Рабочая программа по родному( русскому) языку и литературному чтению
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Гиззатуллина Ольга Сергеевна

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка.  Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnoy_yazyk.doc301 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 2- 4 КЛАССОВ

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НА 2016 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы:  Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи:  ,2,3,4 класс.-М.: Росткнига, 2011 г.

Учебно-методический комплект О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом». 2-4 класс /Издательство «Экзамен», 2014г.

 Рабочие программы. Начальная школа. 1-4 класс. УМК «Школа России» Методическое пособие с электронным приложением /Авт.-сост. Т. А. Жукова; под редакцией Е. С Галанжиной., издательство Планета, 2013г.

 

                                                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка.  Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачами  курса являются:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся,  подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

                                  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя со 2 -го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.

                                      МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Родной язык и литературное  чтение» отводится 2 ч. в неделю в соответствии с БУП МОБУ СОШ с. Тирлянский во 2, 3 классе, 1 час в 4 классе( 34 часа).  В связи с этим 2 часа отводится на урок – развитие речи по рабочей тетради «Школа развития речи» авт. Т.Н.Соколова (всего по программе 68 часов за учебный год, в том числе на одном из часов отводится время для внеклассного чтения ).  .

Рабочая программа курса «Школа развития речи » разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. .

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры, лежащие в основе построения рабочей программы: Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

• личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

• деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД):

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  •  владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
  • вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны знать: 

  • многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный;
  • типы текстов;

уметь:

  • уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
  • выразительно читать небольшой текст по  образцу;
  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
  • быть хорошим слушателем;
  • определять лексическое значение слова;
  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • редактировать предложения;
  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь предложений в тексте;
  • распознавать стили речи.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 2 класс

-Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 

       - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии через         формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;

 - понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

 -формирование  позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

      -владение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических,     грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

       -владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и       коммуникативных задач.

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 3 класс.

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 4 класс

 

Личностными результатами изучения предмета «развитие речи» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Развития речи» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Развитие речи» является сформированность следующих умений:

4-й класс

 иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

 произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

 пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

 писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

 читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

 воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

 создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

 понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

 сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

 овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

 уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

 овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Содержание учебного предмета , курса

2 класс.

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

знать:

  • многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь предложений в тексте;
  • распознавать стили речи;
  • выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
  •  восстанавливать деформированный текст;
  • устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
  • составлять планы различных видов.

                                                                                    Тематический план   2 класс

№ п/п

Тема

содержание

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности

1-2

 Слово и его значение.

Лексическое значение слова.

Вн. чт. Рассказы И.Соколова-Микитова о природе. Главная мысль текста.

2

Знать понятие «лексическое значение слова», уметь пользоваться толковым словарем

3-4

 Многозначные слова, их употребление в речи.

Вн. чт. В.Осеева «Плохо». Заголовок текста.

2

Знать понятие «многозначные слова»

5-6

Прямое и переносное значения слов.  

Вн. чт. Л.Толстой «Два товарища». Опорные слова.

2

Знать понятия «прямое и «переносное значение слова»

7-8

Омонимы, их значение в речи. Значение омонимов.

Вн. чт. Рассказы В.Бурлакова о природе. План текста.

2

Знать понятие «омонимы»,

их значение в речи

9-10

Омофоны.

 Омоформы.

Вн. чт. Рассказы А.Тихонова о жителях водоемов. Главные герои текста.

2

11-12

Синонимы, их значение в речи. Словарь синонимов.

Вн. чт. С.Михалков «Аисты и лягушки». Анализ художественного текста.

2

Знать понятие «синонимы»,

их значение в речи

13-14

Антонимы, их значение в речи.

Вн. чт. И.Пузанов «Рыбалка». Составление вопросов к тексту.

2

Знать понятие «антонимы»,

их значение в речи

15-16

Обучающее изложение «Ежик».

Анализ изложения.

Вн. чт. В.Бахревский «Ласточкино гнездо». Худ-е средства выразительности (сравнение).

   2

Уметь: – выд-ть зв и глух соглас зв: – вып-ть звуко-буквенный анализ слова;

17-18

Фразеологизмы, их значение в речи.

Вн. чт. И.Соколлов-Микитов «На лесной дороге». Слова-синонимы.

2

Знать понятие «фразеологизмы»

19-20

Загадки, их художественные особенности.

Вн. чт. Русские и башкирские народные загадки.

2

Уметь придумывать загадку, отгадывать загадки

21-22

Пословицы. Употребление в речи образных выражений.

Вн. чт. Русские и башкирские народные пословицы.

2

Уметь употреблять в речи образные выражения

23-24

Сравнение. Олицетворение.

