Урок русского языка по теме "Основа как значимая часть слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Данный урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова для 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе.
Тема. Основа как значимая часть слова.
Цели:
- познакомить с новой частью слова – основой;
- развивать логическое мышление, внимание, орфографическую зоркость, речь;
- воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения.
Оборудование: презентация к уроку, карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Прозвенел звонок
Начинается урок…
Наши ушки на макушке,
Глазки шире открываем,
Слушаем, запоминаем.
Мы сюда пришли учиться –
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно!
- Нарисуйте, с каким настроением вы начинаете урок, схематически изобразив на листке бумаги солнышко или тучку, раскрашивать не надо. ( слайд 1)
- Отложите листочки на край стола, мы ещё к ним вернемся.
2. Словарная работа.
- Догадайтесь, о ком идет речь? Определения даны из толкового словаря. (слайд 2)
1. Небольшое пресмыкающееся с удлиненным телом и длинным хвостом, покрытое мелкой роговой чешуей. (ящерица)
2. Самец домашних кур и некоторых куриных. (петух)
3. Домашнее животное семейства псовых. (собака)
4. Домашнее молочное животное. (корова)
- Какое слово лишнее? Почему? (ящерица – дикое животное) (слайд 3 )
- Подсказка в тетради (минутка чистописания – контур ящерицы, который нужно заполнить строчной буквой я – с нее начинается слово)
- Вспомним правила посадки. (слайд 4)
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно возьму
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
- Запишите дату, классная работа
-Прежде, чем приступить к минутке чистописания, проведем пальчиковую гимнастику. Возьмите в руки карандаш и внимательно повторяйте движения, показанные вам на экране. Старайтесь, чтобы карандаш не выпадал из рук. (слайд 5)
- Пропишем строчную букву я в воздухе. (слайд 6)
(минутка чистописания)
- А теперь давайте запишем слова-отгадки по памяти. Сначала прочитаем слова орфографически, т.е. так как они пишутся. Самостоятельно прочитайте слова. (слайд 7)
- Пишем.
- Проверьте слова. (слайд 9)
3. ПУЗ
- А что вы знаете о ящерицах? (показ мультфильма - слайд 10)
- Что нового узнали? (отбрасывает хвост – продолжает жить)
Ящерицы относятся к пресмыкающимся. То есть температура их тела зависит от температуры окружающей среды, и если она ниже, то жизнь в них парализуется. По этой причине можно видеть, как в утренние часы пресмыкающиеся греются на солнце. И поэтому ящерицы активны только днем. Их пища состоит в основном из мелких животных. Кроме этого ящерицы едят также плоды различных растений. Если кто-то преследует их самих, они могут сбросить кончик хвоста. Хвост дергается еще некоторое время и отвлекает па себя внимание преследователя, так что ящерице удается ускользнуть. Потом хвост отрастает вновь, хотя и покороче, чем прежний и не так быстро как в мультфильме. Хвост у небольших ящериц отрастает примерно за месяц. У более крупных – до одного года. (слайд 11)
- Посмотрите, ящерица отбросила хвост и продолжает жить.
- Подумайте и скажите, а может ли слово отбросить какую-нибудь часть так, чтобы не потеряло своего значения, своего существования?
- Давайте проверим.
- Прочитайте высказывание, в котором от слова-названия предмета отброшено окончание.
У Миши есть ящериц_. (хором) (слайд 12)
- Понятно, что есть у Миши? (предмет, животное, ящерица)
- А одна у него ящерица или много? Почему это непонятно? (нет окончания, которое указывает на число)
- Что же это за часть, которая помогла нам узнать, что это не головной убор, не мебель, а именно животное?- По какой части узнаем, что слово называет?
- Как вы думаете, какую задачу поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
УЗ. Определить, как называется часть слова, которая помогает узнать, что слово называет. (хором) (слайд 13)
- Слово ящерицы мы раздели на 2 части – окончание и часть перед окончанием. А какая из них главная, основная?
