Рабочая программа по предмету «Русский язык»(адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ЗПР) 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma.docx | 101.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Малиновский
«Рассмотрено на методическом объединении» Протокол № 1 от «25» августа 2015г. | «Рассмотрено на методическом объединении» Протокол № 1 от «26» августа 2015 г. | «Согласовано» заместитель директора по учебно – воспитательной работе Казанцева Н.В. «26» августа 2015 г. | «Утверждаю» директор школы Куклина И.В. приказ №302 от « 27» августа 2015 г. |
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
(адаптированная основная общеобразовательная программа
для детей с ЗПР)
2 класс
Составители: Боревич С.В.
1 квалификационная категория
2015-2016 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ «СОШ п. Малиновский» адресована для обучающихся 1-4 классов по программе «Школа России».
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Ведущая целевая установка направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Сроки реализации программы: 4 года.
Общая характеристика учебного курса.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г..Горецкого «Русский язык. 1 – 4 классы» М.: Просвещение, 2012 .
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Во 2 классе на уроки русского языка отводится 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели ).
Требования к результатам обучения и освоения содержания предмета «Русский язык».
2 класс
Личностные результаты
- представление о своей этнической принадлежности;
- развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
- представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
- осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
- осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
- представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
- положительное отношение к языковой деятельности;
- заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
- представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу;
- высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
- составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
- составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
- анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
- задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
- признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
- понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
- воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
- понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
- первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
- начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
- овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
- применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
- первоначальные умения проверять написанное;
- овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
- формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Содержание учебного предмета «Русский язык»
2 класс
Наша речь (3 ч) |
Виды речи. Требования к речи. Диалог и монолог. |
Текст (4 ч) |
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Части текста. Построение текста. Воспроизведение текста. |
Предложение (10 ч) |
Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. |
Слова, слова, слова… (10 ч) |
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Слог. Ударение. Перенос слова. Ударение словесное и логическое. Перенос слова по слогам. |
Звуки и буквы (35 ч) |
Звуки и буквы (повторение, уточнение). Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Согласные звуки. Согласный звук [й] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твердый и мягкий согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак (ь). Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак (ь). |
Части речи (35 ч) |
Части речи. Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных. Глагол. Глагол как часть речи. Число глагола. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение. Личное местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлоги. |
Повторение (5 ч) |
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы Развитие речи Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Лексика Обучающийся научится: • осознавать слово как единство звучания и значения;
Обучающийся получит возможность научиться:
Состав слова (морфемика) Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Морфология Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Синтаксис Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Орфография и пунктуация Обучающийся научится: — применять изученные правила правописания:
— применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; — безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов; — писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов. Обучающийся получит возможность научиться:
|
Учебно- тематический план
Название раздела | Количество часов по плану | |||
К.р | Р.р | |||
Наша речь | 3 | 1 | 1 | |
Текст. | 4 | 1 | ||
Предложение | 7 | - | 1 | |
Слова, слова, слова… | 13 | 1 | 1 | |
Звуки и буквы | 35 | 2 | 1 | |
Части речи | 35 | 2 | 2 | |
Повторение | 5 | 1 | - | |
Итого | 102ч | 7 | 5 |
Календарно- тематическое планирование 2 класс
№ | № | Тема урока | Тип урока | УУД | Планируемые образовательные результаты | Внеурочная деятельность | Домашнее задание | Дата | ||||||||||||||||||||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | Объем освоения | Компоненты культурно-компетентностного опыта | |||||||||||||||||||||||
Наша речь - 3 ч | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | Урок введения новых знаний | Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. | Делать выводы о значении речи в жизни человека. | Анализировать и делать выводы. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему. | С помощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; | Употреблять в речи «вежливые» слова | Р.т.Стр. | ||||||||||||||||||
