Рабочая программа по родному (русскому) языку
рабочая программа по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Пояснительная записка

 

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному   предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
  • авторская  программа О. М. Александровой, С. И. Богданова и др. Русский родной язык. 1-4 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций М.: «Просвещение», 2019 г.
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 (для НОО, ООО, СОО);
  • основная образовательная программа МКОУ Березовской СОШ СОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._russkiy_yaz.docx74.9 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному   предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
    в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
  • авторская  программа О. М. Александровой, С. И. Богданова и др. Русский родной язык. 1-4 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций М.: «Просвещение», 2019 г.
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 (для НОО, ООО, СОО);
  • основная образовательная программа МКОУ Березовской СОШ СОО.

Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей: 

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Важнейшими задачами курса являются

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
  • формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
  • расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей   страны и мира.

В соответствии с базисным учебным планом на реализацию предмета « Родной язык» отводится 51 ч.

 2 класс – 17 часов (0,5 ч. в неделю, 34 учебные недели).

 3 класс – 17 часов (0,5 ч. в неделю, 34 учебные недели).

 4 класс – 17 часов (0,5 ч. в неделю, 34 учебные недели)

         Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной русский язык»

Личностными результатами изучения предмета «Родной  русский язык» являются следующие умения:

 осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

 определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 проговаривать последовательность действий на уроке;

 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

 учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

 ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

2 класс

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:

Реализация содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»

Учащийся научится:

  различать понятия «архаизмы» и «историзмы»; находить их в предложенном тексте;

  пользоваться справочным материалом для определения лексического значения слов.

Реализация содержательной линии «Язык в действии»

Учащийся научится:

 наблюдать за разноместностью и подвижностью русского ударения;

 определять прямое и переносное значение слов;

  употреблять в речи однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы и т.д.;

 выбирать слова, соответствующие предмету мысли.

Реализация содержательной линии «Секреты речи и текста»

Учащийся научится:

  различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

  владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

 использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

  владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты;

  выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;

  различать устную и письменную речь;

  различать диалогическую речь;

 отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.

Учащийся получит возможность научиться: 

 анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

 определять тему и главную мысль текста;

 соотносить заголовок и содержание текста;

 составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

 составлять текст по его началу и по его концу;

 составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Учащийся научится: 

 участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

  строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

 (самостоятельно) читать тексты, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

  пользоваться словарями для решения языковых и речевых задач;

 различать устную и письменную речь;

 отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

 анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

 понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

 читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

  составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Учащийся получит возможность научиться:

 анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

 соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

 озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

 распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

 замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

 составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

 находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

 составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

 письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

 проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

3 класс

Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:

-осознавать роль языка в жизни и речи людей;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметными результатами изучения предмета «Родной  язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

 -учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в совместной работе класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст;

 -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;

-учиться работать в паре, группе;

-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:

Русский язык: прошлое и настоящее

Ученик научится

-  распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений      между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим);

- распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений);

- распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);

- распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);

- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

- различать эпитеты, сравнения;

- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;

- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами

        Ученик получит возможность научиться:

- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта  в современных ситуациях речевого общения;

- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения

Язык в действии

        Ученик научится

 

-  произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)

- осознавать смыслоразличительную роль ударения;

-  различать по суффиксам различные оттенки значения слов;

-владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов);

- владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением);

- различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа

Ученик получит возможность научиться:

- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

- редактировать письменный  текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок

Секреты речи и текста

Ученик научится

-  строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;

-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

Ученик получит возможность научиться:

- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-давать оценку невежливому речевому поведению.

-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);

-пользоваться основными способами правки текста.

- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;

-анализировать типичную структуру рассказа

4 класс

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствоватьдругим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи.

Регулятивные:

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты :

Обучающиеся научатся:

  • многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омофоны ;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
  • особенности эпистолярного жанра;
  • типы текстов;
  • понятие фразеологизмов и заимствованных слов ;
  • основные элементы композиции текста.

