Основа как значимая часть слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок Русского языка
Программа: Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Класс: 2
Вид урока: Урок решения учебной задачи с применением открытого способа.
Тема: Основа как значимая часть слова.
Цель: Создать условие для открытия новой части слова - основы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_po_russ.yaz_2_kl_osnova_slova.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Учитель: Петрова Т.С.
Программа: Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Класс: 2
Вид урока: Урок решения учебной задачи с применением открытого способа.
Тема: Основа как значимая часть слова.
Цель: Создать условие для открытия новой части слова - основы.
Планируемые результаты:
Предметные: - Отработка способа выделения окончания в словах-названиях,
- формировать убежденность в необходимости выделять в слове главную часть как основа.
Метапредметные:
-умение учиться как способность:
- умение сотрудничать;
-умение работать с текстом (контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками).
Личностные: умение проводить самооценку на основе общепринятых критериев, оценивать собственные действия.
№ | Этап | Де учителя | Де учащихся | Результат |
1 | Актуализа-ция знаний | - Открываем тетради, пишем число. -Ребята, какую тему мы изучаем? -Что мы уже знаем по этой теме? А)- Какое окончание у слов, называющих предметы мужского рода? - Какие бывают окончания у слов, называющих предметы женского рода? - Какие бывают окончания у слов, называющих предметы среднего рода? Б) –Как находим окончания у слов, называющих признак предмета? в)-Какие бывают окончания у слов, называющих действия 1л, мн.ч, наст вр.? -- Какие бывают окончания у слов, называющих действия 3л, ед.ч, прош. вр? (ответы детей записываем на доске- «докажи, что это окончание») Итог: Посчитайте баллы, у кого 6б? 5б? 4б? Молодцы! | -….. -Учимся находить окончание. Окончание – это изменяемая часть слова.
Устные ответы учащихся Р, п,ч Ответы записывают в тетради и проверяют с доски (взаимопроверка) | Умение использовать способ выделения в слове окончания. Умение слушать, задавать вопросы. слайд |
2 | Постановка УЗ (разрыв) |
У Миши есть …и и …и. -Понятно ли, что именно есть у Миши? -А что же все-таки понятно? -Откуда это узнали? -Тогда допишите это высказывание своими примерами (устная проверка) и выделите окончания.
У Миши есть рыбк… и птичк…(берем примеры детей) -Понятно, что есть у Миши? -А одна у него рыбка или много? -А птичек сколько? - А может быть у Миши одна рыбка, одна птичка? -А если убрать эти окончания, то высказывание потеряет свой смысл? (Вам понятно, о чем говорится в высказывании) -А почему не потеряет смысл? -Так сколько частей в слове «рыбка», «рыбки»? «птичка», «птички»? -А что это за часть слова, как вы думаете? И какую же работу выполняет в слове та часть, которая остается (если отбросить окончание)? -Мнения разделились, так о чем мы будем говорить сегодня? | нет Понятно, что предметов много По окончании мн.ч., Понятно Много окончание -и Много Может окончание -а Нет Та часть, которая осталась нам об этом говорит. 2 части Постановка УЗ (работа части слова без окончания ) | Умение слушать, задавать вопросы. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем |
3 4 | Решение поставлен-ной задачи Конкретизация учебной задачи | -Как назовем часть, которая понятна нам даже без окончания. -Как вы думаете, какая из двух частей слова главная, основная? -Почему эта часть главная, значит, какая у нее работа? Итог: По основе мы узнаем значение слова. Ученые договорились назвать часть слова без окончания ОСНОВОЙ СЛОВА. По основе мы узнаем, ЧТО слово обозначает, называет. Это и есть работа. Части слова выделяются так: рыбки – рыбк -основа, и- окончание. -Какую часть следует выделять прежде всего - основу или окончание? -У нас есть способ выделения окончания. Этот способ работает для выделения основы слова? -Как ты узнал, что с слове «Весна» основа ВЕСН? -С чего ты начал выделять части слова? Вспомним алгоритм способа выделения окончания у слов. Работа в группах. - Давайте вспомним правила работы в группе. Дается 2 слова КОНИ и ПОНИ. Выделите части слова. -Проверяем работу в группе. Итог: Есть слова, которые состоят только из одной части-основы. 1)-А теперь подберите и запишите слова, которые состоят только из основы.(шоссе,….) Вывод: Окончание найти невозможно, это несклоняемые слова. Основа-это обязательная часть любого слова., т.е. слово не может быть без основы 2)-Выделите основы и окончания в словах детское кафе, взрослый кенгуру, интересное кино. Вывод: Вот мы разбирали слова, называющие предметы и признаки. 3)Тогда попробуйте найти слова, называющие действия в настоящем времени и выделить в них части: основу и окончание; - …..в прошедшем времени; -неопределенной формы | Варианты ответов, фиксация на доске Окончание не главная часть, а новая часть главная, основная. Не знают. Найдите основу слова ВЕСНА» Окончание Работает, но нужно дополнить.
Алгоритм работы в группе: -Разговариваем шепотом, -работаем все вместе, -обмениваемся мнениями, -приходим к одному ответу. Выходит один ученик из группы, пишет слово, выделяет окончание и основу . - …. С чем ты не согласен? -…… (диалог) Кони - И Пони - нет окончания Дети пробуют и не могут доказать (по падежу, по числу не получается) Если в слове нет окончания, то оно состоит только из основы. Дети могут брать слова с нулевым окончанием(стол) Рисует, пишет,…. Рисовал, писал,… Рисовать, писать,… | Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение. Умение слушать, договариваться и работать в группе; задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения. |
5 | Итог урока. Рефлексия | -Ответили ли мы на поставленный вопрос? -Что мы сегодня узнали? -Удалась ли работа в группе? Давайте послушаем наших командиров. - Давайте оценим свою работу. Для этого выберите фразу, и закончите её | Основа слова Хочу себя похвалить …. Хочу поблагодарить … Хочу себе посоветовать… | Умение проводить самооценку на основе критериев соблюдения норм взаимодействия. |
6 | Д.з. | Упр 253 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Основа как значимая часть слова"
Данный урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова для 2 класса....
Урок русского языка во 2 классе. Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.
Урок русского языка в начальной школе....
"Состав слова. Значимые части слова"-конспект урока.
Данный материал предназначен для урока закрепления. В конспекте отражены формируемые универсальный учебные действия и разнообразные формы работы на уроке....
Русский язык 4 класс. Состав слова. Распознавание значимых частей слова.
Закрепление материала. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. 4 класс. ФГОС...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"
Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...