«Сложные слова» 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мачулина Наталья Афанасьевна

УМК «Школа 2100».Русский язык.3класс. Тема: Решение компетентностных  задач как основа практико-ориентированного подхода к обучению в школе на уроке русского языка по теме: «Сложные слова». Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая .Форма проведения урока – путешествие.

 

На уроке наряду с формированием образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) решаются также задачи, направленные на достижение предметных результатов: конструировать понятия «сложное слово», « соединительные гласные», способы построения сложных слов с помощью соединительных гласных; расширение словаря (работа с анаграммами, синонимами, поговорками и пословицами, загадками);развитие умения определять однокоренные слова, видеть в них корень, умения выполнять морфемный анализ слов;

развитие орфографической зоркости и умения решать орфографические задачи.

 

Межпредметные связи: урок литературного чтения (Мотивация урока « Что умеете хорошего, то не забывайте, а что не умеете, тому учитесь» –выдержка из текста учебника Литературное чтение «Поучение Владимира Мономаха». Работа со скороговорками.). Побуждение к готовности самостоятельно открывать новые знания. Работа с Толковым, Этимологическим словарями, словарём Синонимов. Использование приёма мнемотехники для лучшего усвоения написания словарных слов; игровой технологии( загадка, поэтапное «конструирование» ракеты как выполнение регулятивной функции по совместно составленному плану урока; закрепление знаний – каждый ряд(группа - экипаж)путешествует на своей ракете – выбирают соединительную  гласную и записывают сложное слово; рефлексия – полет шарика соответствующего по цвету настроению  своего успеха на уроке); технологии системно-деятельностного подхода. Динамическая пауза урока соответствует теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikoorientirovannyy_urok.docx37.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1 поселка Навля»

Решение компетентностных  задач как основа практико-ориентированного подхода к обучению в школе на уроке русского языка по теме: «Сложные слова» 3 класс.

                                                                 Выполнила: учитель начальных                                                                                

                                                                  классов высшей категории

                                                                  Мачулина Наталья Афанасьевна  

                                                         

Тема урока: Сложные слова

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию темы: «Сложные слова»

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • организационно-регулятивные: совместно формулировать тему урока, цель, намечать план изучения темы , план  выполнения отдельных действий, умение работать по плану, сопоставлять результат и намеченные задачи, по ходу выполнять коррекцию действий, оценивать свои действия по алгоритму;
  • познавательные: ориентироваться в системе понятий по теме, добывать и перерабатывать информацию, представляя её в разных формах, развитие умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта, развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др
  • коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах,  умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее, слышать и принимать замечания, формирование умения взаимодействовать в парах и группах.,

3. Предметные задачи.

  • расширение словаря (работа с анаграммами, синонимами, поговорками и пословицами, загадками);
  • развитие умения определять однокоренные слова, видеть в них корень, умения выполнять морфемный анализ слов; конструировать понятия «сложное слово», « соединительные гласные», способы построения сложных слов с помощью соединительных гласных;
  • развитие орфографической зоркости и умения решать орфографические задачи.

Оборудование: карточки- ракеты для групповой работы, «ракета» - план урока, толковый словарь С.И. Ожегова, Словарь синонимов русского языка К.С.  Горбачевич, Школьный этимологический словарь русского языка Н.М. Шанского, по 3 шарика красного, зелёного, жёлтого цвета  у каждого ученика.

Технология: проблемно-диалогическая, оценивания.

Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.    

Методы обучения: словесный(диалог, рассказ), наглядный (алгоритм самооценки, словари, учебник), практический (задания в учебнике).

  1. Организационный. Мотивация к уроку.

(Дети все встают в круг, берутся за руки. Учитель произносит слова:

Здесь собрались все друзья:

Я и ты, он и она.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь тем, кто справа.

Вместе мы – семья.

То, что не смогу одна я,

Сможем ты и я!)

-Ребята! Прочтите слова!

