Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Правописание безударных гласных в корне слова". УМК "Школа России".
классный час по русскому языку (3 класс) на тему
Тема урока "Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые написания."Тип урока: урок-закрепление. Цель урока: учить видеть орфограмму, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова с безударными гласными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_z_klass._bezudarnye_glasnye.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СЕЛЯТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
Открытый урок
по русскому языку в 3 классе
«Правописание безударных гласных в корне слова»
УМК «Школа России»
Учитель начальных классов
Афанасьева Наталья
Георгиевна
2012 г.
Тема урока: «Безударные гласные в корне слова.
Проверяемые и непроверяемые написания».
Тип урока: урок закрепления изученного.
Цель урока: учить видеть орфограмму, распознавать в словах проверяемые и
непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова с безударными
гласными.
Задачи урока:
1. Научиться распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, отрабатывать умение подбирать проверочные слова, работать над
лексическим значением слова.
- Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, наблюдательность, навыки работы с учебником и тетрадью, моторику;
- Воспитывать умение работать в коллективе, в парах, интерес к родному языку, любовь и уважение к близким, семье.
Оборудование урока: плакаты - памятки «Алгоритм проверки слов с безударной гласной», «Разбор слова по составу»; карточки на доску: «проверяемые» «непроверяемые», кроссворд со словарными словами, листочки для оперативного контроля «Подумай-Проверь», тетрадь-тренажёр «3000 примеров по русскому языку» (3 кл., Узорова, Нефёдова), учебник по русскому языку (3 кл., Канакина, Горецкий).
Применяемые технологии: игровая, групповая (работа в парах), проблемное обучение, здоровьесберегающая.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними и садитесь. Проверим готовность к уроку:
Внимание, проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Дети отвечают:
Всё на месте, всё в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
Все мы правильно сидим,
Все внимательно глядим.
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять!
Учитель: Тогда мы начинаем наш урок.
Дети открывают тетради, записывают число, классная работа (1 ученик комментирует с места).
II. Чистописание.
На минутке чистописания мы будем писать буквы, о которых говорят так:
- Слуху вы не доверяйте,
Удареньем проверяйте!
- О каких буквах идёт речь? Каких именно? ( О гласных: О, А, Я, И, Е)
- Почему их надо проверять? ( Без ударения они могут быть опасными, неясно слышатся в слове).
- Напишите их красиво, целую строчку, вот так: (учитель показывает ___________).
III. Постановка задач на уроке.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу с этими буквами, будем учиться видеть их в словах и проверять. Для этого нам потребуется зоркость: зоркий ум и зоркий глаз. Подумайте, кому в жизни нужна зоркость? (летчику, моряку, снайперу, ястребу, охотнику). Про человека, который умеет видеть орфограммы в слове, говорят, что он обладает орфографической зоркостью. А для этого надо много тренироваться. Итак, за работу.
IV. Словарно-орфографическая работа.
Разгадайте этот кроссворд, и вы узнаете, в каких словах спрятались безударные гласные.
1) | а | д | р | е | с | ||||||
2) | о | т | е | ц | |||||||
3) | к | о | м | н | а | т | а | ||||
4) | к | о | м | п | ь | ю | т | е | р | ||
5) | ф | а | м | и | л | и | я |
- Место, где проживает вся семья, а также надпись на конверте. (Адрес)
- Мужчина по отношению к своим детям. Родоначальник. ( Отец)
- Отдельное жилое помещение в квартире, доме, огороженное стенами.
(Комната)
- Современная ЭВМ (электронная вычислительная машина). (Компьютер)
- Наследственное семейное наименование каждого человека, переходящее от отца или матери к детям. (Фамилия)
- Какое ещё одно слово спряталось в словах? ( Семья)
Беседа. На многих уроках мы говорили про семью и семейные ценности, вы составляли родословную своей семьи, писали сочинения, рисовали рисунки. Прочитайте пословицу на доске и объясните, почему так говорят? ( Ответы детей).
Не нужен и клад, когда в семье лад.
- Какие еще пословицы вы знаете о семье, доме?
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Всяк дом хозяином хорош.
- Нет друга лучше, чем родная матушка.
- Сердце матери лучше солнца греет.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
- Только трудом держится дом.
- Не хвались отцом, хвались сыном молодцом. Молодцы!
V. Работа над орфограммами.
1. Постановка проблемы.
- А теперь внимательно посмотрите на записанные слова. Что их объединяет и какое есть отличие? Ответы детей:
- они все на тему «Семья»;
- в каждом слове есть безударная гласная;
- во всех словах безударная гласная не проверяется, а в слове «семья» можно проверить.
2. Открытие новых знаний.
Учитель: - На какие две группы можно разделить все эти слова? (Слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной.)
