Рабочая программа по родному( русскому) языку и литературному чтению
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk.doc | 301 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 2- 4 КЛАССОВ
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НА 2016 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы: Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи: ,2,3,4 класс.-М.: Росткнига, 2011 г.
Учебно-методический комплект О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом». 2-4 класс /Издательство «Экзамен», 2014г.
Рабочие программы. Начальная школа. 1-4 класс. УМК «Школа России» Методическое пособие с электронным приложением /Авт.-сост. Т. А. Жукова; под редакцией Е. С Галанжиной., издательство Планета, 2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачами курса являются:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия выстроены следующим образом:
- Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
- Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
- Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя со 2 -го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Родной язык и литературное чтение» отводится 2 ч. в неделю в соответствии с БУП МОБУ СОШ с. Тирлянский во 2, 3 классе, 1 час в 4 классе( 34 часа). В связи с этим 2 часа отводится на урок – развитие речи по рабочей тетради «Школа развития речи» авт. Т.Н.Соколова (всего по программе 68 часов за учебный год, в том числе на одном из часов отводится время для внеклассного чтения ). .
Рабочая программа курса «Школа развития речи » разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. .
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры, лежащие в основе построения рабочей программы: Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
• личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
• деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД):
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
- быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 2 класс
-Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
-формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
-владение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
-владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 3 класс.
Личностные результаты:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
-Уметь донести свою позицию до собеседника;
-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 4 класс
Личностными результатами изучения предмета «развитие речи» являются следующие умения и качества:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Развития речи» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Развитие речи» является сформированность следующих умений:
4-й класс
иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета , курса
2 класс.
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст;
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
- составлять планы различных видов.
Тематический план 2 класс
№ п/п | Тема содержание | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1-2 | Слово и его значение. Лексическое значение слова. Вн. чт. Рассказы И.Соколова-Микитова о природе. Главная мысль текста. | 2 | Знать понятие «лексическое значение слова», уметь пользоваться толковым словарем |
3-4 | Многозначные слова, их употребление в речи. Вн. чт. В.Осеева «Плохо». Заголовок текста. | 2 | Знать понятие «многозначные слова» |
5-6 | Прямое и переносное значения слов. Вн. чт. Л.Толстой «Два товарища». Опорные слова. | 2 | Знать понятия «прямое и «переносное значение слова» |
7-8 | Омонимы, их значение в речи. Значение омонимов. Вн. чт. Рассказы В.Бурлакова о природе. План текста. | 2 | Знать понятие «омонимы», их значение в речи |
9-10 | Омофоны. Омоформы. Вн. чт. Рассказы А.Тихонова о жителях водоемов. Главные герои текста. | 2 | |
11-12 | Синонимы, их значение в речи. Словарь синонимов. Вн. чт. С.Михалков «Аисты и лягушки». Анализ художественного текста. | 2 | Знать понятие «синонимы», их значение в речи |
