План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание безударных окончаний глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Подробный план-конспект открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_rus.yaz_4_kl.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Правописание безударных окончаний глаголов
Цель урока: создать условия для правописания безударных окончаний глаголов; способствовать развитию умения определять спряжение глагола Задачи:
- систематизировать знания о правописании безударных окончаний глаголов;
-составить алгоритм правописания безударных окончаний глаголов;
- отрабатывать навык правописания безударных окончаний глаголов;
- учить ставить глагол в неопределенную форму.
- учить безошибочно определять спряжение глагола.
Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности
Приветствие:
Прозвенел опять звонок.
Всех позвал он на урок.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-Проверим готовность к уроку
2.Чистописание.
ишь, ит, ут, ют ,ет, ите, ем, им, ат, ешь, ят, ете
- Посмотрите на строку чистописания.
-Что напоминают вам эти соединения? (окончания глаголов)
-На какие две группы их можно разделить(окончания глаголов 1 и 2 спряжения)
-Назовите окончания глаголов 1 спряжения (называют)
-Окончания глаголов 2 спряжения
-1 вариант : выпишите только окончания глаголов 1 спряжения,
2 вариант только окончания глаголов 2 спряжения
3.Постановка учебной задачи
-Прочитайте предложение:
Труд корм…т, а лень порт…т.
- Как называется такое высказывание? (пословица)
- Как вы понимаете значение этой пословицы?
-Чур, сегодня на уроке не лениться, а трудиться. Согласны?
- Пусть это и будет девизом нашего урока.
(Записывают под диктовку девиз)
-Какая орфограмма вам здесь встретилась?( написание -тся и -ться в глаголах).
-Как вы написали эти глаголы? (С мягким знаком)
-Почему? (это начальная форма глагола)
-Проверьте, все ли правильно записали ? (вывешивают девиз)
-Какая еще орфограмма встретилась. (не с глаголами пишется раздельно)
-Вернемся к пословице. В каком месте пропущены буквы ? (в окончаниях глаголов)
- Какие это окончания? Поставьте ударения. (безударные)
- Вы догадались, как будет звучать тема нашего урока?
( «Правописание безударных окончаний глаголов»)
-Какие задачи мы перед собой поставим ?
(Учиться грамотно писать окончания глаголов, безошибочно определять спряжения глаголов)
4.Работа по теме урока.
а) Составление алгоритма
Прочитайте предложение, записанное на доске.
Долго тян…тся зимняя ночь.
-В каком месте пропущена буква?
( в безударном окончании глагола)
-Какую же букву нужно написать Е или И? Как не ошибиться в написании окончания?
-Давайте составим алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов.
Но сначала послушайте сказку:
В одном сказочном королевстве, под названием «Грамота», которое находится не за три девять земель, а под самым вашим носом, в учебнике русского языка, жили буквы. Жили они дружно и никогда не ссорились. Особенно дружили буквы Е и И. Да так дружили, что часто даже И разрешала Е стоять вместо себя в словах. Но вот однажды случилась между ними ссора. Очень уж захотелось буквам побывать в школе на уроке, и не где-нибудь, а прямо с доски на класс посмотреть. Вот и решили они попасть в наше предложение .
-Я стану в самый центр предложения, - сказала буква Е.
-Ты уже все решила за меня? - возразила буква И. -Нет уж, на этот раз я тебе место не уступлю, сама буду с доски классом любоваться. Долго спорили буквы, ни одна другой уступить не хотела. Но пришел его величество Глагол и издал указ: «Кто из букв через сказочный лес пройдет и все правила вспомнит, тому и стоять в центре.»
-Ребята, поможем буквам?
-Что необходимо выполнить, чтобы правильно написать безударное окончание глаголов?
(Каждый вопрос-карточка с изображением леса. После ответа карточку переворачивают, появляется запись шага алгоритма)
1. Определить вид глагола. (Ставим вопрос к глаголу. Что делает? – тянется.( глагол несовершенного вида)
2. Найти начальную форму глагола.( Глагол несовершенного вида в начальной форме отвечает на вопрос Что делать? – тянуться. Глагол оканчивается на –уть)
3. По окончанию определить спряжение. ( –уть- 1 спр.)
4.Вспомнить окончание. ( В глаголах 1 спр. пишем окончание –ет)
-Итак, какая буква должна стоять в слове тянется- (Е).
-Молодцы, помирили буквы!