2 | 3 | Диалог и монолог | Урок введения новых знаний | Оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «правильного» поведения. | Различать диалог и монолог. | Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. | Аргументировать свою позицию. | Познакомить с терминами «диалог» и «монолог»; формировать умение оформлять диалог. | Различать диалог и монолог | Стр.12 упр. 9 | ||||||||||||||||||
3 | 4 | Входная диагностическая работа. | Урок- контроль | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Использовать знания по теме в новых условиях. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | |||||||||||||||||||||
Текст – 4 ч | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | 1 | Что такое текст? | Урок рефлексии | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Различать предложение и группу предложений. | Аргументировать свою позицию. | Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. | Повторить признаки текста. Научить определять тему текста. | Отличать текст от предложения | |||||||||||||||||||
5 | 2 | Что такое тема и главная мысль текста? | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Определять тему, главную мысль текста. | Уметь договариваться и приходить к общему решению. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | Научить определять тему и главную мысль текста. | Озаглавливать текст | Стр. 19 упр. 17 | ||||||||||||||||||
6 | 3 | Части текста. Составление текста по началу и опорным словам. | Урок введения новых знаний | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Выделять части текста. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. | Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата. | Научить выделять в тексте начало, основную часть и концовку. | Самостоятельно составлять текст | Стр. стр.22 № 4 | ||||||||||||||||||
7 | 4 | Диктант по теме «Повторение» | Урок- контроль | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Видеть и правильно записывать слова с орфограммами | Умение слушать и понимать речь других. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | Проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу. | Письмо под диктовку текста | |||||||||||||||||||
Предложение- 7 ч | ||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1 | Работа над ошибками Предложение как единица речи. | Урок рефлексии | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Различать группу предложения и группу слов, оформлять предложение на письме. | Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. | Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. | Повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения. | ||||||||||||||||||||
9 | 2 | Как из слов составить предложение | Урок введения новых знаний 1 час | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Составлять предложения, читать их, делать логическое ударение. | Сотрудничество с учителем и сверстниками. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Научить составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении. | Стр.28 упр.28 | |||||||||||||||||||
10 | 3 | Главные члены предложения | Урок введения новых знаний | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Находить основу и второстепенные члены предложения. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. | Познакомить с терминами «главные члены», «основа предложения»; научить находить главные члены предложения и его основу. | опознавать предложения распространённые и нераспространённые; | Стр.30 упр.32 | ||||||||||||||||||
11 | 4 | Второстепен ные члены предложения | Урок введения новых знаний | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Находить второстепенные члены предложения, дополнять основу второстепенными членами. | Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | Познакомить с термином «второстепенные члены предложения»; научить находить второстепенные члены предложения. | Распространять нераспространённые предложения второстепенными членами; | Стр. 31 упр.34 | ||||||||||||||||||
12 | 5 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Находить главные члены предложения. | Умение работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) | Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. | Познакомить с терминами «подлежащее» и «сказуемое»; научить находить подлежащее и сказуемое в предложении. | ||||||||||||||||||||
13 | 6 | Распространённые и нераспространённые предложения | Урок введения новых знаний | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать распространённые и нераспространённые предложения. | Умение слушать и понимать речь других. | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. | Познакомить с понятиями «распространённое»,«нераспространённое» предложение; научить находить в предложении подлежащее и сказуемое. | Распространять нераспространённые предложения второстепенными членами; | Стр.36 упр.42 | ||||||||||||||||||
14 | 7 | Связь слов в предложении | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного к зависимому. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | Умение проговаривать последовательность действий на уроке. | Научить задавать вопросы к словам в предложении. | Стр.38 упр.45 | |||||||||||||||||||
Слова, слова, слова… (13 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||
15 | 1 | Лексическое значение слова | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Определять лексическое значение слов. | Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. | Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала. | Познакомить с понятием « лексическое значение слова». | Стр.44 упр. 52 | |||||||||||||||||||
16 | 2 | Слово и его значение | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Определять лексическое значение слов. | Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. | Прогнозирование результата. Осознание качества и уровня усвоения материала. | Познакомить с понятием « лексическое значение слова». | Стр.46 упр. 57 | |||||||||||||||||||