- Давайте проверим
- Попробуем убрать теперь другую часть
У Миши есть _________ы. (слайд 14)
- Понятно ли, что именно есть у Миши? А на что может указывать окончание ы? (на число)
- Какая же часть слова главная, основная - та, которую убрали в первый раз или во второй?( во второй) (слайд 15)
- Почему она главная? (содержит лексическое значение слова)
- Часть слова, которая сообщает о числе, называется окончанием. А как бы вы назвали другую его часть? (часть перед окончанием, середина, главная часть)
- Эта часть – основная часть, основа слова. По определению из толкового словаря, Основа – это опорная часть предмета; источник, главное, на чем строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь.
- Применительно к русскому языку, именно в основе слова содержится его лексическое значение.
Таким образом, часть слова, которая остается, если отбросить окончание, называется основой слова. По основе мы узнаем, что слово называет. (слайд 16) Вернемся к УЗ. (слайд 17)
(проговариваем хором, друг другу)
Физминутка
(танец маленьких утят) (слайд 18)
- Вернемся к записанным словам и выделим в них основу и окончание. (слайд 19)
(выделяем окончание, основу)
- Итак, чтобы найти основу, нужно
1) Выделить окончание
2) Выделить все слово без окончания. (слайд 20)
- Каких интересных животных вы еще знаете? (слайд 21)
- О ком идет речь?
Австралийское сумчатое млекопитающее с удлиненными задними ногами (кенгуру) (слайд 22)
- А знаете ли вы, что кенгуру общаются с помощью хвоста. Стоит одному из членов рыжих кенгуру заметить хищника, как он тут же принимается барабанить по земле тяжелым хвостом или задними ногами. Кроме того, рыжие кенгуру умеют щелкать, а самки серых кенгуру подзывают своих детенышей особым звуком, похожим на кудахтанье.
- Давайте запишем слово кенгуру (в ряд слов) и выделим основу. ( не изменяется, основа – все слово) (слайд 23)
- Основа – это обязательная часть любого слова. Если в слове нет окончания, то оно состоит только из основы. (слайд 24)
4. Работа в парах
(раздаются карточки для рядов )
1 ряд – гриб, грибник, грибы
2 ряд – сады, садовник, сад
3 ряд – море, моряк, моря,
Задание. Найти слова с одинаковой основой. (слайд 25)
(Если все выполнили правильно: - Почему в слове грибник вы не выделили основу гриб? (по определению)
- Скажите, какое лексическое значение слова гриб? А слова грибник? А лексические значения этих слов связаны между собой? С помощью какого слова мы объясняем значение слова грибник?
- Вот интересно, лексические значения этих слов связаны, значение слова грибник объясняем с помощью слова гриб, а основы у них разные. Почему так происходит? Вот об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
5. Итог урока.
- Вспомним задачу, которую мы сегодня ставили перед собой. (слайд 26)
- Что же такое основа слова? (слайд 27)
- Молодцы!
-Вернемся к нашим листочкам. Завершим урок также как и начали его, изобразите свое настроение в виде солнышка или тучки. У кого рисунки совпали? (слайд 28)
6. Дом. задание – придумать слова с одинаковой основой, но разными окончаниями.
7.Оценивание.
Вы сегодня потрудились?
Не шумели, не ленились?
Вы творили чудеса?
Вы хорошие ребята?
Помолчите, не кричите!
Я сама отвечу: да,да,да!
- Спасибо, молодцы! (слайд 29)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"
Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....
Конспект урока по русскому языку на тему "Приставка - значимая часть слова" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.Планируемые результаты:·...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...
Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."
Урок русского языка по теме: "Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Суффиксы профессий."Цель урока - создать условия для формирования представления учащихся о...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Правописание значимых частей слова"
правописание значимых частей слова...
Урок русского языка в 4 классе "Значимые части слова"
Урок по программе "Школа России"...