Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс)
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последнее десятилетие миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона.
Большинство детей с билингвизмом испытывают те или иные трудности на начальном этапе обучения. Для преодоления этих трудностей нужна дополнительная помощь педагогов или других специалистов: психологов, логопедов, медиков, социальных педагогов. Наличие нарушений в звуковом оформлении речи, лексико-грамматическом строе, фонематическом восприятии у двуязычных детей препятствуют успешному усвоению учебного материала и требуют специальной помощи педагогов.
Программа по изучению русского языка как иностранного рассчитана на двуязычных учащихся 3 класса и имеет целью оказание помощи обучающимся с билингвизмом и профилактику обусловленных этим трудностей в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchaem_russkiy_yazyk.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бобровская средняя общеобразовательная школа №2
Рассмотрено на заседании ШМО «Утверждено»
Протокол №1 Директор школы
От «28» 08.2017 г. ____________ Н.И. Гайворонская
Приказ № 64 от 01.09.2017 г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________ И.Н. Резник
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 7 от 30.08.2017 г.
Рабочая программа внутрипредметного модуля
«Изучаем русский язык»
к рабочей программе по русскому языку
для учащихся 3 «Б» класса
учителя Ульвачевой Светланы Сергеевны
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внутрипредметного модуля «Изучаем русский язык» составлена в соответствии с образовательной программой начального общего образования МБОУ Бобровская СОШ № 2 и следующими нормативными правовыми документами:
Изучение русского языка в начальной общеобразовательной школе следует осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10
« Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» № 373 от 06.10.2009 г. (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785)
- Приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» №1241 от 26.11.2010 г. (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707)
- Приказ Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.2014г. (зарегистрировано Минюстом России 06.02.2015г., регистрационный номер №35915) о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Рабочая программа ориентирована на использование методических пособий для учителя:
- Власова Н.С. Методика преподавания РКИ детям. Учебник для преподавателей русского языка в нерусскоязычной семье. Екатеринбург, УрГУ им. А. М. Горького, 2008.
- Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд. испр. и доп. М.: Рус. яз. Курсы, 2002.
- Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский в упражнениях. М.,Изд. «Прогресс», 1969.
Программа рассчитана на 18 часов.
Продолжительность и структура занятий: модуль состоит из 18 занятий. Продолжительность каждого - 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время.
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящими в последнее десятилетие миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона.
Большинство детей с билингвизмом испытывают те или иные трудности на начальном этапе обучения. Для преодоления этих трудностей нужна дополнительная помощь педагогов или других специалистов: психологов, логопедов, медиков, социальных педагогов. Наличие нарушений в звуковом оформлении речи, лексико-грамматическом строе, фонематическом восприятии у двуязычных детей препятствуют успешному усвоению учебного материала и требуют специальной помощи педагогов.
Программа по изучению русского языка как иностранного рассчитана на двуязычных учащихся 2 класса и имеет целью оказание помощи обучающимся с билингвизмом и профилактику обусловленных этим трудностей в обучении.
Основные задачи курса:
- обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;
- формирование навыков словообразования и словоизменения;
- обучение правильному грамматическому оформлению предложений;
- формирование связной речи;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;
- формирование навыков общения на русском языке;
- воспитание толерантности и взаимоуважения в условиях межнационального общения.
Специфика курса состоит в том, что решение задач происходит с учётом принципов изучения русского языка как иностранного. Этому способствует логика построения курса, его содержание, приёмы и методы обучения.
В содержании программы реализован ведущий для данной категории детей принцип коммуникативной направленности обучения неродному языку. Структура программного материала предусматривает последовательное усложнение грамматических форм речи, постепенное накопление словаря и соответствующие лексико-грамматическому материалу игры – диалоги.
Программа предполагает погружение иноязычных детей в русскоязычную среду, обучение общению на русском языке в типовых ситуациях и включает в себя два раздела, определяющие изучаемые грамматические и лексические темы. Такая структура позволяет реализовывать лексико-грамматический подход к материалу, который является основным при изучении русского языка как иностранного и способствует расширению словарного запаса при одновременной работе над различными грамматическими категориями. Для формирования навыков письменной речи наряду с объяснительными диктантами запланировано проведение различных видов работ: орфографических минуток, словарных, зрительных и предупредительных диктантов, письмо по памяти. Программой предусмотрены и виды работ по развитию связной речи и навыков говорения. Разнообразие видов работ способствует мотивации к обучению, предотвращает утомление, способствует развитию орфографической зоркости.
В ходе реализации программы осуществляются межпредметные связи непосредственно с уроками русского языка, с уроками литературного чтения, окружающего мира.
