рабочая программа по родному русскому языку 2 кл 2 часа внеделю
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования, учебно-методического комплекса (УМК) «Школа России». Обучение осуществляется в соответствии с учебником «Литературное чтение.2 класс», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
Предмет «Литературное чтение» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
"Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя" В. Сухомлинский.
Изучение литературного чтения в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
-— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
• освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
• овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
• воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
• формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
Общая характеристика учебного предмета
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Литературное чтение» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс литературного чтения представлен в программе следующими содержательными линиями:
раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные),раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов, раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.
Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане.
На изучение литературного чтения ( русской группе) во втором классе в учебном плане школы отводится 34 часов в год, 34 недель,1 учебный час в неделю
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
- Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
- Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
- Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
- Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
- Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
- Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение»
Личностные результаты:
- Принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
- Уважительное отношение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
- Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
В области регулятивных УУД::
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривание последовательности действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
В области познавательных УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять тексты на основе простейших речевых моделях (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающиеся должны :
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вводный урок (1 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Самое великое чудо на свете (1 ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.
Устное народное творчество (5 часов)
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные велики».
Люблю природу русскую. Осень (3ч)
Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.
Русские писатели (6ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни.
О братьях наших меньших (4 ч)
Весёлые стихи о животных А.Шибаева, Б.Заходера, И.Пивоваровой, В.Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.
Из детских журналов ч)
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенс
Писатели детям (7 ч)
К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В.Михалкова, А.Л.Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.
Я и мои друзья (2 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э.Мошковской, В.Лунина. Рассказы Н.Булгакова.
Люблю природу русскую. Весна (2 ч)
Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Марш
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.
№ | Тема урока | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
. | ||||||
1 | Знакомство с учебником. Содержание. Словарь. | 1 | Понимать условные обозначения. Находить в словаре непонятные слова | |||
2 | Самое великое чудо на свете. | 1 | ||||
3 | Русские народные песни,потешки,прибаутки | 1 | читать с выражением; объяснять смысл пословиц; придумывать рассказ по пословице; находить различия в потешках и прибаутк.; | |||
4 | Пословицы и поговорки. В.Даль . | 1 | характеризовать героев сказки; соотносить качества с героями сказок; контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
5 | Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет» | 1 | – читать выразительно текст художественного произведения; – пересказывать текст; | |||
6 | Русская народная сказка «У страха глаза велики»,»Лиса и тетерев» | 1 | Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий. | |||
7 | Русская народная сказка «Лиса и журавль»,»Каша из топора» | 1 | Тема заботы об окружающих в сказках. . Жанровое разнообразие произведений:сказки (бытовые). | |||
8 | Деление текста на части.Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | 1 | ||||
9 | Проверим себя и оценим достижения по разделу | 1 | ||||
10 | Лирические стихотворения Ф.Тютчева и К.Бальмонта. | 1 | ||||
11 | Лирические стихотворения .А. Плещеев «Осень наступила»,»Ласточки пропали» | 1 | ||||
12 | Лирические стихотворения В.Брюсова«Сухие листья» и И.Токмаковой«Опустел скворечник» | 1 | находить средства художественной выразительности; оценивать свой ответ; | |||
13 | Средства художественной выразительности В.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» | 1 | стихотворения с помощью красок; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту; | |||
14 | А.С. Пушкин – великий русский писатель. Стихи.Поэмы | 1 | читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках; сравнивать авторские и народн. произведения; | |||
15 | Внеклассное чтение. «Рассказы и сказки Г. Х. Андерсена» | 1 | ||||
16 | Сравнение литературной и народной сказок.«Сказка о рыбаке и рыбке»,пересказ по плану | 1 | ||||
17 | Сравнение басни и сказки..И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука» | 1 | Басня. Ответы на вопросы по содержанию. Мораль. Выразительное чтени | |||
18 | Нравственный смысл басен. Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» | 1 | выбирать книги по авторам и по темам; участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе | |||
19 | И.Токмакова «Десять птичек - стайка» | 1 | ||||
20 | Приёмы сказочного текста в стихотворении. Б. Заходер «Плачет киска» И.Пивоварова «Жила-была собака» | 1 | ||||
21 | Домашние животные. Стихи,рассказы, сказки | 1 | ||||
22 | Пересказ текста по плану.М.Пришвин «Ребята и утята»,»Страшный расска» | 1 | ||||
23 | Подробный пересказ на основе плана .Б.Житков «Храбрый утенок» | 1 | ||||
24 | Характеристика действий героев рассказа. В.Бианки «Сова»,пересказ | 1 | ||||
25 | Стихи и рассказы о войне | 1 | . | |||
26 | Произведения о дружбе | 1 | ||||
27 | Иллюстрирование текста.Н.Гернет«Очень-очень вкусный пирог» | 1 | ||||
28 | А. Введенский «Ученый Петя». | 1 | оценивать свой ответ; планировать вариант исправления ошибок; | |||
29 | «Рассказы и сказки В. Даля» | 1 | рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника; | |||
30 | Лирические стихотворения. И. Бунин «Зимним холодом пахнуло». | 1 | ||||
31 | «Рассказы Б. Житкова» | 1 | ||||
32 | Юмористические рассказы для детей.Н.Носов | 1 | ||||
33 | Внеклассное чтение. «Рассказы о детях В.Осеевой, Н.Артюховой, Л.Воронковой» | 1 | ||||
34 | Итоговый урок | 1 |
Перечень материально-технического обеспечения
1. Печатные пособия.
Для учителя:
1. Примерная программа по литературному чтению
2. Литературное чтение.Учебник. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 78 с.ил.
3. Литературное чтение, рабочая тетрадь. 2 класс:пособие для общеобразовательных учреждений: /Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 78с.
4.Литературное чтение. 2 класс. Методические рекомендации Н. А. Стефаненко
Для обучающегося:
1. Учебник Литературное чтение (1,2 ч), 2 класс, авторы:Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В., 2014. – 78 с.: ил.
2. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 2 класс – М.: Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку
Рабочая программа по родному (русскому) языку ...
Рабочая программа по родному( русскому) языку и литературному чтению
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, но...
Рабочая программа по родному (русскому) языку
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1 класса.Имеет следующую структуру:1. Пояснительная записка2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.3. Содержание ...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочие программы 3 класс. УМК "Школа России"...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для учащихся 3 класса по программе: "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»3Содержание учебного предмета3-4Тематическое планирование4-6...