"Состав слова. Значимые части слова"-конспект урока.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Данный материал предназначен для урока закрепления. В конспекте отражены формируемые универсальный учебные действия и разнообразные формы работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova._znachimye_chasti_slova.docx | 43.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пос. Сокский
муниципального района Исаклинский Самарской области
Разработала учитель начальных классов Ларионова Наталья Геннадьевна |
2015 год
Тема урока: «Состав слова. Значимые части слова.»
Тип урока: совершенствование знаний.
Технология: информационно-коммуникационная.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.
Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в парах, по группам, по вариантам.
Цели урока:
- Уточнить представление учащихся о признаках однокоренных слов.
- Развивать умение распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать.
- Воспроизвести знания об одинаковом написании корня в однокоренных словах.
- Развивать речь учащихся, мышление, внимание.
- Воспитывать интерес к урокам русского языка.
Задачи:
*содействовать формированию умения разбирать слова по составу;
*развивать умение выбирать из предложенного списка слова, соответствующие заданной схеме;
*развивать умение работать с текстом: определять тему и главную мысль, подбирать заголовок и части текста.
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятий «родственное (однокоренное) слово» и использовать их в активном словаре;
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание, используя правило;
- выполнять взаимопроверку при работе в паре.
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Предметные умения:
- рассказывать о правописании корня в однокоренных словах;
- классифицировать однокоренные слова и выписывать каждую группу слов, выделяя графически корень в каждом слове;
- выписывать из текста однокоренные слова и выделять корень в каждом слове;
- образовывать и писать однокоренные слова;
- разбирать слова по составу;
- подбирать и писать к каждому слову однокоренные слова разных частей речи (глагол, имя существительное, имя прилагательное), выделяя графически корень в каждом слове;
* В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». Учебник для 4 класса.
* Таблица с графическим обозначением морфем, индивидуальные карточки с уровневыми заданиями.
- ТСО: ноутбук, интерактивная доска, презентация по теме, видеоурок по теме «Состав слова».
ХОД УРОКА
- I. Организационный момент.
- Все готовы? Все в порядке?
Начинаем наш урок
Ручки книжки и тетрадки
Положи на уголок.
2. Целеполагание.
- Образуйте группу слов, связанных со словом рыба. (Учитель пишет на доске слово рыба, а далее – его производные в порядке их образования детьми. Дети записывают слова в тетради.)
Назовите одним словом сочетание:
Небольшая, мелкая рыба (рыбка, рыбешка).
Рыбная ловля (рыбалка).
Человек, занимающийся рыбной ловлей (рыбак).
Ловить рыбу (рыбачить).
3. Формулирование учащимися темы и целей урока.
- Сформулируйте тему урока, опираясь на полученный ряд слов. (Тема урока «Состав слова. Значимые части слова».)
- Используя опорную запись, сформулируйте цели урока.
Цели:
1. вспомнить, … … ОС;
2. уточнить … ОС;
3. учиться …ОС ….
II. Повторение изученного. Актуализация знаний.
- Презентация по теме «Состав слова».
Фронтальный опрос.
- Что такое основа слова?
- Какие части слова входят в основу?
- Что называется окончанием слова?
- Что такое корень слова?
- Как найти в слове корень?
- Какие слова называются однокоренными или родственными?
- Какие части слова служат для образования новых слов?
- Что называется приставкой, суффиксом?
- Что нужно сделать чтобы изменить форму слова?
2. Каллиграфическая минутка.
- Спишите с доски данные слова.
Чистая, прилетели, избушка, степной, написать.
3. Грамматическая разминка.
Задание: - Выделите корень в записанных словах.
- Подберите однокоренные слова.
III. Работа по теме урока.
- Самостоятельное добывание знаний. Упражнение «Поиск». Упр.№ 78 стр. 51.
- Вывод по теме. Алгоритм разбора слов по составу.
( учебник, стр.148 ):
- Найди и выдели в слове окончание.
- Обозначь основу слова.
- Определи корень слова, подбирая однокоренные слова. Обозначь его.
- Выдели приставку и суффикс.
