Русский язык 3 класс. Правописание безударных гласных в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Русский язык 3 класс. Правописание безударных гласных в корне слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkiy.docx | 37.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Решение учебной задачи
Тема. Правописание безударных гласных в корне слова.
Педагогическая цель: Создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова;
способствовать развитию умения находить безударную гласную в корне слова.
Цель:
Образовательная: Отрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне, развивать творческое мышление
Развивающая: Развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать,
использовать в работе полученные знания.
Воспитательная: Воспитывать уважение друг к другу, интерес к изучению русского языка.
Здоровьесберегающая:
-способствовать сохранению здоровья ребенка через проведение динамической паузы и создание санитарно-гигиенических условий.
Планируемые результаты:
Предметные: Овладевают изучаемыми нормами русского языка,
основами грамотного письма; подбирают однокоренные
слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова; решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова
Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные УУД: овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной
задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения ,формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные УУД: уметь анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обработка информации, установление аналогий.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Оборудование:.ЭОРы, презентация, карточки, алгоритмы ,схемы.
Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный,, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.
Ход урока:
I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)
- Сегодня у нас много гостей, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
II. Приветствие гостей.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнѐм же урок, не будем зря время терять.
- Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
III. Психологический настрой.
- Садитесь. Я рада видеть вас. Пусть этот день принесёт вам радость общения.
- Сегодня ребята мы побываем в гостях у Мудрой Совы. Она приглашает нас в лес. - Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.
IV. Чистописание.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа
- А сейчас минутка чистописания.
На доске:
Нос, носовой, носить, переносица
- Скажите, что объединяет эти слова?
- Какое слово лишнее и почему?
А теперь красиво каллиграфическим почерком пишем только однокоренные родственные слова.
V. Словарная работа. Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.
- Сова приготовила для вас задание. Запишите под диктовку в тетрадь слова:
МОРОЗ, ЗАЯЦ, УЛИЦА, РАБОТА, СЕВЕР, ОБЕД.
Поставьте ударение в каждом слове и подчеркните букву, которую надо запомнить.
2) Взаимопроверка.
-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить карандашом)
Теперь оценим вашу работу. Покажите сигнальными карточками: зеленая – не сделал ни одной ошибки, желтая – допустил 1-2 ошибки, красная карточка – говорит о том, что вы не поняли предмет. Поднимите подходящую.
- Как называются слова, которые мы записали? Почему эти слова называются словарными?
VI. Постановка проблемы урока.
- Сова рассказала мне историю, она произошла с её друзьями – Сашей и Денисом. Послушайте её.
«Саша написал своему другу Денису записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не смогут поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
- Какое правило не знал Саша?
- Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
- Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)
VII. Актуализация знаний
Ребята, мы добрались до Долины Безударных Гласных. И вот опять у нас впереди новое испытание
Сколько гласных букв в русском языке ?Назовите их
Сколько гласных звуков?(А, О, И. Ы. У. Э) .
О гласных звуках принято сказать , что они стоят в сильной и слабой позиции .
Звуки , которые в сильной позиции как называются? (Ударные). Они слышатся четко и ясно.
А звуки в слабой позиции? (Безударные). Они слышатся нечетко).
Мы пришли в дом Мудрой Совы, Она спрашивает
-Какие гласные в корне слова надо проверять?
(О, А, И, Е, Я)
Давайте, выберем какие безударные гласные требуют проверки.
а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я (А, О, Е. И. Я)
Буквы Ё. Э ,Ю. У, Ы не требуют проверки.
Буква Ё всегда находится ударным в слове, а в выборе остальных буквы не ошибетесь, даже если звуки находятся в безударной позиции.
Экран, пюре, кусты, рыбак
VIII. Усвоение новых знаний (воспроизведение) и способов действий.
- Я вам предлагаю ответить на вопросы:
Что
Где надо проверять?
Как
Чем
Мудрая Сова спрашивает: Все ли безударные гласные проверяются ударением? (нет непроверяемые безударные гласные нужно запомнить)
IX. Работа над темой урока
- А теперь, давайте составим алгоритм проверки безударной гласной, которым будем пользоваться в дальнейшем.
- Например, слово ЗИМА
- Сначала прочитаем слово.
- Затем - поставим ударение.
- Далее - выделим корень
- Потом определим безударную гласную.
- И подберём проверочное слово.
АЛГОРИТМ
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово.
X. Первичное закрепление.
Упражнения.
- Работа по учебнику.
Мы с вами открыли способ проверки безударной гласной в корне слова, что мы будем теперь делать? (Мы должны потренироваться в выполнении заданий на новый алгоритм)
- Выполните в учебниках упражнение 194 (первый абзац) на странице 104. (Ученики выполняют данное задание у доски, проговаривая выведенный алгоритм правописания безударной гласной в корне слова)
(Двор, дворник) дворы, (стрелы, стрелка) стрела, (травы, травка) трава, (холм, холмик) холмы, (жар, жаркий) жара, (свечи, свечка) свеча.
