«Сложные слова» 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
УМК «Школа 2100».Русский язык.3класс. Тема: Решение компетентностных задач как основа практико-ориентированного подхода к обучению в школе на уроке русского языка по теме: «Сложные слова». Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая .Форма проведения урока – путешествие.
На уроке наряду с формированием образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) решаются также задачи, направленные на достижение предметных результатов: конструировать понятия «сложное слово», « соединительные гласные», способы построения сложных слов с помощью соединительных гласных; расширение словаря (работа с анаграммами, синонимами, поговорками и пословицами, загадками);развитие умения определять однокоренные слова, видеть в них корень, умения выполнять морфемный анализ слов;
развитие орфографической зоркости и умения решать орфографические задачи.
Межпредметные связи: урок литературного чтения (Мотивация урока « Что умеете хорошего, то не забывайте, а что не умеете, тому учитесь» –выдержка из текста учебника Литературное чтение «Поучение Владимира Мономаха». Работа со скороговорками.). Побуждение к готовности самостоятельно открывать новые знания. Работа с Толковым, Этимологическим словарями, словарём Синонимов. Использование приёма мнемотехники для лучшего усвоения написания словарных слов; игровой технологии( загадка, поэтапное «конструирование» ракеты как выполнение регулятивной функции по совместно составленному плану урока; закрепление знаний – каждый ряд(группа - экипаж)путешествует на своей ракете – выбирают соединительную гласную и записывают сложное слово; рефлексия – полет шарика соответствующего по цвету настроению своего успеха на уроке); технологии системно-деятельностного подхода. Динамическая пауза урока соответствует теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikoorientirovannyy_urok.docx | 37.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1 поселка Навля»
Решение компетентностных задач как основа практико-ориентированного подхода к обучению в школе на уроке русского языка по теме: «Сложные слова» 3 класс.
Выполнила: учитель начальных
классов высшей категории
Мачулина Наталья Афанасьевна
Тема урока: Сложные слова
Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию темы: «Сложные слова»
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- организационно-регулятивные: совместно формулировать тему урока, цель, намечать план изучения темы , план выполнения отдельных действий, умение работать по плану, сопоставлять результат и намеченные задачи, по ходу выполнять коррекцию действий, оценивать свои действия по алгоритму;
- познавательные: ориентироваться в системе понятий по теме, добывать и перерабатывать информацию, представляя её в разных формах, развитие умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта, развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др
- коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах, умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее, слышать и принимать замечания, формирование умения взаимодействовать в парах и группах.,
3. Предметные задачи.
- расширение словаря (работа с анаграммами, синонимами, поговорками и пословицами, загадками);
- развитие умения определять однокоренные слова, видеть в них корень, умения выполнять морфемный анализ слов; конструировать понятия «сложное слово», « соединительные гласные», способы построения сложных слов с помощью соединительных гласных;
- развитие орфографической зоркости и умения решать орфографические задачи.
Оборудование: карточки- ракеты для групповой работы, «ракета» - план урока, толковый словарь С.И. Ожегова, Словарь синонимов русского языка К.С. Горбачевич, Школьный этимологический словарь русского языка Н.М. Шанского, по 3 шарика красного, зелёного, жёлтого цвета у каждого ученика.
Технология: проблемно-диалогическая, оценивания.
Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: словесный(диалог, рассказ), наглядный (алгоритм самооценки, словари, учебник), практический (задания в учебнике).
- Организационный. Мотивация к уроку.
(Дети все встают в круг, берутся за руки. Учитель произносит слова:
Здесь собрались все друзья:
Я и ты, он и она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы – семья.
То, что не смогу одна я,
Сможем ты и я!)
-Ребята! Прочтите слова!
« Что умеете хорошего, то не забывайте, а что не умеете, тому учитесь – как отец мой, сидя дома, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Поучение Владимира Мономаха.
-Какая в высказывании ключевая фраза? Как её соотнести с нашим уроком?
(Дети: Мы сегодня будем узнавать новое. Но помогать нам будут известные ранее знания.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
-И начнем мы наш урок со словарной работы.
II. Словарная работа.
Анаграмма – КАРЕТА.
-Путем перестановки букв получите новое слово, а поможет вам
ЗАГАДКА. Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.» (КАРЕТА – РАКЕТА)
- Какую работу можно провести со словом « ракета»? (Предложения детей.)
ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Посмотреть лексическое значение, толкование слова в ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ.
2. Путь слова в русский язык(происхождение) проследить по ЭТИМОЛОГИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ.
3. Поискать синонимы к слову в словаре СИНОНИМОВ.
4. Написать транскрипцию слова.
5. Подобрать однокоренные слова.
6. С помощью МНЕМОТЕХНИКИ помочь себе запомнить слово.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА ПО ПЛАНУ.
1.Подготовка.
- Индивидуальная работа
-с ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЕМ;
- со словарем СИНОНИМОВ;
-со школьным ЭТИМОЛОГИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ
- Коллективная (Остальные дети)
-транскрипция слова;
- подбор однокоренных слов;
-поиск способов запоминания слова.
2. Результат индивидуальной работы.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. Ракета – ж. р. Имеет несколько значений.
1.Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд, состоящий из гильзы, начинённый пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе.
2. Летательный аппарат с реактивным двигателем.
3. Боевой реактивный снаряд.
СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ. Ракета, звездолёт, космолёт, космический корабль.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Русское слово «ракета» произошло от немецкого слова «ракет». А это немецкое слово - уменьшительное от итальянского слова «рокка», что значит «веретено». То есть, «ракета» означает «маленькое веретено», «веретёнце». Связано это, конечно, с формой ракеты: она похожа на веретено - длинная, обтекаемая, с острым носом.
3. Результат коллективной работы.
Ра/ке/та [р а к, э т а ] – 6 б., 6 зв., 3 слога
-Как запомнить слово? (Дети.)-
-Поискать внутри слова ДРУГИЕ СЛОВА.
-Назовите и запишите однокоренныё слова. (Дети называют, записывают, выделяют корень.)
Ракета, ракетный, ракетчик, ракетница, ракетодром, ракетостроение.
-Мы неслучайно уделили так много внимания слову «ракета». Сегодня ракета поможет нам не потерять нить урока: К О Н С Т Р У И Р У Я Р А К Е Т У, мы будем от этапа к этапу продвигаться в О Т К Р Ы Т И И Н О В Ы Х З Н А Н И Й! (ПОЯСНЕНИЯ: Каждый этап урока соответствует части ракеты:
- совместное формулирование проблемного вопроса, темы, цели урока – на доску прикрепляется часть ракеты ОБТЕКАТЕЛЬ,
- совместное составление плана изучения темы – на доске появляется часть ракеты КАБИНА КОСМОНАВТОВ,
- совместное открытие знаний – на доске появляется часть ракеты ПРИБОРНЫЙ ОТСЕК,
-применение знаний (формы – коллективная, групповая) – на доске появляется часть - БОРТ РАКЕТЫ
-Совместное подведение итогов. Домашнее задание. Результат – прикрепляется часть СТАБИЛИЗАТОР,
-Рефлексия – часть ракеты ПУСКОВОЙ МЕХАНИЗМ).
III. Совместное формулирование темы. Постановка цели.
-Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. Что такое путешествие?( Поездка, путь , дорога)
-Как называют человека, который путешествует?( путешественник)
(На доске открываем слово Путешественник )
– Какое задание можно предложить выполнить с этим словом? (Выделить корень, подобрать родственные однокоренные слова)
– Какие однокоренные слова вы подобрали?( путь, путник, путевой, шествие, шествовать)
– Какой корень вы выделили? Что интересного заметили?( В слове 2 корня)
– Как же образовалось это слово?(Сложением двух основ)
– Как вы думаете, как можно назвать такие слова? (Сложные слова)
-Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.(Тема урока «Сложные слова»).
IV. Совместное составление плана изучения темы.
-Чтобы не заблудиться в путешествии, что нужно иметь путешественнику?(Карту, компас.)
-Давайте составим карту нашего путешествия – план изучения темы.
-Как вы думаете, что вначале мы должны выяснить? Что потом?
ПЛАН
- Как образуются сложные слова?
- При помощи чего соединяются корни в сложных словах?
- Какую роль играют сложные слова в речи?
V.Открытие новых знаний.
-Итак, отправляемся в путешествие в страну Сложных слов. По пути нас ждёт несколько остановок. Ну, а на каком транспорте мы отправимся, вы узнаете, отгадав 1.загадку:
Летит птица-небылица
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (самолёт)
-Запишите это слово. Как вы думаете, как оно образовалось? (Сам- летает).
- Пока мы летим, подумайте: один или два корня в слове? Выделите корни.
- Отправляясь в путешествие, я взяла с собой вещи, которые могут нам понадобиться в пути. Запишите, как называются эти вещи:
*Как называется карта, которая будет вести нас по намеченному пути? (путеводная)
*Как называется аппарат для фотографирования? (фотоаппарат)
-Выделите корни в словах, объясните, как они образовались.(путь водить, фото аппарат)
2. -Первая остановка. Мы попали на остров « Загадок». Только верно выполнив все задания, мы сможем двигаться дальше.
1)Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает.(пылесос- пыль сосет)
2)Верх-дыра, низ- дыра,
А посередине огонь и вода.(самовар-сам варит)
-От каких основ образовались эти слова? Выделите корни.
-Прочитайте предложение на доске: В Тулу со своим самоваром не ездят.
-Что вы прочитали? Как вы понимаете эту ПОСЛОВИЦУ? ( С собой не берут того, чего много там, куда едут, чем славится то место, куда едут)
-Найдите сложное слово и объясните письменно, как оно образовано.
-А следующие предложения попробуйте прочитать быстро.
1 ВАРИАНТ: Кашевар кашу варил, подваривал, да недоварил.
2 ВАРИАНТ:Рыбу ловит рыболов, из реки уплыл улов.
-Что прочитали?(СКОРОГОВОРКУ) Почему так называется?( Надо говорить быстро, скоро)
-Запишите эти слова и выделите корень ( каша варить – кашевар, рыба ловить – рыболов, скороговорка – скоро говорить). А кто заметил сложное слово в самой скороговорке?
-Запишите его, выделите в нём корень.
-Назовите в этих предложениях однокоренные слова, докажите, что они однокоренные.
(1 вариант: в предложении 2 группы однокоренных слов – кашевар, кашу и варил, подваривал, недоварил.
2 вариант: 2 группы – ловил, улов и рыба, рыболов.)
- Итог. Результат исследования строения сложных слов.
-Вы справились со всеми заданиями.
-Можем мы ответить на 1 пункт плана: Как образуются сложные слова? (Дети отвечают.)
-Давайте сравним наш вывод с выводами авторов учебника.
5.Чтение определения в учебнике.
Возврат к словарной работе.
-Встретились ли сложные слова в словарной работе? Какие назовите их. Докажите, что они сложные.(Ракетостроение, ракетодром.)
-Пора отправляться в путь.
Физминутка.
Мы идём на космодром,
Дружно в ногу мы идём.
Мы походим на носках,
А потом - на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Побежим, ребята, дружно:
Разминаться всем нам нужно.
Мы вошли на теплоход,
Раз, два,
Он шагнул назад сначала,
Раз, два,
А потом шагнул вперёд,
Раз, два,
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
VI. Первичное закрепление нового материала
1. - Ребята, какое сложное слово вы услышали? Кто догадался, на чём мы дальше продолжим путь?( на теплоходе)
-Запишите это слово, выделите корни, объясните как оно образовалось.(теплый ходит)
-Наша следующая остановка на острове 2. «Загадочных животных»
-Посмотрите, кто это нас встречает?
Носорог, утконос, горихвостка.
-Как образовались эти слова?
3.-Работа с упр.122
-Пора двигаться дальше. Но что это? На море поднялся шторм и перепутал все слова. Давайте попробуем их восстановить.
1 группа:***
тепло косить
сено провод
везде отвод
гром ход
2 группа:***
звезда рубить
мясо падать
лёд лазить
вода колоть
3 группа:***
дым водить
пчела ходить
лес возить
молоко рубить
4-?! Проблемный вопрос.
-ДОСТАТОЧНО ЛИ ВЗЯТЬ ТОЛЬКО 2 КОРНЯ,ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОЖНОЕ СЛОВО?
-ЧТО НАМ НУЖНО РЕШИТЬ?(Как соединить 2 корня.)
5. Решение проблемы. Открытие новых знаний.
-Проанализируйте слова, которые вы сегодня писали и попробуйте сделать вывод- в каких случаях мы пишем о, а в каких е .
о | о |
самолет | путеводная |
самовар | пылесос |
рыболов | кашевар |
скороговорка | |
теплоход |
(Вывод: После твёрдых согласных пишем о , а после мягких согласных и щипящих -е.
-Как можно назвать эти гласные? ( соединительные)
-Мы ответили на 2-й пункт нашего плана.
6. Применение знаний. (Работа в группах – по рядам «движется ракета» - карточка в форме ракеты, на которой написаны пары корней слов- см. выше***. Дети по очереди образовывают слова и записывают на ракете. Затем происходит проверка написанных слов.)
7. Остановка на острове «Грамотности». Применение знаний.
-Молодцы. Нас ждёт последняя остановка.
-На карточках пары слов, сходных по написанию. Здесь есть и простые слова, и сложные. В чём вы видите свою задачу? ( Определить, где сложные слова и доказать, что они сложные.)
Прохожий-пешеход
Хоровой- хоровод
Языкастый-языковед
VII. Подведение итогов.( Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей).
- Ребята, кто такой языковед? Какими качествами он должен обладать? (Красивой, грамотной речью, красноречием)
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.»
А.И.Куприн.
-Как настоящие языковеды, попробуйте ответить на вопросы, вставляя недостающие слова
1.Слова, у которых два корня называются…
2.В сложных словах есть соединительные гласные…
3.После твёрдых согласных пишется соединительная гласная…
4. После мягких согласных пишется соединительная гласная…
VIII. Заключительный этап . Рефлексия.
-Какие цели мы ставили в начале урока?
- Достигли мы всех целей?( Нет. На следующем уроке мы поговорим о РОЛИ СЛОЖНЫХ СЛОВ В РЕЧИ.)
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание было трудным?
- Оцените свою работу на уроке. У вас на столах лежат по 3 шарика разного цвета – это
3 ракеты. Зелёный означает, что все вопросы, рассмотренные на уроке вам понятны.
Жёлтый – остались непонятные вопросы,
Красный – ничего неясно.
(Дети надувают выбранный шарик и отпускают. Воздух, вырывающийся из шарика толкает шарик-ракету вперёд.)
……………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Сложные слова . Образование сложных слов .
Открытый урок по русскому языку в 3 классе...
введение понятия "сложные слова", образование сложных слов
На уроке создаются условия для самостоятельного определения нового понятия, темы и целей урока, используются игровые, информационные технологии, парная работа....
Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах
Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...
Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"
Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....
Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах
Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией....
Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.
Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наибол...