Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 

Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется  понятие «приставка» и её роль в словообразовании 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 12»

Урок по русскому языку в 3 классе

«Приставка»

Составитель:

Абдулхакова Елена Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «Основная

общеобразовательная школа № 12»

 

Мариинск, 2011

 

Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»

Цели:

Образовательные:

уточнить понятие «приставка» и её роль в словообразовании

Развивающие:

развивать учебно-организационные навыки (определять тему урока, ставить задачи, намечать пути реализации, анализировать свою деятельность.);

развивать речь, орфографическую зоркость, зрительную память;

продолжить развивать умение отвечать полным ответом, сравнивать, проводить анализ, делать вывод, выражать своё мнение.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к русскому языку, опирающееся на грамотную речь, поддерживать интерес к русскому языку.

Задача: научить определять приставку в слове и правильно её применять.

ТСО:  проектор, демонстрационный экран.

 

  1. 1 Орг. Момент  (слайд 2)

Проверьте друзья,

Готовы ли вы начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили, садитесь!

- Откройте тетради, запишите число

  1. 2 Минутка чистописания

Пере  до  раз  над  вы  с  под  без  из  об  при  за  в  о  до  (слайд 3)

  1. 3 Актуализация знаний

 Корень  окончание  глагол  приставка  суффикс (слайд 4)

Учитель: Какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово глагол т.к. это часть речи, а окончание, корень, приставка и суффикс это части слова)

Учитель: Посмотрите на дорожку в минутке чистописания, что за части слова мы записали? (Приставки)   Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке?

 Сегодня мы продолжим работать над темой «Приставка»

Учитель: Маша, что ты знаешь о приставках?

Ученица:

 Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

Учитель: Алина А. какая часть слова самая главная?

Ученица:

 Корень слова - значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства -

Однокоренные подбери слова

Учитель: Андрей, а с помощью какой части речи мы можем получить формы одного и того же слова?  

Ученик:

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Учитель: Кристина, какая часть слова стоит за корнем?

Ученица:

3а корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Заняв его, конечно,

Натворил он дел.

Учитель: Полина при разборе слов, что мы должны помнить?

Ученица:

Помни при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи,

После корня будет суффикс,

А приставка - впереди.

Учитель: О какой части слова мы будем сегодня говорить на уроке?

(О приставках)

Учитель: А теперь давайте вспомним известные нам словарные слова (слайд 5)

Ученики записывают

  1.  к л а ь н р е д а  
  2. к т а н и р а
  3. к в р т р а и а
  4. р т а к е а
  5. т р е а л а к

Проверка СЛАЙД

  1. 4 Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками.

Учитель вызывает двоих учащихся и предлагает одному из них:

1) разрезать лист бумаги

2) надрезать лист

3) вырезать треугольник

4) срезать угол

Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый.

Учитель: Какие слова надо было выписать? (Разрезать, надрезать, вырезать, срезать)

Учитель: Эти слова какие? (Однокоренные, у них одинаковый корень все глаголы)

Учитель: Какая часть слова изменяется? Выделите в словах приставку и корень.

Учитель: Как вы думаете, для чего нужны приставки?

(Приставка это часть слова, которая стоит перед корнем, пишется со словами слитно. Служит для образования новых слов, изменения значения слов.)

Учитель:  (Все) Замените и запишите одним словом с приставкой.

  1. Пропустить  урок (прогулять)
  2. Прикрепить при помощи молотка и гвоздя доску (прибить)
  3. Начать исполнять песню (запевать)
  4. Проглотить таблетку  с водой  (запить)
  5. Отделить ножницами часть ткани (отрезать)
  6. Сменить место проживания (переехать)

  1. 5 Физ. Минутка

Учитель: Я буду называть слова, вы слушайте внимательно. Если в слове есть приставка вы присаживаетесь, если нету - хлопаете в ладоши.

-Школа, пришкольный,  море, приморский,  город, пригородный, дорога, придорожный.

Учитель: Какие однокоренные слова вы запомнили? Назовите только те слова, в которых есть приставка.

Учитель: Сейчас у нас с вами будет письменные работа.

 

          • 6 Закрепление (слайд 6)

Учитель: (все с комментирование) Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Обоснуйте ответ:

  1. надел, покрыл, пошел, понес;
  2. прочитать, переиграть, просмотреть, просмотреть, прожить;
  3. догнал, доплыл, наследил, докатил;
  4. подпишет, подсыплет, надземный, подпилит;
  5. обрубит, обрежет, обстучит, свяжет.

Работа по группам

 1 группа ( Штарев А., Яковлева Д, Кустов К, Постникова Ю, Семенов Д.) (КАРТОЧКИ)

Учитель: Распределите слова в соответствие со схемами.

   

побеги, поход, тепло, добрый, вылет, пробежит, кожа, прилетит, зерно,  догорят, выхлоп, рука, сбросят, отнесут, нога.

 (проверка все вместе)

2 группа ( Все остальные)  (слайд 7)

Учитель: Вставь подходящие по смыслу приставки. Письменная работа учащихся в рабочих тетрадях)

От  инея  __желтели  березки  и  __краснели  осины.  Вода  в  реке  __темнела.  Холодный  осенний  ветер  __рывал  листья  и  __носил  их.  Небо  часто  __крывалось  тяжелыми  осенними  облаками.

(самопроверка) СЛАЙД 8

3 группа (Собин З, Клебанович А, Папещкин И, Колноберзина К., Казанцев Н,Чебоксарова П.)

Работает с учителем

При помощи приставок  о-, от-,  по-, до-, за-, на-, во-, под-, про-, над-, об-, от данных слов образуйте слова с приставками.

Шел-

резал -

думал  -

строил -

  1. 7. Самостоятельная работа,

стр. 114 упр. 126

  1. 8. Работа по учебнику.

стр. 140 упр. 124

  1. 9 Тест   (Слайд 9,10,11,12,13)

10 Итог (слайд 14)

Учитель: О какой части слова мы говорили? Что это такое? Для чего нужны приставки?

Оценивание работы учащихся на уроке, домашнее задание  стр.141  упражнение 127


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Приставка"

Урок русского языка во 2-м классе УМК «Школа 2100»  Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина  Тема: Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки.Тип урока: Изучение н...

Урок русского языка. 2 класс. Приставки и предлоги.

Урок можно использовать по любой программе. Достаточно заменить задания из учебника....

урок по русскому языку,3 класс,тема "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".

Урок по теме : "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".,3 класс...

Предлоги и приставки. Урок по русскому языку в 3 классе.

1.      Цель  урока:Формирование умения отличать предлог от приставки2.  Задачи:- обучающие (познавательные УУД)         форм...

Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: "Удвоенный согласный на стыке приставки и корня".

Конспект  урока по русскому языку, тема "Удвоенный согласный на стыке приставки и корня", 3 класс, разработан в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон....

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Приставка, ее роль в слове. Различение приставок и предлогов".

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Приставка, ее роль в слове.  Различение приставок и предлогов"....

Урок по русскому языку 3 класс " Приставки и суффиксы".

Урок по русскому языку  в 3 классе....