Вн. чт.Русские и башкирские народные сказки

2

Уметь выделять и сравнивать существенные признаки предметов, сос-ть пред-я

25-28

Текст. Признаки текста.

  Тема текста. Заглавие.

Вн. чт. Л.Яхтин «Силачи». Деление текста на части.

Текст. Опорные слова.

Вн. чт. А Тихонов «Сороки»  

    4

Уметь опред-ть тему текста и озаглавть его, сос-ть рассказ по опорным словам

29-30

Проверочная работа.

Вн. чт. Детские журналы и газеты. Работа над ошибками. Закрепление.

2

31-32

 План. Деление текста на части.

Вн. чт. Энциклопедии для детей. Научный стиль.

2

Уметь составлять план

Делить текст начасти

33-34

Составление текста по данному плану.

Виды плана.

Вн. чт. К.Ушинский «Играющие собаки». Деление текта на части.

2

Составлять текст по плану

Познакомиться с видами плана

35-36

Картинный план.

Цитатный план.

Вн. чт. И. Соколов- Микитов. Рассказы о животнах. Анализ художест.текста.

2

Составлять картинный план

37-38

Обобщение по теме «Виды плана». Проверочная работа.

Вн. чт. Е.Пермяк «Первая рыбка». Стили речи.

2

Составлять цитатный план

Обобщать пройденный материал

39-40

Связь между предложениями в тексте

Вн. чт. И.Соколов-Микитов «Белки». Типы текста.

2

Работа с текстом

Уметь восстанавливать деформир текст

41-42

Работа с деформированным текстом.

Вн. чт. С.Михалков  «Не стоит благодарности». Слова – антонимы.

2

43-44

Связь между частями текста.

Вн. чт Г.Цыферов «Жил на свете слоненок». Жанры произведения.

2

Наблюдение за связью между частями текста

Умение устанавливать связь между предложением

45-46

Составление текста  по данному началу.

Вн. чт. В.Кологрив «Кузнечик». Типы речи.

2

Умение составлять текст на заданную тему по данному началу

47-48

Редактирование текста.

Вн. чт. С.Аксаков «Верный друг». Стили текста.

2

Навык построения связного текста

Уметь употреблять образные выражения

49-50

Как избежать повторов в тексте?

Редактирование.

Вн. чт. Ш.Перро «Золушка». Характеристика главных героев.

2

51-52

Типы текста.Текст описание.

Вн. чт. Н. Юрцевич «Красавица русских лесов». Анализ художественного текста.

2

Знать типы текста

Знать особенности текста-

описания

53-54

Обучающее сочинение-описание.

Вн. чт. С.Юцзунь «Поиски друга». Диалог.

2

Уметь составлять самостоятельно текст-описание.

55-56

Текст – сравнительное описание.

Коллективное составление текста.

Вн. чт. В.Танасийчук «Упорные лососи». Анализ художественного текста. 

2

Умение составлять текст-описание, сравнивая  два предмета.

57-58

Текст -  повествование.

Сравнение текстов.

Вн. чт. В.Коржиков «Осенняя прогулка».

2

Уметь отличать текст –описание от текста -повествование

59-60

.Типы текста. Рассуждение.

Вн. чт. Сказки разных народов.

2

Уметь отличать текст-рассуждение от других видов текста

61-62

Сочинение на тему «Мой выходной день».

Вн. чт. Сказки Г.Х.Андерсена.

2

63-64

 Повторение пройденного.

Вн. чт. Сказки братьев Гримм.

2

65-66

Викторины и конкурсы.

Игры со словами.

Вн.чт. Обобщающий урок по литературным сказкам.

2

67-68

Искусство речи.

Повторение и обобщение пройденного.

Вн. чт. Обзор произведений для чтения летом.

2

69-70

Резервный урок.

2

3 класс.

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово.

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и  топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

  • многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь предложений в тексте;
  • распознавать стили речи;
  • выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.

                                                                   

                                                                                     Тематический план 3 класс

№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

                              Основные виды учебной деятельности

Речь. Техника выразительности речи (3 часа)

1-3

Речь. Выразительность речи.

Вн. чт. Книги, прчитанные летом.

3

Правильность, точность, богатство, выразительность речи. Выразительное чтение художественных произведений.

Слово(30 часов).

4-5

 Вн.  чт. Весёлые стихи Б.Заходера.

Многозначные слова.

2

Многозначные слова. Употребление многозначных слов в устной и письменной речи. Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов.

6-7

 Вн.  чт. «Рассказы и сказки Е.Пермяка».

Омонимы, омоформы и омофоны.

2

Омонимы, омоформы и омофоны. Употребление омонимов в устной и письменной речи. Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.

8-9

 Вн.  чт. Сказки Г.Х Андерсена.

Фразеологизмы.

