Методическая разработка. Правописание гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе. Русский язык. 4 класс.
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Методическая разработка урока русского языка 4 класс. Тема: Правописание гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе.

Весь материал представленный в методической разработке предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса (адаптированная программа вариант 4.1).

Коррекционная направленность разработки обеспечивается посредством соблюдения общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения, а так же через использование специальных методов и приёмов, создание специальных условий при обучении.

Методическая разработка представлена:

1. Технологическая карта урока.

2. Презентация урока.

3.Карточки для работы на уроке

4. Контрольный тест для проверки знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в  4 классе

Тема урока

Правописание гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе

Цель урока

Совершенствовать умение грамотно писать гласные и согласные в корне, приставке, суффиксе

Тип урока

Закрепление  знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: объяснять написание гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе; выполнять разбор слова по составу; подбирать однокоренные слова; объяснять написание разделительных ь и ъ знаков в словах.

Метапредметные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; использовать при выполнении заданий справочники и словари; давать самооценку и оценивать результат своих действий; сотрудничать в совместном решении проблемы; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

+Личностные: осознавать личностный смысл учения, осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата.

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Правописание, корень, приставка, суффикс, парная согласная, безударная гласная,  непроизносимая согласная, разделительные Ь и Ъ знаки

        

Ход урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Самоопределение к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Ну- ка проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Понимать значение знаний для человека и принимать  его;  проявлять интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация знаний

1)Проверка домашнего задания

2)Работа над словами с непроверяемым написанием.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях

- Прочитайте отрывок из стихотворения Ладонщикова . Какое прилагательное использует автор?

На пруду каток хороший,

Лёд сверкает, как стекло.

На каток бежит Алёша

И в мороз ему тепло.

- Запишите словарное слово, подберите к нему однокоренные слова и синоним

Отвечают на вопросы учителя, рассказывают о выполненной дома работе.

Записывают в словари прилагательное хороший, подбирают однокоренные слова, синонимы к слову хороший. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока.

1)Постановка проблемы

2)Сообщение темы, цели урока

- Ребята, вставьте в слова пропущенные буквы и объясните их выбор.

В…дичка, п…трогать, ореш…к, со…нце, ука…ка.

-В каких  частях  слова встретились данные орфограммы? Как вы думаете, над какой темой мы с вами сегодня будем работать? А для чего нужна эта тема, какова наша цель сегодня?

Выполняют задание

Отвечают на вопрос, определяют тему и цель урока

Принимать и сохранять учебную задачу. Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

IV. Повторение, обобщение, систематизация знаний и умений по изученной теме

1)Правописание разделительного Ь знака и разделительного Ъ знака

2)Физкультминутка

3) Упражнение на правописание корней слов

4) Работа в тетради (упр. 100, 101)

- Вспомните правописание разделительных Ъ и Ь знаков и составьте схему

- Вставьте Ь или Ъ знаки. Объясните выбор букв.

Раз…ярённый, в…ехать, вороб…и, раз…единил, руж…ё, в…юга, с…ёмка, дерев…я, весел…е, раз…юлиться.

А теперь отдыхаем, повторяем движения за мной

Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Найдите в тексте прилагательные и разберите их по составу. Выпишите однокоренные слова. В скобках запишите проверочные слова.

Под жарким июльским со…нцем я уплываю по руч…ю к неб…льшому (     ) л…сному (    ) озеру. Оно почти заросло тр…вой (    ). Лес д…леко (   ) отступил от в…ды (    ), и озеро кажется тихим и уютным прудом. Я останавливаю ло…ку (    ) и слушаю спокойную л…сную (   ) т…шину (   ).

- Прочитайте задание. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

- Найдите слова в которых есть корень, суффикс и окончании. Выделите в них значимые части слова.

                е

                 ё

Согл. Ь    я

                 ю

                  и

                     е

                      ё

согл. Ъ          ю

                       я

               

Выполняют движения за учителем

Вставляют пропущенные буквы, доказывая правильность их выбора,  разбирают прилагательные по составу

Выполняют задания в рабочей тетради. Находят нужные по заданию слова и выделяют части слова: крылышко, коровка, цветочки

Подчёркивают изученные орфограммы в отрывке из произведения А.С. Пушкина

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение.

Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре.

Понимать на слух ответы учащихся, слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

VI.  Итог урока. Рефлексия

Обобщение полученных знаний, заключительная беседа, выставление оценок

- Что особенно заинтересовало вас на уроке?

- Что узнали нового?

- Назовите, когда надо в словах писать разделительный Ь, а когда Ъ

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Отвечают на вопросы, определяют, достигнут ли результат, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.