13-14 | Антонимы, их значение в речи. Вн. чт. И.Пузанов «Рыбалка». Составление вопросов к тексту. | 2 | Знать понятие «антонимы», их значение в речи |
15-16 | Обучающее изложение «Ежик». Анализ изложения. Вн. чт. В.Бахревский «Ласточкино гнездо». Худ-е средства выразительности (сравнение). | 2 | Уметь: – выд-ть зв и глух соглас зв: – вып-ть звуко-буквенный анализ слова; |
17-18 | Фразеологизмы, их значение в речи. Вн. чт. И.Соколлов-Микитов «На лесной дороге». Слова-синонимы. | 2 | Знать понятие «фразеологизмы» |
19-20 | Загадки, их художественные особенности. Вн. чт. Русские и башкирские народные загадки. | 2 | Уметь придумывать загадку, отгадывать загадки |
21-22 | Пословицы. Употребление в речи образных выражений. Вн. чт. Русские и башкирские народные пословицы. | 2 | Уметь употреблять в речи образные выражения |
23-24 | Сравнение. Олицетворение. Вн. чт.Русские и башкирские народные сказки | 2 | Уметь выделять и сравнивать существенные признаки предметов, сос-ть пред-я |
25-28 | Текст. Признаки текста. Тема текста. Заглавие. Вн. чт. Л.Яхтин «Силачи». Деление текста на части. Текст. Опорные слова. Вн. чт. А Тихонов «Сороки» | 4 | Уметь опред-ть тему текста и озаглавть его, сос-ть рассказ по опорным словам |
29-30 | Проверочная работа. Вн. чт. Детские журналы и газеты. Работа над ошибками. Закрепление. | 2 | |
31-32 | План. Деление текста на части. Вн. чт. Энциклопедии для детей. Научный стиль. | 2 | Уметь составлять план Делить текст начасти |
33-34 | Составление текста по данному плану. Виды плана. Вн. чт. К.Ушинский «Играющие собаки». Деление текта на части. | 2 | Составлять текст по плану Познакомиться с видами плана |
35-36 | Картинный план. Цитатный план. Вн. чт. И. Соколов- Микитов. Рассказы о животнах. Анализ художест.текста. | 2 | Составлять картинный план |
37-38 | Обобщение по теме «Виды плана». Проверочная работа. Вн. чт. Е.Пермяк «Первая рыбка». Стили речи. | 2 | Составлять цитатный план Обобщать пройденный материал |
39-40 | Связь между предложениями в тексте Вн. чт. И.Соколов-Микитов «Белки». Типы текста. | 2 | Работа с текстом Уметь восстанавливать деформир текст |
41-42 | Работа с деформированным текстом. Вн. чт. С.Михалков «Не стоит благодарности». Слова – антонимы. | 2 | |
43-44 | Связь между частями текста. Вн. чт Г.Цыферов «Жил на свете слоненок». Жанры произведения. | 2 | Наблюдение за связью между частями текста Умение устанавливать связь между предложением |
45-46 | Составление текста по данному началу. Вн. чт. В.Кологрив «Кузнечик». Типы речи. | 2 | Умение составлять текст на заданную тему по данному началу |
47-48 | Редактирование текста. Вн. чт. С.Аксаков «Верный друг». Стили текста. | 2 | Навык построения связного текста Уметь употреблять образные выражения |
49-50 | Как избежать повторов в тексте? Редактирование. Вн. чт. Ш.Перро «Золушка». Характеристика главных героев. | 2 | |
51-52 | Типы текста.Текст описание. Вн. чт. Н. Юрцевич «Красавица русских лесов». Анализ художественного текста. | 2 | Знать типы текста Знать особенности текста- описания |
53-54 | Обучающее сочинение-описание. Вн. чт. С.Юцзунь «Поиски друга». Диалог. | 2 | Уметь составлять самостоятельно текст-описание. |
55-56 | Текст – сравнительное описание. Коллективное составление текста. Вн. чт. В.Танасийчук «Упорные лососи». Анализ художественного текста. | 2 | Умение составлять текст-описание, сравнивая два предмета. |
57-58 | Текст - повествование. Сравнение текстов. Вн. чт. В.Коржиков «Осенняя прогулка». | 2 | Уметь отличать текст –описание от текста -повествование |
59-60 | .Типы текста. Рассуждение. Вн. чт. Сказки разных народов. | 2 | Уметь отличать текст-рассуждение от других видов текста |
61-62 | Сочинение на тему «Мой выходной день». Вн. чт. Сказки Г.Х.Андерсена. | 2 | |
63-64 | Повторение пройденного. Вн. чт. Сказки братьев Гримм. | 2 | |
65-66 | Викторины и конкурсы. Игры со словами. Вн.чт. Обобщающий урок по литературным сказкам. | 2 | |
67-68 | Искусство речи. Повторение и обобщение пройденного. Вн. чт. Обзор произведений для чтения летом. | 2 | |
69-70 | Резервный урок. | 2 |
3 класс.
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово.