(Пчёлы, пчёлка) пчела, ( гнёзда, гнёздышко) гнездо, ( чиж, чижик) чижи, (дождь, дождик) дожди, (шкаф, шкафчик) шкафы
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы тоже справились. И мы продолжаем наше путешествие.
XI. Физкультминутка.
- Что-то сова устала. Да и мы тоже. Давайте проведём физкультминутку.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Как крылья сложат назад
2. Работа с карточками
- Следующее задание Совы потребует от вас не только знание алгоритма, но и внимания.
- Возьмите свои карточки. На карточках 2тестовых задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный. Желаю удачи!
А. В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?
1) тяжелый – тЯжесть 3) столовая - стОлик
2) похвала – хвАлить 4) гостиница – гОсть
В) В каком слове допущена ошибка?
1) морской 3) посодить
2) письмо 4) страна
3.Игра «Четвёртый лишний»
Вы все знаете игру «Третий лишний». Я предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний». Твоя задача – найти лишнее слово, а оставшиеся слова записать так: сначала проверочное, а затем слова, которые надо проверять. .
- водитель, водичка, водный, водяной
- носилки, носик, носит, носильщик
Сделайте вывод. (Однокоренные родственные слова имеют не только общий корень, но и общее лексическое значение)
4.Работа в парах. Работа по учебнику. Выборочное списывание. (стр. 125, упр. 196)
А теперь задание посложнее, поэтому будем работать в парах.
Прочитаем задание. Обсудите с соседом по парте значение слов, какие безударные гласные надо вставить в слова и почему.
Перед тем, как подобрать проверочное слово, надо внимательно прочитать слово, понять его смысл в предложении.
Проводится выборочное списывание (по рядам). Проверяем.
Отварить – варит Слезал –лез увидал – вид
Отворить –затвор Слизал – лижет увядал – завял
!!! Вывод: Перед тем как подобрать проверочное слово, надо внимательно прочитать слово, понять его смысл в предложении.
5. Игра «Солнышко».
1. обл. тели | 6. д. ждливый | 11. цв. тной | 16. к. рмушка |
2. тр. щат | 7. с. сновый | 12. в. черний | 17. др. зды |
3. пос.дил | 8. л. сной | 13. тр. пинка | 18. к. вер |
4. см. стерили | 9. з. леный | 14. х. л.да | 19. гр. чи |
5. п. ля | 10. с. нева | 15. пл. ды | 20. скв. рец |
(Ученик передает солнышко другу и загадывает слово под любым номером. Далее объясняется написание слова и задается другое следующему ребенку и т. д.)
XII. Подведение итогов.
- Итак, со всеми заданиями, которые подготовила вам сова, вы справились. Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке. (Учились писать слова с безударной гласной в корне слова)
- Первый вопрос? Второй? Третий? Четвёртый?
- Молодцы!
XIII. Рефлексия.
- Послушайте стихотворение в конце нашего путешествия по лесу.
Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело.
А теперь пишите смело.
-Я, думаю, что урок Мудрой Совы вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались.
-Получился ли урок, каким мы его задумали?
-Давайте поблагодарим сову за те задания, которые она вам приготовила.
Оцените свою работу на уроке.
XIV. Домашнее задание
Как вы думаете, следует ли нам потренироваться в нахождении и проверке слов с безударной гласной в корне слова?
- В этом нам поможет домашнее задание, откройте дневники и запишите домашнее задание.
- Дома я рекомендую тем, кто выбрал первую тучку, выполнить упражнение №195 на странице 105 по заданиям учебника.
- Кто выбрал вторую? Вы выполните упражнение №198 на с.106.
- Кто выбрал третью? Выполните упражнение №199 на с.106.
- Вы замечательно поработали на уроке. Вы – молодцы!
Спасибо за урок!
XV. Домашнее задание. Стр. 98, упр. 261
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных в корне слова"
Совершенствовать навыки правописания безударных гласных в корне слова, продолжить формирование умений написания словарных слов,развивать внимание, речевые умения и творческие способности....
Урок русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных в корне слова"
Урок русского языка в 3 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Правописание безударных гласных в корне слова". УМК "Школа России".
Тема урока "Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые написания."Тип урока: урок-закрепление. Цель урока: учить видеть орфограмму, распознавать в словах проверяемые и ...
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"...
Конспект урока русского языка во 2 классе.«Правописание безударных гласных в корне слова. Слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу (слова-омофоны
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: «Правописание безударных гласных...
План урока русского языка для 3 класса "Правописание безударных гласных в корне слова"(Школа 2100)
Цель урока дать возможность научиться проверять безударные галсные в корне слова, помочь усвоить особенности проверочных и проверямых слов. Использование на уроке ЦОР и ЭОР даёт возможность легче усво...
Урок русского язык во 2 классе "Правописание безударных гласных в корне слова"
Урок направлен на распознавание в словах безударного слога, закрепление умения правильно писать слова с безударной гласной, подбирать проверочные слова....