Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предмет: русский язык.
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
Основные виды учебной деятельности: различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Планируемые предметные результаты освоения материала:
- Называть значимые части слова;
- Находить в словах корень;
- Писать правильно слово «корабль».
Универсальные учебные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных/несущественных)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА ПГТ СВЕЧА»
КОНСПЕКТ УРОКА
РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
НА ТЕМУ
«Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова»
Учитель: Шабалина Елена Витальевна |
пгт Свеча
2019
Предмет: русский язык.
Класс: 4
УМК: «Школа России»
Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
Основные виды учебной деятельности:
- Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Планируемые предметные результаты освоения материала:
- Называть значимые части слова;
- Находить в словах корень;
- Писать правильно слово «корабль».
Универсальные учебные действия:
- Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных/несущественных)
ХОД УРОКА
- Звенит звонок. Начинаем урок русского языка.
- Ребята, какими вы должны быть на уроке? (внимательными, старательными, прилежными, аккуратными, работоспособными, активными, сообразительными, успешными).
- А еще у нас должно быть хорошее настроение, и я вам его дарю в виде солнышка – смайлика. Пусть оно поможет нам справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
- А сейчас за работу!
- - В нашем классе ребята играют в игру, угадайте какую?
- Я стою перед корнем и могу образовывать слова (приставка)
- И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня (суффикс)
- А я без «окончания» проживу, удалите его от меня! (основа)
- А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать! (корень)
- Между прочим, без меня из слов нельзя составить предложение! (окончание)
- Кто догадался, как называется игра? «Состав слова», «Части слова»
- - А что будет темой нашего урока, если урок начали с этой игры? (Тема «Состав слова»)
Это большая тема нескольких уроков, а тему урока прочитаем в учебнике с.52 (Значимые части слова)
- А теперь предлагаю вам: (работа с учебником)
- Прочитайте правило о значимых частях слова
- Всё ли мы знаем о значимых частях слова? (Всё)
- А чему тогда будем учиться на уроке, если знаем всё?
- Будем повторять значимые части слова.
- Уточним роль каждой части в слове.
- И узнаем, как по-другому в русском языке называются части слова.
- А еще будем учиться находить однокоренные слова.
- А теперь вернёмся к игре «Состав слова»
- Из каких значимых частей состоит слово? (приставка, корень, суффикс, окончание)
- В русском языке часть слова называется морфема.
- Прочитаем хором и запомним.
- Какая часть слова не будет морфемой? И почему? (основа, т.к. в нее не входит несколько морфем)
- А для чего надо знать части слова – морфемы? (разбирать слово по составу; знать, как грамотно пишется слово.)
! Если знаешь части слова, то пишешь их толково.
- Как называется главная морфема в корне? (корень)
- Как называются слова одного корня? (однокоренные)
- Что мы знаем про однокоренные слова? (однокоренные слова имеют один корень; одинаковое лексическое значение; корни в однокоренных словах пишутся одинаково)
- - А теперь закрепим наши знания.
а) Работа с учебником с 51, упр 77.
- Проговариваем самостоятельно
- Проговариваем вслух. Назовите сказку («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»)
- Назовите из этого текста однокоренные слова и объясните их значение
- корабль – многомачтовое парусное судно (в этом тексте)
- кораблик – уменьшительно-ласкательное от корабля
- корабельщик – (устаревшее) тот, кто плавает на корабле, моряк
б) Запишите в тетрадь однокоренные слова и выделите корень.
- Какой корень выделили? (корабль)
- Поставьте ударение и почеркните безударные гласные в корне слова
- Можно ли её проверить? (безударная гласная О)
Вывод: если проверить нельзя, то слово надо запомнить. Оно является словарным.
в) Ребята, а какие корабли знаете? (пассажирские, торговые, грузовые, военные, современные, быстроходные, парусные, учебные, мощные, старые-новые, большие-маленькие)
г) Используя картинку, составьте предложение с новым словарным словом по схеме.
П. Ск.
Какие? Как? Что?
Чего?
Какой?
д) Записать, объяснить написание. Разобрать по членам предложения. Определить части речи. Запомнить написание словарного слова!
- Вернемся к однокоренным словам
- Какое слово главное?
- С помощью чего образовывается однокоренные слова? (суффиксов -щик, -ик)
Выделите суффиксы.
Вывод: с помощью каких значимых частей образуются однокоренные слова? (приставка, суффикс)
Упражнение 77
- Прочитайте выделенные слова в упражнении
- Будут ли они однокоренными и почему? (нет, это форма одного и того же слова, изменено только окончание)
- Закрепляем наши знания.
Учимся находить самостоятельно однокоренные слова из упр. 78
- Выделите корень
- Проверьте
- Сверьте с доской
- Определим у однокоренных слов части речи
- Какой вывод можно сделать?