- Значит, какими бывают безударные гласные? ( На доске появляются карточки: «проверяемые» «непроверяемые»). Гласные бывают проверяемыми и непроверяемыми.
- Какое правило есть для проверки безударных гласных? (Ученик наизусть читает правило.)
3. Применение знаний.
Работа по учебнику, стр. 99, упр. 200
Устно проводится работа над смыслом пословиц. Затем дети записывают слова в два столбика: с проверяемыми и непроверяемыми гласными.
( 2 человека работают у доски, под карточками «проверяемые» и «непроверяемые» записывают слова с объяснением, доказывают свой выбор).
овощ царица
пшеница коня
овсом корми
посуда чистоту
- Работа по тренажёру, стр. 2 , 4 столбик.
А теперь поработаем в наших тетрадях-тренажёрах, будем тренироваться подбирать проверочные слова и развивать свою зоркость.
Работа проводится по цепочке. Вспомним наше короткое правило:
« Если в слове гласная вызвала сомнение,
Ты немедленно её ставь под ударение!» (хором)
- Физминутка. А теперь пришло время немножко отдохнуть.
Как живёшь?
- Как живёшь? Вот так! ( дети показывают движения)
- Как идёшь? Вот так!
- Как бежишь? Вот так!
- А как спишь? Вот так!
- Как берёшь? Вот так!
- Как даёшь? Вот так!
- Как шалишь? Вот так!
- Как грозишь? Вот так!
- Как молчишь? Вот так!
- Как сидишь? Вот так!
- Объяснительный диктант.
А теперь мы будем учиться находить орфограммы в предложениях.
Учащиеся выходят к доске и записывают с комментированием
предложения, проговаривая каждое слово и правила. Придумай заголовок рассказу. * Допиши еще одно предложение.
______________ .
Папа и мама работают на заводе. Я с сестрой учусь в школе. Бабушка печёт вкусные пирожки.
- Дополнительное задание. Ученики разбирают первое предложение по членам предложения, называют известные части речи, разбирают некоторые слова по составу.
Учитель: Молодцы! Положили ручки. Пусть наши ручки тоже отдохнут.
Физминутка для рук.
Кто приехал?
Кто приехал? Мы, мы, мы!
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
У нас дружная семья,
Все мы вместе, да. да, да!
- Работа в парах. Работа по учебнику (стр. 99, упр. 198)
А теперь задание посложнее, поэтому будем работать в парах.
Прочитаем задание. Обсудите с соседом по парте значение слов, какие безударные гласные надо вставить в слова и почему. Перед тем, как подобрать проверочное слово, надо внимательно прочитать слово, понять его смысл в предложении.
Проводится выборочное списывание (по рядам). Проверяем.
Отварить – варит Слезал –лез увидал – вид
Отворить –затвор Слизал – лижет увядал – завял
Дома у вас будет похожее задание, поэтому будьте внимательны к словам.
!!! Вывод: Перед тем как подобрать проверочное слово, надо внимательно прочитать слово, понять его смысл в предложении.
* VI. Игра «Четвёртый лишний»
Вы все знаете игру «Третий лишний». Я предлагаю вам сыграть в игру «Четвёртый лишний». Твоя задача – найти лишнее слово, а оставшиеся слова записать так: сначала проверочное, а затем слова, которые надо проверять. (Можно выполнить по рядам).
- борец, борщ, борьба, борется
- водитель, водичка, водный, водяной
- носилки, носик, носит, носильщик
Если будет время, можно записать слова, поставив первым проверочное слово, затем все остальные.
* Игровой момент «Ошибка». Резерв. (Зависит от темпа работы класса)
Девочка написала маме записку: « - Мама, я пошла примирять платье.»
Когда девочка вернулась домой, мама спросила у дочки: « С кем же поссорилось твоё платье?»
- Какую ошибку допустила девочка? Исправь, напиши.
Примирять – мир (друзей)
Примерять – мерить (одежду)
VII. Обобщение знаний.
- Как проверить безударные гласные в корне слова?
- Что надо сделать перед тем, как подобрать проверочное слово? (Выяснить смысл слова)
VIII. Домашнее задание.
Поработать в тренажёре на стр. 2 и совершить путешествие по листочку, где вас ожидают задания-ловушки. Смотрите, не попадитесь в них, будьте внимательны!
IX. Самостоятельная работа.
Работа проводится на листочках для оперативного контроля.
Учитель: - Вы очень хорошо поработали на уроке, а теперь попробуйте свои силы и самостоятельно поработайте на листочках. Задание: вставьте буквы и правильно подберите проверочное слово.
* Примечание. Как вариант, можно использовать карточки, где слова подобраны с разным уровнем сложности. (Слова с простым лексическим значением, слова с более сложным лексическим значением, менее употребительным в речи.)
