«Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными» 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Трусова Оксана Владимировна

Развитие орфографической зоркости обучающихся является важным аспектом образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass.docx50.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Закрепление правописания слов со звонкими и глухими

согласными» 2 класс (урок – экскурсия)

                                                                     

Цель:  Развитие орфографической зоркости при написании слов с парными согласными на конце.                                                                  

Задачи:

 Образовательные

  • закреплять знания о способах проверки слов с парными согласными на конце;
  • учить применять полученные знания на практике;
  • совершенствовать умение распознавать слова с парными согласными на конце;
  • Актуализировать, уточнить и конкретизировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных.
Развивающие
  • формирование произвольного внимания, развитие устойчивости и

      распределения внимания;

  • развитие слуховой и оперативной памяти;
  • развитие логического  и творческого мышления, умения делать выводы;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие орфографической зоркости учащихся.
Воспитательные
  • формирование познавательной мотивации;
  • углубить знания детей о своём городе;
  • воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах.
  • воспитание аккуратности при работе.

Предполагаемые результаты урока:

  • Личностные

высказывают своё мнение, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

  • Предметные

Знают о способах проверки слов с парными согласными на конце, применяют полученные знания на практике. 

  • Метапредметные

Познавательные: общеучебные – осознанность восприятия рассказа; логические – выполнение несложных логических действий – расшифровывание слов.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Оборудование урока: учебник «Русский язык», презентация, мультимедийный проектор, толковый словарь Ожегова, «круг – сигнал».

Технологии, используемые на уроке:

  • Групповые технологии.
  • Игровые технологии.
  • Элементы проблемного обучения.

Методы и приёмы, используемые на уроке:

  • методы организации учебно – познавательной деятельности обучающихся:
  • Словесной передачи: беседа, рассказ.
  • Наглядной передачи: иллюстрация, наблюдение.
  • Передачи информации: дидактическая игра.
  • Методы стимулирования и мотивации обучающихся:
  •  Эмоциональные: поощрение, создание ситуации успеха.
  • Познавательные: создание проблемной ситуации.
  • Волевые: прогнозирование будущей деятельности.

Формы организации деятельности обучающихся на уроке:

  • фронтальная работа;
  • парная;
  • индивидуальная.

План урока:                                                

1. Организационный момент.                 

2. Объявление темы урока. Проблемная ситуация. Чистописание. Актуализация знаний.

3. Определение цели урока

4. Повторение теоретического материала.                                    

5. Тренировочные упражнения. Работа в парах.        

6. Физкультурная минутка.

7. Самостоятельная работа.                    

8. Тренировочные упражнения.    

9. Физкультурная минутка.                                                            

10. Упражнения в написании слов с парными согласными.                    

11. Обобщение. Проверка знаний. 5 мин

12. Рефлексия

13. Оценочная деятельность

14. Домашнее задание                        

Ход урока

Этапы урока, время

Действия учителя

Действия обучающихся

Доска и оборудование

1.Организационный момент

1 мин

2.Объявление темы урока. Проблемная ситуация. Чистописание.

Актуализация знаний.

8 мин

3. Определение цели урока

  1. мин

4.Повторение теоретического материала.

2 мин

5.Тренировочные     упражнения.

Работа в парах.

5 мин

6. Физкультмин.

1 мин

7.Самостоятельная работа.

4 мин

8.Тренировочн. упражнения.

11 мин

9.Физкультмин

1 мин

10. Упражнение в написании слов с парными согласными.

3 мин

11.Обобщение.

Проверка знаний.

5 мин

12. Рефлексия

1 мин

13. Оценочная деятельность

1 мин

14.Домашнее задание

1 мин

- Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Проверьте готовность к уроку.

- Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим виртуальную экскурсию по нашему городу. А тему урока вы определите сами.

- Отправляемся в путешествие.

     Наш девиз:

     В кругу друзей

     Лучше писать

     Легче думать и

     побеждать!

-Запишите в тетрадь дату отправления.

- О чём идёт речь в стихотворении?

- Как догадались?

- Какие слова помогли  

вам ?

Звучит запись «Гимн великому городу»

Р. Глиэра.

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- Какой она показалась вам по настроению?

- Итак, сегодня мы совершим виртуальную экскурсию по Санкт – Петербургу.

Дидактическая игра.

Составление маршрутного листа.

-Чтобы не сбиться с пути, составим маршрутный лист.

 

А              З             Л

М             Д             И

О              С             В

- Отгадайте, какую букву будем писать на чистописании?

Переводите взгляд от буквы А вниз на один шаг. Затем – направо на один шаг,

наискосок вниз влево на один шаг,

направо на два шага, наверх на два шага,

налево на один шаг,

вниз на два шага.

- Какие звуки обозначает буква С?

- Дайте характеристику этим звукам.

- По какому принципу составлена дорожка:

Сса   Ссо    Ссу …

-Запишите.

-На какие две группы можно разделить буквы таблицы?

- На какие группы можно разделить согласные?

