"Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам" 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Паньшина Надежда Викторовна

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тип урока:  урок изучения нового материала

Учитель: Паньшина Н.В.

Тема

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам

Цель

На основе наблюдения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам. Развитие умения правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

Технологии, методы, приёмы

Метод решения учебных задач

Основные понятия термины

Время глаголов (настоящее, будущее, прошедшее), род, число.

                                                                         Планируемые результаты

Предметные:

- распознавать глагол определять его признаки ( как изменяется глагол),

- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

-создание условий для отработки учащимися умения определять род глаголов прошедшего времени, правильного письма окончаний глаголов;

- включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.

Личностные:

- целостное восприятие окружающего мира; способность к рефлексивной самооценке собственных действий;  

 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

– ставить и решать учебную задачу под руководством

учителя; осуществлять самоконтроль; выполнять

учебные действия в материализованной, громкоречевой

и умственной форме (р.);

– ориентироваться в структуре учебника, выделять

и осмысливать необходимую информацию, представлять ее

в знаково-символической форме; осуществлять анализ

с выделением существенных признаков, проводить сравнение

по заданным основаниям, делать умозаключения, подводить

факты под понятие (п.);

– участвовать в коллективном обсуждении вопросов,

высказывать и обосновывать свое мнение, дополнять

и контролировать друг друга; делиться своими открытиями,рассказывать о своих достижениях (к)

Формы работы

Фронтальная, работа в паре, индивидуальная

Оборудование

Интерактивная доска,

 учебник «Русский язык» В.П. Канакина 3 класс,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

      Формируемые умения

  1. Мотивация познавательной деятельности.

Спрашивает, С какой частью речи мы работали на последних уроках?

Приведите примеры глагола в неопределенной форме.

почему неопределённая форма глагола так называется?

Как изменяются глаголы прошедшего времени?

Размышляют, отвечают на вопросы

Предметные :

- актуализация знаний о глаголе.

УУД

-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;(к)

 - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками(л)

  1. Актуализация необходимых знаний.

Прочитайте написанные слова на доске. Отметьте в них общее.(Это глаголы)

Что такое глагол? Разделите данные глаголы на три разные группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились?

1 группа  глаголы настоящего времени: увядает, желтеешь, опадают. Они отвечают на вопросы что делает? Что делаешь? Что делают? И обозначают действия, происходящие в природе осенью.

2группа глаголы будущего времени: запорошит, заметете, заискрятся. Они отвечают на вопросы что сделает? Что сделаете? Что сделают? И обозначают действия, которые будут происходить зимой.

3 группа глаголы: таяли, распустились, зазеленели. Они отвечают на вопросы что делали? Что сделали? И обозначают действия, которые произошли весной.

Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени. Для примеров используйте написанные на доске глаголы.

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам. Например, желтеешь, заметете – глаголы 2 лица, а увядает, опадают, запорошит, заискрятся -3-го. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по числам. Например, увядает, желтеешь, запорошит – это глаголы в единственном числе. А глаголы опадают, заметете, заискрятся во мн. числе.

Сегодня мы с вами продолжаем определять род глаголов в прошедшем времени. Ребята, кто мне скажет ,какую цель мы поставим перед собой на урок? (научиться определять род глагола в прошедшем времени)

Отвечают  на вопросы.

Делят глаголы на 3 группы и записывают их в тетрадь.

Объясняют по какому принципу глаголы были разделены на группы.

Определяют цель и пути их достижения

 Предметные :

осуществлять поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

УУД

 участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания (к)

 принимают и сохраняют учебную задачу

(р)

проявлять эмоциональную отзывчивость к заданиям (л)

 принимать и сохранять учебную задачу (р)

 осуществлять подведение под понятие (п)

 выслушивать разные точки зрения (к)

определяют конкретный смысл понятий (л)

ориентируются на партнера во взаимодействии(к)

  1. Организация познавательной деятельности.

 

Задайте вопрос и вставьте подходящий по смыслу глагол.

-Что показывает прошедшее время глаголов?

- На какие вопросы отвечают?

- Что изменилось у глагола?

- От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени?

Наблюдение за родовыми окончаниями. Работа на интерактивной доске (по цепочке)

Сделайте вывод об изменении глаголов в прошедшем времени в единственном числе и правописании окончаний. 

Один ученик работает у доски.

Дети делают вывод. Написание окончаний глаголов в прошедшем времени зависит от рода.

Работают у доски по очереди. Ставят вопрос. Определяют род глагола в прошедшем времени. Наблюдают за родовым окончанием.

Делают вывод, отвечают на вопросы учителя.

Предметные:

Включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме;

 УУД

- самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели(п)

- формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.(р)

-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;(к)

 - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками(л)

Откройте учебник,

прочитайте задание №80 на странице 60

- Что нужно сделать?

-Выпишите выделенные существительные и глаголы.

-Выделите окончания глаголов.

 Выполните самостоятельно.

 - Помните о посадке во время письма

 Поменяйтесь тетрадями

 - Проверьте, если все верно поставьте на полях знак плюс.

-Посмотрите упражнение ,прочитай нам его вслух. Это упражнение мы будем выполнять устно.

Прочитайте, образуя от глаголов неопределённой формы глаголы прошедшего времени. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Дополните получившийся у нас текст 1-2 предложениями на эту тему.

Он (разбудить) ёжика. 2.Он (стряхнуть) сухие листья и (посмотреть) по сторонам. 3. Тёплое солнышко (растопить) лёд и снег. 4. Колючий ёжик (выбраться) на лесную полянку. 5. По лесу (побежать) весёлый ручеёк. Назовите глаголы прошедшего времени ед.числа ср.рода.

В какой форие все остальные глаголы?

Выполним морфологический разбор слов.

 разберет у доски слово – весёлый.   разберёт у доски слово –ручеёк.

Остальные работают у себя в тетрадях.

Поднимите руку те, кто увидел какую- нибудь ошибку на доске или не согласен, хочет дополнить.

Открывают учебник, Работают с упражнениями, читают задание, самостоятельно выполняют упражнения.

Отвечают на вопросы учителя, проводят взаимопроверку.

Первый выполнивший задание работает у доски.

Предметные:

Развитие внимания, интереса к учёбе

УУД:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата(л)

- формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде(к)

- самостоятельное решения проблем  поискового характера;  развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;  

  1. Рефлексия деятельности

Ответили ли мы с вами на вопросы, которые поставили себе в начале урока?

- Как определить род и число глаголов в прошедшем времени?

Отвечают на вопросы

УУД:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;(р

- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. (л)

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.(к)

Диагностика достижения планируемых результатов:

Определять время и число глагола, образовывать глаголы прошедшего времени м.ж.и ср.р. в ед.числе.

Домашнее задание:

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания. Задаёт вопросы по итогу урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам "

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам " к учебнику Поляковой...

Презентация и интерактивные задания к уроку "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. 4 класс

Презентация и интерактивные задания к уроку "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. 4 класс...

Конспект урока по русскому языку Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется глагол проше...

Технологическая карта по русскому языку Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется гл...

Технологическая карта урока русского языка Изменение глаголов в прошедшем времени по родам 3 класс Батищева Н.А

Технологическая карта урока русского языка Изменение глаголов в прошедшем времени по родам 3 класс Батищева Н.А...

Конспект урока русского языка. Тема: "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся об изменении глагола по родам, умений изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые резу...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» ( 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется гл...