Урок русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мельник Елена Юрьевна

Урок русского языка в 3 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой УМК "Классическая начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цели урока: 1.Формировать умение применять на практике правила правописания

                      безударных гласных;

                      2. Развивать умение строить предложение и текст;

                      3. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: Стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора!»; сигнальные

                           карточки с безударными гласными; карточки с индивидуальными

                           заданиями.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Подарим улыбку друг другу.

-Мы серьёзны и внимательны.

-Мы любим учиться.

-Начинаем урок русского языка.

2. Постановка задачи.

-Прочитайте тему урока на доске.

-Чему будем учиться сегодня на уроке?

-Какие цели поставите для себя?

(На доске предложение)

      Осень наступила.

                                                               

-Какие изменения произошли в природе с приходом осени? (Листья желтеют и опадают; дни стали короче4 на улице холодно; птицы улетают на юг.)

-Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Унылая пора!»

(На доске)

-Что очаровало автора? (Прощальная краса; пышное природы увяданье; в багрец и золото одетые леса.)

Фамилия     Мельник                                                                   ОУ

Имя             Елена                                                                         НР МОУ  «СОШ №2»

Отчество     Юрьевна                                                                   г.п. Пойковский

-Что обозначает слово багрец? (Красный)

-Назовите слова с безударными гласными в корне. (Пора, краса, увяданье, леса, волнистою, небеса, зимы.)

  ( Подбираем проверочные слова. Выставляю на доску гласные, которые необходимо проверять а, о, и, е, я)

3. Минутка чистописания.

- Давайте эти буквы свяжем одной верёвочкой и запомним, что эти безударные гласные в корне слова надо проверять.

-Как проверить безударную гласную в корне?

-А как мы называем слова, в которых есть безударная гласная в корне, не проверяемая ударением? (Словарные)

4. Словарная работа.

( Загадываю загадки. Ученики отгадки записывают в тетрадь.)

      Птичка-невеличка ножки имеет,

      А ходить не умеет.

      Хочет сделать шажок-

      Получается прыжок.

                    (Воробей)

                               Непоседа пёстрая

                               Птица длиннохвостая,

                               Птица говорливая,

                               Самая болтливая.

                                           (Сорока)

Фамилия     Мельник                                                                   ОУ

Имя             Елена                                                                         НР МОУ  «СОШ №2»

Отчество     Юрьевна                                                                   г.п. Пойковский

           Кто без нот и без свирели

          Лучше всех выводит трели,

           Голосистее, нежней?

           Кто же это?

                         (Соловей)

                             Он в своей лесной палатке

                              Носит пёстренький халатик,

                               Он деревья лечит,

                               Постучит и легче.

                                                   (Дятел)

-Какие птицы остаются зимовать в наших краях?

-Как помочь зимующим птицам?

(Запись ассоциаций к слову дятел)

              л               л               д

        дятел        дятел        дятел

              с               ч                р

                               и                е

                               т                в

                                                 о

 

5. Игра «Я- редактор»

(На доске текст. В словах допущены ошибки)


        На утренних и вичерних зорях все лисные жители подоют сваи галаса.

    Пещат рябчики. Скрепят жуки. Трищат сойки.

                                                                                         

                                                                     

-Выпишите слова, в которых допущены ошибки, докажите правильность выбора проверочными словами.

(Проверка в парах)

Фамилия     Мельник                                                                   ОУ

Имя             Елена                                                                         НР МОУ  «СОШ №2»

Отчество     Юрьевна                                                                   г.п. Пойковский

-Составьте и запишите предложение.

         В, на, остановились, лесу, журавли, краю, отдых, озера, на.  

( В лесу на краю озера остановились на отдых журавли.)

- Назовите все встретившиеся орфограммы. Подчеркните главные члены предложения.

(Устная работа с сигнальными карточками)

-Я буду называть слова, а вы показываете карточку с нужной буквой и подбираете проверочное слово.

( Ос.нь, т.мнота, кр.снеют, л.ства, р.ды, т.шина, п.хучий, др.жит.)

(Устно составляем словосочетания.)

-А теперь самостоятельная работа. На ваших столах карточки с заданиями. (Задание по выбору)

Карточка №1.

Составить и записать рассказ, используя слова и словосочетания.

