План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание безударных окончаний глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Подробный план-конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_rus.yaz_4_kl.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема:  Правописание безударных окончаний глаголов

Цель урока: создать условия для правописания безударных окончаний глаголов; способствовать развитию умения определять спряжение глагола Задачи:
- систематизировать знания о правописании безударных  окончаний глаголов;

 -составить алгоритм правописания безударных окончаний глаголов;

- отрабатывать навык правописания  безударных окончаний глаголов;
- учить ставить глагол в неопределенную форму.
- учить безошибочно определять спряжение глагола.

Ход урока

1.Мотивирование  к учебной деятельности

Приветствие:

Прозвенел опять звонок.

Всех позвал он на урок.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

-Проверим готовность к уроку

2.Чистописание.

 ишь, ит, ут, ют ,ет, ите, ем, им, ат, ешь, ят, ете

- Посмотрите на строку чистописания.

-Что напоминают вам эти соединения? (окончания глаголов)

-На какие две группы их можно разделить(окончания глаголов 1 и 2 спряжения)

-Назовите окончания глаголов 1 спряжения (называют)

-Окончания глаголов 2 спряжения

-1 вариант : выпишите только окончания  глаголов 1 спряжения,

                     2 вариант только окончания глаголов 2 спряжения

3.Постановка учебной задачи

-Прочитайте предложение:

Труд корм…т, а лень порт…т.

- Как  называется такое высказывание? (пословица)

 - Как вы понимаете значение этой пословицы?

-Чур, сегодня на уроке не лениться, а трудиться. Согласны?

- Пусть это и будет девизом нашего урока.

(Записывают  под диктовку девиз)

-Какая орфограмма вам здесь встретилась?( написание -тся и -ться в глаголах).

 -Как вы написали эти глаголы? (С мягким знаком)

-Почему? (это  начальная форма глагола)

-Проверьте, все ли правильно записали ? (вывешивают девиз)

-Какая еще орфограмма встретилась. (не с глаголами пишется раздельно)

-Вернемся к пословице. В каком месте пропущены буквы ? (в окончаниях глаголов)

-  Какие  это окончания? Поставьте ударения. (безударные)

- Вы догадались, как будет звучать тема нашего урока?

( «Правописание безударных окончаний глаголов»)

-Какие задачи  мы перед собой поставим ?

  (Учиться  грамотно писать окончания глаголов, безошибочно определять спряжения глаголов)

4.Работа по теме урока.

а) Составление алгоритма

Прочитайте предложение, записанное на доске.

Долго тян…тся зимняя ночь.

-В каком месте пропущена буква?

( в безударном окончании глагола)

-Какую же букву  нужно написать Е или И? Как не ошибиться в написании окончания?

-Давайте составим алгоритм написания безударных личных окончаний  глаголов.

Но сначала послушайте сказку:

        В одном сказочном королевстве, под названием «Грамота», которое находится не за три девять земель, а под самым вашим носом, в учебнике русского языка, жили  буквы. Жили они дружно и никогда не ссорились. Особенно дружили буквы Е и И. Да так дружили, что часто даже  И разрешала Е стоять вместо себя в словах. Но вот однажды случилась между ними ссора. Очень уж захотелось буквам побывать в школе  на уроке, и не  где-нибудь, а прямо с доски на класс посмотреть. Вот и решили они попасть в наше предложение .

-Я стану в самый центр предложения, - сказала буква Е.

-Ты уже все решила за меня? - возразила буква И. -Нет уж, на этот раз я тебе  место не уступлю, сама буду с доски классом любоваться. Долго спорили буквы, ни одна другой уступить не хотела. Но пришел его величество Глагол и издал указ: «Кто из букв через сказочный лес пройдет и все правила вспомнит, тому и стоять в центре.»

-Ребята, поможем буквам?

-Что необходимо выполнить, чтобы правильно написать безударное окончание глаголов?

 (Каждый вопрос-карточка с изображением леса. После ответа карточку переворачивают, появляется запись  шага алгоритма)

          1. Определить вид глагола. (Ставим вопрос к глаголу. Что делает? – тянется.( глагол несовершенного вида)

          2. Найти начальную форму глагола.( Глагол несовершенного вида в начальной форме отвечает на вопрос Что делать? – тянуться.  Глагол оканчивается  на  –уть)

          3. По окончанию определить спряжение. ( –уть- 1 спр.)