Обучающиеся получат возможность научится:

  • распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
  • выразительно читать небольшой текст по образцу;
  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
  • быть хорошим слушателем;
  • определять лексическое значение слова;
  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • редактировать предложения;
  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь основных элементов композиции текста;
  • распознавать стили речи.     

                                                СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  « РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»

Второй год обучения (17 часов)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее  (5 часов)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта:

1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);

2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;

3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

Проектное задание: «Почему это так называется?».

Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по

предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)

Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

Третий год обучения (17 часов)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3 часов)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии ( 6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение

нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Зачем в русском языке такие разные предлоги. Нормы правильного и точного употребления предлогов.

Практическая работа. Редактирование письменного  текста с целью исправления грамматических и орфографических ошибок. Совершенствование навыков орфографического оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (8 часов)

Особенности устного выступления.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

Создание мини-доклада о народном промысле «Дымковская игрушка».

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.)

Практическая работа. Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.

Четвертый год обучения (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (3 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).

Словосочетание как строительный материал предложения.

Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности.

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)

Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации.

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Правила общения. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

Практическая работа: инсценировка художественного произведения (чтение по ролям, драматизация).

                                                           ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс

Название раздела

Кол-во часов

2

1

Русский язык: прошлое и настоящее

5

2

Язык в действии

6

3

Секреты речи и текста

6

итого

17 часов

3

1

Русский язык: прошлое и настоящее

3

2

Язык в действии

6

3

Секреты речи и текста

8

итого

17 часов

4

1

Русский язык: прошлое и настоящее

3

2

Язык в действии

6

3

Секреты речи и текста

7

итого

17 часов

Контрольная работа

Инструкция для учащихся

по выполнению итоговой работы по Родному русскому языку

На выполнение работы по  промежуточной аттестации по предмету «Родной русский язык»   даётся 40 минут. Работа включает в себя 10  заданий.

Ответы на задания записывай  после каждого задания. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Все задания  обязательны для выполнения. Постарайся выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

Итоговый тест 2 класс

1.Поставь в словах ударение

 Звонит, красивее, повторишь, заняла.

2. Обведи номер верного утверждения о слове синица. 

1) В слове синица все согласные мягкие.         2)  В слове синица три слога.

3)В слове синица букв больше, чем звуков.     4)В слове синица нет глухих согласных.

3. Запиши фамилии детских писателей в алфавитном порядке.

Чарушин, Бианки, Пришвин, Осеева, Житков.

__________________________________________________________________

4. Подчеркни только однокоренные слова. Выдели корень.

Водичка, вода, водитель, водный.

5.* Определи слова по лексическому значению.

__________________ - крупное домашнее животное, которое даёт молоко.

__________________ - небольшие сочные плоды кустарников.

6.* Найди и подчеркни лишнее имя существительное.

Лопата, ведро, карандаши, кувшин.

7.  Прочитай и отметь группу слов, из которых можно составить предложение. Составь и напиши это предложение.

 белый, на, живёт, севере, медведь

 белый, земля, бежит, в, ветер

__________________________________________________________________

8. Прочитай текст. Раздели его на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак. Спиши.

Как  интересно  осенью  в  лесу  вот  прилетела  сойка  и  села  на  пень  что  у неё  в  клюве

9.  Напиши два слова с указанной орфограммой.

Разделительный мягкий знак. ________________________________________

10.  Напиши имена прилагательные, противоположные по значению (антонимы).        

Тихий - ________________ ,  низкий - _______________ .

11.  Подбери к словам близкие по значению слова (синонимы) и напиши.

печаль - _________________

сверкать - ________________

12. Обведи номер предложения, в котором выделенное слово является глаголом.

1) У бабушки в доме есть русская печь.

2) Мастер отремонтировал печь.

3) Мама начала печь пироги.

13.* Запиши слова в два столбика: многозначные и однозначные.

Берёза, ручка, сентябрь, лук.

                      многозначные слова                         однозначные слова

                      _________________                           ________________

                      ________________        ________________

14. Впиши подходящие вежливые слова.

Игорь опоздал на урок и обратился к учительнице: «__________________ , Мария Петровна, ___________________, но я проспал.