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
Тематический план 3 класс
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | ||
Речь. Техника выразительности речи (3 часа) | |||||
1-3 | Речь. Выразительность речи. Вн. чт. Книги, прчитанные летом. | 3 | Правильность, точность, богатство, выразительность речи. Выразительное чтение художественных произведений. | ||
Слово(30 часов). | |||||
4-5 | Вн. чт. Весёлые стихи Б.Заходера. Многозначные слова. | 2 | Многозначные слова. Употребление многозначных слов в устной и письменной речи. Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов. | ||
6-7 | Вн. чт. «Рассказы и сказки Е.Пермяка». Омонимы, омоформы и омофоны. | 2 | Омонимы, омоформы и омофоны. Употребление омонимов в устной и письменной речи. Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. | ||
8-9 | Вн. чт. Сказки Г.Х Андерсена. Фразеологизмы. | 2 | Употребление эпитетов в устной и письменной речи. Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | ||
10-11 | Вн. чт. Рассказы Е.Чарушина. Сравнения. | 2 | . Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. | ||
12-13 | Вн. чт. Рассказы Н.Н.Носова. Олицетворение. | 2 | . Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи | ||
14-15 | Вн. чт. Стихи В.В.Маяковского для детей. Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты. | 2 | Эпитеты. Их значение. . Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи. | ||
16-17 | Вн. чт. Знакомство с журналом «Мурзилка» Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. 2 четверть | 2 | Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. | ||
18-19 | Вн. чт. Рассказы о животных В.Чаплиной. Откуда приходят слова | 2 | Заимствованные слова. Употребление заимствованных слов в устной и письменной речи. Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя | ||
20 | Вн. чт.Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их дрессируют..В.Л.Дуров. Этимология. | 1 | Этимология. Происхождение и появление слов в языке. Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов | ||
21 - 22 | Как тебя зовут? Вн. чт. «Здравствуй, гостья-зима!» (Стихи русских поэтов –классиков). | 2 | Происхождение имен и отчеств. Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов | ||
23-24 | Наши фамилии. Вн. чт. Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима. | 2 | Происхождение фамилий. Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии. | ||
25-26 | Проект « Что в имени тебе моем…» Вн. чт. Сказки А, Пушкина и П.П.Ершова. | 2 | |||
27-28 | Топонимы. Вн. чт. Сказки А. Толстого для детей. | 2 | Происхождение географических названий. Уметь объяснять топонимы | ||
29-30 | Устаревшие слова. Вн. чт. «Лес не школа, а всему учит» (Рассказы Н. Сладкова). | 2 | Устаревшие слова, архаизмы. Уметь находить и объяснять значение устаревших слов | ||
31-32 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри». Вн. чт. Былины о русских богатырях. | 2 | учить составлять текст по картине - описание картины Уметь употреблять фразеологические обороты | ||
33 | Проверочная работа. | 1 | проверка знаний и умений учащихся по пройденным темам Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. | ||
3 четверть | |||||
Текст (26 часов). | |||||
34-36 | Вн. чт. Книги о защитниках Отечества. А.Гайдар,Е. Благинина. Типы текстов. | 3 | Текст-описание, повествование, рассуждение. Уметь различать типы текстов | ||
37-38 | Вн. чт. Книги о человеке и его делах. (Стихи С. Михалкова). Тема текста. Опорные слова. | 2 | Тема текста. Опорные слова. Составление текста по опорным словам. Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. | ||
39-40 | Вн. чт. Мама и мы . (Стихи, рассказы, сказки). Связь предложений в тексте. | 2 | Деформированный текст. Уметь из предложений составлять текст | ||
41-42 | Вн. чт. Книга – наш лучший друг. Цепная связь предложений в тексте. | 2 | Цепная связь предложений в тексте. Употребление местоимений и синонимов для связи предложений. Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте. | ||
43-44 | Вн. чт. Мой любимый писатель. Параллельная связь предложений в тексте. | 2 | Единая тема и смысл предложений. Параллельная связь предложений в тексте. Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью | ||
45-46 | Вн. чт. «Ванька» А.П.Чехов Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание». | 2 | Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте | ||
47 48 49 50 51 | Вн. чт. «Лесная газета» В.Бианки. Единый временной план текста. Вн. чт. «Мы все хотим побывать на Луне» (Книги о космонавтах). Вн. чт. Любимые книги – любимые писатели. | 5 | Единый временной план текста. Время глаголов. Временная соотнесенность глаголов в тексте. Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время Уметь редактировать повествовательные тексты | ||
52 53 54 55 | Стили речи. Вн. чт. Книги о труде. Вн. чт. Газеты и журналы для детей. | 4 | Стиль речи. Разновидности стилей речи. Монолог и диалог. Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном | ||
56-57 | Вн. чт. «Про эту книгу» (Книги-самоделки из материалов периодической печати). Научный стиль. | 2 | Научный стиль. Уметь различать научный текс от других. | ||
58-59 | Вн. чт. Стихи и сказки Дж.Родари. Словари. | 2 | Словарь. Виды словарей. Использование словарей при чтении. Уметь работать со словарями | ||
Культура общения (7 часов). | |||||
60 61 62 63 | Вн. чт. Что говорят стихи. (Поэзия С. Марашка). Культура общения. Вн. чт. Читаем любимые книги | 4 | Слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге. | ||
64 | Проверь себя. Вн. чт. Читаем любимые книги. | 1 | Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. | ||
65 | Анализ проверочной работы | 1 | |||
66-67 | Вн. чт. О чём мы будем читать летом. Повторение пройденного за год. | 2 | Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий. | ||
68 | Итоговое занятие КВН. | 1 |
4 класс.
