Русский язык. Теме " Обобщение.Имя числительное", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Методическая разработка урока по русскому языку УМК "Начальная школа 21век", 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_chislitelnoe.doc | 355 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Ольга Александровна
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Высокогорская средняя общеобразовательная школа №3
Высокогорского муниципального района РТ»
Методческая разработка урока по русскому языку, 4 класс.
Тема урока: Имя числительное. Обобщение по теме.
Цели урока: Закрепить и систематизировать знания об имени числительном как части речи, учить отличать числительное от других частей речи;
Развивать внимание, логическое мышление, навыки вдумчивого грамотного письма;
Воспитывать любовь к языку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ребята, повернитесь друг к другу и пожелайте удачи!
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
Игра "Третий лишний":
1) один, одиночка, одиночество;
2) пятёрка, пятерня, пять;
3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.
Ответ: один, пять, четыре.
– Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)
– А остальные слова, какой частью речи являются? (Имена существительные.)
– На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык, математика.)
-Везде и во всем человека окружают числа. Без них невозможна наука и сама жизнь . От чисел первого десятка фактически и возникло все многообразие числительных, позволяющих вести счет. Название «числительное произошло от слова «число».
3. 4. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации.
-Сформулируйте тему урока.
- Какие цели стоят перед нами сегодня?
-Повторить и обобщить теоретические сведения о числительном как части речи, его морфологических признаках, роли в предложении.
Совершенствовать умения и навыки:
-правильно произносить и писать числительные;
- грамотно использовать числительные в своей речи.
- Сначала проверим, как вы знаете теоретический материал. Выполняем тест с последующей проверкой по эталону.
Тест по теме «Имя числительное»
- Взаимопроверка в парах по эталону. (10 правильных ответов -5, 7,8-4, 6,5-3)
Проект выхода из ситуации легче строить по следующему плану.
Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение. Ученик намечает план решения проблемы: поиск нужного правила, обращение к словарю, повтор пройденного материала, исправление ошибки по аналогии с подобными заданиями и т.д.
-Теперь опираясь на ваши знания, составим кластер «Что я знаю о числительном». (Работа в группе).
-Прошу по одному человеку от группы выйти к доске и представить составленный вами кластер
4. Реализация построенной стратегии, проекта. Практическая часть. Работа в паре.
-На столе у вас карточки с заданием. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете разряды числительных.
1.Запиши числительные в 2 столбика
Одиннадцать, двенадцать, семь, семьдесят, семнадцать, сорок, девятый, десять, шестой, десятый, первый, один, сотый, второй, четвертый, четыре, восемь, седьмой, сто, девятнадцать.
-Проверка. Дети зачитывают свои варианты ответов. (Выявление затруднений)
- Задание . Прочитайте числительные:
семьсот, тринадцатый, триста, двадцать первый, сорок шестой, десять, пять, восьмой.
- Назовите среди них:
а) простые б) составные в) сложные
-Проверка. Дети зачитывают свои варианты ответов. (Выявление затруднений)
Динамическая пауза. Я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке.
Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – поднимите правую руку вперёд, в конце – левую, если его в слове нет – обе руки поднимаем вверх.
Семьсот, одиннадцать, сорок;
шестнадцать, восемьдесят, двести;
девятьсот, девятнадцать, девяносто.
5 .6. Закрепление. Работа у доски и в тетрадях. Сделать синтаксический разбор предложения. Вспомним алгоритм синтаксического разбора предложения. Учебник стр.186
Во втором доме от угла находится музыкальная школа.(Повествовательное ,невосклицательное, распространенное)
Морфологический разбор числительного. Памятка учебник стр.186. Самостоятельная работа. Проверка по эталону .
Во втором – в каком? – числительное
Н.ф. – какой? второй
П. п. – порядковое, простое
Н. п. – в ед. ч., м. р., П. п.
В каком? Во втором – определение
-Выявление затруднений.
XI. Физминутка для глаз.
7.Занимательная грамматика .
-Кто сможет прочитать зашифрованные предложения.
Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
Вскоре семья опять сядет за стол, блистающий чистотою. Сестрицы-сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир.
