рабочая программа "Родной язык"
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Матвиенко Любовь Николаевна

Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rodnoy_yazyk.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

«Новогремяченская средняя общеобразовательная школа»

Хохольского района Воронежской области

«РАССМОТРЕНА»

на педсовете

Протокол №4 от 29.08.2021 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы                         ___________________О.В.Подорожняя

приказ №          от            2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  учебному предмету родной язык ( русский)

Уровень образования (класс) начальное общее,  4 класс

Количество часов: 16

Срок реализации программы  1 год

Составитель:

учитель начальных классов

Матвиенко Л.Н. 1КК

2021-2022  учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по родному языку (русский) разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции преподавания русского языка на родном языке (русском) в Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требованиями основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Новогремяченская СОШ», Примерной программы по предмету «Родной язык (русский)», входящая в образовательную область «Родной язык и родная литература» авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Ковган Т.В., учебного плана МКОУ «Новогремяченская СОШ»  на  учебный год.    В систему предметов общеобразовательной школы предметная область «Русский язык на родном языке (русском)» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015 года №1577.

Основой для разработки программы послужила примерная программа по родному русскому языку авторского коллектива: Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, Петленко, Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А. и программа курса «Школа развития речи» Соколовой Т.Н.

        УМК:

1.Сборник рабочих программ «Школа России», авторская программа по родному русскому языку  О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов, Е.И Казакова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова.

2.О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая. Русский родной язык. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс.,–М.: Просвещение , 2020 год.

3.Методические пособия для учителя. О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая. Русский родной язык . Методическое пособие - М.: «Просвещение», 2019.

Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся.

Целями изучения родного (русского) языка в начальной школе являются:

 -расширение представлений о русском языке как духовной и культурной ценности народа;

 -совершенствование коммуникативных умений, развитие языковой интуиции;

 -включение учащихся в практическую речевую деятельность на русском языке;

 -первое знакомство с фактами истории родного языка;

 - развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

На основании учебного плана МКОУ «Новогремяченская СОШ»  на изучение учебного предмета «Родной язык» (русский язык) отведено 17 часов. Проводится 1 раз в две недели по 1 часу, чередуется с предметом «Литературное чтение на родном языке (русский)».

                                                             2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«Родной язык» (русский)

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Регулятивные:

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

        Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

        Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

        Предметные результаты :

Обучающиеся будут знать:

  • многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омофоны ;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
  • особенности эпистолярного жанра;
  • типы текстов;
  • понятие фразеологизмов и заимствованных слов;
  • основные элементы композиции текста.

            Обучающиеся будут уметь:

  • распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
  • выразительно читать небольшой текст по образцу;
  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
  • быть хорошим слушателем;
  • определять лексическое значение слова;
  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • редактировать предложения;
  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь основных элементов композиции текста;
  • распознавать стили речи.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основные содержательные линии программы для 4 класса (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:

Русский язык: прошлое и настоящее.

  1. Язык в действии: слово, предложение.
  2. Секреты речи и текста.

    Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.

    Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.

   Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

В основу раздела положена система лингвистических понятий: традиционные эпитеты, фразеологизмы,  многозначные слова, заимствованные слова. Работа   со словарями русского языка. Поиск родственных слов в тексте. Объяснение значений пословиц о семье («Семья крепка ладом», «Дом согревает не печь, а любовь и согласие»). Знакомство с диалогами-прибаутками. Нахождение и объяснение фразеологизмов в тексте (идти гуськом, хорош гусь, как с гуся вода, гусь лапчатый). Понятие интернациональных слов(телескоп ,микроскоп, автомобиль, автограф, термометр).

 -анти- (греч.)-«против»: антивирус, антициклон, антинаучный.

 -слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница  );

 -слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, );

 -слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д)

      Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит)

Проектное задание:  «Пословицы с устаревшими словами в картинках».

Раздел 2.Язык в действии

В данном разделе изучаются формы глагола (победить, убедить, дудеть, галдеть и др.) , синонимические конструкции (словосочетания и предложения : нора лисы- лисья нора, сок из яблок- яблочный сок; медвежья услуга- неловкая услуга, крокодиловы слезы- притворные слезы ,львиная доля- большая доля),  система современной  русской пунктуации  и история знаков препинания .

Знакомство с этикетными выражениями (слова-просьбы,слова-благодарности,слова-извинения,слова-приветствия,слова-прощания). Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова.

Раздел 3. Секреты речи и текста

В данном разделе рассматриваются тема и основная мысль текста, план текста и редактирование ,вопросы  в диалоге( «На уроке русского языка», « Украшение класса к новогоднему празднику» ). Правила диалога.

Виды пересказов. Упражнения в повествовании от первого лица и от третьего, в определении жанра  текста и языковых средств.

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой). Редактирование заданных текстов.

                                                                                               4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

8

2

Язык в действии

4

3

Секреты речи и текста

4

Итого:

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.

Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

рабочая программа языки и литература 2 класс глубокая умственная отсталость

Пояснительная записка  Рабочая программа по учебному предмету «Языки и литература» составлена на основании на основе адаптированных основных образовательных программ для детей с умственной отстал...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....