- Сегодня на уроке….

- Теперь я знаю…..

- Мне было легко, потому что….

- Мне захотелось…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

VII. Домашнее задание

Комментарии по выполнению домашнего задания

- Выполнить упр. 102 в рабочей тетради

Задают уточняющие вопросы по выполнению задания

Осознавать, принимать и сохранять учебные задачи



Предварительный просмотр:

Ф.И.______________________________________

  1. Приставка — часть слова, которая стоит:
  1. перед корнем           3) после окончания
  2. после корня           4) после суффикса
  1. Не существует приставки:
  1. с-        3) з-
  2. в-        4) о-
  1. Укажите случай раздельного написания.
  1. (про)студа        3) (про)долг
  2. (про)мах        4) (про)дрог
  1. Укажите слово с приставкой с-.
  1. (з, с)делка                  3) (з, с)десь
  2.  (з, с)дравие                  4) (з, с)дание
  1. Суффикс служит для:
  1. связи слов в предложении
  2. изменения слов
  3. образования новых слов
  4. соединения корня и окончания
  1. Укажите слово с суффиксом -ик.
  1. ключ ..к        3) замом.. к
  2. кармаш..ж        4) дружоч..к
  1. Разберите слова по составу и укажите лишнее слово.
  1. горный        3) горе
  2. пригорок        4) горец



Предварительный просмотр:

  1. Сп..шите это ст..хотворение. П..шите аккуратно, но не сп..шите. 2. Железо раск..лилось докрасна. Полено быстро раск..лолось надвое. 3. Дверь начала скр..петь. Бочку надо скр..пить железным обручем. 4. Отворите ворота. Отв..рите яйцо.

1. Сп..шите это ст..хотворение. П..шите аккуратно, но не сп..шите. 2. Железо раск..лилось докрасна. Полено быстро раск..лолось надвое. 3. Дверь начала скр..петь. Бочку надо скр..пить железным обручем. 4. Отворите ворота. Отв..рите яйцо.

1. Сп..шите это ст..хотворение. П..шите аккуратно, но не сп..шите. 2. Железо раск..лилось докрасна. Полено быстро раск..лолось надвое. 3. Дверь начала скр..петь. Бочку надо скр..пить железным обручем. 4. Отворите ворота. Отв..рите яйцо.



Предварительный просмотр:

I.

1) Б_нкир,  б_глец,  б_ец,  б_лезнь,  изд_лека.
2) Про_ьба,  ло_ка,  улы_ка,  оши_ка,  ни_кий.
3) Звёз_ный,  интерес_ный,  сер_це,  грус_ный,  ус_ный,  свис_нул,  гиган_ский.

II.

Билет_к,  ореш_к, ёж_к, замоч_к,  круж_к, корабл_к, овраж_к, мяч_к, ключ_к, еж_нок, дружоч_к, крюч_к

III.

_свободил,   по_свечник, п_белка,   о_ход,   п_ход, п_дорожник,     _делать.

IV

Ст..яла жара, со(н,лн)це  раск…лило землю. Ночью небосвод был усыпан ни(з,с)кими звёздами, разбросанными вокру(г,к) луны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Четырнадцатое октября. Классная работа

Слайд 2

Тема: Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе.

Слайд 3

Цель урока: Вспомнить правила правописания гласных и согласных в корне слова, а также правописание суффиксов, приставок. Научиться применять данные правила при письме.

Слайд 4

1) Б_нкир , б_глец , б_ец , б_лезнь , изд_лека . 2) Про_ьба , ло_ка , улы_ка , оши_ка , ни_кий . 3) Звёз_ный , интерес_ный , сер_це , грус_ный , ус_ный , свис_нул , гиган_ский .

Слайд 5

1) Б а нкир , б е глец , б о ец , б о лезнь , изд а лека . 2) Про_ьба , ло_ка , улы_ка , оши_ка , ни_кий . 3) Звёз_ный , интерес_ ный , сер_це , грус_ный , ус_ный , свис_нул , гиган_ский .

Слайд 6

1) Б а нкир , б е глец , б о ец , б о лезнь , изд а лека . 2) Про с ьба , ло д ка , улы б ка , оши б ка , ни з кий . 3) Звёз_ный , интерес_ ный , сер_це , грус_ный , ус_ный , свис_нул , гиган_ский .

Слайд 7

1) Б а нкир , б е глец , б о ец , б о лезнь , изд а лека . 2) Про с ьба , ло д ка , улы б ка , оши б ка , ни з кий . 3) Звёз д ный , интересный , сер д це , грус т ный , ус т ный , свис т нул , гиган т ский .