« Что умеете хорошего, то не забывайте, а что не умеете, тому учитесь – как отец мой, сидя дома, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Поучение Владимира Мономаха.

-Какая в высказывании ключевая фраза? Как её соотнести с нашим уроком?

(Дети: Мы сегодня будем узнавать новое. Но помогать нам будут известные ранее знания.

Рассказать секреты слова 

 Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

-И начнем мы наш урок со словарной работы.

II. Словарная работа.

Анаграмма – КАРЕТА.

-Путем перестановки букв получите новое слово, а поможет вам

ЗАГАДКА. Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд.»  (КАРЕТА – РАКЕТА)

- Какую работу можно провести со словом « ракета»? (Предложения детей.)

              ПЛАНИРОВАНИЕ

1. Посмотреть лексическое значение, толкование слова в ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ.

2. Путь слова в русский язык(происхождение) проследить по ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ.

3. Поискать синонимы к слову в словаре СИНОНИМОВ.

4. Написать транскрипцию слова.

5. Подобрать однокоренные слова.

6. С помощью МНЕМОТЕХНИКИ помочь себе запомнить слово.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА ПО ПЛАНУ.

1.Подготовка.

  • Индивидуальная работа

-с ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЕМ;

- со словарем СИНОНИМОВ;

-со школьным ЭТИМОЛОГИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ

  • Коллективная (Остальные дети)

-транскрипция слова;

- подбор однокоренных слов;

-поиск способов запоминания слова.

2. Результат индивидуальной работы.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. Ракета – ж. р. Имеет несколько значений.

1.Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд, состоящий из гильзы, начинённый пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе.

2. Летательный аппарат с реактивным двигателем.

3. Боевой реактивный снаряд.

 СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ. Ракета, звездолёт, космолёт, космический корабль.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Русское слово «ракета» произошло от немецкого слова «ракет». А это немецкое слово - уменьшительное от итальянского слова «рокка», что значит «веретено». То есть, «ракета» означает «маленькое веретено», «веретёнце». Связано это, конечно, с формой ракеты: она похожа на веретено - длинная, обтекаемая, с острым носом.

3. Результат коллективной работы.

Ра/ке/та [р а к, э т а ] – 6 б., 6 зв., 3 слога

-Как запомнить слово? (Дети.)-

-Поискать внутри слова ДРУГИЕ СЛОВА.

        

-Назовите и запишите  однокоренныё слова. (Дети называют, записывают, выделяют корень.)

Ракета, ракетный, ракетчик, ракетница, ракетодром, ракетостроение.

-Мы неслучайно уделили так много  внимания слову «ракета». Сегодня ракета поможет нам не потерять нить урока: К О Н С Т Р У И Р У Я     Р А К Е Т У, мы будем от этапа к этапу продвигаться в   О Т К Р Ы Т И И     Н О В Ы Х    З Н А Н И Й! (ПОЯСНЕНИЯ: Каждый этап урока соответствует  части ракеты:

- совместное формулирование проблемного вопроса, темы, цели урока  – на доску прикрепляется часть ракеты ОБТЕКАТЕЛЬ,

- совместное составление плана изучения темы – на доске появляется часть ракеты КАБИНА КОСМОНАВТОВ,

- совместное открытие знаний – на доске появляется часть ракеты ПРИБОРНЫЙ ОТСЕК,

-применение знаний (формы – коллективная, групповая) – на доске появляется часть -  БОРТ РАКЕТЫ

-Совместное подведение итогов. Домашнее задание. Результат – прикрепляется часть СТАБИЛИЗАТОР,

-Рефлексия – часть ракеты ПУСКОВОЙ МЕХАНИЗМ).