15. Расположи предложения в том порядке, чтобы получился текст и укажи цифрами последовательность предложений. Озаглавь получившийся текст.    

                 _____________________

  Вдруг она бросилась в воду.

  Птица схватила рыбку.

  Чайка летела над водой.

  Птенчики будут сыты.

16.*  Объясни значение данного выражения.

Держать язык за зубами. _____________________________________

3 класс

Кодификатор  проверяемых требований (умений).

№ задания

Блок содержания

Контролируемое знание/умение

Уровень сложности

Балл

1

Морфемика

Разбирать слова по составу

Б

1

2

Морфология

Находить существительное с заданными грамматическими признаками

Б

1

3

Развитие речи

Подбирать слова, которые подходят по смыслу к заданному слову

Б

1

4

Синтаксис и пунктуация

Правильно расставлять знаки препинания внутри предложения и выделять однородные члены

Б

1

5

Фразеология

Подбирать подходящее по смыслу слово в устойчивое выражение

Б

1

6

Лексика

Подбирать антонимы / синонимы

Б

1

7

Фразеология

Подбирать анатомические или синонимические пары к выражениям

Б

1

8

Орфография

Применять на практике теоретические знания правил

Б

1

9

Развитие речи

Подбирать концовку к заданным пословицам

П

2

10

Орфография

Определять и группировать изученные орфограммы

П

2

Условные обозначения:

Уровень сложности: Б – базовый уровень сложности, П – повышенный уровень.

Вариант 1

Базовый уровень

1. Разбери слова  по составу: вазочка, северный, переходы.

2.Подчеркни словосочетание, в котором имя существительное употреблено в родительном  падеже: лететь через лес, ловить рыбу, жил у сестры, удивляться красоте.

3.Подбери и запиши  три прилагательных, которые подходят по смыслу  к существительному  семья. 

___________________________________________________________________________________

4.Поставь знаки препинания в предложении. Подчеркни одной чертой однородные члены предложения: На земле лежат прошлогодние  листья сухие травинки

5. Какое прилагательное надо вставить в словосочетание «Как  за  …  стеной», чтобы получилось устойчивое выражение? __________________________

6. Подбери и запиши по одному антониму к каждому слову:

 Холодный- ____________________

 Смелый- _______________________

 Защищать- ________________________

7.Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары, обозначь каждую пару определённым цветом:

    Кот наплакал, попасть в точку, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не закрывает, олух царя    небесного,  ходить вокруг да около, брать быка за рога, семи пядей во лбу.

8.   Вставь, где требуется, непроизносимую согласную букву: учас..ник, чудес..ный, вкус..ный, окрес..ный.

Повышенный уровень                      

9.* Допиши  пословицу:

        Слово - не воробей, ...                    

        Слышит звон, ...

10*.Запиши слова в три столбика в зависимости от того, какая орфограмма в корне:

Поздний, смешной, книжка, тропинка, травка, честный, мясной, редкий, звёздный, окно.

Вариант 2

Базовый уровень

    1. Разбери слова по составу: козочка, цветной, походка

2.Подчеркни  словосочетание, в котором имя существительное употреблено в родительном падеже: встречать сестру, радоваться дождю, смотреть на картинку, бежать от волка.

3.Подбери и запиши три прилагательных, которые подходят по смыслу к существительному облако:

_____________________________________________________________________________________

4. Поставь знаки препинания в предложении. Подчеркни одной чертой однородные члены предложения: Почтальон доставляет письма журналы газеты

5.Какое слово нужно вставить в словосочетание «Как   …   наплакал», чтобы получилось устойчивое выражение? __________________________

6.Подбери и запиши по одному синониму к каждому слову:

     Болезнь- __________________________

 Очи- _________________________

 Пламя- _____________________

7.Запиши, что обозначают фразеологизмы:

Зарубить себе на носу _________________________________________________

Бить баклуши _______________________________________________________

Жить на широкую ногу__________________________________________________________

Перемывать косточки ___________________________________________________________

8. Вставь, где требуется, непроизносимую согласную букву: наез..ник,  чудес..ный,  тес..ный,  прекрас..ный, прелес..ный.