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 2 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Тематическое планирование 4 класс
№ урока | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 2 | Омонимы, омофоны, омоформы Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры. | 2 | Формирование представления об омонимах, омофонах, омоформах, каламбурах. |
3 | Фразеологизмы. Применение их в сказках | 1 | Формирование представления о фразеологизмах. Уметь определять слова с переносным значением слова. |
4 | Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в разговорной речи | 1 | Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи. |
5 | Диалектизмы. | 1 | Формирование представления о диалектизмах. Диалекты в литературном языке. |
6 7 | Сравнение, эпитеты, олицетворение. Сравнение, эпитеты, олицетворение. Работа с текстом. | 2 | Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи. |
8 | Метафора. | 1 | Роль метафоры в художественном тексте. |
9 | Пословицы и поговорки. Афоризмы. 2 четверть | 1 | Умение уместного употребления пословиц в речи. |
10 | Подготовка к написанию сочинения по пословице. | 1 | Умение раскрывать смысл пословицы. |
11 | Написание сочинения по пословице. | 1 | Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки. |
12 | Анализ сочинений. Художественный стиль. Общее понятие. | 1 | Умение составлять текст в художественном стиле. |
13 | Сочинение – пейзажная зарисовка. | 1 | Умение составлять текст в художествен- ном стиле. |
14 | Рифма. | 1 | Умение определять стихи, определенный ритм. |
15 | Диалог и монолог. | 1 | Диалог и монолог как форма речи. |
16 | Драматические импровизации. | 1 | Уметь трансформировать рассказ в пьесу. |
3 четверть | |||
17 | Композиция текста. Основные элементы композиции. | 1 | Уметь определять все части текста. |
18 | Композиция. Работа с деформированным текстом. | 1 | Уметь определять элементы композиции текста. |
19 | Творческая работа. | 1 | Писать сочинение на определенную тему. |
20 | Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | 1 | Составлять текст в художественном стиле. |
21 | Творческая работа. | 1 | Сочинение сказки по опоре. |
22 | Публицистический стиль. | 1 | Уметь писать сочинения в публицистическом стиле. |
23 | Газетно – публицистический стиль. | 1 | Уметь определять корреспонденцию, репортаж, статью. |
24 | Деловая игра «Вёрстка газеты». | 1 | Формирование умения выпускать стенную газету. |
25 | Официально – деловой стиль. | 1 | Формировать умение написания деловых документов. |
26 | Тезисы. Конспект. 4 четверть | 1 | Формировать умение написания конспектов статей. |
27 | Аннотация. | 1 | Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам. |
28 | Я пишу письмо. | 1 | Формирование умения оформления адреса на письме. |
29 | Личный дневник. | 1 | Умение вести записи в личном дневнике. |
30 | Сочинение «Мои любимые стихи». | 1 | Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии. |
31 | Сочини сценарий для мультфильма. | 1 | Формирование навыка составления мультфильма. |
32 | Конкурс на лучшее название конфет. | 1 | Оформление своих исследований в виде презентации. |
33 34 | Обобщение. Проверочная работа. Лингвистический турнир | 2 | Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочие тетради
Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи: Рабочие тетради: в 2-х частях: 2,3,4 класс.-М.: Росткнига,
Учебно-методический комплект О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом». /Издательство «Экзамен»,
Методические пособия
Соколова Т.Н. школа развития речи: Курс «Речь»: методическое пособие. 1- 4 класс/ М.: Росткнига, (Юным умникам и умницам)
Литература для учителя.
- Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
- Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
- Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
- Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
- Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
- Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
- Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
- Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
- Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
- Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
- Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
- Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
- Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
- Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
- Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
- Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
- Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
- Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
- Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
- Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
- Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
- Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (марийскому) языку и литературному чтению для 4 класса
Рабочая программа по родному (марийскому) языку и литературному чтению для 4 класса включает пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету "Русский язык" и "Литературное чтение". 1 класс.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» и «Литературное чтение» составлена для 1 класса общеобразовательных организаций с родным (нерусским) языком обучения в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа учебного курса русского языка (письмо), литературного чтения (чтение) в 1 классе.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы Горецкого В.Г. по учебнику «Азб...
Рабочая программа по предметам "Русский язык" и "Литературное чтение" в период обучения грамоте, 1 класс
Рабочая прогамма по предметам "Русский язык" (115 часов) и "Литературное чтение" (92 часа) в период обучения грамоте, 1 класс. УМК "Школа России"...
Рабочая программа 1 класс (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО ) УМК "Школа России"
Рабочие программы по предметам 1 класса....
Рабочая программа по родному русскому языку и литературному чтению
Рабочая программа по «Родному (русскому) языку и литературному чтению» для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального об...
Начальная школа 21 века. Рабочая программа по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. 1 - 4 классы. Доклад на тему "Система работы с одаренными детьми.
Рабочие программы по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Программа "Начальная школа 21 века". Доклад на тему "Система работы с одаренными деть...