Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Минибаева Алия Айдаровна

Конспект урока по русскому языку "Виды предложений по интонации" 3 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Виды предложений по интонации

Цель темы:

Способствовать формированию умения интонационно правильно произносить предложения; различать виды предложений по интонации

Планируемый результат

Предметные результаты

УУД

Учащиеся:

- научатся правильно произносить предложения по интонации
- различать виды предложений по интонации

Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях
Познавательные: отвечать на простые и сложные вопросы учителя; ориентироваться в учебнике

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное

Тип урока:

Ознакомление с новыми знаниями

Ресурсы

Учебник по русскому языку В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; презентация

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Мотивация

УЗУ’:  Создать условия для положительной мотивации учащихся

УЗу’: Здравствуйте, ребята! Все встали, спинки держим ровно, садитесь.  Меня зовут Алия Айдаровна и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Проверьте, на месте ли у вас учебники, тетради, ручки? Все готовы, тогда начнем!

2

Постановка цели урока

УЗ№1.  Вопрос-ответ

УЗУ’:  Создать условия для самостоятельной постановки учащимися цели урока

УЗу’:  Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо расшифровать слово, которое появится, как только вы ответите на все вопросы.

ПЗ:  За каждый правильный ответ, открываю одну букву

СУЗ:
1) Из чего состоит текст?
2) Что такое предложение?

3) Что такое текст?

4) Что такое имена существительные?

5) Что такое имена прилагательные?


6) Что такое глаголы?

7) Какие слова пишутся с большой буквы?

8) Какие слова называются однокоренными?

9) Чем отличается звук от буквы?

10) Чем отличается гласный звук от согласного?

11) Как узнать, сколько в слове слогов?

ОРД: спрашиваю только по поднятой руке.

КВ:  Молодцы, ребята! Вы хорошо выучили правила и поэтому легко справились с вопросами.

Каждый прочитайте это слово про себя и попробуйте назвать тему нашего урока.

ИВ: Так какая тема нашего урока?


из предложений
это слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль

Это предложения, связанные по смыслу общей темой

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и называют предметы
Слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие? и называют признаки предметов
Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? И называют действия предметов

Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сёл, улиц, озёр, рек, морей

Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень

Звук мы произносим и слышим. Букву пишем, видим, называем

При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос


Сколько в слове гласных, столько и слогов







Виды предложений по интонации

3

Актуализация знаний

УЗ№2. Разминка
УЗУ’:
  Актуализировать знания учащихся о предложениях
УЗу’:  Сейчас мы с вами вспомним, какие предложения бывают по цели высказывания и определим для каждого предложения его вид.

ПЗ: Для начала вспомним, какие предложения бывают по цели высказывания?

А какие предложения называют повествовательными?

Какие ещё бывают предложения по цели высказывания?

А какие предложения называют вопросительными?

Какие ещё предложения бывают по цели высказывания?

А какие предложения называют побудительными?

На доске записаны предложения, нам необходимо определить какое это предложение по цели высказывания.
СУЗ: 
Кто прочитает 1-е предложение?

1) Кто сегодня дежурный?

Как вы думаете, это какое предложение по цели высказывания? А почему?

Кто прочитает 2-е предложение?

2) Подай мне, пожалуйста, карандаш.
А это какое предложение по цели высказывания? Почему?

Кто прочитает следующее предложение?

3) В класс вошла учительница.

Какое это предложение по цели высказывания? Почему?

Кто следующее предложение прочитает?

4) Куда идёт этот трамвай?

Какое это предложение по цели высказывания? Почему?

Кто прочитает следующее предложение?

5) Не шумите, пожалуйста

Какое это предложение по цели высказывания? Почему?
ОРД: Работаем устно. Проговариваем полные ответы. Спрашиваю только по поднятой руке.

КВ: по ходу выполнения
ИВ: Так какие предложения бывают по цели высказывания?

