Технологическая карта урока русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 2 класс ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный урок можно использовать на этапе закрепления по теме "Словообразование" во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_rya.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
Этапы урока и формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||
I. Организационно-мотивационный этап Форма работы: фронтальная (2 мин) | - Сегодня нас ждет большая, но очень интересная работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. А кто у нас такой? - Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату. | Записывают число, выделяют орфограммы | Регулятивные УУД: самоопределение к учебной деятельности | ||||
II. Актуализация знаний, формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) | - Как можете объяснить написание слова классная? Какая часть слова помогла нам образовать это слово? - На основе этого рассуждения, сформулируйте тему нашего урока. (слайд) - Какие цели поставим перед собой. (слайд) Дополните предложения нужными словами, чтобы точно их сформулировать. | Отвечают на вопросы. Определение темы урока | Регулятивные УУД:определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке, высказывать свое предположение. Личностные: оценивать содержание учебного материала. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь учителя. Предметные: называть части слова, знать определения частей слова. | ||||
III. Орфографическая разминка. Форма работы: в парах, индивидуальная (5 мин) | - Нас ждет орфографическая разминка в парах. А у Лизы будет своя работа за доской. - На партах у вас лежат листочки. Рассмотрите их и определите , какое задание вам нужно выполнить? Поработайте в парах, не только вставьте нужные буквы, но и объясните их написание. На эту работу вам дается 3 минуты. - Время истекло. Проверим вашу работу. | Вставляют буквы на месте пропусков, объясняют написание слов, опираясь на изученные правила. | Коммуникативные УУД: - уметь работать в парах; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные УУД: уметь совместно составлять его действий и использовать алгоритм в действии; - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; - высказывать свое предположение КоммуникативныеУУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, - владеть диалогической формой речи. | ||||
IV. Первичное восприятие и усвоение теоретического материала. Форма работы: фронтальная (5 мин) | - С помощью каких суффиксов были образованы слова, с которыми вы работали?(на доске суффиксы) Конечно, это далеко не все суффиксы нашего языка. Но у всех суффиксов есть свои особенности. Проверим работу Лизы и узнаем об этих особенностях. - Давайте попробуем систематизировать суффиксы. Итак, с помощью суффксов –н- и –ов- какие слова образуются? - С помощью –к- образуются слова с каким значением? - С помощью –енок- образуются слова, которые называют кого? - А с помощью – их-? | Выделяют корень, суффикс. Наблюдают за лексическим значением слова. Делают вывод, что суффикс влияет на изменение лексического значения слова. | Предметные: знать место суффикса в слове, определять лексическое значение слов и роль суффикса в значении слова. Регулятивные УУД: - высказывать свое предположение. КоммуникативныеУУД: - точно и полно выражать свои мысли. | ||||
V. Гимнастика для глаз (2 мин) | - Перед выполнением следующего задания выполним гимнастику для глаз. (слайд) | ||||||
VI.Работа над темой. Форма работы: индивидуальная, фронтальная (21 мин) | 1. - Выберите из списка любые 2 слова, запишите их в тетрадь и выполните разбор этих слов по составу. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. Не забудьте поблагодарить соседа. Верните тетради друг другу. Похлопайте те, кому сосед поставил +. 2. - А теперь проверьте свои знания. На экране будут появляться высказывания. Если вы не согласны с высказыванием, топайте. А если соглашаетесь – подпрыгнете как можно выше. Сегодня Маша ведет задание. После моего хлопка выполните одно из действий. Для этого встаньте со своих мест. (слайд) - Итак, что же получается? Опираясь на оставшиеся высказывания, сформулируйте определение суффикса. 3. -Ребята, а интересно суффиксы есть только в словах русского языка или в словах других языков он есть тоже? Вы в этом году приступили к изучению английского языка и, наверное, уже встречались со словами, образованными с помощью суффиксов этого языка. - В английском языке есть суффикс –инг-, который мы можем рассмотреть в слове, пришедшем в наш язык из английского. - Откройте учебники на с. 49, упр. 54. Что это за слово? Что оно обозначает? - Послушайте стихотворение и узнайте, что интересного рассказывает нам А. Усачев о пудинге.(я читаю) - Получилось смешно. В русском языке в слове пудинг нет суффикса, но поэт напоминает нам о происхождении этого слова. Более того, с помощью этого суффикса, поэт образовал еще 4 слова. - Сможете ли вы перевести это стихотворение на понятный нам язык? - Поработаем над этими смешными словами. Покажем письменно как они образовались и разберем их по составу.