Урок русского языка "Собственные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и географических названиях"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Решетова Ирина Александровна

Представлена технологическая карта урока русского языка по теме "Собственные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и географических названиях".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решетова Ирина Александровна,

учитель начальных классов

МБОУСОШ п.Таёжный

Советского района,

ХМАО-Югры

Предмет: Русский язык.

Класс: 2-й класс.

Тип урока: урок открытия нового знания (ОС «Школа России»).

Урок 111

Технологическая карта урока

Тема

«Собственные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и географических названиях».

Цели        

 Формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; совершенствовать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; проверить знание изученных словарных слов; развивать орфографическую зоркость.

Основные понятия

Имена существительные собственные, нарицательные

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы:

 Русский язык: учебник для 2 класса: в 2 частях.— М.: Просвещение, 2016.

– Презентация к уроку.

- карточки-задания для групп

- таблица-кластер «Имя существительное»

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах.

Планируемые результаты:

Предметные Учащиеся научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; использовать специальную терминологию при определении части речи; проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

Метапредметные: 

Регулятивные:  развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:  развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, представлять информацию в виде схемы, выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы,  обобщать и классифицировать по признакам, ориентироваться на развороте учебника, находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные:  развиваем умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в группе.

Личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Воспитательные:  воспитывать у детей интерес и любовь к своей стране, к малой родине, к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.


Этапы урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Организационный момент.

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока: имена собственные.

Работа с кластером.  

- У нас урок русского языка. Сегодня у нас много гостей на уроке.

- Как вы думаете, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

- А ещё нам пригодится хорошее настроение.

Давайте мы улыбнёмся гостям и друг другу. Доброжелательная улыбка – залог хорошего настроения, когда незнакомые люди вступают в контакт.                                                      

            Давайте начнём работу с таких строк:

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

-Давайте откроем тетради и запишем число. Классная работа.

- Вспомните, какой раздел мы изучаем?

- О какой части речи мы получали знания на предыдущих уроках?

-Расскажите всё, что вы знаете об имени существительном.

- Молодцы, вы правильно вспомнили.

Учащиеся высказывают свои мнения.

-Поворачиваются к гостям и улыбаются, смотрят друг на друга и улыбаются.

- Части речи.

- Об имени существительном.

Дети высказывают свои знания об имени существительном.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Словарная работа

Цель. Усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами, активизация словаря. 

Словарная работа

Орфографическая работа

- Раскодируйте слова и запишите их в тетрадь.

 

1

2

3

4

А

Т_ёжный

дев_чка

адр_с

М_сква

Б

ул_ца

кла_

н_род

р_бята

В

т_вар_щ

Р_ _ия

уч_ник

_тец

Г

уч_тель

ф_мил_я

гор_д

_зык

Г2,В4, В2, Г3, Б1,А4, А1, Б3.

- Составьте предложение с любым из слов.

- Ученики самостоятельно расшифровывают слова  и записывают в тетрадь.

- Фамилия, отец, Россия, город, улица, Москва, Таёжный, народ.

Ученики составляют предложения. Лучшее предложение записываем в тетрадь с разбором по частям речи.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Актуализация знаний и формулирование проблемы.

Цель. Повторить знания об имени существительном; умение ставить вопрос к именам существительным;

установить различие по принадлежности имен существительных: собственных и нарицательных.

- Почему вы записывали одни слова с большой буквы и другие нет?

- А какие ещё слова пишутся с большой буквы?

Ученик высказывают мнения.

- Фамилии, имена, отчества пишутся с заглавной буквы.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе.

II. Формулирование темы урока.  Мотивация учебной деятельности.

Цель.

Формулирование темы урока. Повторить виды имён собственных;

закреплять умение правильно писать имена собственные;

Запись в группах имен мальчиков и девочек.

Игра   «Собственные или нарицательные»

Правило на с. 52

Упр. 87 (с. 51).

