Урок русского языка в 1 классе "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.doc | 246 КБ |
Prezentaciya_ZAGLAVNAYa_BUKVA_V_IMENAH_OTChESTVAH_FAMILIYaH_LYuDEY.ppt | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
1 класс
Тема: «Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей»
Цели: 1. Формирование знаний о правилах употребления заглавной буквы в именах собственных.
2. Выработка навыков грамотного письма, развитие орфографической зоркости.
3. Воспитание уважительного отношения к природе.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята. У кого сегодня хорошее настроение?
- Добрый день всем, кто любит весну, солнце и улыбки.
Слайд 1.
- Чем в жизни может помочь улыбка?
- Давайте улыбнёмся, и тогда наш урок пройдёт замечательно.
- Ведь улыбка помогает быть терпеливыми, поднимает настроение.
- Начинаем урок русского языка.
II. Зарядка для пальчиков.
- Подготовим пальчики для письма.
а) пальчики - встретились
- поздоровались
- пожали друг другу руки
- потёрли ладони, почувствовали тепло.
III. Проверка ранее пройденного материала.
- Проверим, как вы усвоили материал предыдущих уроков.
- Предлагаю вам выполнить тестовые задания.
Слайд 2.
Слайд 3. Слайд 4.
Работа у доски и в тетрадях:
1) Составить схему слова «чаща».
2) Записать слово «конь» звуками в транскрипции.
3) Разделить слово «весна» на слоги и для переноса.
IV. Подготовка к введению новой темы.
Слайд 5.
- Чтение текста.
- Почему шутка?
- Почему загадка?
- Попытайтесь определить тему урока.
Слайд 6.
- Сформулируйте цели урока, опираясь на его тему.
- Используйте опорные слова на экране.
Слайд 7.
Физкультминутка.
- Буду называть слова. Если слово является именем, отчеством или фамилией, нужно присесть, если нет – хлопнуть в ладоши. Будьте внимательны, вас ждут ловушки.
(девочка, Юля, юла, надежда (Надежда), Александр, Иванов, поэт, роза (Роза)
V. Изучение новой темы.
Слайд 8.
(стрелки появляются в процессе проверки выполнения задания)
- Чем похожи слова второго столбика?
- Чем отличаются?
- Составьте и запишите пары слов в тетрадь.
- Сделайте вывод, в каких случаях слова пишутся с заглавной буквы?
Слайд 9.
- Прочтите правило, сравните со своим выводом.
- Кто из вас был прав?
VI. Задания на развитие логического мышления.
- Как одним словом можно назвать представленные задания? (ребусы)
- Какие слова спрятались в ребусах? (Слава, Наташа, Анатолий)
- Дайте им общее название данным словам (имена)
- Записать данные имена людей в тетрадь в порядке увеличения в них количества слогов.
- Как будут звать детей, когда они вырастут?
Слайд 10.
VII. Исследовательская работа в парах.
- Исследуйте, зачем людям нужны имена, отчества, фамилии? (различать друг друга)
- На какие группы можно разделить все имена ребят нашего класса и даже людей всего мира? (женские и мужские)
VIII. Чтение рассказа М. Разумовской «Петин папа»
(читает учитель или подготовленный ученик)
Сегодня Лёня Китайчиков сказал ни с того, ни с сего:
- А моего папу зовут Алекскй Ильич!
А Витя Парамонов не растерялся и ответил:
- А моего – Степан Иванович!
- А моего – Константин Аркадьевич, - сказала Наташа Иванова.
- А моего – Борис! – сказал Дима Ушаков.
- А моего – Лёша! – сказал Женя Бобин.
- А твоего папу как зовут? – спросили ребята у Пети Быкова.
- Папа, - ответил Петя.
- Так не бывает, - сказал Лёня Китайчиков. – Папа – это не имя. Папа- это вроде как прозвище.
- Нет, имя, - обиделся Петя. – Все его так зовут.
- И мама? – спросили ребята.
- Да, - сказал Петя.
- И бабушка?
- Бабушка не зовёт, она уехала в Среднюю Азию.
Но ребята ему не очень поверили.
- Мы не знали, что ты, оказывается, обманщик.
- Ребята, - вмешался я. – Может, Петя и не обманщик. Может, и правда его папу зовут Папа? Может, у него имя иностранное.
Ребята уже почти совсем согласились со мной, как вдруг Вадик Бакирский спросил у Пети:
- А как тебя зовут по имени-отчеству? Пётр Папович?
А Петя вдруг весь надулся и ответил:
- А вот и не Папович. Пётр Николаевич, вот как моё имя-отчество.
(по М. Разумовской)
- Так как всё-таки звали Петиного папу? Давайте разберёмся.
- А как будут называть вас, когда вы вырастите?
IX. Закрепление изученного.
На доске текст:
Серёжа чудов и василий Иванов ходили в лес. Они там поймали маленького ежа. Ежа Мальчики взяли домой.
- Со всем ли согласны? Если нет, исправьте ошибки. (орфографические и ситуативные)
- Можно ли животных приносить из леса в дом?
- Найти предложение, которое соответствует схеме:
.
- Что обозначает вертикальная линия?
- Значит, для чего ещё нужна заглавная буква?
- Запись на доске и в тетрадях с комментированием.
- Расставить в словах ударение, обозначить знакомые орфограммы.
X. Проверка знаний по теме урока.
- Предлагаю вам тестовую работу, которая покажет, на сколько полно вы усвоили тему сегодняшнего урока.
Слайд 11.
Слайд 12.
(параллельно тексту на слайде 12 звучит песня соловья)
- Какая птичка исполняет свою песню?
- Русский народ восхищался пением соловья во все времена. Послушаем, как он поёт, и определим наше настроение (подходят к доске, на которой висят мордочки, изображающие веселье, грусть, злость, разбиваются по группам)
XI. Рефлексия.
- Почему у вас такое настроение?
- Чем запомнился урок?
XII. Итог урока.
- С каким правилом познакомились?
- Как пишутся имена, отчества, фамилии людей?
Слайд 13.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц, городов"
Знакомство детей с правописанием заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц нашего города....
Конспект урока русского языка по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей» 1 класс УМК " Школа России".
План-конспект урока русского языка по теме " Большая буква в именах и фамилиях людей" Умк " Школа России" включает в себя игровую форму работы, а также сведения из ономастики...
Конспект открытого урока русского языка по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"
Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях"
Урок русского языка по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях"...
Конспект урока с презентацией по предмету «Русский язык» по теме : «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных», 2 класс.
Урок русского языка во 2 классе коррекционной школы (вариант 1)...
Урок русского языка "Собственные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и географических названиях"
Представлена технологическая карта урока русского языка по теме "Собственные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и географических названиях"....
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!
Спасибо за разработку урока!