2

Употребление эпитетов в устной и письменной речи. Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

10-11

 Вн.  чт. Рассказы Е.Чарушина.

Сравнения.

2

. Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.

12-13

 Вн.  чт. Рассказы Н.Н.Носова.

Олицетворение.

2

. Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи

14-15

 Вн.  чт. Стихи В.В.Маяковского для детей.

Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты.

2

Эпитеты. Их значение. . Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи.

16-17

 Вн.  чт. Знакомство с журналом «Мурзилка»

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

2 четверть

2

Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.

18-19

 Вн. чт.  Рассказы о животных В.Чаплиной.

Откуда приходят слова

2

Заимствованные слова. Употребление заимствованных слов в устной и письменной речи. Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя

20

 Вн.  чт.Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их дрессируют..В.Л.Дуров.

Этимология.

1

Этимология. Происхождение и появление слов в языке. Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов

21 - 22

Как тебя зовут?

  Вн. чт. «Здравствуй, гостья-зима!» (Стихи русских поэтов –классиков).

2

Происхождение имен и отчеств. Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов

23-24

Наши фамилии.

 Вн.  чт. Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима.

2

Происхождение фамилий. Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии.

25-26

Проект « Что в имени тебе моем…»

 Вн. чт. Сказки А, Пушкина и П.П.Ершова.

2

27-28

Топонимы.

 Вн.  чт. Сказки А. Толстого для детей.

2

Происхождение географических названий. Уметь объяснять топонимы

29-30

Устаревшие слова.

 Вн.  чт. «Лес не школа, а всему учит» (Рассказы Н. Сладкова).

2

Устаревшие слова, архаизмы. Уметь находить и объяснять значение устаревших слов

31-32

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

 Вн.  чт.  Былины о русских богатырях.

2

учить составлять текст по картине  - описание картины Уметь употреблять фразеологические обороты

33

Проверочная работа.

1

проверка знаний и умений учащихся по пройденным темам Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

3 четверть

Текст (26 часов).

34-36

 Вн.  чт. Книги о защитниках Отечества. А.Гайдар,Е. Благинина.

Типы текстов.

3

Текст-описание, повествование, рассуждение. Уметь различать типы текстов

37-38

 Вн.  чт.  Книги о человеке и его делах. (Стихи С. Михалкова).

Тема текста. Опорные слова.

2

Тема текста. Опорные слова. Составление текста по опорным словам. Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

39-40

 Вн. чт.  Мама и мы .  (Стихи, рассказы, сказки).

Связь предложений в тексте.

2

Деформированный текст. Уметь из предложений составлять текст

41-42

 Вн.  чт.  Книга – наш лучший друг.

Цепная связь предложений в тексте.

2

Цепная связь предложений в тексте. Употребление местоимений и синонимов для связи предложений. Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте.

43-44

 Вн.  чт. Мой любимый писатель.

Параллельная связь предложений в тексте.

2

Единая тема и смысл предложений. Параллельная связь предложений в тексте. Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью

45-46

 Вн.  чт.  «Ванька» А.П.Чехов

Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание».

2

Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте

47

48

49

50

51

 Вн.  чт. «Лесная газета» В.Бианки.

Единый временной план текста.

 Вн.  чт. «Мы все хотим побывать на Луне» (Книги о космонавтах).

 Вн.  чт. Любимые книги – любимые писатели.

5

Единый временной план текста. Время глаголов. Временная соотнесенность глаголов в тексте. Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время Уметь редактировать повествовательные тексты

52

53

54

55

Стили речи.

 Вн. чт. Книги о труде.

 Вн.  чт. Газеты и журналы для детей.

4

Стиль речи. Разновидности стилей речи. Монолог и диалог. Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном

56-57

 Вн. чт.  «Про эту книгу» (Книги-самоделки из материалов периодической печати).

Научный стиль.

2

Научный стиль. Уметь различать научный текс от других.

58-59

 Вн.  чт. Стихи и сказки Дж.Родари.

Словари.

2

Словарь. Виды словарей. Использование словарей при чтении. Уметь работать со словарями

Культура общения (7 часов).

60

61

62

63

 Вн.  чт. Что говорят стихи. (Поэзия С. Марашка).

Культура общения.

 Вн.  чт. Читаем любимые книги

4

Слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге.

64

Проверь себя.

 Вн.  чт. Читаем любимые книги.

1

Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.

65

Анализ проверочной работы

1

66-67

 Вн.  чт. О чём мы будем читать летом. Повторение пройденного за год.

2

Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.

68

Итоговое занятие КВН.

1

                                                                                                     4 класс.

Культура речи.

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме.  Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 2 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;  отличать  многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и  стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

знать:

  • многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
  • изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
  • иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:

  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь предложений в тексте;
  • распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
  • определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с  параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
  • восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Тематическое планирование   4 класс

урока

Тема

Кол-во часов

                      Основные виды учебной деятельности

1

2

Омонимы, омофоны, омоформы

Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры.

