Урок русского языка "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам".
план-конспект урока по русскому языку
На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Тема: Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Цели: на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Задачи:
1.Учить детей изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам.
2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
3.Воспитывать любовь к предмету, умение прийти на помощь в трудную минуту.
Ход урока.
I. Организационный момент.
У. Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня ой, как пригодится! Вы постарайтесь работать быстро, а самое главное дружно!
II. Орфографическая минутка.
Слайд №2 Б…седа, б…ография, бле…ть, б…лото.
У. Объясните написания орфограмм.
У. Ребята, что объединяет эти слова? В чем различие?
Д. Все слова начинаются с буквы б, с непроверяемой безударной гласной в
корне слова, кроме слова блеять.
У. Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква?
Выберите себе упражнение для написания. Сели ровно, тетради положили правильно.
III. Повторение изученного материала.
Слайд №3 Цветёт, заскрипит, поедет, догоняет.
-- Что общего в данных словах?
(Это глаголы единственного числа, третьего лица.)
-- Разделите слова на две группы.
(1 – глаголы настоящего времени; 2 – глаголы будущего времени.)
-- Назовите глаголы настоящего времени.
-- Назовите глаголы будущего времени.
-- Что общего у глаголов настоящего и будущего времени?
(Эти глаголы изменяются по лицам и числам.)
-- Сейчас я вам прочитаю четверостишие. Подумайте, как вы понимаете эти слова?
Слайд №4
-- Что значит «чувствует плечо»?
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
Тот никогда не пропадёт.
Слайд №5
-- Найдите глаголы, определите время глаголов, выделите окончания.
-- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
-- Определите лицо и число.
- Постановка учебной задачи.
-- В каком ещё времени могут употребляться глаголы?
(В прошедшем времени.)
-- Сформулируйте тему нашего урока?
(Изменение глаголов в прошедшем времени.)
Слайд №6
-- А теперь попробуем сформулировать вопросы, на которые мы должны ответить в течение урока.
Слайд №7
- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
- Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени?
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Вот на эти вопросы мы с вами должны будем ответить в процессе нашего урока.
- Работа по теме.
- Нахождение в предложениях глаголов прошедшего времени.
Учитель читает предложения. Учащиеся выписывают основы предложений с вопросами к глаголам.
Осенью грустно шуршала на ветру высохшая трава.
В берлоге заснул медведь.
Скудно светило солнце.
Слайд №8
На доске: Трава (что делала?) шуршала.
Медведь (что делал?) заснул.
Солнце (что делало?) светило.
-- Что показывает прошедшее время глаголов?
-- На какие вопросы отвечают глаголы?
СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД.
Слайд №9
ВЫВОД Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? и т. д.
- Наблюдения за родовыми окончаниями глаголов.
Слайд №10
-- Выделите окончания. Укажите род существительных.
-- Какие окончания у глаголов?
-- От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени?
(От рода существительных).
-- Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде?
-- Какие окончания в среднем роде?
-- Есть ли особое окончание в мужском роде?
-- Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?
-- Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде?
(По вопросам).
-- Отличаются ли окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний в настоящем и будущем времени?
СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД об изменении глаголов в прошедшем времени и правописании окончаний.
Слайд №11
ВЫВОД.
Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском – а, в среднем роде имеют окончание – о.
- Физкультминутка.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопай перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест – накрест руки сложим!
Или ...
- Сейчас немного отдохнем. (Все встали)
Послушайте условие:
Если услышите глагол в настоящем времени - присядьте.
Если я назову глагол в прошедшем - поднимаете вверх обе руки.
Услышав глагол в будущем времени - топаете ногами.
Слова:
Блестит, блестело, будет блестеть;
Спали, спят, будут спать;
Прочитали, читают, прочтут;
Летят, прилетел, будет лететь;
Убежали, убегут, бегут;
– Отдохнули, садитесь.
- Наблюдение за глаголами во множественном числе.
-- А теперь вашему вниманию предлагаю следующее четверостишие:
Слайд №12
Прилетели три метели,
Загудели, засвистели,
А четвёртая метель
Постелила им постель.
-- Все ли глаголы в этом стихотворении стоят в форме прошедшего времени?
-- Какого рода глаголы?
-- У всех ли глаголов можно определить род? Почему?
(Если дети укажут род у глагола во множественном числе, учитель может предложить следующее стихотворение для наблюдения.)