( еще раз читают алгоритм)
б) Работа с предложением
Записывают предложение, обозначают окончание, указывают спряжение.
В предложении подчеркивают основу предложения. Ученик первым выполнивший задание, записывает его у доски.
(Проверка по образцу)
в) Закрепление
-А теперь потренируемся в написании безударных окончаний глаголов.
-Что это у нас на доске записано, прочитайте.(Читает ученик)
(загадка)
Кто всю ночь по крыше бьёт
И постукива…т,
И бормоч...т, и поёт,
Убаюкива..т ?
-Какие же окончания мы напишем в глаголах?(определяем окончания по алгоритму)
-Кто же это всю ночь по крыше бьет и постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает. (дождь)
-Давайте еще раз хором причитаем загадку(читают хором)
-А теперь попробуйте записать загадку по памяти, не глядя на доску
В глаголах обозначьте окончания, укажите спряжение.
(записывают по памяти)
(Выполнивший первым ученик работает с загадкой у доски )
- Какая орфограмма встречается в слове дождь?
(Парная согласная в корне слова. Проверочное слово-дожди)
(Самопроверка и самооценка)
5) Физминутка
-Ребята, а когда дождь превращается в снег?(зимой) Какое условие для этого необходимо? (должно быть холодно)
-Ударил мороз, и дождинки превратились в снежинки.
-Давайте прогуляемся по первому снегу.
Физминутка (Утром кот принес на лапах первый снег…)
6) Продолжение работы по теме урока
а) Работа в парах (по карточкам)
-В этом году Зима особенно щедра на снег, даже парты вам снежинками усыпала
Очень интересно Зиме узнать, что такое синонимы.
(ответы), а фразеологизмы (ответ)
-Посмотрите на карточки со снежинками. Подберите к глаголам левого столбика синонимы – фразеологизмы из правого столбика, соедините их карандашами.Работаем в парах.
(зачитывают ответы)
- Вставьте пропущенные буквы , запишите любую пару в тетрадь, обозначьте окончания, укажите спряжения глаголов .
Карточки:
Убега…т заруб…т на носу
Обманыва…т унос…т ноги
Запомн…т вод…т за нос
(Взаимопроверка и взаимооценка.Проверка по образцу)
б)Работа с учебником
1.Фронтально:
стр 139, упр. 2
-Прочитайте задание. Какие глаголы исключения нас будут интересовать?( 2 спр.)
Приготовьте ладошки. Читаем глаголы, как только попадется глагол-исключение, хлопаем в ладоши.
(дети читают по строке)
2.Самостоятельная работа: стр.139, упр.3
-А теперь потренируемся в образовании личных форм глаголов.
Прочитайте задание. (читает ученик)
-Назовите местоимение 3 лица ед ч.(он, она, оно)
-Выполняем задание самостоятельно по вариантам: Первый вариант работает с глаголами первой строки, второй вариант –второй строки.
(Коллективная проверка)
7) Рефлексия
-Вернемся к пословице. Запишите ее в тетрадь, вставьте нужные буквы, обозначьте окончания глаголов, укажите спряжения.
(Проверка по эталону)
8) Итог
-Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?
-Был ли вам полезен сегодняшний урок, стало ли легче определять окончания глаголов, используя наш алгоритм? Кому стало легче, поднимите руки.
-Давайте еще раз повторим алгоритм определения личных безударных окончаний глаголов.(хором)
-Какие жанры устного народного творчества мы сегодня упомянули на уроке (пословицы, загадки, сказки)
-Остались ли вы верны нашему девизу , все трудились, а не ленились?
Оцените свою работу на уроке.
9) Оценка учителя
10) Домашнее задание
стр 140.упр 4 (коллективный разбор задания)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения....
Урок русского языка "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ"
Урок для 4 класса по системе Занкова. Тип урока: урок рефлексии.Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных о...
Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"
Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....
Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний глаголов"
Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи:Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;Развивающие: спо...
Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го,2-го,3-го склонения"
На данном уроке совершенствуем навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных, учимся применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме " Слова с безударными гласными в корне слова. Обобщение"
План-конспект содержит технологическую карту....
Урок русского языка Правописание безударных окончаний глаголов
Предлагаю вашему вниманию урок русского языка в 4 классе , где присутствуют элементы методики обучение средствами субъективизации( автор Г.А. Бакулина) . В соответствии с данной методикой дети ...