2. Упражнение в морфемном анализе слов (разбор слов по составу).
1) Комментированное письмо с заданием. Упр. №84 стр.54.
2) Работа в парах. Выборочное письмо. Упр.№ 82стр.53.
3) Работа в группах. Упражнение «Размышление». Упр.№ 88 стр.56
- Вывод по теме. Просмотр Видеоурока по теме «Состав слова».
3. Индивидуальная дифференцированная работа (работа по рядам).
1 ряд - Соотнеси слова и таблицы – схемы (стрелками ):
сторожка «корень + окончание»
сварила «приставка + корень + окончание»
яблоко «корень + суффикс + окончание»
посади «приставка + корень + суффикс + окончание»
2 ряд - Подбери и напиши слова к схемам.
͡ □ («корень + окончание»)
¬ ͡ □ («приставка + корень + окончание»)
͡ ^□ («корень + суффикс + окончание»)
¬ ͡ ^□ («приставка + корень + суффикс + окончание»)
- ряд – Выполни упражнение. Упр.№ 87 стр.55.
1. Развитие речи. Работа с деформированным текстом.
«Преобразуй запись». Упр.№ 85 стр.54.
- Взаимопроверка работы.
IV. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл ).
2. Послушайте историю.
*Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крылечко, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти в свою семью.
Учитель: Кто оказался чужаком? ( ответы детей Водитель).
Учитель: Назовите однокоренные слова к слову водитель.
3. Учитель: В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопните в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топайте. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.
Лес – лесник
Река – по реке
Стена – стенами
Кот – котик
Поле - полюшко
Гриб – грибной
V. Самостоятельная работа (по вариантам) .
1вариант. 2 вариант.
избушка тетрадка
ромашка пирожки
близкое зеркало
корзина списал
зимний грустное
улетел низкая
- Самопроверка работы.
VI. Домашнее задание.
Разобрать слова по составу: бессердечный, позолота лень, указка, поход.
VII. Рефлексия.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Спасибо за работу на уроке! Молодцы!
Учебно-методическая литература:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г.. Русский язык. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в 2х частях. Часть 1./М:Просвещение, 2014 ( УМК «Школа России ).
2.Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. .Поурочные разработки по русскому языку
( к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Школа России»), М./Вако-2015.
Интернет-ресурсы:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4cdf6c5c-633a-4c3f-abcb-28a320286261/?from=53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df&interface=pupil&class=43&subject=8 Что такое корень?
3. http://pedsovet.su/ Сообщество взаимопомощи учителей.
4. http://www.youtube.com/watch?v=SXqVBTEQleI
Видеоурок. Разбор слова по составу (морфемный разбор).
5. http://www.uchportal.ru/load/31-1-0-44414 Учительский портал.
7. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/af9c10e3-52f9-4a20-8e90-136ebbd29287/view/ Приставка.
Заместитель директора
ГБОУ СОШ пос. Сокский ______________/ Крутько С.Н./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка «Состав слова. Значимые части слова»
Ход урока: Организационный момент. Запись числа в тетради. 2. Постановка темы, цели урока. - Посмотрите на доску, что за значки вы видите?- Расшифруйте значки: ...
«Состав слова. Значимые части слова»
Технологическая карта урока. Тема урока: «Состав слова. Значимые части слова».Класс: 4Предмет: русский языкЦель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Состав ...
Состав слова. Значимые части слова
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Состав слова. Значимые части слова."...
Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Значимые части слова.» (УМК "Школа России", 4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 05.10.2021Школа: МАОУ СОШ № 152Класс: 4 «б»Урок: 4Время: 10:40-11:20 Кабинет: 209Студент: Закирова Эльвира РахимовнаГрупп...
«Состав слова. Значимые части слова».(1 урок в разделе)
Проверка знаний о значимых частях слова....
Технологическая карта урока русского языка "Состав слова. Значимые части слова", 4 класс, УМК "Школа России"
Тема урока «Состав слова. Значимые части слова»Тип урока: урок - рефлексииЦель урока: обобщение знаний обучающихся о составе слова, значимых частях слова, развитие умения разбирать с...