Русский язык, 4 класс, технологическая карта «Правописание гласных и согласных в корнях слов; удвоенных согласных в корнях»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тарасова Марина Николаевна

Урок систематизации знаний учащихся (общеметодологической направленности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_-_rksskiy_yazyk_4_klass.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

 

Тарасова Марина Николаевна

УМК «Школа России»

Учебный предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема: «Правописание гласных и согласных в корнях слов; удвоенных согласных в корнях»

Тип: урок систематизации знаний учащихся (общеметодологической направленности)

Цель урока:

- Научить детей структуризации полученных знаний;

- научить видению нового знания в структуре общего курса;

- развивать умение находить изученные орфограммы в корне слова;

- создать условия для совершенствования умений проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов;

- правильно писать слова с удвоенными согласными.

Планируемые результаты

Предметные:

- решать грамматические задачи по изучению орфограмм в корне слова;

- закреплять способы проверки и правильно записывать слова с изученными орфограммами в корне слова.

Метапредметные:

Регулятивные:

- постановка учебной задачи;

- совместно с учителем и одноклассниками оценивать результат своих действий.

Познавательные:

- самостоятельно выделять и формулировать цели;

- выбирать наиболее эффектный способ решения задач в зависимости от конкретных условий;

- анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам;

- строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:

- принимать различные позиции других, отличные от собственных;

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учиться давать оценку действий партнёра.

Личностные:

- проявляют интерес к учебному материалу;

- способствовать к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности;

- осознают личную ответственность за результат учебной деятельности.

Ресурсы урока: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс, 1 часть, компьютер, проектор, экран, толковый словарь, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Учитель предлагает детям выполнить зарядку для тела.

- Ребята, проверим вашу готовность к уроку. У каждого на столах должны лежать – учебник, тетрадь, дневник, пенал.

- Я начала наш урок с зарядки для тела неспроста.

- А что служит зарядкой для ума?

Учащиеся  выполняют физические упражнения.

Проверяют готовность к уроку.

Ответы учащихся  (Решение задач, разгадывание загадок и т.д.)

Актуализация необходимых знаний    8 мин

1. Учитель предлагает детям разгадать загадки.

- Ребята, разгадав загадки, вы сможете определить тему нашего урока.

Учитель предлагает детям открыть рабочие тетради, записать дату.

- Предлагаю слова-отгадки писать с комментированием.

  1. Время года, следующее за летом.  (осень)
  2. Всходит, заходит,

но с места не сходит.  (солнце)

  1. Её узнают по простой примете.

Нет дерева белей на свете.  (берёза)

  1. Крупно, дробно зачастило,

      и всю землю намочило.  (дождь)

  1. Антоним к слову радостно  (грустно)
  2. Ветер листьями играет,

их с деревьев обрывает.

Всюду листики кружат –

это значит …  (листопад)

- Предлагаю вам поработать в парах.

- Обсудите, на сколько групп можно разбить эти слова?

Учитель выдаёт каждой паре карточку, предлагает распределить слова на три группы, записать их и объяснить свой выбор.

Безударные гласные

Парные согласные

Непроизно-

симые согласные

осень

берёза

листопад

дождь

листопад

солнце

грустно

2. Учитель предлагает поработать в группах, обсудить тему урока, опираясь на составленную таблицу.

- Совершенно верно. Мы будем говорить о трёх главных орфограммах.

Учитель предлагает составить предложение с однородными членами, используя слова данные слова.  

Например: Осенью солнце светит, но не греет

Учащиеся открывают тетради, записывают дату прописью и  «классная работа», записывают слова-отгадки в тетрадь с комментированием.

Работают со словами на доске, выделяют корень и орфограмму в корне слова.

Семнадцатое октября

Классная работа

     Осень, солнце, берёза, дождь, грустно, листопад .

Учащиеся работают в парах, обсуждают, дают ответы:

- Эти слова можно разбить на три группы.

Учащиеся обсуждают в парах, записывают слова, распределяя их на группы.

осень

берёза

листопад

дождь

листопад

солнце

грустно

После, учащиеся (по парам) представляют группы слов, объясняют, по какому признаку они разбивали слова:

1 группа – слова с безударными гласными в корне слова.

2 группа – слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.

3 группа – слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Учащиеся после обсуждения дают свои ответы:

- Написание слов с безударной гласной, парной звонкой и глухой согласной и непроизносимой согласной в корне слова.