      Жаркое лето, дни короче, серые тучи, трава, цветы, листья на деревьях, птицы, осень.                      

 


Карточка №2

Списать стихотворение, вставить пропущенные буквы.

     Отг…в…рила роща з…л…тая

      Б…рёзовым в…сёлым языком,

      И, жур…вли, печально прол…тая ,

      Уж не ж…леют больше ни о ком.     

(Проверка карточки №2 коллективная.

Заслушивание 2-3х составленных сочинений по карточке №1.)

Фамилия     Мельник                                                                   ОУ

Имя             Елена                                                                         НР МОУ  «СОШ №2»

Отчество     Юрьевна                                                                   г.п. Пойковский

6. Итог урока.

-Какие цели ставили для себя на уроке?

-Достигли своих целей?

-Что нового узнали на уроке?

7. Домашнее задание.

-Напишите сочинение-описание про синичку.

Фамилия     Мельник                                                                   ОУ

Имя             Елена                                                                         НР МОУ  «СОШ №2»

Отчество     Юрьевна                                                                   г.п. Пойковский



Предварительный просмотр:

УРОК ПИСЬМА В 1 КЛАССЕ

Тема: Повторение пройденного. 

Цели: 1.Совершенствовать умение писать слова и предложения с изученными буквами.

           2. Развивать умение распознавать безударную гласную в словах, формировать умение изменять форму слова.

           3. Воспитывать положительное отношение к письму, как к виду речевой деятельности, формировать личность каждого ребёнка.

Оборудование: иллюстрации героев мультипликационного фильма «Каникулы в Простоквашино», буквы, схемы слов, слоги, сундучок, компас, магнитофон, бабочки, дерево. 

Ход урока.

1.О/м.

                         Ну, ребята, чур, молчок

                         Начинается урок.

2. Актуализация знаний, постановка цели.

Отворилась тихо дверь

И вошёл усатый зверь.

                                                          Сел у печки, жмурясь сладко,

 И умылся серой лапкой.

-Кто это? (картинка кот Матроскин).

А ещё к нам в гости пёс

     В лапках косточку принёс.

(картинка пёс Шарик)

-Откуда пришли эти герои?


-Как их зовут?

-Шарик принёс косточку, а на ней, смотрите-ка, что-то написано. Да вот беда: герои наши читать не умеют. Кто поможет? (клад)

- А что такое клад? (спрятанные сокровища, ценные вещи)

-Наверное, они опять хотят идти за кладом. А вы любите путешествовать?

-Давайте отправимся с нашими героями, вдруг им понадобится наша помощь?

-А что мы с вами умеем?

Цель: Итак, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в увлекательное путешествие. Вы уже знаете много букв, умеете читать и писать и ваши знания могут пригодиться нам в дороге. Да и нам с вами не помешает повторить и закрепить все, что мы знаем и умеем. Ведь недаром говорят «Повторенье-мать ученья».

-Кто сможет объяснить, почему так говорят?

3. Работа по теме урока.

-А пока наши герои собираются в дорогу, давайте вспомним звуки.

(на доске схемы слов)

-Прочитайте схемы слов. Где обозначено слово пёс, а где кот?

-Докажите. Молодцы! Ну, в путь!

-Вышли мы из Простоквашино, и подошли к лесу. А там вот такое дерево. (на доске) Смотрят Шарик и Матроскин на него. Что-то в нём необычное, а что не поймут. А вы заметили? (спрятаны буквы)

                                       

-Давайте найдём все буквы и запишем в тетрадь. Не забудьте про правила посадки при письме.

                     Будь первоклассником сознательным

За партою не вешай носа.    

                       Сядь прямо, знаком восклицательным,

      А не сиди, как знак вопроса!

(запись букв, один ученик у доски)    А, У, Н, З, П, И, Ы.

-На какие две группы можно разделить записанные буквы? (обозначают гласные, согласные звуки)

-В следующей строке запишите эти же буквы, только заглавные.

-Какую букву не написали? ) Почему?

 -Молодцы! Справились с заданием. Отправляемся дальше. Закройте глаза и представьте: мы в лесу. А вам не страшно? Не боитесь заблудиться?