Повышенный уровень

9.* Допиши пословицу:

У семи нянек….

Дружба дружбой…

        Вставь, где требуется, непроизносимую согласную букву: наез..ник,  чудес..ный,  тес..ный,  прекрас..ный, прелес..ный.

10*. Запиши данные слова в три столбика в зависимости от того, какая орфограмма в корне:

Вершина, сердце, грядка, поздно, дрожать, блузка, грустный, ножки, угощение.

Вариант 3

Базовый уровень

  1. Разбери слова по составу: травушка, поездка, библиотекарь
  2. Подчеркни  словосочетание, в котором имя существительное употреблено в дательном падеже: встречать сестру, радоваться дождю, смотреть на картинку, бежать от волка.

3.        Подбери и запиши три прилагательных, которые подходят по смыслу к существительному яблоко:

_____________________________________________________________________________________

4.         Поставь знаки препинания в предложении. Подчеркни одной чертой однородные члены предложения: Муравей спустился к ручью напился воды  улёгся спать

 5.        Какое слово нужно вставить в словосочетание «Душа ….. ушла», чтобы получилось устойчивое выражение?        ______________________________

6.        Подбери и запиши по одному антониму к каждому слову:

 Кислый- ____________________

 Друг-__________________________

 Тихий-_______________________

7.        Запиши, что обозначают фразеологизмы:

Повесить   нос - _________________________________________________

Рукой подать-  _______________________________________________________

Работать, как лошадь- __________________________________________________________

Очки  втирать - ___________________________________________________________

8. Вставь, где требуется, непроизносимую согласную букву: радос..но, праз..ник, доблес..ный,  ужас..ный.

        

Повышенный уровень

9.* Допиши пословицу:

 Закончил дело…..

 Утро вечера….

10*. Запиши данные слова в три столбика в зависимости от того, какая орфограмма в корне:

Цветок, местность, пробка, радостный, косилка, лодка, доблестный, варежки, гроза.

Вариант 4

Базовый уровень

  1. Разбери слова по составу: прогулка, смолистые, подснежник

  1. Подчеркни словосочетание, в котором имя существительное употреблено в творительном падеже: опускалась от тяжести, стояли на краю, на дне озера, шевелил лапками, к зелёному шарику.

  1. Подбери и запиши три прилагательных, которые подходят по смыслу к слову путь:

_____________________________________________________________________________

  1. Поставь знаки препинания в предложении, подчеркни одной чертой однородные члены предложения: На дальней изгороди сороки вертят головами  качают хвостиками трещат

    5.Какое слово нужно вставить в фразу «Вешать … на уши», чтобы получилось устойчивое   выражение: __________________________________

    6.Подбери и запиши по одному синониму к каждому слову:

 Отважный- ___________________

 Конец-________________________

 Дорога-__________________________

7.Запиши, что обозначают фразеологизмы:

Денег куры не клюют-__________________________________________________

Клевать носом-________________________________________________________

Живут как кошка с собакой-_____________________________________________

Как в воду канул-______________________________________________________

      8. Допиши, где требуется,  Ь знак: луч  ,  реч  , молодёж  , вещ  , скрипач  .

       Повышенный уровень

      9.* Допиши пословицу:

Мал золотник…

Готовь сани летом, ….

   

      10*. Запиши данные слова в три столбика в зависимости от того, какая орфограмма в корне:

Тяжёлый, окрестность, шубка, ненастный, скворцы, робкий, устно, ошибка, кормить.

 Система оценивания промежуточной аттестации  по родному русскому языку.

 3 класс.

