Разработка урока русского языка для 4 класса по теме: "Правописание гласных и согласных в корне слова".
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Ибрагимова Люция Фаридовна

                                                  Русский язык 4 класс

Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.

Цель: 1) развивать умение осознанно проверять и писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне

2) познакомить с правописанием слов непроверяемыми орфограммами

3) воспитывать у детей внимательность, самостоятельность и активное участие на уроке.

Оборудование: мультипроектор, перфокарта, компьютер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Русский язык 4 класс

Тема: Правописание гласных и согласных в корне слова.

Цель: 1) развивать умение осознанно проверять и писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне

2) познакомить с правописанием слов непроверяемыми орфограммами

3) воспитывать у детей внимательность, самостоятельность и активное участие на уроке.

Оборудование: мультипроектор, перфокарта, компьютер.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

1.Проверка готовности к уроку

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Надеюсь, все готовы к уроку!

I I. Актуализация опорных знаний

-Какое время года наступило?

-Какие осенние месяцы вы знаете?

-Какие изменения происходят осенью в природе?

(Перелётные птицы улетают на юг. Пожелтели листья. Дни стали короче, а ночи длиннее.)

-Молодцы.

I I I. Формирование новых знаний и умений

Слайд 1   Картина Левитан «Золотая осень»

- Посмотрите на экран. Какое время года на картине? (На картине осень)

- Что вы видите? (Деревья)

-Какого цвета листья? (Красные, желтые, оранжевые)

- Нравится картина? (Да)

- Какие слова можно подобрать к этой картине?

Слайд 2    Ос…нь, со..нце, грус..но, бере…ки, п…ля, р…ка.

- Какие буквы пропущены? Почему?

- Слышатся неправильно

- Попробуем восстановить пропущенные буквы. (Ответ детей)

Слайд  3

- Давайте проверим ваши ответы

  1.  Осень -   осенний
  2.  Солнце – солнечный
  3. Грустно – грустен
  4. Березки – береза
  5. Поля – поле
  6. Река – реки

1,5,6 – подобрали  слово с ударением на е (на о, на е) (безударном гласном)

2,3 – непроизносимый согласный – превратился в произносимый

4 –перед глухим к   з слышится как с (сомнительный согласный рядом с гласным)

Вывод: Мы вспомнили   правописание таких слов. Теперь вспомним правила.

Слайд  4

1.Чтобы правильно написать слово  с безударным гласным в корне (а, о, и, е, я) нужно  изменить слово так, чтобы  безударный стал ударным (пятерка – пять, моряк - море)

 - Знакомо правило? (да)

Слайд  5

2. Чтобы правильно написать слово  с  глухим или звонким согласным в корне, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: поезд – поезда, мягкий – мягок.

Слайд  6

Чтобы правильно написать слово  с непроизносимым согласным в корне, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо: звездный – звезда.

  В словах чудесный, опасный непроизносимого согласного нет. Проверочные слова: чудеса, опасен.

Физкультминутка

- Откройте тетради. Запишем число.

Слайд  7

                            Одиннадцатое сентября.

                                Классная работа.

Для красивого и правильного письма напишем слово желтый.

-В слове жёлтый после буквы ж слышится звук о, но пишется буква ё. Проверочное слово – желтеть, пожелтел.

I V. Закрепление знаний и умений.

- Откройте книги,  страница 20, упражнение 34.

1. Прочитайте текст  про себя. Подумайте, какие буквы пропущены и подготовьтесь к выразительному чтению текста.

2. Беседа с учениками.

- О чё        м текст?

-Какие слова помогли это определить?

-Какие слова не знаете?

3. Слайд Словарная работа

Поблёкшие-тоныкланган,төссезләнгән

Зацветающие-чәчәк атып торучы

Увядание-шиңү, сулу

Расцвет-чәчәк ату

4. Какие противоположные по смыслу слова вы встретили?

-А теперь этот текст прочитает …….. .

-Какие буквы вы вставили? Давайте вместе проверим.

Слайд

В…сна – весна, ос…нь -  осень, з…лёная – зелёная, тр…винка – травинка, цв…ты – цветы, со…нце – солнце, х…лодный – холодный, т…шина - тишина.

-Какое слово нужно подобрать, чтобы правильно написать слово?

 (устно подбирают проверочные слова)

-Теперь откройте тетради и спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните пропущенные буквы, которые вы вставили.

5. Упражнение 36 (стр.21). А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Возьмите перфокарты, вместо точек вставьте пропущенные буквы.

- Теперь, ребята, поменяйте перфокарты друг с другом, возьмите карандаши и  проверьте по слайду.

Слайд

тяжёлый                            лёгкий                            честный

почтовый                          скользкий                       поздний

воздушный                       отгадка                           звёздный

позвонил                           улыбка                           известный

-Подберите проверочное слово.

Физкультминутка

- Теперь на доске по цепочке напишем словарный диктант. (К доске выходит Дилюс…..)

Осень, тишина, жёлтый, солнце, холодный, поздний.

(При допущении ошибки ,подбираем проверочные слова)  -Какое слово нужно подобрать?

- Давайте проверим, правильно ли написали?

Упражнение 37 (стр. 22)

-Прочитайте стихотворение про себя.

-О чём говорится в стихотворении? (об осени)

-Стихотворение прочитает Стас.

-Найдите слова, правописание которых нужно проверить.

Бедный-беден

Сад-сады

Пожелтелые-жёлтые

Красуются-красит

Долин-дол

V. Итог урока Рефлексия

  1. -Мы разобрали, как нужно написать трудные слова в данном упражнении, на следующем уроке нужно будет написать это стихотворение по памяти.

А теперь откройте дневники и напишите домашнее задание.

Упр.37, стр.22 (письмо по памяти)

  1. Обобщение урока

-Что мы сегодня делали на уроке? (подбирали проверочные слова)

-С какой темой познакомились? (Правописание гласных и согласных в корне слова)

     3. Оценка знаний учащихся

-Сегодня на уроке ….. принимали активное участие, им я поставлю «5».

-Урок окончен, можете идти на перемену.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Урок русского языка в3 классе по теме "Правописание непроизносимых согласных в словах".

Урок проведен с использованием образовательных технологий: проблемное обучение, технология сотрудничества, технология развития критического мышления ( знаю, узнал)....

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Звонкие и глухие согласные в корне слова"

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...

разработка урока русского языка 4 класс по теме: Правописание суффиксов -ек, -ик.

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....

план к уроку русского языка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова

план к уроку  русскогоязыка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова...

Контрольный диктант по русскому языку 2 класс по теме " Правописание безударных гласных в корне слова"

Контрольный диктант по русскому языку  2 класс по теме " Правописание безударных гласных в корне слова"...