17 | 3 | Однозначные и многозначные слова | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Различать однозначные и многозначные слова. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Познакомить с понятием «многозначные слова»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | Стр. 49 упр.61 | |||||||||||||||||||
18 | 4 | Прямое и переносное значение слов. | Урок введения новых знаний | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать прямое и переносное значение слов. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Волевая саморегуляция. | Познакомить с понятиями « прямое» и «переносное» значение слова | Стр.51 упр.65 | |||||||||||||||||||
19 | 5 | Синонимы. | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Различать оттенки значений синонимов. | Умение работать в паре, группе. | Целеполагание как постановка учебной задачи. | Познакомить с термином «синонимы» развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. |
| |||||||||||||||||||
20 | 6 | Антонимы | Урок введения новых знаний | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Находить в тексте антонимы. Употреблять их в речи. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | Прогнозирование результата. | Познакомить с термином «антонимы» | Стр.55 упр.72 | |||||||||||||||||||
21 | 7 | Изложение текста по вопросам. | Урок развития речи | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Научиться правильно строить предложения, излагая свои мысли. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Научить письменно передавать содержание текста | письменно излагать содержание прочитанного текста | Стр. 56 упр.74 | ||||||||||||||||||
22 | 8 | Родственные (однокоренные)слова | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | Познакомить с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов; | Стр. 59 упр.80 | |||||||||||||||||||
23 | 9 | Корень слова. Однокоренные слова | Урок введения новых знаний часа | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Находить в словах корень образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова»; формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся. | Стр. 62 упр. 87 | |||||||||||||||||||
24 | 10 | Написание корня в однокоренных словах. | Урок рефлексии | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Находить в словах корень образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Стр.63 упр. 91 | ||||||||||||||||||||
25 | 11 | Слог-минимальная произносительная единица. | Урок рефлексии | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Делить слова на слоги. | Умение работать в паре, группе. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | Повторить правила деления слова на слоги. | Стр. 66 упр.97 | |||||||||||||||||||
26 | 12 | Ударные и безударные слоги. Словарный диктант | Урок рефлексии | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Находить в словах ударный слог. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | Прогнозирование результата. | . | ||||||||||||||||||||
27 | 13 | Перенос слов. | Урок – рефлексии | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Переносить слова с одной строки на другую. | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую. | Стр. 72 упр.111 | ||||||||||||||||||||
Звуки и буквы – 35часа | ||||||||||||||||||||||||||||
28 | 1 | Как мы используем алфавит? | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Называть буквы, записывать слова в алфавитном порядке. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Повторить порядок букв в алфавите, названия букв, записывать слова в алфавитном порядке. | Стр. 83 упр.125 | |||||||||||||||||||
29 | 2 | Значение прописной буквы | Урок введения новых знаний | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Писать имена собственные с большой буквы. | Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Обобщить знания учащихся об употреблении большой буквы в именах собственных. | Стр. 86 упр. 131 | |||||||||||||||||||
30 | 3 | Гласные звуки | Урок рефлексии | Нравственно-этическая ориентация. | Видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами. | Умение слушать и понимать речь других. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме. | применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии | |||||||||||||||||||
31 | 4 | Безударные гласные звуки в корне. | Урок введения новых знаний | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Уметь точно отвечать на вопросы. | Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; учить видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. | Стр. 94 упр. 143 | |||||||||||||||||||
32 | 5 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | Урок введения новых знаний | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. | Уметь точно отвечать на вопросы. Уметь точно отвечать на вопросы. | Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; учить видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; учить видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. | Стр. 97 упр. 149 | ||||||||||||||||||||
Стр.99 упр. 152 | ||||||||||||||||||||||||||||
33 | 6 | Проверочные слова. | ||||||||||||||||||||||||||
34 | 7 | Проверяемые слова. | Урок введения новых знаний | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. | Уметь точно отвечать на вопросы. | ||||||||||||||||||||||
35 | 8 | Проверяемые и проверочные слова | Комбинированный урок | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Уметь точно отвечать на вопросы. | Стр. 100 упр. 154 | ||||||||||||||||||||
36 | 9 | Слова с безударным гласным звуком в корне. | Комбинированный урок | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Уметь точно отвечать на вопросы. | Стр. 101 упр. 157 | ||||||||||||||||||||
37 | 10 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Словарный диктант | Комбинированный урок | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. | Уметь точно отвечать на вопросы. | Стр. 102 упр.160 | |||||||||||||||||||||