Вывод: однокоренные слова могут быть разными частями речи.
- Продолжаем отрабатывать знания об однокоренных словах
В тетради на печатной основе, с 37, упр. 78 (автор Канакина)
Прочитать задание. Выполнить самостоятельно простым карандашом.
- Прочитайте слова 1 столбика
- Назовите однокоренные слова и корень
- Какое лишнее и почему?
- Подберите к нему однокоренное слово
- Физкультминутка (из учебника)
Встали, отдохнем и подумаем. Я называю слова, если слышите пару однокоренных слов – хлопок, если пара не однокоренных – потопали.
- сад – садовник
- пять – пятка
- коза – стрекоза
- день – деньги
- звезда – звездочка
- осина – подосиновик
- ком – комната
- свистеть – засвистеть
- город – пригород
- журнал – журналист
- азбука – алфавит
- стол – столбы
- дорога – подорожник
- звон – перезвон
- Игра «Замени одним словом» (на расширение знаний)
У меня в руках карточка со странным словом (книголюб, пешеход)
- Как образованы эти слова? (из двух корней или двух слов)
- Объясните значение этого слова
- А чем является о,е? (соединительной гласной)
! Соединительные гласные подчеркиваем, она не входит в корень, а только их соединяет.
Слов, состоящих из двух корней, много, в этом убедитесь, выполнив упр. 79 в тетради.
1 в – 1,2 столбик
2 в – 3,4 столбик
- Взаимопроверка по варианту по доске (если правильно +, если нет -)
- Подведем итог нашего урока, выполнив тест (верно +, неверно -)
- Родственные слова называются однокоренные.
- Морфема – часть слова.
- Корень – это главная часть предложения.
- С помощью приставок и суффиксов образовываются слова с новым значением слова.
- Слова корабль – корабли не являются однокоренными.
- Сложные слова состоят их двух корней.
Взаимопроверка
Встать, у кого нет ошибок! (возвращаем тетради соседу)
Спасибо!
- Самостоятельная работа.
Задания разноуровневые по тексту. На карточках индивидуально.
- Ребята, посмотрите в окно.
Какая у нас в этом году замечательная осень.
- Какие чувства осень вызывает у нас? (удивление, восхищение, восторг, радость, очарование)
- Кому из художников нравилась осень? (Левитану)
- А кого из поэтому восхищала осень своей неповторимой красотой и очарованием?
Вспомним строки их стихотворения А.С. Пушкина с уроков литературного чтения
«Унылая пора!...»
- И я предлагаю вам сегодня поработать с текстами про осень и выполнить к ним задания (приложение).
- Итог
Подведем итог урока. Каждый оценит свою работу на уроке в виде смайлика.
- Урок полезен, все понятно 😊
- Лишь кое-что чуть-чуть не ясно 😐
- Еще придется потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться ☹
- Поместите смайлики на доску к большому смайлику – солнышку на лучики. Это и будет портрет успешности, настроения нашего класса сегодня на уроке.
- Спасибо за работу на уроке!
Приложение
- В тайге растет кедр. Осенью на нем созревают кедровые шишки. Многие животные спешат в кедровник полакомиться орешками. Прилетит и запасливая кедровка. Благодаря её запасам появляются молодые кедры.
- Прочитайте текст.
- Найдите и выпишите однокоренные слова.
- Разберите по составу.
- Составьте свое предложение с одним однокоренным словом и разберите его по членам предложения.
- На пригорке красуются молодые березки. … листочки шелестят от легкого ветра. В траве под березой вырос крепкий…
- Прочитайте текст.
- Вставьте однокоренные слова.
- Разберите их по составу.
- Подберите и запишите еще 2-3 однокоренных слова.
- Составьте с одним из них предложение и разберите его по членам предложения. Составьте схему.
- Распрощалась осень
С золотой листвой.
Лист последний треплет
Ветерок лесной.
- Прочитайте текст.
- Найдите однокоренные слова.
- Разберите их по составу.
- Разберите первое предложение по членам предложения и частям речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"
Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....
Разработка урока русского языка «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов».
Тема: «Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов»Основные цели: воспитывать умения оценивать себя и свою деятельностьразвивать умение высказывать свою точку зрения; совершенст...
Конспект урока русского языка во 2 классе Тема: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК «Школа России»
Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Задачи:1) развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова...
Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема."Корень слова. Однокоренные слова"
Урок соответствует требованиям ФГОС.Целевые установки:Предметные:-учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове, подбирать однокоренные слова.Метапред...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...
Конспект урока Русский язык 2 класс "Корень как часть слова"
Конспект урока Русский язык 2 класс "Корень как часть слова"...
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"
Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина...