Рабочая программа по родному (русскому) языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

 

Рабочая программа  по родному (русскому) языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr._po_rodnomu_russk._yazyku.docx52.75 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по родному (русскому) языку составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного и введенного в действие приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373,  приказа  Минобрнауки РФ от 31 марта 2014г №253"Об утверждении федерального перечня учебников", образовательной программы начального общего образования МОБУ СОШ д.Дорогино,  утвержденного приказом МОБУ СОШ д.Дорогино № 273-03ОД от 24.08.15г., учебного плана МОБУ СОШ д.Дорогино на 2015-2016 учебный год;

Примерной программы начального общего образования по русскому языку для учащихся 4-го класса, авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной;

Срок реализации программы – 1 год.

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения родного (русского) языка в начальной школе являются:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение,   преобразование и использование текстовой информации);

 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Родной русский язык»:

 4) приобретение и систематизация знаний о языке;

 5) овладение орфографией и пунктуацией;

 6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

 7) развитие чувства языка.

В 4-м классе продолжается развитие синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности. Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1)звукового состава и обозначения звуков буквами;

2)морфемного состава и словообразования;

3)грамматического значения;

4)лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, а чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.

 «Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.

В 4-м классе дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами. Продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.

Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для развития орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический. Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 4-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по родному русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2)  Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3)  Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4)  Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

         В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования и учебным планом МОБУ СОШ д. Дорогино объём учебного времени, отводимого на изучение данного предмета в неделю 3 часа, всего за год 102 часа. Из них в неделю 2 урока отводятся для изучения русского языка, а 1 урок для литературного чтения,  20% литературного чтения (7 уроков) отводится изучению регионального компонента.

  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
       Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения и качества:

- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

        Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:

4-й класс

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по русскому языку ниже приводится свободная таблица требований по предмету.

  • в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

По литературе приобретают следующие умения:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором.

Таблица предметных требований  к умениям учащихся по родному русскому языку  (1-4-й классы)

                Линии развития учащихся средствами предмета «Родной русский язык»

-овладение функциональной грамотностью;

-развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;

-развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

 -приобретение и систематизация знаний о языке;

 -развитие чувства языка

 -овладение орфографией и пунктуацией

Интеллектуально-речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

4-й класс

-владеть типом правильной читательской деятельности;

-читать учебно-научный текст изучающим чтением;

-читать и составлять схемы словосочетаний, простых и сложных предложений (в рамках изученного); составлять предложения по схемам;

-читать и составлять простые таблицы;

-писать подробное изложение доступного текста повествования;

-писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;

-использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;

-подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи

-выполнять фонетический разбор доступных слов;

-выполнять разбор по составу доступных слов;

-различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

-выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;

-выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);

-видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова

-писать буквы безударных гласных в окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения; в окончаниях имен прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;

-писать ь после шипящих на конце имен существительных 3 склонения;

-не писать ь после шипящих на коне имен существительных м.р. 2 склонения;

-писать частицу не с глаголами;

-писать буквосочетание          -тся-ться в глаголах;

-писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;

-ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);

-ставить запятую в сложном предложении без союзов, с союзами и, а, но, состоящем из двух частей;

-графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;

-находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила

VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ »

4-й класс

 102ч (3 часа в неделю)

Повторение.

Предложение. Текст.

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное.

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное.

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол.

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания);  -тся−ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение.

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

Резерв.

Литература(33 часа).

Предлагаются следующие произведения для чтения и анализа:

А. Чехов. Мальчики. Ю. Сотник. Гадюка. А. Платонов. Никита. М. Пришвин. Изобретатель. Рассказы о природе. Б. Житков. Про обезьянку. Рассказы о животных. К. Паустовский.  Растрёпанный воробей. Дружище Тобик(О собаке Александра Грина). П. Бажов. Уральские сказы(«Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка»). Е. Шварц. Сказка о потерянном времени. Рассеянный волшебник. М. Зощенко. Великие путешественники. В. Драгунский. Денискины рассказы(цикл рассказов). Сказки народов Башкортостана. Курай. Стихи Н. Грахова. Стихи Башкирского народного поэта А. Филиппова. Стихи С. Чекмарева. С. Злобин. Салават. Потешки. Загадки. Скороговорки. Прибаутки. Пестушки. Частушки. Песни. Пословицы и поговорки. Стихи о ВОВ. Б. Окуджава. Мальчики. С. Маршак. Мальчик из села Поповки. Стихи о лете. Ф. Тютчев. Летний вечер. А. Блок. Летний вечер.

                                 VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ урока

Планируемые сроки проведения

Фактические сроки проведения

Тема урока с указанием  этнокультурных особенностей Республики Башкортостан

Характеристика деятельности учащихся

Примечания

1 н

Повторение фонетики.

работа с информационными источниками (учебник);

- коллективная работа.

Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.

Проводить фонетический разбор слов.

Группировать звуки по их характеристикам.

Соотносить количество звуков и  букв  в слове, объяснять  причины  расхождения  количества звуков и букв.

Слог и ударение. Правила деления на слоги и для переноса.

Мальчики. Антон Чехов. А. Чехов в Башкортостане.

Делить текст на части, составлять простой план, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении . Оценивать события, героев произведения. Подробно и выборочно пересказывать текст,  высказывать свое отношение к прочитанному

2 н

Мальчики. Антон Чехов.

Фонетический разбор слова.

Орфография. Повторение изученных орфограмм.

Группировать слова  с изученными орфограммами,  графически объяснять выбор  написания.

3 н

Гадюка. Юрий Сотник.

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующий тон, интонацию, темп, ставить логическое ударение. Декламировать. Участвовать в диалоге. Составлять монологическое высказывание. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр, настроение.

Гадюка. Юрий Сотник.

Состав слова. Разбор слова по составу.

Повторение изученного  о частях речи.

Никита. А. Платонов.

Повторение о синтаксисе.

Вспомнить знания о предложение, правильное оформление предложения.

Сочинение «Мои летние каникулы»

Излагать свою мысль в письменной форме; уметь использовать знания по литературному чтению;

Предложение. Текст.

Простое предложение.

Изобретатель.  М. Пришвин.

Уметь делить на части, составить план, пересказать по плану.

Однородные члены предложения.

Запятая  в предложениях с однородными членами.

Рассказы о природе  М. Пришвина

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующий тон, интонацию, темп, ставить логическое ударение. Участвовать в диалоге. Составлять монологическое высказывание. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр, настроение.

Изложение

Знать этапы подготовки к изложению: слушание, обсуждение текста, формулирование главной мысли, составление плана. Излагать содержание текста в письменной форме.

Работа над ошибками. Постановка знаков препинания в предложениях.

Борис Житков. Про обезьянку.

Делить текст на части, составлять простой план, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

Борис Житков. Рассказы о животных.

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующий тон, интонацию, темп, ставить логическое ударение. Декламировать. Участвовать в диалоге. Составлять монологическое высказывание. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр, настроение.

Прямая речь.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

10н

Константин Паустовский. Растрёпанный воробей.

Делить текст на части, составлять простой план, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

11н

Дружище Тобик (О собаке  Александра Грина) К.Паустовский

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующий тон, интонацию, темп, ставить логическое ударение. Декламировать. Участвовать в диалоге. Составлять монологическое высказывание. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр, настроение.

Сочинение. Мои верные друзья.

Формирование умения писать на заданную тему.

Знать этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли, составление плана.

Имя существительное.

Выделять в предложение самостоятельные и служебные части речи.

12н

Литературная сказка. Медной горы Хозяйка. Павел Бажов.

Знать отличие народной сказки от литературной сказки. Читать выразительно. Подобрать нужную интонацию.

Многозначные слова. Антонимы. Синонимы. Имя существительное.

Определять лексическое значение слов и уметь подбирать антонимы, синонимы.

Словарный диктант. Падежи имён существительных.

Определять грамматические признаки имён существительных.

13н

Уральские сказы. Малахитовая шкатулка. П. Бажов.

Делить текст на части, составлять простой план, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении . Оценивать события, героев произведения. Подробно и выборочно пересказывать текст,  высказывать свое отношение к прочитанному

Числа имён существительных.

Определять грамматические признаки имён существительных.

Падежи имён существительных.

14н

Евгений Шварц. Сказка о потерянном времени.

Уметь определять главную мысль и мораль сказок.

Склонение имён существительных.

Уметь определять склонение имён существительных.

Склонение имён существительных.

Уметь определять склонение имён существительных.

15н

Евгений Шварц. Сказка о потерянном времени.

Делить текст на части, составлять простой план, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.  Оценивать события, героев произведения.

Знать понятия образ, автор Подробно и выборочно пересказывать текст,  высказывать свое отношение к прочитанному

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

16н

Евгений Шварц. Рассеянный волшебник.

Делить текст на части, составлять простой план, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении . Оценивать события, героев произведения.

Знать понятия образ, автор Подробно и выборочно пересказывать текст,  высказывать свое отношение к прочитанному.

Изложение.

Работа над ошибками.

17н

Великие путешественники. Михаил Зощенко

Делить текст на части, составлять простой план, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Несклоняемые имена существительные.

Уметь определять несклоняемые имена существительные.

Мягкий знак после шипящих в существительных женского рода.

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

18н

Денискины рассказы:   Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах. Виктор Драгунский.

Делить текст на части, составлять простой план, высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.  Оценивать события, героев произведения.

Знать понятия образ, автор Подробно и выборочно пересказывать текст,  высказывать свое отношение к прочитанному

Словарный диктант. Развитие орфографических умений.