III. Совместное формулирование темы. Постановка цели.

-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. Что такое путешествие?( Поездка, путь , дорога)

-Как называют человека, который путешествует?( путешественник)

(На доске открываем  слово  Путешественник )

Какое задание можно предложить выполнить с  этим словом(Выделить корень, подобрать родственные однокоренные слова)
– Какие однокоренные слова вы подобрали?( путь, путник, путевой, шествие, шествовать)
Какой корень вы выделили? Что интересного заметили?( В слове 2 корня)
Как же образовалось это слово?(Сложением двух основ)
Как вы думаете, как можно назвать такие слова(Сложные слова)

-Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.(Тема урока «Сложные слова»).

IV. Совместное  составление плана изучения темы.

-Чтобы не заблудиться в путешествии,  что нужно иметь путешественнику?(Карту, компас.)

-Давайте составим карту нашего путешествия – план изучения темы.

-Как вы думаете, что вначале мы должны выяснить? Что потом?

                                                      ПЛАН

  1. Как образуются сложные слова?
  2. При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
  3. Какую роль играют сложные слова в речи?

V.Открытие новых знаний.

-Итак, отправляемся  в путешествие в страну  Сложных слов. По пути нас ждёт несколько остановок. Ну, а на каком транспорте  мы отправимся, вы узнаете, отгадав 1.загадку: 

Летит птица-небылица

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (самолёт)

-Запишите это слово. Как вы думаете, как оно образовалось? (Сам- летает).

- Пока мы летим, подумайте: один или два корня в слове? Выделите корни.

- Отправляясь в путешествие, я взяла с собой вещи, которые могут нам понадобиться в пути. Запишите, как называются эти вещи:

*Как называется карта, которая будет вести нас по намеченному пути? (путеводная)

*Как называется аппарат для фотографирования? (фотоаппарат)

-Выделите корни в словах, объясните, как они образовались.(путь водить, фото аппарат)

2. -Первая остановка. Мы попали на остров « Загадок». Только верно выполнив все задания, мы сможем двигаться дальше.

1)Он охотно пыль вдыхает,

Не болеет, не чихает.(пылесос- пыль сосет)

2)Верх-дыра, низ- дыра,

А посередине  огонь и вода.(самовар-сам варит)

-От каких основ образовались эти слова? Выделите корни.

-Прочитайте предложение на доске: В Тулу со своим самоваром не ездят.

-Что вы прочитали? Как  вы понимаете эту ПОСЛОВИЦУ? ( С собой не берут того, чего много там, куда едут, чем славится то место, куда едут)

-Найдите сложное слово и объясните письменно, как оно образовано.

-А следующие предложения  попробуйте прочитать быстро.

1 ВАРИАНТ: Кашевар кашу варил, подваривал, да недоварил.

2 ВАРИАНТ:Рыбу ловит рыболов, из реки уплыл улов.

-Что прочитали?(СКОРОГОВОРКУ) Почему так называется?( Надо говорить быстро, скоро)

-Запишите эти слова и выделите корень ( каша варить – кашевар, рыба ловить – рыболов, скороговорка – скоро говорить). А кто заметил сложное слово в  самой скороговорке?

 -Запишите его, выделите  в нём корень.

-Назовите  в этих предложениях однокоренные слова, докажите, что они однокоренные.

(1 вариант: в предложении 2 группы однокоренных слов – кашевар,  кашу и варил,  подваривал, недоварил.

 2 вариант: 2 группы – ловил, улов и рыба, рыболов.)

  1. Итог. Результат исследования строения сложных слов.

 -Вы справились со всеми заданиями.

-Можем мы ответить на 1 пункт плана: Как образуются сложные слова? (Дети отвечают.)

-Давайте  сравним наш вывод с выводами авторов учебника.

5.Чтение определения в учебнике.

Возврат к словарной работе.

-Встретились ли сложные слова в словарной работе? Какие назовите их. Докажите, что они сложные.(Ракетостроение, ракетодром.)

-Пора отправляться в путь.

Физминутка. 

Мы идём на космодром,

Дружно в ногу мы идём.

Мы походим на носках,

А потом -  на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

Побежим, ребята, дружно:

Разминаться всем нам нужно.