-Какой предмет помогает определить дорогу? (компас)

-А кто знает, как он работает? Кот Матроскин тоже взял компас,

посмотрите, правильно ли он показывает? (нет)

-Компас сломан, надо его отремонтировать. Для этого надо выполнить задание. (на доске слова: сосна, ослик, кукла, рука, оса, утка, астра.)

-Те, у кого  на парте карточки голубого цвета, выписывают слова, которые начинаются с согласной буквы, а у кого красного цвета - выписывают  слова, которые начинаются с гласной. (для слабых на обороте подсказка)

             ослик                              сосна

             оса                                   кукла

             утка  астра                      рука

-Назовите лишнее слово. (оса)

-Почему? (ударение  на второй слог)

-Найдите слова, где гласная в слабой позиции. (оса, сосна)

-Почему мы их так называем?

-Попробуйте подобрать проверочное слово. 

-Здорово! Теперь компас работает. В какую сторону пойдём? Шли, шли и пришли на красивую поляну. Давайте на ней немного отдохнём.

Физминутка  под музыку.(куплет из песни «Вот оно какое наше лето»)

                                   

                                                                                                                               

                                                                           

                                                                           

(на доске бабочки со слогами на крыльях)

-Решил кот Матроскин спросить у бабочек про клад, а бабочки просят его собрать             « рассыпавшиеся» слова.

                                                             Много с буквами хлопот.

Уж такой они народ.

            Но, когда, с умом, толково,

           Их построить в чёткий ряд,

          Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят!

-Не могут справиться с заданием. Опять мы с вами им пригодились.

(читают предложение «Мы самые красивые».)

-Оказывается бабочки хотели, чтобы мы ими полюбовались. Вот теперь они нам подсказывают, кто знает про клад.

   Лесом катится клубок

У него колючий бок

Он охотится ночами

  За жуками и мышами.

(на доску картинку ёжика)

-Спросил Матроскин у ёжика про клад, а он фыркнул и побежал по лесу быстро-быстро, Шарик и Матроскин за ёжиком, а мы за ними.

(пальчиками по парте.)

- Ну, вот, наконец, остановился ёжик, показал носом под кустик и убежал. Значит, копать надо здесь. А чем копают? Начали копать. А чтобы нам не скучно было ждать, запишем слово лопата в тетрадь.

-Обозначьте ударение. Что можете сказать про букву о? (безуд.)

-Измените слово. Стала о ударной? (нет)

-Какой вывод можно сделать?

-Кто помнит, как называются такие слова? Какие ещё словарные слова мы выучили?

-Что же делать, чтобы не ошибиться в написании этого слова?

-Проговорим ещё раз и запишем в тетрадь.

-Посмотрите, ребята, пока вы писали, Матроскин и Шарик выкопали клад. (открываю коробку и достаю «Азбуку», тетрадь и ручку)

-Ой, что же это за клад такой, что в нём ценного?

(знания самый ценный клад)

-Что вы можете посоветовать коту и псу? (Чтобы много знать, надо много учиться)

4. Итог урока.

-Сегодня мы с вами уже поделились своим кладом знаний с нашими героями. А чему они научились за время путешествия? А вам понравилось путешествовать? А что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2классе "Безударная гласная в корне слова"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа-2100". Тема: "Безударная гласная в корне слова"...

Презентация "Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

Фрагмент урока на изучение и проверку знаний по теме "Безударные гласные в корне слова"...

конспект урока русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"

Урок проведён в коррекционном классе 7 вида. Основная задача  : развитие орфографической  зоркости у детей с задержкой психического развития....

Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"

Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу  с использованием здоровьесберега...

Разработка урока русского языка по теме6 "Безударные гласные в корне слова"

Данный конспект урока включает в себя не только информацию о этапах и содержании учебного материала, но и показывает натрадиционные формы работы на уроке, работу  с использованием здоровьесберега...

Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС

Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....


 

Комментарии

Мельник Елена Юрьевна

Данный урок может быть использован педагогами работающими по УМК "Классическая начальная школа"

Мельник Елена Юрьевна

Данный урок может быть использован педагогами работающими по УМК "Классическая начальная школа"

Мельник Елена Юрьевна

Данный урок проводится в середине второй четверти в разделе "Закрепление. Письмо слов с изученными буквами" УМК "Классическая начальная школа"