 

Учащиеся составляют свои предложения. Лучшее предложение записывают в тетради и на доске, производят разбор предложения по членам и составляют схему предложения.

Например:

Осенью солнце светит, но не греет

Организация познавательной деятельности  35 мин

1. - Давайте вспомним значение слова «орфография».

- Если мы забыли значение слова, где мы можем вспомнить?

Учитель раздаёт каждой группе толковый словарь, предлагает найти и посмотреть значение слова  «орфография».

На доске появляется значение слова:

Орфография – правописание, система правил, определяющая единообразие способов письменной передачи речи. Раздел языкознания.

Учитель предлагает составить план по решению затруднения

- Что мы уже знаем по этой теме?

- А что умеем?

- А, может быть, хотим что-то ещё научиться делать?

- Почему на последний вопрос вы не дали ответ?

2. - А сейчас я хочу проверить, как вы на практике можете применять свои знания.

Работа по учебнику, с. 59, упр. 96

- Прочитайте слова по их звуковому произношению (слова записаны с помощью звуков).

- Прочитайте задание, которое вам предстоит выполнить.

Учитель предлагает назвать все орфограммы, которые есть в этих словах.

Учитель предлагает самостоятельно записать слова.

Учитель предлагает детям провести взаимопроверку.

Учитель предлагает детям дать оценку выполненной работе:

Зелёный кружок – работа выполнена без ошибок

Жёлтый кружок – допущены 1-2 ошибки

Красный кружок – допущены 3-5 ошибок

- С этим заданием вы справились.

3. - А сейчас я предлагаю решить задачу потруднее.

- Вот вам слова: пос..деть, прим..рять, отв..рю, пол..скать, зак..лю.

(Слова появляются на экране)

- Предлагаю  вам объединиться  в группы (по колонкам) и обсудить.

- Сколько слов здесь записано? Почему?

После обсуждения учитель предлагает выбрать в своих группах ученика, который будет представлять ответ.

- Совершенно верно.

- Написание букв здесь зависит от смысла словосочетания.

- А сейчас я предлагаю вам обсудить в парах, какую безударную гласную вы бы вставили в слова.

(учитель выдаёт каждой паре карточку с заданием)

Самостоятельная работа

     Пос..деть у реки, пос..деть от горя, прим..рять друзей, прим..рять платье, отв..рю картофель, отв..рю дверь, пол..скать ребёнка, пол..скать бельё, зак..лю волосы, зак..лю здоровье.

Учитель предлагает провести проверку правильного написания словосочетаний.

4. Учитель предлагает посмотреть на экран (на экране записано предложение).

- Объясните написание пропущенных орфограмм.

- Спишите предложение, вставляя пропущенные орфограммы.

     Л..сточ..ки медленно круж..лись (в)воздухе и аккуратно лож..лись  (на)землю.

Учитель предлагает обсудить в парах и найти в этом предложении ещё одну изученную орфограмму.

- Назовите слова с удвоенной согласной

- Подчеркните орфограмму в этих словах.

- Можно ли проверить удвоенную согласную?

- Где мы можем проверить написание слов с удвоенной согласной?

Учитель предлагает поработать с учебником, выполнить упр. 98 с. 60

- Что объединяет эти слова?

Учитель обращает внимание детей, все ли слова им понятны, объясняет значение трудных слов.

Учитель предлагает прочитать задание.

- Как вам предстоит записать эти слова?

Учитель предлагает выполнить задание самостоятельно.

5. Учитель предлагает вспомнить план по решению затруднений

- Так что мы умеем?  

- А что знаем?

- Может быть, мы хотим что-то ещё научиться делать?

Учащиеся дают свои ответы.

Например:

- Орфография – это правописание слов.

- Орфография – это один из разделов в русском языке.

- Можно посмотреть в толковом словаре.

Работают по группам с толковым словарём, находят значение слова «орфография», читают определение.

Учащиеся дают ответы:

- Знаем орфограммы, правила.

- Умеем находить эти слова, проверять их.

Учащиеся пытаются дать ответ:

Учащиеся решают созданную проблему

- Наверное, потому, что мы знаем  и умеем всё.

Учащиеся открывают учебник, находят упражнение 96, читают слова цепочной

 

Учащиеся читают задание:

- Какие правила нужно знать, чтобы правильно записать слова буквами?