    2

Формирование  представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах.

3

Фразеологизмы.

Применение их в сказках

  1

Формирование представления о фразеологизмах. Уметь определять слова с переносным значением слова.

4

Фразеологизмы.

Использование фразеологизмов в разговорной речи

   1

Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.

5

Диалектизмы.

     1

Формирование представления о диалектизмах. Диалекты в литературном языке.

6

7

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

Сравнение, эпитеты, олицетворение.

Работа с текстом.

   2

Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи.

8

Метафора.

    1

Роль метафоры в художественном тексте.

9

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

2 четверть

    1

Умение уместного употребления пословиц в речи.

10

Подготовка к написанию сочинения по пословице.

    1

Умение раскрывать смысл пословицы.

11

Написание сочинения по пословице.

    1

Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки.

12

Анализ сочинений.

Художественный стиль. Общее понятие.

     1

Умение составлять текст в художественном стиле.

13

Сочинение – пейзажная зарисовка.

    1

Умение составлять текст в художествен-

ном стиле.

14

Рифма.

     1

Умение определять стихи, определенный ритм.

15

Диалог и монолог.

    1

Диалог и монолог как форма речи.

16

Драматические импровизации.

     1

Уметь трансформировать рассказ в пьесу.

3 четверть

17

Композиция текста. Основные элементы композиции.

    1

Уметь определять все части текста.

18

Композиция. Работа с деформированным текстом.

    1

Уметь определять элементы композиции текста.

19

Творческая работа.

     1

Писать сочинение на определенную тему.

20

Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

     1

Составлять текст в художественном стиле.

21

Творческая работа.

      1

Сочинение сказки по опоре.

22

Публицистический стиль.

      1

Уметь писать сочинения в публицистическом стиле.

23

Газетно – публицистический стиль.

      1

Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью.

24

Деловая игра «Вёрстка газеты».

    1

Формирование умения выпускать стенную газету.

25

Официально – деловой стиль.

    1

Формировать умение написания деловых документов.

26

Тезисы. Конспект.

4 четверть

    1

Формировать умение написания конспектов статей.

27

Аннотация.

    1

Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам.

28

Я пишу письмо.

     1

Формирование умения оформления адреса на письме.

29

Личный дневник.

    1

Умение вести записи в личном дневнике.

30

Сочинение «Мои любимые стихи».

     1

Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии.

31

Сочини сценарий для мультфильма.

      1

Формирование навыка составления мультфильма.

32

Конкурс на лучшее название конфет.

      1

Оформление своих исследований в виде презентации.

33

34

Обобщение. Проверочная работа.

Лингвистический турнир

      2

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

   Рабочие тетради

Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи: Рабочие тетради: в 2-х частях: 2,3,4 класс.-М.: Росткнига,

Учебно-методический комплект О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом».  /Издательство «Экзамен»,

Методические пособия 

 Соколова Т.Н. школа развития речи: Курс «Речь»: методическое пособие. 1- 4 класс/ М.: Росткнига, (Юным умникам и умницам)

Литература для учителя.

  1. Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
  2. Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
  3. Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
  4. Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
  5. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
  6. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
  7. Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
  8. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
  9. Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
  10. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
  11. Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
  12. Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
  13. Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
  14. Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
  15. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
  16. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
  17. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
  18. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
  19. Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
  20. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
  21. Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980
  22. Подгаецкая И.М. Воспитание  у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
  23. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
  24. Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (марийскому) языку и литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по родному (марийскому) языку и литературному чтению для 4 класса включает пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по предмету "Русский язык" и "Литературное чтение". 1 класс.

Рабочая программа по предмету «Русский язык» и «Литературное чтение» составлена для 1 класса общеобразовательных организаций с родным (нерусским) языком обучения в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа учебного курса русского языка (письмо), литературного чтения (чтение) в 1 классе.

Рабочая программа  разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы Горецкого В.Г. по учебнику «Азб...

Рабочая программа по предметам "Русский язык" и "Литературное чтение" в период обучения грамоте, 1 класс

Рабочая прогамма по предметам "Русский язык" (115 часов) и "Литературное чтение" (92 часа) в период обучения грамоте, 1 класс. УМК  "Школа России"...

Рабочая программа по родному русскому языку и литературному чтению

Рабочая программа по «Родному (русскому)  языку и литературному чтению» для 4 класса разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального об...

Начальная школа 21 века. Рабочая программа по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. 1 - 4 классы. Доклад на тему "Система работы с одаренными детьми.

Рабочие программы  по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Программа "Начальная школа 21 века". Доклад на тему "Система работы с одаренными деть...