Работа над ошибками. Упражнения на повторение.

19н

Сказки народов Башкортостана.

Слушать текст, читать выразительно, пересказать

Имена прилагательные.

Морфологический разбор имён прилагательных.

20н

Сказки народов Башкортостана.

Уметь определять явные отличия сказок разных народов

Изменение имён прилагательных по падежам.

Различать  и   характеризовать   тексты  двух типов  речи  – повествования и описания.

Наблюдать за  ролью  прилагательных (в  том  числе прилагательных-антонимов) в речи.

Называть грамматические признаки имён  прилагательных  (морфологический разбор), определять начальную форму.

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль.

Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

Накапливать опыт   употребления в  речи   имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание).

Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

21н

Исторический рассказ  С.Злобина «Салават»

Понять что такое «исторический рассказ»,

Сочинение-описание. Зимняя природа.

Формирование умения писать на заданную тему.

Знать этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли, составление плана.

Использовать литературные произведения, картины.

Местоимение.

22н

Стихи Николая Грахова.

Знать русских писателей Башкортостана. Читать выразительно.

Изменение местоимений по падежам.

Наречие.

23н

Башкирский народный поэт Александр Филиппов.

Знать русских писателей Башкортостана, интересоваться творчеством поэта, читать и анализировать стихотворения

Глагол.

Грамматические признаки глагола.

24н

Стихи Сергея Чекмарева.

Знать русских писателей Башкортостана

Морфологические разбор глагола.

Спряжение глагола.

25н

Устное народное творчество. Пестушки. Потешки. Прибаутки.

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующий тон, интонацию, темп, ставить логическое ударение. Декламировать. Участвовать в диалоге. Составлять монологическое высказывание. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр, настроение.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками. Спряжение глагола.

26н

Пословицы, поговорки. Народные приметы.

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующий тон, интонацию, темп, ставить логическое ударение. Декламировать. Участвовать в диалоге. Составлять монологическое высказывание. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр, настроение.

Развитие умения определять спряжение глагола.

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Определять грамматические признаки глагола.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые   знания в  совместной исследовательской деятельности в группах.

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само-  и взаимоанализ выполнения заданий.

Совместно составлять  алгоритм  определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать  опыт   использования  глаголов  в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

- коллективная работа;  

- работа с информационными источниками (учебник);

- тестовые задания;

- работа в парах;

- самостоятельная работа.

- творческая работа.

- выполнение индивидуальных заданий.

- дидактические игры;

- устный опрос;

- работа в группах;

- словарный диктант.

Глаголы-исключения.

27н

Загадки.

Разбор глагола как часть речи.

Морфологический разбор глагола.

28н

Скороговорки.  Заклички. Считалки.

Порядок разбора глагола по составу.

Упражнения на закрепление.

29н

Частушки. Колыбельные песни. Народные песни.

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующий тон, интонацию, темп, ставить логическое ударение. Декламировать. Участвовать в диалоге. Составлять монологическое высказывание. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр, настроение.

Словарный диктант. Упражнения на закрепление.

Повторение по теме «Глагол»

30н

Защита проекта «Малые жанры фольклора русского народа»

Выступать  перед аудиторией.

Изложение.

Работа над ошибками.

Анализировать свои ошибки.

31н

Стихи о Великой Отечественной войне.

Декламировать стихотворение, отрывки.

Тестовые задания по теме «Слово»

Работа над ошибками. Этимология слова.

Анализировать свои ошибки.

32н

Война и дети.

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

Анализировать свои ошибки.

33н

Стихи башкирских поэтов

Изучать творчество башкирских поэтов

Морфологический разбор существительного

Систематизировать и обобщать изученный материал.

Разбор глагола как части речи

34н

Разбор существительного как части речи

Разбор прилагательного как части речи

Мустай Карим.Стихи

103

35н

Разбор местоимения как части речи

Систематизировать и обобщать изученный материал.

104

Разбор простого и сложного предложения

105

Стихи о лете. Обобщение

Демонстрировать стихотворение

VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ПО КУРСУ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Обучение русскому языку и литературе обеспечивается учебниками и пособиями:

• Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебник  4-й класс;

• Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 4-го класса;

• Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 4-го класса;

• Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева. «Русский язык», 4 класс. Методические рекомендации для учителя.

  • Внеклассное чтение. 3-4 класс. Составитель М.В. Юдаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Родной ( русский язык) УМК ПНШ , 4 класс

Рабочая программа по родному( русскому языку) УМК ПНШ , 4 класс в количестве 17 часов. (пояснительная записка, КТП)...

Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива

Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива, рассчитан на 0,5 часа (17 часов в год)...

Рабочая программа родной русский язык

родной русский язык 2 класс...

Рабочая программа «Родной (русский) язык» 1-4 класс

Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»....

Рабочая программа "Родной (русский) язык" 1-4 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык"...