Урок по русскому языку с презентационным сопровождением
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Урок по русскому языку на тему: "Родственные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока на тему "Родственные слова" | 23.62 КБ |
Презентация к технологической карте урока на тему "Родственные слова" | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО: Паринова Елена Васильевна
Тема: «Родственные слова»
Класс: 4
Цель: знакомство с понятием родственные слова,
Задачи:
Дидактические: познакомить с признаками однокоренных слов; учить находить их в текте
Развивающие: развивать познавательную активность,речь, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое мнение
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе
Ресурсы урока: учебник русского языка для 2 класса, рабочая тетрадь, карточки для рефлексии.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Задачи этапов урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности(ФИПГ) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные(ПРК) | Личностные | ||||||||
Орг. этап | Создать доброжелательную атмосферу урока; мотивировать на работу на уроке | Беседа, устная работа | Здравствуйте ребята. Проверьте готовность к уроку, на столах должен быть учебник, рабочая тетрадь и пенал. С улыбкой встретим мы гостей И скажем хором: «Добрый день!» Друг другу улыбнемся И делом мы займемся. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку | Фронтальная | Презентация(карта мира) | - | - | К - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
Постановка учебной задачи | Включить учащихся в учебную деятельность. | Беседа, устные ответы, | Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем. -К нам пришел Лесовичок и загадывает загадку: -«Есть у ребят зеленый друг, Веселый друг, хороший друг. Он нам протянет сотни рук И тысячи ладошек» -Сегодня мы совершим прогулку в лес. По дорожке мы пойдем В лес зеленый мы придем. Чистописание. ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист | - лес - прописывают буквы и слова | Фронтальная, индивидуальная | Презентация | - | Актуализация требования к ученику со стороны учебной деятельности | П самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели К - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками | Проявляют положительное отношение к учебному предмету |
Повторение раннее пройденной темы | С помощью заданий определить тему урока | Беседа письменная работа | Орфографическая минутка (Учитель дает детям карточки с текстом.). Приложение 1. Взаимопроверка работ с доской | Выполняют Обмениваются работами и проверяют, ставят оценки зеленым карандашом. Оценивают свою работы с помощью смайликов. | Фронтальная, индивидуальная | Презентация | Фронтальный опрос | Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели | Р – в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; П - структурирование знаний | Формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к учебному материалу |
Работа по теме урока | Открытие нового знания | Беседа, Письменная работа, самостоятельная работа | Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница- - О! Здравствуйте! Вы кто? — Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто? — А я ваша родственница — гусеница. — Ребята, кого называют родственниками? Родственники — это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи — Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считаюшая себя родственницей гусей? Почему? Кого можно здесь назвать родственниками? Среди слов тоже есть «родственники». Откройте учебники на с. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? -Какая тема нашего урока? -Назовите родственные слова в минутке чистописания. А сейчас поработаем с доской, нам надо отгадать о ком или, о чем говорится в предложениях. Физкультминутка Упр. 77 (с. 58). - Прочитайте текст. _ Чем похожи выделенные слова? Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения? - Назовите два признака родственных слов Значение слова «корень»: - подземная часть растения, - часть волоса, зуба, ногтя, -начало, источник чего-либо. «Так же как и у кустов, корень слова есть у слов». · Что же такое корень? Послушайте сказку: Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный округлый. Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)» · Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов. | Тех, кто вместе, одна семья, имеет одну фамилию Гуся, гусыню, гусят Что такое родственные слова? Родственные слова Лиса, лисёнок Выполняют физкультминутку Работа с интерактивной доской - читает ученик Предположения детей Общая часть и близкое значение | Фронтальная, индивидуальная | Презентация | Взаимоконтроль | Участие в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | П - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. К - слушать и понимать речь других; высказывать предположения; | Осознают свои возможности в учении; |
Закрепление материала | Научиться применять полученные знания | А сейчас поработаем устно В каждой группе найди лишнее слово. Докажи Жарко, жарится, печётся. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. Чайка, чайный, чайник. Лес, лестница, лесничий. -Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? -Кто же оказался чужаком среди родственников воды? -Почему гости не сразу приметили чужака? -Не поможете ли вы ему найти родственников? Упр. 78 (с. 59). - Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? - Выполните письменное задание. Найти семью родственных слов. Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо... Жили-были серый еж И его ежиха. Серый еж был очень тих, И ежиха тоже. И ребенок был у них - Очень тихий ежик | «Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить Один ученик выполняет у доски, остальные у себя в тетрадях Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению. Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика | Фронтальная, индивидуальная | Презентация | Решение задач | Применяют на практике «новое» знание. | П - добывают новые знания; находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, | Понимают значение знаний для человека и принимают его; оценивают себя и свою работу. | |
Рефлексия | Дать оценку своим действиям, оценивать результат | Беседа, Обсуждение | Понравился ли вам урок? Что нового узнали на уроке? Были ли трудности? Если у вас все получалось на уроке, было понятно и интересно, то покажите зеленый смайлик, а если были трудности и что-то не получилось, было неинтересно, то красный Оценки за урок получают …. Домашнее задание Выполнить упр. 79 (с. 59). | - ответы детей Показывают смайлик | Индивидуальная | Презентация | Устный опрос | Р - прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала К - формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Установление учащимися результатов своей деятельности, для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов |
Приложение 1.
Орфографическая минутка
Яблоко
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто Яблоко Висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А Мышонок — Высоко.
Воробей сказал, Что близко,
А Улитка — далеко.
А Теленок озабочен
Тем, что яблоко Мало.
А Цыпленок — тем,
Что очень Велико и тяжело.
А Котенку все равно: — Кислое — зачем оно?
- Что вы? -Шепчет Червячок,
— Сладкий у него бочок.
— Выпишите из стихотворения слова-антонимы
(Низко — высоко, близко — далеко, мало — велико, кислое — сладкое.)
(Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью смайлика)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прозвенел звонок, начинается урок.
Лл Лл Лл Лл Лиса , лисица, лисонька, лисий
Низко — высоко близко — далеко мало — велико кислое — сладкое
Добрый – злой, Трусливый – смелый, Толстый – тонкий, Чёрный – белый, Вверх – вниз, Внутри – снаружи, Над – под, Жара – стужа, Чистить – пачкать, День – ночь, Все сюда! – ступайте прочь ! Труд – безделье, Смех – рыданья… Здравствуйте… и до свиданья! Маша Лукашкина
1. Животное с длинной шеей. 2. Две дощечки, которые одеваются на ноги для катания зимой. 3. Маленькие серенькие животные, которые любят воровать зерно. 4. Колючий кустарник с красными ягодами, поспевающим осенью. 5. Её часто допускают дети в тетради. 6. Красивый белый водный цветок. 7. Ледяная звёздочка. 8. Ими слышит человек. Ж и раф, лыж и , мыш и , ш и повник, ош и бка, кувш и нка, снеж и нка, уш и . Отгадай слова, запиши их в тетрадь. Выдели орфограммы.
В каждой группе найди лишнее слово. Докажи. Жарко, жарится, печётся. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. Чайка, чайный, чайник. Лес, лестница, лесничий.
Работа с учебником Стр.58 № 77-80
Домашее задание ! Учебник с.59 №79
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "
На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...