(2 слова: блюдинг, худинг) - Выберите любое из оставшихся слов и попробуйте показать путь их образования. Оздоровительная минутка (Снеговик) Вечером ребята слепили снеговика. Снеговик получился замечательным. Тело упругое, прочное, как струна. Утром выглянуло солнышко. Под его теплыми лучами снег и наш снеговик стал таять. Сначала у снеговика поникла голова, опустились плечи и руки, ему трудно стало стоять на ногах, и он весь обмяк. А еще спустя некоторое время на месте, где он стоял, появилась лужица. Солнышко превратило лужицу в облачко, которое отправилось в увлекательное путешествие. 4. - А этого героя, я думаю вы хорошо знаете. Он родился тоже в Англии и придумал его писатель А. Милн. А с нами его познакомил Б. Заходер. (слайд) - И так как Винни-Пух не очень хорошо знаком с особенностями нашего языка, слова которые он включает в свои песенки тоже бывают смешными. Послушайте одну из них.(слайд) - Какие из слов вам знакомы? 5. Работа в группах - Какие же смешные слова использовал Винни-Пух в своей песенке? Поработайте в группах и определите, какие слова дали им жизнь. (работа в четверках, проверка) - Запишите в тетрадь эти слова и покажите от каких слов они образовались. 6. Фронтальная работа - Винни-Пух подарил нам свои слова, попробуем его порадовать и образуем подобным образом слова от других слов названий действий: мечтать, хотеть, писать, любить. | Работают самостоятельно, выполняя разбор слов по составу и проверяют работу соседа.
Проверяют свои теоретические знания о суффиксе по слайдам. Формулируют правило о суффиксе. «Переводят» стихотворение на понятный язык Показывают письменно путь образования слов и выполняют их разбор. Вовлекаются в работу с произведением Б. Заходера. Работают в группах , определяя какие слова дали жизнь смешным словам из этого произведения Подбирают слова с заданными суффиксами. Знакомятся с новыми значениями суффиксов, выполняя задания , в том числе используя название сказки из учебника по литературному чтению «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (уменьшительно-ласкательные слова) В фронтальной работе образуют слова с суффиксами, подобно Винни-Пуху | Коммуникативные УУД: - уметь работать в малых группах; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные УУД: -уметь совместно составлять алгоритм действий и использовать его в действии; - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; - высказывать свое предположение на основе учебного материала. Личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
Коммуникативные УУД: - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные УУД: - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Личностные: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Познавательные УУД: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | ||||
VII. Домашнее задание (1 мин) | - Образовывать новые слова с помощью суффиксов – увлекательное занятие. Дома я предлагаю вам поработать с упражнением №57 из учебника и определить как были образованы слова из текста этого упражнения. | ||||||
VIII. Итог урока. Рефлексия (2 мин) | - Над какой темой мы сегодня работали? - Достигли ли поставленных задач? - Перед вами на слайде 3 утверждения, прочитайте их и определите, какое из них подходит вам. Поставьте на полях цифру того утверждения, которое соответствует вашей работе на уроке. - Урок окончен. Спасибо за работу! | Высказывают свои суждения. Оценивают свою работу на уроке в тетради | Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Личностные: - признавать собственные ошибки; - сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....
Технологическая карта урока русского языка с презентацией 2 класс по системе Занкова(А. В. Полякова) Тема урока: "Имя существительное"
разработка урока 2 класс по системе Занкова в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка в 3 «А» классе по системе Занкова
Тема: Распрастраненные и нераспрастраненныеЦели урока: закрепить сведения по синтаксису простого и предложения ; познакомить с предложениями распрастраненными и нераспрастраненными; формир...
Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа»
Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа» Предмет: русский языкКласс: 2 Б класс, МБОУ «СОШ № 1»УМК: ...
Технологическая карта урока русского языка "Местоименные слова" 4 класс
Я работаю по РО " Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова". Сделала уже один выпуск. Сейчас вот пересматриваю свои уроки в соответствии с требованиями ФГОС.Этот урок я провела в 4 классе в 2013 -2014 уч.го...
технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс
технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс...
Технологическая карта урока русского языка в 3 - ем классе (УМК "21 век") на тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и « Ц»
Урок был составлен в рамках конкурса в сетевом издании "Образование:эффективность,качество,инновации"...