Конспект урока русского языка. Тема: Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ляхова Анна Леонидовна

Закрепление навыков определения грамматических признаков и правописания имени прилагательного, синтаксического разбора предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_1.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Цель:

закрепление навыков определения грамматических признаков и правописания имени прилагательного, синтаксического разбора предложения, формирование позитивное отношение к учебе

Задачи:

формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному алгоритму; формировать способность к самоконтролю, самоанализу;

совершенствовать умение ориентироваться в предложенной информации, преображать ее, использовать приемы графического отображения информации;

развивать навык работы в группе, умение высказывать собственную точку зрения и прислушиваться к мнению окружающих, построить связное аргументированное высказывание;

воспитывать чувство патриотизма, стремление к саморазвитию на примере выдающихся российских спортсменов.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, игрушки-символы зимней Олимпиады-2014, карточки для групповой работы, индивидуальные памятки (порядок грамматических разборов).

Ход урока

  1. Оргмомент. Мотивация. Совместное целеполагание.

Словарная работа (картинный диктант с использованием презентации).

Выразительный, песчаный, лиловый, падеж, ветреный, серебряный.

Какое слово «лишнее»? Почему?

А как правильно записать термин «имя прилагательное»? Выберите верный вариант (текст на слайде):

  1. Имя прилогательное
  2. Имя прилагателное
  3. Имя прилагательная
  4. Имя прелагательное

Правильный вариант: имя прилагательное. На протяжении нескольких уроков мы говорили о роли имен прилагательных в нашей речи, изучали морфологические признаки и правописание падежных окончаний. Сегодня мы обобщим и систематизируем полученные знания, покажем, чему научились.

  1. Творческая работа (в группах).

Зачем же мы употребляем имена прилагательные? Постройте высказывание-рассуждение. (Они делают нашу речь, во-первых, более точной, во-вторых, более красивой, образной, помогают передать настроение говорящего). Попробуйте правильно расставить в тексте пропущенные имена прилагательные. Это фрагмент репортажа с церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. (Текст задания единый для всех групп).

Мы снова оказались в … сказке. … птица - тройка гордо летит над землей! А внизу, в калейдоскопе … красок – и … Рыба-кит, и … соборы, и … Китеж-град. … всем с … детства образы так неописуемо красивы! Открываются двери … души и … истории.

Слова для справок:

русский российский сказочный величавый ранний

былинный знакомый белоснежный волшебный яркий

Дети проверяют правильность работы по тексту на слайде.

Мы снова оказались в волшебной сказке. Белоснежная птица - тройка гордо летит над землей! А внизу, в калейдоскопе ярких красок и сказочная Рыба-кит, и величавые соборы, и былинный Китеж-град. Знакомые всем с раннего детства образы так неописуемо красивы! Открываются двери русской души и российской истории.

Какой это тип текста? В какой форме употреблены предложенные вам имена прилагательные? Почему они изменились в тексте? Объясните правописание окончаний выделенных имен прилагательных в тексте.

  1. Обобщение знаний о морфологических признаках и о правописании падежных окончаний имен прилагательных и других изученных орфограммах.

а) Найти ошибки, допущенные при морфологическом разборе имен прилагательных (работа в группах, 6 вариантов заданий)

(На) олимпийских (трассах) – (на каких?), н.ф. олимпийский, прил., в ж.р., во мн. ч., в П. п., второст. чл. предл. (определение).

Метким (биатлонистом) – (каким?), н.ф. меткий, прил., в м. р., в ед. ч., в Т. п., второст. чл. предл. (обстоятельство).

(За) талантливых (хоккеистов) – (за каких?), н.ф. талантливый, прил., во мн.ч., в Р. п., второст. чл. предл. (определение).

(О) юной (фигуристке) – (какой?), н.ф. юной, прил., в ж.р., в ед. ч., в П. п., второст. чл. предл. (определение).

(Для) смелого (саночника) – (для какого?), н.ф. смелый, прил., в ед.ч., в В. п., второст. чл. предл. (определение).

Точнейшая (передача) – (какая?), н. ф. точный, прил., прил., в ж.р., в ед. ч., в И. п., второст. чл. предл. (определение).