повествовательные

предложения, в которых о чём-либо сообщают

вопросительные

предложения, в которых о чём-то спрашивают

побудительные

предложения, в которых советуют что-либо сделать

Вопросительное

Побудительное

Повествовательное

Вопросительное

Побудительное

Повествовательные, вопросительные, побудительные

4

Восприятие

УЗ№3.
УЗУ’:
 Способствовать формированию понятия восклицательные и невосклицательные предложения

УЗу’: Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение

ПЗ: Подумайте, о каком знаке препинания оно

СУЗ:
Ребята! В предложении стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

тревогу, восхищение,

победу, торжество!

Где я, те предложения

с особым выражением

произносить должны!

КВ: 
Как нужно произносить предложения с восклицательным знаком?

А для чего нужен восклицательный знак в предложениях?

А как вы думаете, как будут называться предложения, в которых выражены сильные чувства?

Давайте это проверим, прочитаем правило на странице 21.

Кто сможет громко и чётко прочитать правило?

ИВ: Так, как называются предложения, в которых выражены сильные чувства?
Какой знак ставится в конце восклицательных предложений?

Как вы думаете, как будут называться предложения, на конце которых не стоит восклицательный знак?
Давайте проверим, смотрите ниже правило. Кто прочитает правило?

Мы были правы?

с особым выражением, интонацией
 чтобы выразить чувства: тревогу, восхищение и т.д.

восклицательные предложения

восклицательные предложения

восклицательный знак
 невосклицательные предложения

5

Физминутка

Поднимает руки класс - это «раз».

Повернулась голова - это «два».

Руки вниз, вперед смотри - это «три».

Руки в стороны пошире, развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

6

Осмысление

УЗ№4. Сказка
УЗУ’:
  Создать условия для осмысления учащимися роли восклицательного знака в предложении
 УЗу’: Ребята, к нам на урок пришёл гость
ПЗ: а какой гость вы узнаете, прослушав сказку. Слушаем внимательно, не отвлекаемся.
СУЗ: 
 Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным Знаком. Познакомились, разговорились.

  — У меня большие неприятности, — сказал Ноль. — Я потерял свою палочку. Представляете положение: Ноль и без палочки.

  — Ах! — воскликнул Восклицательный Знак. — Это ужасно!

  — Мне очень трудно, — продолжал Ноль. — У меня такая умственная работа… При моем научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.

  — Ох! — воскликнул Восклицательный Знак. — Это действительно ужасно!

  — И как я появлюсь в обществе? Со мною просто не станут считаться…

  — Эх! — воскликнул Восклицательный Знак и больше не нашел, что воскликнуть.

  Вы меня понимаете, — сказал Ноль. — Вы первый, кто отнесся ко мне с настоящим чувством. И знаете, что я подумал? Давайте работать вместе. У вас и палочка внушительнее, чем моя прежняя, да и точка есть про всякий случай.

  — Ах! — воскликнул Восклицательный Знак. — Это чудесно!

— Мы с вами прекрасно сработаемся, — продолжал Ноль. — У меня содержание, у вас чувство. Что может быть лучше?

 — Эх! — еще больше обрадовался Восклицательный Знак. — Это действительно чудесно!

  И они стали работать вместе. Получилась удивительная пара, и теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным Знаком, обязательно воскликнет:

  — О!

  А больше ничего не скажет.

  Разумеется, если на бумаге больше ничего не написано.
КВ:  Ребята, вы догадались кто у нас в гостях?
ИВ:  А когда в предложениях ставится восклицательный знак?

восклицательный знак
 

если предложение содержит сильные чувства, радость)

6

Подведение итога урока

Ребята, так какая был тема сегодняшнего урока? (виды предложений по интонации)

Так, какие бывают предложения по интонации? (восклицательные и невосклицательные)

Когда предложение будет восклицательным? (предложение будет восклицательным, если в нём выражены сильные чувства)

А когда предложение будет невосклицательным? (предложение будет невосклицательным, когда оно произносится без восклицательной интонации и в конце предложения нет восклицательного знака)

А какой знак ставится на конце восклицательных предложений? (восклицательный знак)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...