№ задания

Ключ  ответов

Баллы

1

1вариант-ваз (корень), очк (суффикс), а (окончание), вазочк (основа);

север (корень), н (суффикс), ый (окончание), северн (основа);

ход (корень), пере (приставка), ы (окончание), переход (основа);

1

2 вариант-коз (корень), очк (суффикс), а (окончание), козочк (основа);

цвет (корень), н (суффикс), ой (окончание), цветн (основа);

ход (корень), по (приставка), к (суффикс), а (окончание), походк (основа);

3 вариант-трав(корень), ушк(суффикс), а(окончание), травушк(основа);

езд(корень), по(приставка), к(суффикс), а(окончание), поездк(основа);

больш(корень), ущ(суффикс), ий(окончание), большущ(основа);

4 вариант- гул(корень),про(приставка), к(суффикс), а(окончание), прогулк(основа);

смол(корень), ист(суффикс), ые(окончание), смолист(основа);

снеж(корень), под(приставка), ник(суффикс), подснежник(основа);

2

1 вариант - жил у сестры

1

2 вариант- бежать от волка

3 вариант- радоваться дождю

4 вариант- шевелил лапками

3

1 вариант- дружная, крепкая, большая

1

2 вариант- воздушное, белое, низкое

3 вариант- круглое, спелое, сладкое

4 вариант- светлый, безопасный, короткий

4

1 вариант- На земле лежат прошлогодние листья, сухие травинки.

1

2 вариант-Почтальон доставляет письма, журналы, газеты.

3 вариант-Муравей спустился к ручью, напился воды, улёгся спать.

4 вариант-На дальней изгороди сороки вертят головами, качают хвостиками, трещат.

5

1 вариант- каменной

1

2 вариант- кот

3 вариант- в пятки

4 вариант- лапшу

6

1 вариант- горячий, трусливый, обвинять

1

2 вариант- недуг, глаза, огонь

3 вариант- сладкий, враг, громкий

4 вариант- смелый, финал, путь

7

1 вариант-кот наплакал- куры не клюют

                       слова не вытянешь- рта не закрывает

                       семи пядей во лбу- олух царя небесного

                       ходить вокруг да около- попасть в точку

1

2 вариант- запомнить

                        тунеядствовать, ничего не делать

                        жить богато, жить шикарно

                        сплетничать

3 вариант- грустить

                        близко

                        много работать

                       обманывать

4 вариант- много денег

                         засыпать

                          часто ссорятся

                         пропал

8

1 вариант- участник, чудесный, вкусный, окрестный

1

2 вариант- наездник, тесный, прекрасный, прелестный

3 вариант- радостный, праздник, доблестный, ужасный

4 вариант- луч, речь, молодёжь, вещь, скрипач

9*

1 вариант- Слово не воробей, вылетит- не поймаешь.

                     Слышал звон, да не знает- где он.

2

2 вариант- У семи нянек дитя без присмотра.

                     Дружба- дружбой, а служба- службой.

3 вариант- Закончил дело- гуляй смело.

                     Утро вечера мудренее.

4 вариант- Мал золотник, да дорог.

                     Готовь сани летом, а телегу - зимой.

10*

1 вариант- смешной, тропинка, мясной, окно

                     поздний, звёздный, честный

                     книжка, травка, редкий

2

2 вариант- вершина, дрожать, угощение

                     сердце, поздно, грустный

                     грядка, блузка, ножки

3 вариант- цветок, косилка, гроза

                     местность, радостный, доблестный

                     пробка, лодка, варежки

4 вариант- тяжёлый, скворцы, кормить

                     окрестность, ненастный,  устно

                      шубка, робкий, ошибка

Максимальное количество баллов- 12. За каждое верно выполненное задание базового  уровня ученик получает 1 балл. За правильно выполненные задания повышенного уровня- по 2 балла. За частично выполненное задание повышенного уровня – 1 балл. Если задание не выполнено или ученик не приступил к выполнению заданий повышенного уровня – 0 баллов.

«5»

«4»

«3»

«2»

12-11 баллов

10-9 баллов

8-7 баллов

6-0 баллов

 ОВЗ (8-6 баллов)

ОВЗ (5-0 баллов)

Анализ итоговой работы по родному русскому языку. 3  класс

Учитель __________________________________________________

Количество учащихся в классе ______________________________

Выполнили работу ___________ человек ___________%

Диагностика предметных умений

Задание

Проверяемые умения

Баллы

Количество учащихся, справившихся с заданием

% учащихся, справившихся с заданием

Базовый уровень

1

Уметь разбирать слова по составу

1 балл

2

Находить существительное с заданными грамматическими признаками

1 балл

3

Правильно подбирать слова, которые подходят по смыслу к заданному слову

1 балл

4

Правильно расставлять знаки препинания внутри предложения и выделять однородные члены

