.Учитель:Титова Елена АркадьевнаТип урока: Закрепление изученного. Цель: формировать умения определять род и число имён существительных ; безошиб...