Называют орфограммы, которые нужно знать, чтобы правильно написать эти слова:

1. сочетание -чн-

2. мягкий знак на конце после шипящих

3. сочетания  чу,  ща

4. безударная гласная – проверяемая

5. безударная гласная - непроверяемая

6. парная согласная

7. непроизносимая согласная

Учащиеся самостоятельно записывают в тетрадь слова, находят в словах изученные орфограммы, подчеркивают их.

    Скворец, морковь, ночной, речь, чудесный, известный, площадка, врач, праздник, указка, шофёр, мышь.

Учащиеся меняются тетрадями для того, чтобы провести проверку, читают слова по цепочке с проговариванием орфограмм, исправляют ошибки (если есть)

Учащиеся дают оценку выполненной работе, меняются обратно тетрадями, проводят работу над ошибками.

Например:  речь – ж.р. и т.д.

Учащиеся объединяются в группы, производят обсуждение.

Команды выбирают представителя, для решения проблемы. 3 ученика по очереди дают ответы:

- В эти слова можно вставить по две безударные гласны:   и-е, а-о, зависит от словосочетания.

Учащиеся получают карточку. Обсуждают проблему в парах.

 

После обсуждения ученики выполняют работу самостоятельно, записывают словосочетания в тетрадь, подчёркивают орфограмму.

      Посидеть у реки, поседеть от горя, примирять друзей, примерять платье, отварю картофель, отворю дверь, поласкать ребёнка, полоскать бельё, заколю волосы, закалю здоровье.

Учащиеся по очереди производят проверку, доказывают выбранное написание, исправляют ошибки, если есть, выполняют работу над ошибками.

Например:  поласкать ребёнка (ласка), и т. д.

Учащиеся смотрят на экран.

Учащиеся решают проблему. Дают свои ответы, доказывают написание орфограмм.

После обсуждения записывают предложение в тетрадь, подчёркивают орфограммы.

      Листочки медленно кружились в_ воздухе и аккуратно ложились  на_ землю.

Учащиеся обсуждают в парах , после обсуждения дают свои ответы:

- Удвоенная согласная.

Учащиеся называют слова: медленно, аккуратно, подчёркивают орфограмму.  

- Удвоенную согласную проверить нельзя.

- Написание слов с удвоенной согласной можно проверить  в орфографическом словаре.

Учащиеся работают с учебником с. 60 упр. 98

Дают ответы:

- Во всех словах есть удвоенная согласная

Учащиеся читают задание.

- Слова предстоит записать в алфавитном порядке.

Учащиеся самостоятельно записывают слова в алфавитном порядке, подчёркивают удвоенную согласную.

    Антенна, аппетит, бассейн, коллежд, коллектив, программа, телеграмма, терраса, территория.

Учащиеся вспоминают план и проговаривают его:

- Умеем находить орфограммы в словах, умеем проверять их.

- Знаем правила.

- Мы хотим научиться грамотно писать.

Рефлексия деятельности  2 мин

1. - Всё ли на уроке вам было понятно?

- Со всеми заданиями вы справились?

- Остались ли у вас какие вопросы?

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

Зелёный кружок – Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснять другому.

Жёлтый кружок – Я всё понял, могу работать по алгоритму.

Красный кружок – Я всё понял, но у меня остались вопросы.

2. Домашнее задание

- Я предлагаю выполнить вам для закрепления упр. 94 на с. 59

Учащиеся дают свои ответы.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Учащиеся записывают в дневники домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе. "Правописание безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слов» (для классов коррекции IV вида)

Этот урок был разработан и апробирован в классе для детей с нарушениями зрения. В урок включены элементы здоровьесберегающих технологий....

Cостав слова.Правописание гласных и согласных в корне слова

Урок по русскому языку для 4 класса по теме "Состав слова.Правописание гласных и согласных в корне слова...

Технологическая карта "Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (в конце и в середине слова)"

Правописание проверяемых согласных букв в корне  слова (в конце и в середине слова)...

Методический материал по русскому языку для 3 класса. Орфография.Правописание удвоенных согласных в корне слова.

Методический материал поможет учителю организовать работу со словами , которые нельзя или трудно проверить правилами....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Удвоенные согласные в корне слова. Урок закрепление»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме:«Удвоенные согласные в корне слова. Урок закрепление»   Тема урока: удвоенные согласные в корне слова, урок закрепление....

Конспект урока русского языка + презентация "Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «настоящий звук» и «нулевой звук»; о закономерностях чередования согласного звука с нулевым в корнях слов при пр...