Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2_kl.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри».

        

Цели: развивать умение распознавать собственные имена существительные и правильно их писать; совершенствовать умение составлять рассказ по репродукции картины;

Задачи: формировать чувство гордости за русских богатырей, защитников земли Русской; воспитание патриотизма.

Планируемые результаты:

Предметные: усовершенствовать навыки распознавания собственных имен существительных, составлять устный рассказ по репродукции картины В. Васнецова «богатыри». 

Метапредметные: 

Регулятивные УУД:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: - осознавать чувство гордости за богатырей, защитников земли Русской, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Школа России» Русский язык. Канакина В.П., Горецкий В.Г. 2 класс ч. 2, экран, проектор, учебная презентация.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Словесный: слово учителя

Положительный эмоциональный настрой на работу

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой

Л: самоорганизация

Актуализация  знаний

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

- Начинаем урок русского языка. А начнем мы его необычно. Со стихов.

Подготовленные дети читают стихотворение Измайлова.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя реки, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!

  • О чём это стихотворение?
  • О какой букве идет речь?
  • Какая это орфограмма?
  • В каких словах пишется заглавная буква?
  • Какие это имена существительные собственные или нарицательные?

Производят запись в тетрадь;

воспринимают речь учителя/ученика на слух.

Воспроизводят ранее полученные знания.

П: формирование обобщенных знаний;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Сегодня на уроке мы будем учиться писать заглавную букву в именах собственных ; составлять рассказ  по картине В Васнецова «Богатыри»

А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы узнаем …

  1. узнаем …
  2. научимся …

Постановка темы и формулирование целей уроков.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Мотивационный этап

Чистописание

Словарная работа

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация, учебник

Практический: работа стекстом

Письмо букв Цц

Что получает ребёнок при рождении (имя), а откуда у ребёнка появляется фамилия? (у ребёнка фамилия та же что у отца и матери). Что своим детям всегда даёт отец при рождении»? (отчество). Запишите его в тетрадь. С. 55 словарика, выделите непроверяемую гласную.

-Представьте такую ситуацию: два человека являются тёзками, имеют одинаковые фамилию и имя. Как их можно различить? (по отчеству)

Слово отчество означает «имя по отцу». Человек получает отчество от отца, т. е. к имени детей добавляется имя, указывающее, чьими сыновьями или дочерьми они являются.

Прочитайте в учебнике на с. 54 словарное слово отец. Запишите это слово рядом с первым, какая орфограмма в этом слове? (непроверяемая гласная). Подчеркните.

Запишите фамилии и имена ребят нашего класса 1в-  мальчиков, 2в- девочек. Подчеркните орфограммы. Какую орфограмму выделили во всех словах?

К какой группе имён существительных  они относятся?

Записывают  в тетрадь

Беседа

Установление лексической связи между словами отец и отчество (отчество даётся по имени отца)

.

Основной этап

Работа по теме урока

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Прочитайте текст. (Упражнение 92)  О чём этот текст? Каких русских богатырей вы встретили в тексте (Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Воляга Святославович, Илья Муромец)?

Догадайтесь, как звали отцов русских богатырей.

От названия, какого города произошло прозвище Илья – Муромец?

Запишите имена богатырей. Как будем писать? Какая орфограмма?

(подчеркните орфограмму)

Рассмотрите картину (на слайде), кто на ней изображён? Предположите, как называется это картина? Это картина художника В. Васнецова «Богатыри».

Виктор Михайлович Васнецов – выдающийся русский художник. Написал много картин на тему былин, сказок. «Богатыри» его любимая картина.  17 лет посвятил В.М. Васнецов картине «Богатыри».

Как изображены богатыри? Что выражают их взгляды, позы?

Богатыри стоят рядом, плечом к плечу, в полной боевой готовности. В их взглядах и позах большая сила, готовность в любую минуту сразиться с врагом.

Кого из богатырей вы узнали? Как их звали?

В центре - Илья Муромец. Опишите его: спокойное, мужественное лицо; зорко всматривается вдаль; пристальный взгляд; в руке щит, копьё.

Богатырь справа, самый младший, Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, в руках у него лук с копьем.

Молод и красив, смел и отважен; может стрелу ловко и быстро пустить; смотрит без страха;

Третий богатырь - Добрыня Никитич. Добрыня вдумчив и предусмотрителен. Он может выполнить самые сложные поручения, глаза зоркие; силён, ловок; быстр, скор, нетерпелив; готов нестись в бой в любую минуту.