X. Итог урока. Рефлексия.
Подведём итог урока: - Чему учились на уроке? Какое задание тебе было легко выполнять, отметь значком в тетради. Какое задание было для тебя трудным? Отметь. Подумай, над чем ещё нужно поработать? (Ответы детей.)
Оценивание работы учащихся учителем. Урок окончен. Спасибо за урок. Вы сегодня молодцы!
ПРИЛОЖЕНИЕ
АЛГОРИТМ ПРОВЕРКИ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ
1. Поставь в слове ударение.
2. Разбери слово по составу.
3. Определи, в какой части слова стоит безударная гласная.
ПРИСТАВКА | КОРЕНЬ | Суффикс | ОКОНЧАНИЕ |
Запомни о, от, об, по, пре, при, за, на, в, во, с, со, под, над, без, бес, про, вы, и др. | 1. Измени слово или подбери однокоренное слово так, чтобы ударение падало на безударную гласную. 2. Если не удаётся подобрать слово, смотри в СЛОВАРЬ. моря – море, мороз | Запомни ик, ек,ок, н ник,еньк, ушк, оньк, енн,онн, к, щик, чик и др. | Если слово - существи- тельное, определи склонение, падеж. Если слово – прилагательное, задай вопрос от существительного. Если слово - глагол, определи спряжение, лицо, число. |
ПОДУМАЙ | ПРОВЕРЬ | ПОДУМАЙ | ПРОВЕРЬ | |
з . мля | д . ска | |||
м . довый | гр . зить | |||
скр . петь | хл . ба | |||
н . ра | кр . стовый | |||
л . сток | м . сты | |||
з . лёный | сл . дить | |||
ст . лить | м . сной | |||
ПОДУМАЙ | ПРОВЕРЬ | ПОДУМАЙ | ПРОВЕРЬ | ПРОВЕРЬ |
т . пло | бр . вно | |||
з . нты | гр . чиный | |||
п . сти | стр . жи | |||
л . нейка | др . зды | |||
в . сенний | к . злёнок | |||
кр . чать | св. стеть | |||
сп . нной | гл . застый | |||
ПОДУМАЙ | ПРОВЕРЬ | ПОДУМАЙ | ПРОВЕРЬ | |
д . ла | с . стра | |||
б . гун | м . тла | |||
с . лач | в . дро | |||
зн . чок | в . сло | |||
с . няк | л . сёнок | |||
гр . бной | т. .мнеть | |||
пл . сать | в . шнёвый | |||
ПОДУМАЙ | ПРОВЕРЬ | ПОДУМАЙ | ПРОВЕРЬ | |
м . лышок | в . рхушка | |||
л . ства | к . за | |||
гр . мыхать | в . рить | |||
п . чтовый | к . лючий | |||
ш . стёрка | п .тёрка | |||
с .нливый | см . шливый | |||
к .льцо | к . вёр | |||
ПОДУМАЙ | ПРОВЕРЬ | ПОДУМАЙ | ПРОВЕРЬ | |
ст . лить | с . лить | |||
пт . нец | м. кушка | |||
т . мнеть | г . стить | |||
м . рской | п . щать | |||
в . ренье | с . денье | |||
в . евать | м . риться | |||
з . мляной | д . ловой |
ПОДУМАЙ | ПРОВЕРЬ | ПОДУМАЙ | ПРОВЕРЬ |
д . ревья | т . мнота | ||
к . лючий | в . сёлый | ||
пр . мой | с. лить | ||
г . стить | пл . тить | ||
б . днота | м . лчание | ||
см . шной | в . зать | ||
п . сатель | сп . сатель | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова"
Урок по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" с использованием сюжетной линии, которая позволяет активизировать внимание детей младшего школьного возраста и повышает интерес к изуч...
разработка урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слов"
Данная разработка содержит не только информацию об этапах и содержании урока, но и интересные формы работы с детьми, приёмы здоровьеразвивающих технологий....
Обобщающий урок по русскому языку 2 класс "Безударные гласные в корне слова".
Данный материал содержит презентацию + конспект урока по русскому языку....
Открытый урок по русскому языку "Способы проверки безударной гласной в корне слова"
№п/пЭтапы работыСодержание этапаЦели , задачи , результативностьУУД IСамоопределение к деятельностиОпределение своего настроения на начальном этапе урока- Вот и прозвенел звонок.Начинаем наш урок...
Конспект урока по русскому языку (2 класс). Безударная гласная в корне слова.
Урок предназначен для изучения темы: "Безударная гласная в корне слова" во втором классе. Составлен с учётом ФГОС. Все упражнения, который используются в этом уроке расположены на интернет- ресу...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Безударная гласная в корне слова" 2 класс
Технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Тип урока: актуализации знаний умений и навыков....