Слайд №13
Может, это прилетели
Вовсе даже не метели?
Может, это коростели
Или мухи прилетели?
Знаю я наверняка:
Прилетели облака.
-- Я специально задала такой хитрый вопрос, чтобы вы подумали.
-- Какого рода существительное коростель?
(Мужского рода.)
-- Какого рода существительное облако?
(Среднего рода.)
-- А существительное метель?
(Женского рода.)
-- Какого же рода глагол прилетели? Почему род не определяется?
(Глагол во множественном числе.)
-- Какую особенность в окончаниях вы заметили?
-- В каком случае возможно определение глаголов прошедшего времени?
Дополните ВЫВОД о глаголах прошедшего времени:
Слайд №14
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание – и. Во множественном числе род глагола не определяется.
- Закрепление.
- Выполнение упражнения № 84 Прочитайте. Выпишите все глаголы. Определите время и число.
2. Исследование (групповая работа)
- У вас на столе лежит таблица для исследования. Заполните её. Выделите окончания.
Глагол | Прошедшее время | |||
Мужской род он | Женский род она | Средний род оно | Множественное число (они) | |
Петь Играть Рисовать Убежать |
- Итог урока.
Подведём итог нашего урока. – У каждого на парте лежит карточка с тестом.
- Обвести в кружок букву правильного ответа.
Тест. (на карточках)
1. Ребятишки мастерил… весёлых зверей.
а) -а
б) -о
в)
м) -и
2. Таня усадил… малышей в кружок.
о) -а
м) -о
н)
о) -и
3. Воробей сидел… на ветке.
е) -а
о) -о
л)
у) -и
4. Молоко вскипел… на плите.
з) -а
о) -о
в)
д) -и
5. Ворона каркал… в гнезде.
д) -а
п) -о
р)
с) –и
6. Ученик делал… уроки.
з) -а
и) -о
е)
к) –и
7. Гости пришл… на урок.
з) -а
и) -о
к)
ц) –и
- Проверьте себя. Какое слово получилось? (Молодец)
- Давайте вернёмся к вопросам, которые, были заданы вначале урока.
Слайд №15
-- Скажите, пожалуйста, мы ответили на них?
-- Теперь глядя на эти вопросы, сделайте общий ВЫВОД.
Слайд №16
- Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.
- Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? и т. д.
- Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском роде - а, в среднем - о.
- Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание – и.
- Во множественном числе род глагола не определяется.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Б…седа, б…ография, бле…ть, б…лото Л
Цветёт, заскрипит, поедет, догоняет. Глаголы настоящего времени Глаголы будущего времени Цветет Догоняет Заскрипит Поедет
Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадёт, Тот никогда не пропадёт.
Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадёт, Тот никогда не пропадёт. н.в. н.в. б.в. б.в.
Тема урока: Изменение глаголов в прошедшем времени.
ВОПРОСЫ К УРОКУ: На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени? Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Трава (что делала?)шуршала. Медведь (что делал?) заснул. Солнце(что делало?)светило.
Вывод: Прошедшее время показывает , что действие происходило до момента речи. Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? И т. д.
Старик жил . Иван пал , обнимал , целовал . Горбунок-конёк встал , хлопнул, захрапел , полетел. Солнышко село. Море закипело. Царица замолчала. М.р . М.р М.Р С.р С.р Ж.р
Вывод: Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание , в женском – а , в среднем роде имеют окончание - о .
Прилетели три метели, Загудели, засвистели, А четвёртая метель Постелила им постель.
Может, это прилетели Вовсе даже не метели? Может, это коростели Или мухи прилетели ? Знаю я наверняка: Прилетели облака.
Вывод: Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание – и . Во множественном числе род глагола не определяется.
Вопросы к уроку: На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени? Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Вывод: Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи. Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? И т.д. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: В мужском роде имеют нулевое окончание, в женском роде – а , в среднем – о Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончания – и . Во множественном числе род глагола не определяется.
Спасибо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам
На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам....
Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"
Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"...
Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...
План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"
План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"....
Конспект урока «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам(в единственном числе)» («Школа России»)3 кл.
Конспект урока «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам(в единственном числе)» («Школа России»)3 кл....
"Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам" 3 класс
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам....
Урок русского языка в 4 классе ( УМК "Школа России") по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам »
Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.Цель урока: развивать умение различать временные формы глагола и правильноих употреблятьОбразовательные задачи:развивать умение правильно ...