- Какая тема урока? Кто догадался?

- Как вы думаете, почему мы писали именно букву С?

- Чему вы должны научиться на уроке? Какая цель урока?

На слайде – «горо .  Санкт – Петербур . »

- Почему наш город так назван?

- Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать последние буквы в этих словах?

- Как проверить парный согласный?

- Как подобрать проверочное слово?

- Как проверить написание слов «город Санкт-Петербург»?

- Подберите проверочные слова.

- Запишите слова.

Проверка на слайде.

- Кто изображён на слайде?

- Как вы думаете, о чём он думает?

Прочитайте стихотворение.

- О каком острове идёт речь?

- Как вы понимаете вторую строчку?

Выпишите слова с пропущенными буквами, подберите к ним проверочные слова двумя способами.

Проверка.

- Итак, кто основал наш город?

- В каком году началось строительство нашего города?

- На какой остров «начал прибывать народ»?

- С чего началось строительство нашего города?

Упражнение «Гора» (для осанки).

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет! – решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы! Садитесь.

- Прочитайте слова на слайде.

- Как вы думаете, как они связаны с нашим городом?

- Об этом мы ещё поговорим на уроке. А сейчас – самостоятельная работа.

- Спишите, подберите проверочные слова, изменяя форму слов.

Взаимопроверка.

- К каким из этих слов можно подобрать родственные проверочные слова? Подберите (устно).

- На берегу какой реки стоит Санкт – Петербург?

- Какие ещё реки протекают по территории нашего города?

Запись под диктовку:

Нева широкая, а Мойка узкая.

- Найдите слово с парным согласным, требующим проверки. Подберите проверочное слово (устно). Как это сделать?

Проверка – на слайде.

- Какой мост изображён на слайде?

Запись под диктовку:

Дворцовый мост соединяет Биржевую площадь и Дворцовую.

- Найдите слова с парными согласными, требующими проверки. Подберите проверочные слова (устно). Как это сделать?

Проверка – на слайде.

Летний сад.

- Какой сад самый известный в Санкт – Петербурге?

- Он был заложен через год после основания Санкт – Петербурга.

- Расположите строчки так, чтобы получилось стихотворение.

Проверка .

Письмо по памяти:

В этот сильный снегопад

Ну куда нам деться.

Мы, наверно, в Летний сад

Побежим погреться.

- Найдите слова с парными согласными, требующими проверки.

- Запишите  проверочные слова, подбирая родственные слова.

Проверка

- Какие другие проверочные слова вы подобрали?

- О чём мы должны помнить, подбирая проверочные слова?

Герб.

- Что такое герб? Посмотрим в словаре.

- Гербы есть у стран, у многих городов.

 Найдите герб Санкт – Петербурга.

- Что изображено на гербе нашего города и почему?

Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы:

Санкт – Петербург – речной и морской пор . .

- Подберите к слову «порт» проверочные слова двумя способами.

Проверка – на слайде.

- И.п. – основная стойка. Медленно поднять руки вверх, сжимая и разжимая пальцы. Медленно опустить руки вниз, сжимая и разжимая пальцы.

- И.П. – стойка – ноги врозь, руки за головой. Повороты туловища вправо, руки в стороны, вернуться в и.п. То же в другую сторону.

- И.П. – стойка, руки за спиной. Присесть, руки вперёд, вернуться в и.п.

- В Санкт – Петербурге много достопримечательностей. Некоторые из них мы сейчас вспомним.

- Что изображено на слайде? Запишите. Устно подберите проверочное слово. Проверка – при помощи «круга – сигнала».

- Что изображено на слайде? Запишите. Устно подберите проверочное слово. Проверка – при помощи «круга – сигнала». 

- Что изображено на слайде? Запишите. Устно подберите проверочное слово. Проверка – при помощи «круга – сигнала». 

- На слайде мы опять видим Зимний дворец. Передняя лицевая сторона здания – это фасад.

Запишите это слово. Устно подберите проверочное слово. Проверка – при помощи «круга – сигнала».

- Прочитайте стихотворение.

С тех пор промчалось много лет.

… Хоть прошлого тускнеет след,

Но всё ж история жива

И в камне, и в реке;

История живёт в словах,

Осталась в языке.

                  (Е. Ефимовский)

- Как вы понимаете эти строки? Что непонятно?

- Санкт – Петербург – один из красивейших городов мира. Мы с вами должны гордиться, что являемся петербуржцами, должны любить свой город, знать его историю и быть грамотными людьми.

- Найдите и прочитайте слова с парными согласным и докажите правильность их написания.

Тест 

 Проверка – при помощи «круга – сигнала» и слайда.

- Закройте глаза и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

Оцените свою работу на уроке.

Учитель подробно объясняет домашнее задание и записывает на доске.

Дети проверяют готовность к уроку рабочего места.

-Есть у нас девиз такой: «Все, что нужно – под рукой!

Дети повторяют хором девиз.

Учащиеся пишут с комментированием число, классная работа.