1 балл

5

Подбирать подходящее по смыслу слово в устойчивое выражение

1 балл

6

Уметь подбирать антонимы

1 балл

7

Подбирать анатомические или синонимические пары к выражениям

1 балл

8

Применять на практике теоретические знания правил

1 балл

Повышенный уровень

9

Подбирать концовку к заданным пословицам

2 балла

10

Определять и группировать изученные орфограммы

2 балла

Результаты работы

Количество учащихся

% учащихся

Базовый уровень усвоен полностью (8 баллов)

Базовый уровень усвоен не полностью (6 – 7 баллов)

Базовый уровень усвоен частично (5  баллов)

Базовый уровень не усвоен (4 балла и менее)

Повышенный уровень усвоен полностью (4 балла)

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

 Баллы

0 – 6 баллов

7-8 баллов

9-10 баллов

11-12 баллов

ОВЗ (0-5 б.)

ОВЗ (6-8 б.)

Итог работы:

«5» –                                                «3» –                                                   Успеваемость –  

«4» –                                                «2» –                                                   Качество знаний –

Результаты итоговой работы по предмету «Родной русский язык» . 3 класс.

Фамилия

Базовый уровень

Повышенный уровень

баллы

результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итоговая контрольная работа по родному языку

4 класс

Фамилия, имя___________________________________________________ 

1.Продолжи правило.

Синонимы – это ____________________________________________________

Антонимы – это ____________________________________________________

2. Замени глаголы антонимами.

Разъединить провода - ________________________________________

Открыть книгу - ____________________________________

3 Подбери имена прилагательные, противоположные по смыслу.

Тёплое утро - _____________________________________

Узкая тропа - ___________________________________

4. Подбери к каждой паре слов название. Укажи стрелками.

Белый, чёрный

Красивый, прекрасный

Почки, почки                                           Синонимы

Ветер, ураган

Сладкий, горький                                    Омонимы

Лук, лук

Шалить, баловаться                                Антонимы

Родина, Отчизна

Впереди, сзади

5. Соедините фразеологические обороты с их значениями:

Спустя рукава                               Далеко

Сломя голову                               Плохо

За тридевять земель                   Быстро

6. Расставь знак ударения в словах

Сливовый, клала, звонит, торты, туфля, жалюзи.

7.  Определи тему данного текста.

Две крысы нашли яйцо. Хотели его поделить и съесть. Но видят, летит ворона и хочет яйцо взять.

Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? – не схватить; катить? – разбить можно.

И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая потащила её за хвост, и, как на санях, стащили яйцо под пол.

А) Дружба крыс. Б) Смекалка крыс. В) яйцо в подвале.

8. Определи тип текста в задании 7.

А) описание Б) повествование В) рассуждение

9. Какова основная мысль текста в задании 7?

А) как крысы утащили яйцо под пол

Б) как крысы обхитрили ворону

В) как крысы захотели съесть яйцо

10. Какое заглавие подходит к тексту в задании 7?

А) Ворона и крысы. Б) Крысы и яйцо. В) Удачный план.

11 . Какой план наиболее подходит к тексту в задании 7?

А) 1. Прилёт вороны.

2. Как нести яйцо?

3.Яйцо под полом.

Б) 1. Яйцо и ворона.

2. Спасение яйца.

3. Изобретательность крыс.

В) 1. Вкусная находка.

2. Как стащить яйцо?

3. Сани для яйца.

10*.Найдите фразеологизмы- синонимы.

В двух шагах                                  Капля в море

Водить за нос                                 Как ветром сдуло

За тридевять земель                      Рукой подать

И был таков                                   Обвести вокруг пальца

Кот наплакал                                 На краю света


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа  по родному (русскому) языку ...

Рабочая программа по родному( русскому) языку и литературному чтению

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, но...

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1 класса.Имеет следующую структуру:1. Пояснительная записка2.   Планируемые результаты освоения учебного предмета.3.   Содержание ...

рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...