          4.Вспомнить окончание. ( В глаголах 1 спр.  пишем окончание –ет)

 -Итак, какая буква должна стоять в слове тянется- (Е).

-Молодцы, помирили буквы!

( еще раз читают алгоритм)

б) Работа с предложением

Записывают  предложение, обозначают окончание, указывают спряжение.

В предложении подчеркивают  основу предложения. Ученик первым выполнивший задание, записывает его у доски.

(Проверка по образцу)

в) Закрепление

-А теперь потренируемся в написании безударных окончаний глаголов.

-Что это у нас на доске записано, прочитайте.(Читает ученик)

 (загадка)

Кто всю ночь по крыше бьёт

И постукива…т,

И бормоч...т, и поёт,

Убаюкива..т ?

-Какие же окончания мы напишем в глаголах?(определяем окончания по алгоритму)

-Кто же это всю ночь по крыше бьет и постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает. (дождь)

-Давайте еще раз хором причитаем загадку(читают хором)

-А теперь попробуйте записать загадку по памяти, не глядя на доску

В глаголах обозначьте окончания, укажите спряжение.

(записывают по памяти)

(Выполнивший первым ученик работает с загадкой у доски )

- Какая орфограмма встречается в слове дождь?

(Парная согласная в корне слова. Проверочное слово-дожди)

(Самопроверка и самооценка)

5) Физминутка

-Ребята, а когда дождь превращается в снег?(зимой) Какое условие для этого необходимо? (должно быть холодно)

-Ударил мороз, и дождинки превратились в снежинки.

-Давайте  прогуляемся по первому снегу.

Физминутка (Утром кот принес на лапах первый снег…)

6) Продолжение работы по теме урока

а) Работа в парах (по карточкам)

 -В этом году Зима особенно щедра на снег, даже парты вам снежинками усыпала

Очень интересно Зиме узнать, что такое синонимы.

(ответы), а фразеологизмы (ответ)

-Посмотрите на карточки со снежинками. Подберите к глаголам левого столбика синонимы – фразеологизмы из правого столбика, соедините их карандашами.Работаем в парах.

(зачитывают ответы)

- Вставьте пропущенные буквы , запишите любую пару в тетрадь, обозначьте окончания, укажите спряжения глаголов .

Карточки:

Убега…т              заруб…т на носу

Обманыва…т       унос…т ноги

Запомн…т            вод…т за нос

(Взаимопроверка и взаимооценка.Проверка по образцу)

б)Работа с учебником

 1.Фронтально:

 стр 139, упр. 2

-Прочитайте задание. Какие глаголы исключения нас будут интересовать?( 2 спр.)

Приготовьте ладошки. Читаем глаголы, как только попадется глагол-исключение, хлопаем в ладоши.

(дети читают по строке)

2.Самостоятельная работа: стр.139, упр.3

-А теперь  потренируемся в образовании личных форм глаголов.

Прочитайте задание. (читает ученик)

-Назовите местоимение 3 лица ед ч.(он, она, оно)

-Выполняем задание самостоятельно по вариантам: Первый вариант работает с глаголами первой  строки, второй вариант –второй строки.

(Коллективная проверка)

7) Рефлексия

-Вернемся к пословице. Запишите ее в тетрадь, вставьте нужные буквы, обозначьте окончания глаголов, укажите спряжения.

(Проверка по эталону)

8) Итог

-Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?

-Был ли вам полезен сегодняшний урок, стало ли легче определять окончания глаголов, используя наш алгоритм? Кому стало легче, поднимите руки.

-Давайте еще раз повторим алгоритм определения личных безударных окончаний глаголов.(хором)

-Какие жанры устного народного творчества мы сегодня упомянули на уроке (пословицы, загадки, сказки)

-Остались ли вы верны нашему девизу , все трудились, а не ленились?

 Оцените свою работу на уроке.

 9) Оценка учителя

10) Домашнее задание

 стр 140.упр 4 (коллективный разбор задания)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ"

Урок для 4 класса по системе Занкова.  Тип урока: урок рефлексии.Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных о...

Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний глаголов"

Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи:Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;Развивающие: спо...

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го,2-го,3-го склонения"

На данном уроке совершенствуем навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных, учимся применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных....

Урок русского языка Правописание безударных окончаний глаголов

Предлагаю вашему вниманию урок русского языка в 4 классе , где присутствуют элементы  методики обучение средствами субъективизации( автор Г.А. Бакулина) . В соответствии с данной методикой дети ...