Слайд 8

Билет_к , ореш_к , ёж_к , замоч_к , круж_к , корабл_к , овраж_к , мяч_к , ключ_к , еж_нок , дружоч _ к , крюч_к

Слайд 9

Билет и к , ореш_к , ёж_к , замоч_к , круж_к , ореш _ к корабл_к , мяч_к , ключ_к , еж_нок , дружоч _ к , крюч_к

Слайд 10

Билет и к , ореш е к, ёж_к , замоч_к , круж_к , ореш _ к корабл.к , овраж_к , мяч_к , ключ_к , еж_нок , дружоч_к , крюч_к

Слайд 11

Билет и к , ореш е к, ёж и к , замоч_к , круж_к , ореш _ к корабл.к , овраж_к , мяч_к , ключ_к , еж_нок , дружоч_к , крюч_к

Слайд 12

Билет и к , ореш е к, ёж и к , замоч е к , круж_к , ореш _ к корабл.к , овраж_к , мяч_к , ключ_к , еж_нок , дружоч_к , крюч_к

Слайд 13

Билет и к , ореш е к, ёж и к , замоч е к , круж о к , ореш е к корабл.к , овраж_к , мяч_к , ключ_к , еж_нок , дружоч_к , крюч_к

Слайд 14

Билет и к , ореш е к, ёж и к , замоч е к , круж о к , ореш е к, корабл и к, овраж е к, мяч и к , ключ и к , еж о нок , дружоч е к, крюч о к

Слайд 15

_свободил , по_свечник , п_белка , о_ход , п_ход , п_дорожник , _ делать .

Слайд 16

о свободил , по_свечник , п_белка , о_ход , п_ход , п_дорожник , _ делать .

Слайд 17

О свободил , по д свечник , п_белка , о_ход , п_ход , п_дорожник , _ делать .

Слайд 18

О свободил , по д свечник , п о белка, о_ход , п_ход , п_дорожник , _ делать .

Слайд 19

О свободил , по д свечник , п о белка, о т ход , п_ход , п_дорожник , _ делать .

Слайд 20

О свободил , по д свечник , п о белка, о т ход , п о ход , п_дорожник , _ делать .

Слайд 21

О свободил , по д свечник , п о белка, о т ход , п о ход , п о дорожник , _ делать .

Слайд 22

О свободил , по д свечник , п о белка, о т ход , п о ход , п о дорожник , с делать .

Слайд 23

Игра «Ловушка » Уд_вительный ( ДИВО, ДЕВА).

Слайд 24

Игра «Ловушка » Удив и тельный (Д И ВО).

Слайд 25

м_нять (МИНА, ЗАМЕНА)

Слайд 26

м е нять (ЗАМ Е НА)

Слайд 27

л_пить (ЛИПКО,ЛЕПКА ),

Слайд 28

л е пить (Л Е ПКА)

Слайд 29

подч_щать ( ЧЕСТЬ, ЧИСТО),

Слайд 30

подч и щать ( Ч И СТО )

Слайд 31

л_нивый ( ЛЕНЬ, ЛИНЬКА),

Слайд 32

л е нивый (Л Е НЬ)

Слайд 33

скр_пучий ( СКРИП, СКРЕПКА )

Слайд 34

скр и пучий (СКР И П)

Слайд 35

м_стерить (МОСТ, МАСТЕР).

Слайд 36

м а стерить (М А СТЕР)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку 3 класс, Алматыкітап 2014., "Правописание гласных и согласных в корне слова".

Разработка урока по русскому языку 3 класс, Алматыкітап 2014, "Правописание глассных и соглассных в корне слова"  для школ Казахстана...

Правописание гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе

Технологическая карта урока русского языка (УМК Школа России)...

Урок русского языка для 2 класса по теме "Правописание гласных и согласных в корне слова."

   Предмет:  русский язык.      Тема: «Правописание гласных и согласных в корне слова».     Класс: 2.     Тип урока: обобщение....

урок русского языка в 4 классе на тему:"Правописание гласных и согласных в корнях слов".

урок русского языка в 4 классе  на тему: Правописание гласных и согласных в корнях слов"....

Урок по русскому языку в 4 классе по теме «Правописание гласных и согласных в корнях слов»

формировать навыки правописания корня на основе сопоставления трех правил;развивать умения обнаруживать орфограммы и применять нужное правило;развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы;восп...

Правописание гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе. Презентация. Русский язык. 4 класс.

Презентация. Русский язык 4 класс. Тема урока: "Правописание гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе".Презентация разработана в соотвтствии с требованиями  к наглядным демонстр...