 - О чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Да вы правы, мы будем говорить об этом. И узнаем, как называются такие слова?

- Сколько в классе девочек? Назовите их имена.

Назовите мальчиков.

- В каждой группе запишите имена: мальчики – девочек, девочки – имена мальчиков своей группы.

- Как будем записывать первую букву имени?

_ Как называются  эти слова вы узнаете собрав, из букв слово.

- И так, существуют собственные и НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ имена существительные.  

- Что значит нарицательные? Слово НАРИЦАТЬ обозначает – называть (по словарю В.Даля)

- Сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Собственные или нарицательные». Если вы услышите собственные имена существительные – хлопаем в ладоши, если нарицательные – молчим.

Москва, цветок, Школьная (улица), город, море, Грирогий, Пушок, океан, Россия, государство, Елена Владимировна.

-Прочитайте правило на с. 52 рядом с условным значком.

- Прочитайте задание к упр. 87 (с. 51).

- Давайте запишем фамилию и имя автора сказки «Снежинчик - сын Зимы».  Кто помнит?

- Что вы о ней знаете?

 Об именах, фамилиях, отчествах, о географических названиях, о том, как они пишутся.

 

- Девять. Карина, Наташа, Ярослава, Полина, Влада, Даша, Кристина, Алина, Диана и т.д.

- Имена будем писать с заглавной буквы.

- Дети собирают из букв  слово СОБСТВЕННЫЕ.

- Хлопают в ладоши на имена собственные.

- Учащиеся читают правило.

- Говорят, какие произведения авторов читали. Дети записывают ФИО писателей.

- Раиса Ивановна Перевалова

(записывают в тетради).

- Она писала стихи. Жила в городе Югорске.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ФИЗМИНУТКА

III.Первичная диагностика в форме групповой работы в группах.

Цель:  применение знаний в практическом задании; формирование умений правописания имен собственных; формирование умения находить ответы на карте, иллюстрации.

Выполняют задания на карточках для каждой группы.

- Сейчас я предлагаю поработать в группах.

- Вспомните правила работы в группе:

1. Каждый может высказывать своё мнение.

2. Один говорит, а остальные слушают.

3. Каждая версия в группе обсуждается.

4. В группе принимается общее решение.

5. Представитель группы защищает решение перед всеми.

 Группы получают задания.

I группа получает задание: вставляет в текст фамилии имена и отчества.

     1. Используя полученные знания, выполни задания ниже.  

    2. Прочитайте текст. Вставьте нужные имена, отчества и фамилии.

          Россия - государство с богатой историей. За всю историю России были разные правители - завоеватели, диктаторы, победители. Были успехи и разочарования в управлении страной. Но каждый хотел сделать Россию великой державой. __________ –   в настоящее время является нашим президентом. ___________ – губернатор (руководитель)  нашего округа. Мы – жители городов и сел, выбираем людей, которые знают о наших проблемах. Жители нашего посёлка выбрали главой поселения __________. Чем мы с вами можем помочь своему региону? Конечно же – хорошей учебой в школе, занятиями спортом, участием во всевозможных олимпиадах. Быть ответственными и не боятся отвечать за свои слова и поступки. И когда мы подрастем, мы сможем сделать для нашей Родины много полезных и добрых дел.

   3. Выпишите в тетрадь те предложения,  в которые вставляли слова.

  4. Оцени свою работу в группе.

II группа получает задание: вставляет в текст названия городов + работа по карте.

image_big_84772

  1. Рассмотрите карту Советского района ХМАО-Югры. Найдите города и посёлки. Назовите их.
  2. Вставьте в текст пропущенные названия городов и посёлков.

Мы живем в _________ районе. Наш район большой.  В нашем районе есть  несколько поселений  __________, ___________, _______,  ___________, ___________, _______, ____________. Растут  и развиваются  города _________ и  _________.  

3.Запишите текст в тетрадь.

      4. Оцени свою работу в группе.