Во время проверки демонстрируются слайды (первоначальные и исправленные варианты)

ФИЗМИНУТКА (Дети имитируют движения спортсменов на слайде под песню «Нас не догонят»)

б) Обобщение знаний о правописании падежных окончаний имен прилагательных и других изученных орфограммах.

Запись предложения под диктовку с комментированием.

Мы снова оказались в волшебной сказке.

в) Обобщение знаний о морфологических признаках имен прилагательных.

Выполнить морфологический разбор имени прилагательного из данного предложения. Можно использовать памятки.

г) Обобщение знаний о правописании падежных окончаний имен прилагательных и других изученных орфограммах.

Списывание предложения с доски.

Белоснежная птица - тройка гордо летит над землей!

д) Обобщение знаний о связи слов в предложении.

Выполнить синтаксический разбор данного предложения.

е) Обобщение знаний о правописании –нн- в именах прилагательных.

Вспомните имена прилагательные с –нн-, -сс- из текста, объяснить правописание (былинный, ранний, русский, российский)

  1. Творческая работа (в группах). Расширение словарного запаса, развитие связной речи.

а) Подобрать как можно больше имен прилагательных, описывающих символы Олимпиады: леопарда, медведя, зайку.(Используются мягкие игрушки.)

б) Придумать интересное предложение, прославляющее российских олимпийцев. Употребить имена прилагательные. (Демонстрируются соответствующие слайды).

  1. Рефлексия на познавательном уровне. Самооценка. Мини-тест

-Запиши только окончания имен прилагательных: у сильного и мощного леопарда, веселую зайку, олимпийскими играми, стойкий характер

(+ или -):

- начальная форма имени прилагательного – это форма И.п., ед. ч., м.р. (+)

- имя прил. в предложении чаще всего является обстоятельством ( -)

- род – это постоянный признак имени прилагательного (-)

- имя прилагательное в словосочетании является зависимым словом, а имя существительное – главным (+)

- падеж имени прилагательного определяется вопросом, заданным от имени существительного (-)

- имена прилагательные уместно употреблять в сочинении-описании (+)

Проверь по слайду: -ого, -ую, -ими, -ий, +, -, -, +, -, +.

Без ошибок – 5 1-2 ош. – 4 3-4 ош. - 3

  1. Домашнее задание. Творческая работа. Сочинение-миниатюра (описание любого вида спорта с использованием имен прилагательных). Показ краткого видеофрагмент (нарезка «острых» моментов во время олимпиады).
  2. Рефлексия на эмоциональном уровне. Как вы поработали в команде? Выберите кричалку, наиболее соответствующую вашему настроению:
  • Умные, веселые, любим спорт и школу мы!
  • Если ты не достиг высоты, не унывай, цель не теряй!
  • Мы старались, как могли, жалко мысли подвели…
  • Будь всегда на высоте: в учебе, в спорте и в труде!
  • Если упорно трудиться, можно победы добиться!
  • Легко пятерки получаем и нормативы выполняем!
  • Мы – лучше всех!! Нас ждет успех!
  • Вниманью и старанью - да! да! да! Лени и безделью – нет! Нет! Нет!

Во время группового исполнения «кричалки» текст демонстрируется на экране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка В 4 «А» классе. Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.Форма проведения урока: урок-семинар.Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Технологии: самооценка.Цель урока: обобщит...

Урок русского языка в 4 классе по теме"Обобщение знаний об именахсуществительных и прилагательных."

Урок русского языка с интерактивной доской Smart Board по теме "Закрепление об именах существительных и именах прилагательных"...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Обобщение знаний по теме «Глагол»

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, содержит приёмы ТРКМ....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ»

Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи; развитие умения рас­познавать имена прилагательные в тексте; установление связи имен прилагатель­ных с именами существительными; опреде...

Урок русского языка. "Школа России". 2 класс. Тема: "Обобщение знаний по теме "Имя существительное"

Урок разработан в форме игры – аукциона знаний - и направлен на обобщение и систематизацию знаний по теме «Имя существительное». Основной педагогический смысл и назначение игры - соз...