Мы вошли на теплоход,

Раз, два,

Он шагнул назад сначала,

Раз, два,

А потом шагнул вперёд,

Раз, два,

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

VI. Первичное закрепление нового материала

 1. -  Ребята, какое сложное слово вы услышали? Кто догадался, на чём мы дальше продолжим путь?( на теплоходе)

-Запишите это слово, выделите корни, объясните как оно образовалось.(теплый ходит)

-Наша следующая остановка на острове 2. «Загадочных животных»

-Посмотрите, кто это нас встречает?

Носорог, утконос, горихвостка.

-Как образовались эти слова?

3.-Работа с упр.122

-Пора двигаться дальше. Но что это? На море поднялся шторм и перепутал все слова. Давайте попробуем их восстановить.

 1 группа:***

тепло     косить

сено       провод

везде     отвод

гром       ход

2 группа:***

звезда    рубить

мясо       падать

лёд         лазить

вода       колоть

3 группа:***

 дым      водить

пчела     ходить

лес          возить

молоко   рубить

4-?! Проблемный вопрос.

-ДОСТАТОЧНО ЛИ ВЗЯТЬ ТОЛЬКО 2 КОРНЯ,ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОЖНОЕ СЛОВО?

-ЧТО НАМ НУЖНО РЕШИТЬ?(Как соединить 2 корня.)

5. Решение проблемы. Открытие новых знаний.

-Проанализируйте слова, которые вы сегодня писали и попробуйте сделать вывод- в каких случаях мы пишем о, а в каких е .

 

                                 о

                         о

самолет

путеводная

самовар

пылесос

рыболов

кашевар

скороговорка

теплоход

(Вывод: После твёрдых согласных пишем о , а после мягких согласных и щипящих -е.

-Как можно назвать эти гласные? ( соединительные)

-Мы ответили на 2-й пункт нашего плана.

6. Применение знаний.  (Работа в группах – по рядам «движется ракета» - карточка  в форме ракеты, на которой написаны пары корней слов- см. выше***. Дети по очереди образовывают слова и записывают на ракете. Затем происходит проверка написанных слов.)

7. Остановка на острове «Грамотности». Применение знаний.

-Молодцы. Нас ждёт последняя остановка. 

-На карточках пары слов, сходных по написанию. Здесь есть и простые слова, и сложные. В чём вы  видите свою задачу? ( Определить, где сложные слова и доказать, что они сложные.)

Прохожий-пешеход

Хоровой- хоровод

Языкастый-языковед

VII. Подведение итогов.( Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей).

- Ребята, кто такой языковед? Какими качествами он должен обладать? (Красивой, грамотной речью, красноречием)

«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.»
А.И.Куприн.

-Как настоящие языковеды, попробуйте ответить на вопросы, вставляя недостающие слова
 

1.Слова, у которых два корня называются…

2.В сложных словах есть соединительные гласные…

3.После твёрдых согласных пишется соединительная гласная…

4. После мягких  согласных пишется соединительная гласная…

VIII. Заключительный этап . Рефлексия.

-Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли мы всех  целей?( Нет. На следующем уроке мы поговорим о РОЛИ СЛОЖНЫХ СЛОВ В РЕЧИ.)

- Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было трудным?

- Оцените свою работу на уроке. У вас на столах лежат по 3 шарика разного цвета – это

3 ракеты. Зелёный  означает, что все вопросы, рассмотренные на уроке вам понятны.

Жёлтый – остались непонятные вопросы,

Красный – ничего неясно.

 (Дети надувают выбранный шарик и отпускают. Воздух, вырывающийся из шарика толкает шарик-ракету вперёд.)

……………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Сложные слова . Образование сложных слов .

Открытый урок по русскому языку в 3 классе...

введение понятия "сложные слова", образование сложных слов

На уроке создаются условия для самостоятельного определения нового понятия, темы и целей урока, используются игровые, информационные технологии, парная работа....

Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...

Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....

Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией....

Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.

Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наибол...