Игра «Учитель – ученик». Работа в парах. Сначала один ученик читает задачу в стихах, а второй – составляет и озвучивает решение. Затем дети меняются ролями. Запишите словами решение задач.
1.Ёжик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
Два - под берёзой,
Один – у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
2.Четыре сороки пришли на уроки,
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно трудилось сорок?
Дети записывают свои ответы в тетради. (Двое у доски)
1.К (скольким?)ДВУМ ПРИБАВИТЬ (сколько?) ОДИН ПОЛУЧИТСЯ (сколько?) ТРИ.
2. ИЗ (сколько?)ЧЕТЫРЕХ ВЫЧЕСТЬ (сколько?) ОДИН ПОЛУЧИТСЯ (сколько?) ПЯТЬ.
-Проверка записи решения. Выявление затруднений.
8. Рефлексия.
_ Закончи предложение, ответь на вопрос (ответы учащихся на листочках)
1.Имя числительное – это …(часть речи).
2. Которая обозначает… (количество и порядок предметов при счёте).
3. И отвечает на вопросы… (сколько? Какой?)
4. Имена числительные бывают…(количественные и порядковые).
5. Простыми называют числительные, у которых…(один корень).
6. Сложными называют числительные, у которых…(несколько корней).
Домашнее задание. Сделать морфологический разбор числительных.
Приложение 1.
Тест по теме «Имя числительное»
- Имя числительное – это часть самостоятельная часть речи, которая обозначает:
А) предмет;
Б) количество предметов, число, порядок предметов при счете;
В) признак предмета;
2. На какие вопросы отвечает имя числительное?
А) кто? что?
Б) какой? который? сколько?
В) что делать? что сделать?
3. Найдите словосочетание с числительным.
А) «тройка» за ответ;
Б) утроить усилия;
В) трёхэтажный дом;
4.Имена числительные делятся на :
А) качественные и относительные;
Б) собственные и нарицательные ;
В) количественные и порядковые;
5. Составные числительные – это числительные, состоящие из:
А) одного слова с двумя корнями.
Б) двух или более слов.
6. Порядковые числительные обозначают:
А)количество предметов.
Б)порядок предметов при счете.
В)несколько предметов как одно целое.
7. Мягкий знак пишется:
А) на конце всех числительных;
Б) на конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30;
В) на конце числительных от 5 до 20;
8. Найдите простое числительное.
А) двадцать пять;
Б) сорок четыре;
В) восемь;
9. В каком ряду все слова являются именами числительными?
А) первый, второй, третий, семь
Б) много, мало, сколько, трижды
В) полтора, второй, который
10. К какому разряду относится имя числительное из предложения «Пролетели
над водой две пернатые птицы»:
А) количественное числительное.
Б) порядковое числительное.
1.Запиши числительные в 2 столбика
Одиннадцать, двенадцать, семь, семьдесят, семнадцать, сорок, девятый, десять, шестой, десятый, первый, один, сотый, второй, четвертый, четыре, восемь, седьмой, сто, девятнадцать.
________________________ ______________________________
________________________ ______________________________
________________________ ______________________________
________________________ ______________________________
________________________ ______________________________
________________________ ______________________________
________________________ ______________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема: "Обобщение знаний о падежах имён существительных".
УМК "Школа России".Урок русского языка-4 класс.Применение деятельностного метода на уроке, технологии сотрудничества способствует повышению познавательного интереса обучающихся....
Урок русского языка. Тема «Обобщение знаний об имени существительном».
Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Прививать интерес к родному языку, воспитывать самостоятельность,...
Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"
Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Обобщение знаний по разделу "Звуки и буквы" 2 класс.
План - конспект урока по русскому языку с использованием игровых моментов. Программа "Школа России" 2 класс....
Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Обобщение по теме"Спряжение глаголов""(4 класс, УМК "ПНШ").
Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение и систематизирование знаний о спряжении глаголов.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о спряжении глаголов;Совершенствовать умение определять спряжение ...
Конспект урока русского языка Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова».
Конспект урока русского языка, 3 класс, «Школа России»Тема: Обобщение по теме «Корень слова и однокоренные слова»....
Конспект урока русского языка. Тема: Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»
Закрепление навыков определения грамматических признаков и правописания имени прилагательного, синтаксического разбора предложения...