Урок русского языка в 4 классе ( УМК "Школа России") по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам »
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yaz4.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе ( УМК "Школа России") по теме «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам » .
Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Цель урока: развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять
Образовательные задачи:
- развивать умение правильно писать окончания глаголов в
прошедшем времени в зависимости от рода и числа.
- совершенствовать умения делать синтаксический разбор
предложения
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес, мышление обучающихся;
- развивать умения и способности обучающихся работать самостоятельно, в парах, с карточками;
Воспитательные задачи:
- воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению, внимательное отношение к ответам своих товарищей;
- воспитывать нравственные качества личности: ответственность, трудолюбие
Оборудование:
компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, карточки
Прогнозируемые результаты
Личностные:
- ценностное отношение к процессу изменения глаголов прошедшего времени по родам и числам;
- осознание практической важности определения морфологических признаков глагола прошедшего времени;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапреметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению различения временных форм глагола;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа;
- умение применять знания в жизненных ситуациях
- совершенствовать умения делать синтаксический разбор
предложения
УМК: Школа России
Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 4 класс/ М., Просвещение,
2018 г.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
Девиз урока: Хочешь альпинистом стать – иди в горы. Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить, наблюдать.
Сегодня на уроке мы будем исследователями. Кто такой исследователь? (Человек, способствующий получению новых знаний)
Карточка: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
– Где можно узнать значение этого слова? (Толковый словарь)
– Сколько слогов в этом слове? Почему? Ударный? Проговорим слово.
II. Каллиграфическая минутка
Я пишу это слово на доске, а вы пишите в воздухе и проговариваете.
Запишите слово в тетрадях 1 раз.
– На какой вопрос отвечает слово ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? (Кто?)
– Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос Что делать? (Исследовать)
Карточка: ИССЛЕДОВАТЬ
– Что можно сказать об этих словах? Почему? (Родственные)
– Проговорим и запишем дату нашего исследования.
III.- Формулировка цели урока и постановка учебных задач.
-Ребята, перед нами отрывок К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»
(чтение учащимися) (слайд)
Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молнии летали;
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
-Какие образные средства использует автор?
(олицетворение : ревела буря, ветры бушевали)
- Какими словами автор передает состояние природы?
(Ревела, шумел, летали, гремел, бушевали).
-Что объединяет эти слова?
(Это глаголы прошедшего времени, единственного числа).
-Докажите.(Во всех глаголах есть суффикс л).
-Прочтите первое предложение
Ревела буря, дождь шумел.
Запишите предложение
Назовите глаголы.
-В каком времени употребляются глаголы?
-Ребята, сформулируйте тему нашего урока?
« Изменение глаголов прошедшего времени по родам»
-Какие поставим цели? (Определять род глагола, писать правильно окончание)
- Можете ли вы сделать вывод, как изменяются глаголы прошедшего времени? (по родам)
- Что меняется у глаголов прошедшего времени? (окончание)
-Назовите окончание. (Ревела- ж.р. ед.ч., окончание а; шумел- м.р. ,ед.ч., окончание нулевое).
-Все глаголы назвали? Найдите и дайте характеристику глаголу в предложении
(Глаголы– летали, бушевали прошедшего времени, множественного числа).-
-Назовите окончание глаголов.
-Определяется род во множественном числе? (Во множественном числе все глаголы имеют окончание -и, род глагола не определятся).
-Ребята, а теперь прочитаем следующие строки из стихотворения А.С.Пушкина.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
-Запишем первое предложение
- Что вы можете о нём сказать?(Глаголы дышало, блистало стоят в прошедшем времени, имеют окончание -о. Связано с существительным небо, солнышко с.род,)
Вывод:
-Продолжите предложения: В результате наблюдений за изменением глаголов прошедшего времени, я знаю, как пишутся ….(окончания глаголов м.р., ж.р., ср.р., мн.ч.)
IV. Работа над решением поставленных задач
1.Работа в парах.- У вас на столе лежат таблица для исследования. Заполните её.
- Выделите окончания глаголов.
Глагол
Прошедшее время | |||
Мужской род он | Женский род она | Средний род оно | |
Петь Играть Рисовать Убежать |
Зачитывают столбики ответов.
Самопроверка (Плюс +)
- Сделайте вывод.
2.Работа с таблицей в учебнике.
- Давайте сравним результаты нашего исследования с данными таблицы в учебнике на стр. 110. (упражнение 231)
– Прочитайте таблицу. Поставьте вопрос к каждому глаголу. Сравните окончания в вопросах и в глаголах. - Почему глаголы изменили свои окончания?
– Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?
– В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?
Делают вывод: формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива или прошедшего времени с помощью суффикса -л- и окончаний рода и числа. В формах мужского рода единственного числа показателем рода и числа является нулевое окончание. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Форм лица у них нет
- Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?
Физкультминутка "Замок"
На двери висит замок, (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в "замок")
Кто открыть его бы смог? (повторение движений)
Потянули, (пальцы сцеплены в "замок", руки потянуть в одну, потом другую сторону)
Покрутили, (движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе)
3.Работа по учебнику (упражнение 232).– Прочитайте. Какие формы глаголов прошедшего времени образованы от неопределенной формы?
– Запишите глаголы в прошедшем времени в мужском, женском и среднем роде и во множественном числе.
– Обозначьте ударение. Запомните произношение глаголов в этих формах. Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.
4.Самостоятельная работа (в парах) (слайд )
-Ребята, а сейчас работаем с текстом. Первый ряд – находит предложения с глаголами прошедшего времени среднего рода, второй ряд- с глаголами прошедшего времени женского рода, третий ряд-с глаголами прошедшего времени множественного числа. Подчеркните предложения. Выделите окончания.
Стоял… раннее утро. Солнце освещал… верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка.
VI Рефлексия
-О чём расскажете своим родителям?
У глаголов какого времени и в каком числе можно определить род?
- Как определить род у глаголов в прошедшего времени в единственном числе? Что можете сказать о своей работе?
-В начале урока мы ставили перед собой цель: систематизировать знания о глаголах прошедшего времени, прочно их закрепить и научиться использовать эти знания на практике.
-Как вы думаете, мы выполнили свою цель?
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"
Урок русского языка в 4 классе. "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"...
Урок русского языка в технологии деятельностного метода по теме: "Изменение глаголов по временам", 3 класс.
Урок русского языка в технологии деятельностного метода по теме: "Изменение глаголов по временам", 3 класс....
Конспект урока русского языка для 3 класса на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам"
Урок разработан на основе программы "Перспектива" по ФГОС НОО по учебнику Климановой. Тип урока - урок открытия нового знания. На уроке использованы элементы Сингапурской методики, а именн...
Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»
Урок в 4 «А» классе по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»...
Русский язык 3 класс УМК "Школа России" Тема: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам.»
Цели деятельности учителя: познакомить с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результатыПредметные:знать: зависимость рода глагола от рода существительного.у...
Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" УМК "Перспектива" 3 класс
Цели деятельности учителя:· знакомство обучающихся с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые результаты...
Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение глаголов прошедшего времени по родам.2" УМК "Перспектива" 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени по родам; закрепление уже имеющихся знаний.Планируемые результатыПредметные:- знать определение понятия «глагол...