«Однородные члены предложения»
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Цикина Ирина Владимировна

Тип урока: изучение нового материала (первый урок по теме).

Тема: «Однородные члены предложения».

Цель: закреплять знания о предложении, тексте, словосочетании; познакомить с особенностями однородных членов предложения; ввести термин однородные члены предложения.

 Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с особенностями однородных членов предложения.

Метапредметные: Познавательные УУД: понимать информацию, осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; самостоятельно составлять алгоритмы учебных действий на основании имеющихся.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять роли и действовать в соответствии  с ними; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, работу группы, отдельных детей.

Личностные: ставить учебную задачу, выполнять ее и оценивать по предложенным критериям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnorodnye_chleny_predlozheniya.doc47.5 КБ
Office presentation icon 4_kl_odnor.chleny.ppt909 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку, 4 класс

УМК «Школа России»

Тип урока: изучение нового материала (первый урок по теме).

Тема: «Однородные члены предложения».

Цель: закреплять знания о предложении, тексте, словосочетании; познакомить с особенностями однородных членов предложения; ввести термин однородные члены предложения.

 Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с особенностями однородных членов предложения.

Метапредметные: Познавательные УУД: понимать информацию, осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; самостоятельно составлять алгоритмы учебных действий на основании имеющихся.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять роли и действовать в соответствии  с ними; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, работу группы, отдельных детей.

Личностные: ставить учебную задачу, выполнять ее и оценивать по предложенным критериям.

Оборудование для учителя: интерактивная доска или проектор, карточки для групповой работы, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Чистописание

Сс Со су сн Си (написать в соединении).

Характеристика звуков [с,с’].

Работа со скороговоркой.

Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.

- запись

- орфограммы

3. Словарно-орфографическая работа (закрепление пройденного материала)

Учащимся предлагается выбрать и записать определенную часть речи (1 парта – имя существительное, 2 парта – имя прилагательное, 3 парта – глагол). Слова диктует учитель.

Дежурить, береза, карандаш, интересный, завтракать, яблоко, обедать, городской, комнатный.

- проверка написания

4. Актуализация знаний

Наблюдение над особенностями однородных членов предложения, употребление их в речи.

1. Редактирование предложений. Работа в парах.

- Перед вами фрагмент сочинения ученика об осени. Прочитайте его. Какие недочеты вы обнаружили? Как это исправить?

В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит опавшие листья.

На юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы.

(В предложениях повторяются одни и те же слова. Их нужно убрать, а несколько предложений объединить в одно.)

- Какие предложения составите вы? Можно сказать, что они более кратко и четко выразили мысль? Обоснуйте его.

2. Запись предложений, составление схем.

В лесу шумит, завывает ветер. Гонит опавшие листья. На юг улетают журавли, грачи, скворцы.

- Прочитайте предложения еще раз. Обратите внимание на интонацию перечисления. Как это обозначено на письме? (Запятыми)

- Составьте схемы этих предложений.

- Что интересного заметили в строении этих предложений? (В первом предложении – несколько сказуемых, а подлежащее – одно, во втором – несколько подлежащих, но одно сказуемое).

- Задайте вопросы к сказуемым в первом предложении, к подлежащим – во втором. Что можете сказать? ( Повторяющиеся сказуемые или подлежащие отвечают на одинаковые вопросы.)

3. Вывод.

- У нас получились предложения с однородными членами: однородными сказуемыми и однородными подлежащими. Они отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова, произносятся с интонацией перечисления.

3. Самоопределение к деятельности

- Откройте учебник на стр. 25.

- Какой раздел мы начинаем изучать? (Предложение)

- Прочитайте, что мы узнаем в этом разделе и чему будем учиться.

4. Работа по теме

   1) Работа по учебнику

- Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» стр. 26.

- Почему эти слова называются однородными членами?

Упр. 33 стр. 26 (работа в парах).

       2) Работа по учебнику

Чтение правила с.27, обсуждение.

Упражнение 34 – устное объяснение.

3) Работа в группах

Учитель предлагает каждой группе (3 группы) составить одно предложение с однородными членами из данных предложений; определить однородные члены; доказать, пользуясь правилом.

Задание для 1 группы.

В садах поспели яблоки. В садах поспели груши. В садах поспели сливы.

Задание для 2 группы.

В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут.

Задание для 3 группы.

Стайки птиц помчались за леса. Стайки птиц помчались за горы. Стайки птиц помчались за моря.

- проверка с объяснением

- запись каждого предложения в тетрадь

(В садах поспели яблоки, груши, сливы. В роще птицы свистят, поют, щебечут. Стайки птиц помчались за леса, за горы, за моря.)

5. Физкультминутка

6. Продолжение работы по теме урока.

«Найди пару»

На доске записаны части предложений с однородными членами. Необходимо соединить части предложений так, чтобы получились предложения с однородными членами. Записать пословицы, объяснить смысл, назвать однородные члены.

        Правда в огне не горит                        и труд все перетрут.

        Лес от ветра защищает,                       и в воде не тонет.

        Терпенье                                                урожаю помогает.        

5) Самостоятельная работа

Упражнение 36 – разбор, выполнение, помощь, проверка.

7. Подведение итогов урока

1) - Вернитесь к работе со скороговоркой, подумайте, есть ли в ней однородные члены? Какие? Подчеркните.

2) – Закончите предложение, используя однородные члены.

Урок для меня был. . . , . . . , . . .

Приложение

Задание для 1 группы

В садах поспели яблоки. В садах поспели груши. В садах поспели сливы.

 

Задание для 2 группы

В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут.

Задание для 3 группы

Стайки птиц помчались за леса. Стайки птиц помчались за горы. Стайки птиц помчались за моря.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Однородные члены предложения Учитель начальных классов Цикина Ирина Владимировна

Слайд 2

Чистописание Сс Со су сн Си (написать в соединении). Дать х арактеристик у звуков [с,с’]. Работа со скороговоркой. С и дел в о р о бей на с о сне, з а снул и св а лился во сне.

Слайд 4

Редактирова ть предложени я В лесу шумит ветер. Ветер завывает. Ветер гонит опавшие листья. На юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы.

Слайд 5

Физминутка

Слайд 6

«Найди пару» Правда в огне не горит и труд все перетрут. Лес от ветра защищает, и в воде не тонет. Терпенье урожаю помогает.

Слайд 7

Закончите предложение, используя однородные члены. Урок для меня был. . . , . . . , . . .

Слайд 8

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)

Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Конспект урока русского языка в 4 классе. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....