Как природа на картине помогает изобразить силу и мощь богатырей? Каким цветом (оттенком) небо? Какое чувство вызывает природа?

За богатырями пейзаж родной земли. Небо в тёмных тучах, чёрные холмы вызывают чувство тревоги, беспокойства. Не всё спокойно на Русской земле! Близко враги!

За спиной богатырей:

  • грозовые тучи
  • тёмные холмы

Впереди:

  • степь широкая

Какие чувства и мысли вызывает картина? Выберите наиболее подходящие к вам… Удивление, гордость, восхищение, любовь, уважение, благодарность, волнение…Почему?

  • тёмные краски (чувство тревоги, беспокойства и настороженности)
  • не затаился ли поблизости враг
  • богатыри полны решимости

(воспользуйтесь опорными словами и закончите предложение)

  • Когда я смотрю на эту картину…
  • Картина вызывает…
  • Эта картина заставляет нас…
  • Глядишь на картину и веришь…

Гордость за свою страну, уважение к богатырям, величие русской земли.

Прочитайте высказывание и объясните его значение: «Картина – символ русской силы».

Работают по учебнику.

Записывают  в тетрадь

Рассматривают картину

Узнают новую информацию о художнике

Анализ картин по  критериям

П: осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

устанавливать причинно-следственные связи;

Физминутка  Наглядный: ТСО,   Практический

Физминутка

Выполнение упражнений

Работа по теме урока

Словесный: слово учителя;

Наглядный: карточки

Практический: выполнение задания по карточкам

На ваших столах лежат карточки с планом сочинения по картине, но он расставлен не по порядку. В группах составьте план в правильном порядке и запишите цифры в строку ниже.

  1. Мысли и чувства, которые вызывает картина
  2. Природа на картине
  3. Описание богатырей: выражения лиц, взгляд, вооружение
  4. Художник, создавший картину

Ответ:__4,3,2,1________________

Сверьте с ответом на доске.

К каждому пункту плана я выписала опорные слова, которыми можно воспользоваться для составления рассказа

Прочитайте их про себя.

Кто попробует составить предложение, по первому пункту используя опорные слова?/по второму/третьему/четвертому

Хорошо!

Составление плана устного сочинения по картине В. Васнецова «Богатыри»

У1 читает план устного сочинения по картине В. Васнецова «Богатыри»

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание.

Словесный: слово учителя

Практический: составление рассказа

Сейчас приступайте к составлению рассказа, по плану используя опорные слова

Как мы можем оценить рассказ? Определим критерии.

  1. Соответствие пунктам плана
  2. Связный рассказ
  3. Подробное описание

 Два ученика с устным сочинением. (1 от группы)

Пробное устное сочинение

Определение критериев самооценки

(коллективное обсуждение, дополнение, оценивание по критериям).

Р: контролировать процесс и результаты своей деятельности

Домашнее задание 

С.55 упр. 94

Запись д/з

Комментарий к д/з

Л: самоконтроль

Рефлексия

(Итог урока)

- Что мы выполняли сегодня на уроке?

- Что показалось легким?

- Что было тяжело выполнять?

- Чему научились?

подводят итог урока совместно с учителем;

Л: учувствовать в подведении итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей"

Урок "Правописание заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей" - урок исследование, позволяющий первоклассникам самостоятельно, в игровой форме усвоить учебный материал...

Открытый урок "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц, городов"

Знакомство детей с правописанием заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, в названиях улиц нашего города....

Конспект урока русского языка Тема: Развитие речи. Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

Цели деятельности учителя: обучение анализу образной системы данного живописного произведения; формирование умений составлять рассказ по плану; воспитание чувства гордости за свой край....

Тренажёр по русскому языку "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях и кличках животных""

Тренажёр по русскому языку для 1-ого класса, содержит анимацию, теоретический и практический материалы. Способствует более быстрому и осознанному усвоению темы....

«Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях, в кличках животных, в названиях городов, деревень, улиц, рек». (Закрепление)

Конспект урока по русскому языку: "Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях и кличках животных   " (Закрепление)...

Урок русского языка "Собственные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и географических названиях"

Представлена технологическая карта урока русского языка по теме "Собственные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей и географических названиях"....