Основными критериями оценки эффективности курса являются следующие показатели: успешность в усвоении школьной программы (особенно по русскому языку)
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу обучения:
В итоге работы дети, овладевающие русским (неродным) языком, должны:
- Различать в потоке русской речи отдельные слоги, слова, словосочетания и предложения;
- Усвоить правильное произношение звуков русской речи в соответствии с индивидуальными особенностями строения и функции артикуляционного аппарата;
- Четко различать и дифференцировать усвоенные на данный момент звуки русской речи по месту, способу артикуляции и участию голоса;
- Уметь согласовывать части речи (сущ., гл., прил.), грамматически правильно оформлять предложения;
- Составлять рассказ и пересказ описательно-повествовательного характера
Основные методы обучения
С учетом основных задач курса и принципов его построения подбираются методы обучения. Использование игровых методов обучения способствует повышению познавательной и речевой активности при усвоении речевого материала, соответствует ведущей деятельности возраста и позволяет решать целый ряд познавательных и воспитательных задач. С одной стороны, играющий выполняет реальные действия, связанные с изучением вполне конкретного лексико-грамматического материала; с другой — игровая ситуация позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью, наказуемостью, снять барьеры страха быть смешным, получить плохую оценку. В игре легче усваивается изучаемое, быстрее вырабатываются необходимые умения и навыки. Важное значение имеют также наглядно-демонстрационные методы обучения. Так как для таких детей русский язык не является родным, при проведении занятий учитываются и психологические предпосылки усвоения иностранного языка. Имеются в виду нередко существующие у детей психологические барьеры, когда трудности заключаются не столько в овладении речевым материалом, сколько в социально-психологическим взаимодействии с окружающими на чужом языке. Преодолеть эти трудности помогают методы ролевого моделирования типовых ситуаций. При проведении занятий используются также словесные методы обучения (рассказ, беседа), но их удельный вес на первом этапе невелик.
Использование всех перечисленных методов соответствует основным задачам и принципам построения курса, возрастным и психологическим особенностям учащихся.
Тематическое планирование
№ тем | Грамматические темы | Лексические темы | Количество часов |
1 | Слова, обозначающие предметы. Дифференциация слов, отвечающих на вопросы кто? или что? | Школа. Учебные принадлежности. Игрушки. Домашние животные. | 1 |
2 | Единственное и множественное число имен существительных. Числительные один, одна | Учебные принадлежности. Игрушки. Домашние животные. Части тела. | 1 |
3 | Слова, обозначающие действия предметов | Домашние животные | 1 |
4 | Простое двусоставное нераспространенное предложение | Дикие животные. Детеныши животных | 1 |
5 | Согласование имени существительного и глагола в числе | На уроке. На перемене. В лесу | 1 |
б | Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в роде | Части суток. Режим дня. Семья | 1 |
7 | Слова, обозначающие признаки предметов. Подбор признаков к предметам по цвету, форме, величине, материалу. Распространение простого предложения определением | Овощи. Фрукты. Одежда. Цветы. Деревья | 1 |
8 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе. Однородные определения | Одежда. Овощи. Фрукты. Цветы. Мебель | 1 |
9 | Местоимения мой, моя | Одежда. Семья. Игрушки. | 1 |
10 | Местоимения чей, чья | Животные. Одежда. Учебные принадлежности. Игрушки | 1 |
11 | Работа над грамматическим оформлением предложения. Формы винительного, дательного, родительного и творительного падежей имени существительного и имени прилагательного без предлогов | Повторение ранее изученных тем. Птицы. Продукты питания. Профессии | 2 |
12 | Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлоги в, на, с, со, по, к, от, у. Последовательный пересказ с опорой на картинки и схемы. Составление рассказов повествовательного характера по картинному плану. | Мебель. Посуда. Дом и его части. Город. Транспорт | 2 |
13 | Закрепление всех отработанных предлогов. Пересказы и рассказы описательно-повествовательного характера | Времена года. В саду. На огороде. В лесу | 2 |
14 | Составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картинок, по схеме. | Повторение | 1 |
15 | Продолжение рассказа по его началу. Восстановление рассказа по его концу. (С опорой на картинки и без) | Повторение | 1 |
Всего: | 18 |
Литература:
- Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. – 2-е изд. испр. и доп. М.: Рус. яз. Курсы, 2002.
- Ахраменкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз. 2-4: пособие для учащихся. М: Просвящение, 2007.
- Власова Н.С. Методика преподавания РКИ детям. Учебник для преподавателей русского языка в нерусскоязычной семье. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та им. А. М. Горького, 2008.
- Логопедия в школе: Практический опыт/ Под ред. В.С.Кукушина. – М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2005.
- Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский в упражнениях. М.,Изд. «Прогресс», 1969.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Русский Восток" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной 4 класс
Конспект урока "Русский Восток" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной 4 класс ,раздел "В музыкальном театре"...
Презентация к уроку "Русский Восток" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской,Т.С.Шмагиной 4 класс
презентация к уроку "Русский Восток"по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской,Т.С.Шмагиной 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...
рабочая программа по русскому языкк
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья составлена на основе ФГОС начальног...
Рабочая программа к внутрипредметному модулю по русскому языку 4 класс
Рабочая программа к внутрипредметному модулю по русскому языку 4 класс...