III группа получает задание: вставляет в текст названия рек + работа по карте.

karta_hanty-mansiysky_ao_mapsrf image_big_84772

  1. Рассмотрите карту ХМАО-Югры  Советского района. Найдите реки и озёра. Назовите их.
  2. Вставьте в текст пропущенные названия рек и озёр.

Река ________ самая крупная река нашего округа. В Обь впадает река _______. На территории Советского района находится памятник природы – озеро ____________.

3. Запишите текст в тетрадь.

      4. Оцени свою работу в группе.

Оценка работы групп учителем:

  1. Умение правильно писать имена собственные.
  2. Умение работать в группе.
  3. Применение полученных знаний на практике.

- Какое правило вы использовали для выполнения безошибочной работы?

Идёт обсуждение заданий в группах.

Каждая группа готовит отчет о проделанной работе по плану:

  1. Какое задание выполняла группа.
  2. Что вы сделали для выполнения задания?
  3. Достигли результата или нет?

Учащиеся называют правило написания имен собственных.

IV.Обобщение знаний.

Цель: дать оценку успешности достижения цели урока.

Заполнение кластера

- На какие ещё группы можно разделить имена существительные, которые вы записывали?

- Какие  слова относятся к собственным именам существительным?

- Собственные и нарицательные.

- Географические названия, ФИО.

V.  Подведение итогов урока

Цель:  оценить усвоение учебного материала учащимися на уроке.

Тест

Игра «Верно – не верно»

Согласны ли вы с моим утверждением:

  1. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что?
  2. Имена собственные могут писаться как с большой буквы, так и с маленькой.
  3. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.
  4. Имена собственные не обозначают географические названия.
  5. Фамилии, имена, отчества можно писать с маленькой буквы.

  1. +

  1. -

  1. +

  1. -

  1. -

VI.Рефлексия

Цель: самооценка работы учащихся;

осознание учащимися результатов своей учебной деятельности.

Анкета

- Где в жизни могут пригодиться знания, которые вы получили на уроке?

Завершите фразы. Сегодня на уроке:

Я узнал…

Я понял…

Мне понравилось…

Мне было трудно…

Что бы вы ещё хотели узнать об именах собственных?

 Анкета:

На уроке я работал(а)

активно/пассивно

Своей работой на уроке я

доволен(ьна)/недоволен(ьна)

Урок для меня показался

коротким/длинным

За урок я

устал(а)/не устал(а)

Моё настроение

не изменилось

стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

Я ставлю себе отметку

5/4/3/2


Литература:

  1. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. К УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. М.:ВАКО,2016.

  2. Беспалова Т.Л, Васин А.М., Васина А.Л., Гаврилов М.И. и др. Мой адрес – Советский район. Научно-художественное издание. Екатеринбург: «У-Фактория», 2003.

Интернет источники:

  1. http://www.admsov.ru
  2. http://admtaiga.ru
  3. https://putinegyx.ru/wp-content/uploads/917726.jpg
  4. http://www.angi.ru/userfiles/image/Komarw.jpg
  5. http://podnogqali.ru/wp-content/uploads/2016/05/administrativnoe-delenie-jamalo-nenetskij-avtonomnyj-okrug-ofitsialnyj-sajt-2.jpg
  6. http://www.media.nakanune.ru/images/pictures/image_big_84772.jpg
  7. http://www.filipoc.ru/rodina/praviteli-rossii
  8. http://www.filipoc.ru/rodina/kray-v-kotorom-tyi-jivesh-chast-rossiyskoy-federatsii

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей"

Урок "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей" - урок исследование, позволяющий первоклассникам самостоятельно, в игровой форме усвоить учебный материал...

Открытый урок "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц, городов"

Знакомство детей с правописанием заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц нашего города....

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.Цели урока:•  формировать умение писать с заглавно...

конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях. 2 класс

Методическая разработка урока по теме: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях. 2 класс."...

Урок во 2 классе «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей»

Познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные....