Технологическая карта урока русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 2 класс ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тарасова Наталья Владимировна

Данный урок можно использовать на этапе закрепления по теме "Словообразование" во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_rya.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Ход  урока

Этапы урока и формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационно-мотивационный этап

Форма работы: фронтальная

(2 мин)

- Сегодня нас ждет большая, но очень интересная работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. А кто у нас такой?

- Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

Записывают  число, выделяют орфограммы

Регулятивные УУД: самоопределение   к учебной деятельности

II. Актуализация знаний, формулирование темы урока, постановка цели

(3 мин)

- Как можете объяснить написание слова классная?

Какая часть слова помогла нам образовать это слово?

- На основе этого рассуждения, сформулируйте тему нашего урока. (слайд)

- Какие цели поставим перед собой. (слайд)

Дополните предложения нужными словами, чтобы точно их сформулировать.

Отвечают  на  вопросы.

Определение темы урока

Регулятивные УУД:определять и формулировать  тему и цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке, высказывать свое предположение.

Личностные: оценивать  содержание учебного материала.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь учителя.

Предметные:

называть  части  слова,

знать определения частей слова.

III. Орфографическая разминка. Форма работы: в парах, индивидуальная

(5 мин)

- Нас ждет орфографическая разминка в парах. А у Лизы будет своя работа за доской.

- На партах у вас лежат листочки. Рассмотрите их и определите , какое задание вам нужно выполнить? Поработайте в парах, не только вставьте нужные буквы, но и объясните их написание. На эту работу вам дается 3 минуты.

- Время истекло. Проверим вашу работу.

Вставляют буквы на месте пропусков, объясняют написание слов, опираясь на изученные правила.

Коммуникативные УУД:  

- уметь  работать  в парах;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные УУД: уметь совместно составлять его действий  и использовать  алгоритм  в действии;

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение КоммуникативныеУУД: - слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,   - владеть  диалогической формой речи.

IV. Первичное восприятие и усвоение теоретического материала. Форма работы: фронтальная

(5 мин)

- С помощью каких суффиксов были образованы слова, с которыми вы работали?(на доске суффиксы)

Конечно, это далеко не все суффиксы нашего языка. Но у всех суффиксов есть свои особенности. Проверим работу Лизы и узнаем об этих особенностях.

- Давайте попробуем систематизировать суффиксы. Итак, с помощью суффксов –н- и –ов- какие слова образуются?

- С помощью –к- образуются слова с каким значением?

- С помощью –енок- образуются слова, которые называют кого?

- А с помощью – их-?

Выделяют  корень,  суффикс.

Наблюдают за лексическим  значением  слова.

Делают  вывод, что  суффикс  влияет  на  изменение  лексического  значения  слова.

Предметные: знать место суффикса  в слове, определять  лексическое  значение слов  и роль  суффикса   в значении слова.

Регулятивные УУД: - высказывать свое предположение.

КоммуникативныеУУД: - точно и полно выражать свои мысли.

V. Гимнастика для глаз

(2 мин)

- Перед выполнением следующего задания выполним гимнастику для глаз. (слайд)

VI.Работа над темой.        Форма работы: индивидуальная, фронтальная

(21 мин)

1. - Выберите из списка любые 2 слова, запишите их в тетрадь и выполните разбор этих слов по составу.

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Не забудьте поблагодарить соседа. Верните тетради друг другу. Похлопайте те, кому сосед поставил +.

2. - А теперь проверьте свои знания. На экране будут появляться высказывания. Если вы не согласны с высказыванием, топайте. А если соглашаетесь – подпрыгнете как можно выше. Сегодня Маша ведет задание. После моего хлопка выполните одно из действий. Для этого встаньте со своих мест. (слайд)

- Итак, что же получается? Опираясь на оставшиеся высказывания, сформулируйте определение суффикса.

3. -Ребята, а интересно суффиксы есть только в словах русского языка или в словах других языков он есть тоже? Вы в этом году приступили к изучению английского языка и, наверное, уже встречались со словами, образованными с помощью суффиксов этого языка.

- В английском языке есть суффикс –инг-, который мы можем рассмотреть в слове, пришедшем в наш язык из английского.

- Откройте учебники на с. 49, упр. 54. Что это за слово? Что оно обозначает?

- Послушайте стихотворение и узнайте, что интересного рассказывает нам А. Усачев о пудинге.(я читаю)

- Получилось смешно. В русском языке в слове пудинг нет суффикса, но поэт напоминает нам о происхождении этого слова. Более того, с помощью этого суффикса, поэт образовал еще 4 слова.

- Сможете ли вы перевести это стихотворение на понятный нам язык?

- Поработаем над этими смешными словами. Покажем письменно как они образовались и разберем их по составу.(2 слова: блюдинг, худинг)

- Выберите любое из оставшихся слов и попробуйте показать путь их образования.

Оздоровительная минутка (Снеговик)

Вечером ребята слепили снеговика. Снеговик получился замечательным. Тело упругое, прочное, как струна. Утром выглянуло солнышко. Под его теплыми лучами снег и наш снеговик стал таять. Сначала у снеговика поникла голова, опустились плечи и руки, ему трудно стало стоять на ногах, и он весь обмяк. А еще спустя некоторое время на месте, где он стоял, появилась лужица. Солнышко превратило лужицу в облачко, которое отправилось в увлекательное путешествие.

4. - А этого героя, я думаю вы хорошо знаете. Он родился тоже в Англии и придумал его писатель А. Милн. А с нами его познакомил Б. Заходер. (слайд)

- И так как Винни-Пух не очень хорошо знаком с особенностями нашего языка, слова которые он включает в свои песенки тоже бывают смешными. Послушайте одну из них.(слайд)

- Какие из слов вам знакомы?

5. Работа в группах

- Какие же смешные слова использовал Винни-Пух в своей песенке? Поработайте в группах и определите, какие слова дали им жизнь. (работа в четверках, проверка)

- Запишите в тетрадь эти слова и покажите от каких слов они образовались.

6. Фронтальная работа

- Винни-Пух подарил нам свои слова, попробуем его порадовать и образуем подобным образом слова от других слов названий действий: мечтать, хотеть, писать, любить.

Работают самостоятельно, выполняя разбор слов по составу и проверяют работу соседа.

 

Проверяют   свои теоретические знания о суффиксе    по  слайдам.

Формулируют правило о суффиксе.                                  

«Переводят» стихотворение на понятный язык

Показывают письменно путь образования слов и выполняют их разбор.

Вовлекаются  в работу с произведением Б. Заходера.

Работают  в  группах , определяя какие слова дали жизнь смешным

словам из этого произведения

Подбирают  слова  с  заданными   суффиксами.

Знакомятся  с  новыми значениями  суффиксов, выполняя  задания , в  том  числе  используя  название  сказки  из учебника по литературному  чтению  «Сестрица  Аленушка  и  братец  Иванушка»  (уменьшительно-ласкательные  слова)

В  фронтальной  работе  образуют   слова  с  суффиксами, подобно Винни-Пуху

Коммуникативные УУД:  

- уметь  работать  в  малых  группах;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;             - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные УУД:  -уметь совместно составлять алгоритм действий  и использовать  его  в действии;

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Личностные:               -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 

Коммуникативные УУД:

- осуществлять   взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Регулятивные УУД:  - высказывать свое предположение на основе учебного материала;                  - осуществлять самоконтроль;                 - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Познавательные УУД:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

VII. Домашнее задание

(1 мин)

- Образовывать новые слова с помощью суффиксов – увлекательное занятие. Дома я предлагаю вам поработать с упражнением №57 из учебника и определить как были образованы слова из текста этого упражнения.

VIII. Итог урока. Рефлексия

(2 мин)

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Достигли ли поставленных задач?

- Перед вами на слайде 3 утверждения, прочитайте их и определите, какое из них подходит вам. Поставьте на полях цифру того утверждения, которое соответствует вашей работе на уроке.

- Урок окончен. Спасибо за работу!

Высказывают свои суждения.

Оценивают  свою  работу на уроке в тетради

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Личностные:

- признавать собственные ошибки; - сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"

Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....

Технологическая карта урока русского языка в 3 «А» классе по системе Занкова

Тема: Распрастраненные и нераспрастраненныеЦели урока:  закрепить сведения по синтаксису простого и предложения ; познакомить с предложениями распрастраненными и нераспрастраненными; формир...

Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа»

Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа» Предмет:  русский языкКласс:  2 Б  класс, МБОУ «СОШ № 1»УМК: ...

Технологическая карта урока русского языка "Местоименные слова" 4 класс

Я работаю по РО " Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова". Сделала уже один выпуск. Сейчас вот пересматриваю свои уроки в соответствии с требованиями ФГОС.Этот урок я провела в 4 классе в 2013 -2014 уч.го...

технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс

технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс...

Технологическая карта урока русского языка в 3 - ем классе (УМК "21 век") на тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и « Ц»

Урок был составлен в рамках конкурса в сетевом издании "Образование:эффективность,качество,инновации"...