Хорошо читающий ученик читает стихи:

Где разливается Нева

На реки, речки-рукава,

Где островки и острова

Толпятся у залива,

Где топь, болотная трава,

Где в дымке моря синева –

Там Петр Великий основал

Столицу всем на диво.

(Е. Ефимовский)

- О Санкт – Петербурге.

Ответы детей.

Ответы детей.

-Звук[с]- согласный, твёрдый, глухой, парный.

Звук[с,]- согласный, мягкий, глухой, парный.

Ответы детей.

Дети пишут строчку чистописания:

Сса    Ссо   Ссу   Ссы   Ссэ

Ответы детей.

- На гласные и согласные.

- Звонкие и глухие, парные и непарные.

- Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными.

- Название нашего города начинается на букву С.

- Закрепить знания о способах проверки слов с парными согласными на конце;

- Учиться применять полученные знания на практике.

Ответы детей.

- Правило правописания парных согласных на конце слов.

- Нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы после этого согласного стоял гласный звук или звонкий согласный «н».

- Изменить форму слова или подобрать родственное слово.

- Изменим форму слова.

Ответы детей.

Дети пишут.

- Пётр Первый.

Ответы детей.

Дети читают стихотворение:

На остро.  прибывал наро. ,

Шёл май, и века третий го. 

- Заячий остров.

- 27 мая 1703 года основан Санкт – Петербург.

Работа учащихся в парах.

- Пётр Первый.

- В 1703 году.

- На Заячий остров.

- Петропавловской крепости.

Ребята выполняют упражнения.

      . . .  – бере .

      . . .  – мос .

      . . .  – са .

      . . .  – гер .

- Санкт – Петербург расположен на берегу Финского залива и реки Невы; в нашем городе около 800 мостов, много красивых садов (Летний сад); у каждого города есть свой герб.

Работа учащихся.

Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работу товарища. Если всё верно, то ставят на полях восклицательный знак.

Береговой – берег

Мостик – мост

Садовый - сад

- На берегу Невы.

- Мойка, Чёрная речка, Смоленка, Фонтанка, Карповка, Ждановка, Крестовка и др.

Письмо учащихся под диктовку.

- Узенький – узкая

- Дворцовый мост

Письмо учащихся под диктовку.

- Мосты – мост

  Площади –  

  площадь

- Летний сад

Устная работа учащихся.

Учащиеся запоминают стихотворение и пишут по памяти.

- снегопадик, падает - снегопад

садик, посадить – сад

Другие варианты проверочных слов.

- Мы можем изменить форму слова или подобрать родственное слово. После парного согласного должен стоять гласный звук или согласный Н.

- Эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба.

- Герб Санкт-Петербурга представляет собой красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей — морского и речного положенных накрест, и на них золотой скипетр с двуглавым орлом.

Списывание предложения.

порты, портовый – порт

Ребята выполняют упражнения.

- Дворцовая площадь

Учащиеся при помощи «круга – сигнала» показывают пропущенную букву, называют проверочные слова.

- Эрмитаж

Учащиеся при помощи «круга – сигнала» показывают пропущенную букву, называют проверочные слова.

- Арка Главного Штаба.

 Запись слова «штаб».

Учащиеся при помощи «круга – сигнала» показывают пропущенную букву, называют проверочные слова.

- фасад

Учащиеся при помощи «круга – сигнала» показывают пропущенную букву, называют проверочные слова.

Чтение стихотворения

Ответы учащихся.

Лета – лет

Следы, наследить – след

Самостоятельная работа учащихся.

- Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными.

- Закрепить знания о способах проверки слов с парными согласными на конце;

- Учиться применять полученные знания на практике.

Ответы учащихся.

Учащиеся работают с оценочными листами.

Учащиеся записывают задание в дневник.

слайд 2

слайд 3

слайд 4

слайд 5

слайд 6

слайд 7

слайд 8

слайд 9

слайд 10

слайд 11

слайд 11

слайд 12

слайд 13

слайд 14

слайд 15

слайд 16

слайд 17

слайд 18

слайд 19

слайд 20

слайд 21

слайд 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление правописания звонких и глухих согласных на конце слова

Урок является обобщающим. Подобраны самые  разнообразные формы и виды работ, методы и приемы, направленные на закрепление данной орфограммы. В целях повышения эффективности уро...

Конспект урока Русский язык 2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"

Конспект урока   Русский язык  2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"Тип урока: закрепление с использованием краеведческого материала...

Закрепление правописания слов со звонкими и глухими согласными. Изучение родного края.

Открытый урок окружного тура                                                ...

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Закрепление. 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе....

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Закрепление 2 класс

Урок  русского языка 2 класс Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.Цель урока: закрепить знания учащихся о звонких и глухих парных согласных на конце слова....

Конспект урока по предмету «Русский язык» Тема: «Написание слов со звонкими и глухими согласными»

Конспект урокапо предмету «Русский язык»Тема: «Написание слов со звонкими и глухими согласными»...