Рабочая программа по предмету " Русский родной язык" 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по предмету "Русский родной язык" 4 класс.
Составлена на основе
Образовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г. Пушкино, авторской программы О. М. Александровой, с учётом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отраженных в Примерной (базисной) программе курса «Русский родной язык».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk_4_kl.docx | 39.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Пушкинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пушкинского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Пушкино»
141200 Московская обл., г.Пушкино, ул. И. Арманд, д. 15 | тел/факс: (993) 4-37-66 тел: 8 (496) 535-70-15 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК
начальное общее образование
4 класс
(уровень образования)
________________________1 год_________________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе
Образовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г. Пушкино, авторской программы О. М. Александровой, с учётом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отраженных в Примерной (базисной) программе курса «Русский родной язык».
Учебные и методические пособия:
1. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение,2020
2. Русский родной язык. Методическое пособие / [О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко др.,2020
Количество часов всего: 16, в неделю – 1
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу:
Дмитриева Елена Анатольевна
г. Пушкино
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по Русскому родному языку составлена на основе Образовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г. Пушкино, авторской программы О. М. Александровой, с учётом общих целей изучения курса, определенных федеральным государственным стандартом содержания начального образования и отраженных в Примерной (базисной) программе курса «Русский родной язык».
Учебные и методические пособия:
1. Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский родной язык. Учебное пособие для общеобразовательны организаций. — М.: Просвещение. 2020
2. Русский родной язык. Методическое пособие / [О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко др.2020
На изучение курса «Русский родной язык» в 4 классе отводится 16 часов (1 ч в неделю).
Планируемые результаты
Изучение предмета «Русский родной язык» в 4-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4-м классе.
Личностныерезультаты изучения учебного предмета «Русский родной язык»
- освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам;
- имеющийся опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- интерес к прогулкам на природе; подвижным играм; участию в спортивных соревнованиях; физкультурно-оздоровительных мероприятиях; занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;
- устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом;
- освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
- эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; при реализации содержательной линии «Язык в действии»: соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
составлять план текста, не разделённого на абзацы; пересказывать текст с изменением лица;
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
приводить объяснения заголовка текста.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому родному языку
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:
∙ воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
∙ приобщение к литературному наследию русского народа;
∙ обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
∙ расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
- Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:
∙ осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;
∙ осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;
∙ осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;
∙ распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
∙ понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;
∙ понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
∙ понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
∙ понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).
- Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:
∙ осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
∙ соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
∙ соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
∙ обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
Соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:
∙ произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);
∙ осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
Соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
∙ выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
∙ проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;
∙ выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
∙ редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
Соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
∙ употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных;
∙ употребление отдельных глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
∙ выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
∙ редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок; соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):
∙ соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;
Соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста; совершенствование умений пользоваться словарями:
∙ использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
∙ использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
∙ использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
∙ использование учебных словарей для уточнения состава слова;
∙ использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;
∙ использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.
- Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:
∙ владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
∙ владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
∙ чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;
∙ умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
∙ умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;
∙ умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;
∙ уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
∙ уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
∙ умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
∙ создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;
∙ создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
∙ создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;
∙ оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
∙ редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов; соблюдение основных норм русского речевого этикета:
∙ соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
∙ различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Содержание тем учебного курса.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)
Базовые национальные ценности:
Знания – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира
Культура – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, самовыражение личности в творчестве, эстетическое развитие личности
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.).
Сравнение с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.)
Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре.
Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии (6 ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного).
Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (5 ч)
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы.
Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Тематическое планирование
№ | Тема | Ключевые воспитательные задачи | Формы работы | Кол-во часов, отводимых на изучение темы |
1. | Русский язык: прошлое и настоящее. | 1. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. 2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета, подбор соответствующих текстов для чтения. 3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми. | Беседы, уроки на основе метода интеграции, викторины, диалог. | 5 |
2. | Язык в действии. | 1. Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. 2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. 3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников. | Беседы, уроки на основе метода интеграции, викторины, диалог. | 6 |
3. | Секреты речи и текста. | 1. Организовывать работу детей с социально значимой информацией - обсуждать, высказывать мнение. 2. Применять на уроке интерактивные формы работы: работы в парах. 3. Побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками). | Беседы, уроки на основе метода интеграции, проектные уроки, диалог. | 5 |
Итого: | 16 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Русский язык: прошлое и настоящее (8 ч) | ||||
1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | 1 | 1 н | |
2 | Вся семья вместе, так и душа на месте. | 1 | 2 н | |
3 | Красна сказка складом, а песня ладом. | 1 | 3 н | |
4 | Красное словцо не ложь | 1 | 4 н | |
5 | Язык языку весть подаёт | 1 | 5 н | |
Язык в действии (6 ч) | ||||
6 | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | 6 н | |
7 | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | 7 н | |
8 | Можно ли об одном и том же сказать по- разному? | 1 | 8 н | |
9 | Можно ли об одном и том же сказать по- разному? | 1 | 9 н | |
10 | Как и когда появились знаки препинания? | 1 | 10 н | |
11 | Мини – сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по – разному?» | 1 | 11 н | |
Секреты речи и текста (3 ч) | ||||
12 | Задаём вопросы в диалоге | 1 | 12 н | |
13 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | 1 | 13 н | |
14 | Учимся составлять план текста | 1 | 14 н | |
15 | Учимся пересказывать текст | 1 | 15 н. | |
16 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 1 | 16 н. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...
Рабочая программа по предмету «Русский язык»(адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ЗПР) 2 класс
Рабочая программа по русскому языку 2 класс...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса к учебнику Т.Г.Рамзаевой. УМК РИТМ. Автор программы Т.Г.Рамзаева.
Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 4 класса составлена на основе авторской программы Т.Г.Рамзаевой "Русский язык.1 - 4". Программа включает в себя пояснительную записку, общую характерис...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 1 класса по программе "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Русский язык" разработанная для 1 класса согласно программе "Школа России"....