Урок русского языка во 2 классе. Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Программа Русский язык. Т. Г. Рамзаева.
Тема: Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.
Цели урока:
1.Формирование понятия о суффиксе, как значимой части слова; умения образовывать родственные слова с помощью суффиксов.
2. Развитие орфографической зоркости, фонематического слуха, внимания, памяти, мышления, творческой активности; обогащение словарного запаса младших школьников.
3. Способствовать воспитанию интереса к предмету.
Оборудование урока:
- Мультимедийный проектор, экран, компьютер;
- Учебник «Русский язык» 2 класс. Т. Г. Рамзаева.
Ход урока.
1.Организационный момент. (Слайд 2)
- Прочитайте слова. – Почему они вместе? – Найдите букву, которая обозначает сонорный мягкий согласный звук.
Нос, лак, лён.
2. Минутка чистописания. (Слайд 3)
- Найдите закономерность и продолжите цепочку букв.(Слайд 4)
лб лв лг лд лж … … …
3.Повторение уже имеющихся знаний учащихся о приставках.
Выборочный диктант.
- Я буду называть слова, а вы должны записать в тетрадь только те из них, корень которых начинается на букву «л».
Полоть, лётчик, плыть, прилетать, молоко, плакать, летать, лом, влетать, полевой, колокол, полдень.
- Прочитайте слова, найдите лишнее. – Почему вы так думаете?
- Докажите, что остальные слова – родственные.
- Обозначьте корень и основу слов.
- Что хранится в основе слова? (его смысл, значение)
-Какая часть слова придаёт этим словам разные смысловые оттенки? (приставки)
-Подтвердите свои ответы примерами.
Учитель обобщает ответы детей: эта часть слова – приставка. Именно приставки придают особую выразительность глаголам: указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявлений.
- Вам предстоит поработать в парах: запишите в тетрадь все известные вам приставки. Учащиеся работают в парах, затем представляют результаты своей работы, дополняют и уточняют ответы друг друга.
4.Актуализация уже имеющихся знаний. (Слайд 5)
- Рассмотрите таблицу. – Подумайте, какую букву надо вписать в каждую из строк
…оре, …ист, …ипа, …рис, …ота, …том (море, аист, липа, ирис, нота, атом)
- Составьте из букв слово. (Слайд 6) (Малина)
Учитель предлагает детям объяснить значение слова малина. Учащиеся дадут разные ответы. (Слайды 7-8)
Малина - кустарниковое ягодное растение.
Малина – душистые, сладкие, обычно красного цвета ягоды.
- Попробуйте объяснить происхождение этого слова. (Слайд 9)
Одни учёные связывают происхождение слова малина с корнем мал: малиновая ягода состоит из многих малых ягодок-зёрнышек. Другие считают, что ягода получила имя за свой малиновый цвет.
- Когда так говорят? (Слайды 10-11)
Не жизнь, а малина.
Малиновый звон.
5. Создание проблемной ситуации. (Слайд 12)
- Как можно назвать маленькую ягоду малины? ( малинка)
- Запишите слово в тетрадь.
- Как называется участок земли, где растут кусты малины? (малинник)
- Что вы можете сказать об этих словах? (они однокоренные). – Докажите.
-Какое слово помогает объяснить смысл слов малинка и малинник? (малина)
- Выделите корень в этих словах.
Учитель предлагает детям невыполнимое задание.
- Обозначьте приставки.
- Почему не смогли выполнить задание? (в словах нет приставок)
- Почему? (приставки пишутся перед корнем)
Формулирование проблемы.
- А как же мы смогли образовать новые слова?
–Что предстоит выяснить на уроке? (Слайд 13)
- Какие у вас есть версии? (учащиеся предлагают разные версии).
6. Поиск решения. Открытие нового знания.
Если учащиеся не дадут правильного ответа на вопрос, учитель предлагает обратиться к учебнику.
- Как же называется новая часть слова? Ответ фиксируется на доске. (Слайд 14)
7. Применение нового знания.
- Отгадайте загадку:
Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы. (Гриб) Слайд 15)
- Запишите. - Как скажут про маленький гриб? - Выделите корень, обозначьте часть слова, с помощью которого мы образовали новое слово. - Как она называется?
- А сколько суффиксов в русском языке?
- Давайте соберём «копилку» суффиксов. А для этого нам предстоит выполнить ещё одно задание.(Слайд 16-17)
ГОРА - ГОРКА,
ПОЛЕ – ПОЛЮШКО,
МЯЧ – МЯЧИК,
ЛЕС – ЛЕСОК,
СОМ – СОМИЩЕ,
ГОРОД – ГОРОДОК,
СЛОВО – СЛОВЕЧКО.
-Запишите пары родственных слов, выделите корни и суффиксы.
(Слайд 17) Учащиеся называют суффиксы, учитель фиксирует их на доске.
Самостоятельная работа.
1) Образуйте с помощью суффиксов новые слова.
Звезда, ёж, путь, слово, мёд, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, берёза, груз, баян.
2)Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс. (Слайд 18)
Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, топорик, холодок, денёк, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конёк, пенёк.
3) Работа с текстом. (Слайд 20)
НАЧАЛО ТЕКСТА
Все ж.вотные ран.ше были дикими. Усилия людей сделали их д.машними. Рядом с ч.ловеком ж.вут …, …, … .
ПРЕДЛОЖЕНИЯ К ТЕКСТУ
Лошад. п.р.возит грузы.
От к.ровы п.лучают м.л.ко.
С.бака ст.рожит д.бро.
8. Итог урока. (Слайд 20)
- С какой частью слова познакомились?
-Какую роль играет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса" УМК "Перспективная начальная школа"
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: "Правописание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса"...
Урок русского языка, 3 класс," Школа России" , по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок русского языка, 3 класс...
Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова
Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Повторение написания частей слова", УМК "Начальная школа 21 века".
Тип урока: рефлексияЦель урока: повторение и закрепление изученного материала.Задачи урокаДидактические: организовать работу по повторению правописания частей слова: безударные гласные в корне, непрои...
Урок русского языка 3 класс Слог как часть слова
Урок русского языка в коррекционной школе 3 класс Слог как часть слова...