38 | 11 | Непроверяемые безударные гласные звуки в корне. | Урок введения новых знаний | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Уметь точно отвечать на вопросы. | Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; учить видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы. | Стр. 103 упр.161 | |||||||||||||||||||
39 | 12 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | Комбинированный урок | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове. | Уметь точно отвечать на вопросы. | Стр.111 №3 | |||||||||||||||||||||
40 | 13 | Диктант по теме: «Правописание слов с безударными гласными» | Урок – контроль | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Уметь писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова. | ||||||||||||||||||||
41 | 14 | Работа над ошибками. | Урок рефлексии | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Объяснять допущенные ошибки, исправлять их | Оценка результатов работы. | Научить детей работать над исправлением ошибок. | определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами; | Стр.107 упр. 170 | |||||||||||||||||||
42 | 15 | Согласные звуки | Комбинированный урок | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Различать гласные и согласные звуки. | Умение работать в паре, группе. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | Повторить изученный материал по теме «Согласные звуки». | применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии | Стр.112 упр. 179 | ||||||||||||||||||
43 | 16 | Согласный звук [Й] и буква И краткое. | Комбинированный урок | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Слышать звук [Й] и обозначать его буквами Й, Е, Ё, Ю, Я. | Умение работать в паре, группе. | Прогнозирование результата. | Познакомить учащихся с особенностями буквы Й. | Стр. 116 упр. 187 | |||||||||||||||||||
44 | 17 | Слова с удвоенными согласными. | Урок введения новых знаний | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Слышать слова с удвоенной согласной в корне, правильно обозначать их на письме. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными. | Стр. 118 упр. 190 | |||||||||||||||||||
45 | 18 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | Комбинированный урок | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Обозначать мягкость согласных звуков на письме. | Умение слушать и понимать речь других. | Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | Повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. | устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с мягким знаком | Стр. 121 упр. 196 | ||||||||||||||||||
46 | 19 | Обозначение мягкости согласного звука на письме | Комбинированный урок | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Обозначать мягкость согласных звуков на письме. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме. | Стр.122 упр. 198 | |||||||||||||||||||
47 | 20 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова . | Комбинированный урок | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Обозначать мягкость согласных звуков на письме. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь. | устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком | Стр.125 упр. 205 | ||||||||||||||||||
48 | 21 | Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. | Урок развития речи | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Писать сочинение, видеть орфограмму в слове, грамотно писать. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Учить выражать свою мысль письменно и устно. | Стр. 128 упр. 209 | |||||||||||||||||||
49 | 22 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | Комбинированный урок | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки. | Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление. | применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии | Стр.5 упр. 5 | ||||||||||||||||||
50 | 23 | Проверочная работа по теме «Мягкий знак» | Урок – контроль | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Уметь писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова. | ||||||||||||||||||||
51 | 24 | Работа над ошибками. | Урок рефлексии | Нравственно-этическая ориентация. | Анализировать ошибки, классифицировать их по орфограммам. | Оценка результатов работы. | Учить видеть, анализировать и исправлять ошибки. | Стр.128 № 4 | ||||||||||||||||||||
52 | 25 | Работа с деформированным текстом. | Урок развития речи | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формировать умение устанавливать связь между предложениями; развивать речь. | ||||||||||||||||||||
53 | 26 | Правописание сочетаний ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | Комбинированный урок | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Применять правила правописания. Подбирать примеры с определённой орфограммой. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Формировать навыки правописания слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; развивать орфографическую зоркость. | применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии | Стр. 13 упр. 20 | |||||||||||||||||||
54 | 27 | Парные согласные звуки | Урок рефлексии | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Характеризовать парные звонкие и глухие согласные | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Стр. 18 упр. 26 | ||||||||||||||||||||
55 | 28 | Проверка парных согласных в корне слова. | Урок введения новых знаний | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Познакомит со способом проверки парных согласных в корне путём изменения формы слова и путём подбора однокоренных слов Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учит распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать выводы; развивать у учащихся навыки грамотного письма. | применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; | Стр. 21 упр. 33 | ||||||||||||||||||
56 | 29 | Проверяемые и проверочные слова. | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Стр.23 упр. 36 | ||||||||||||||||||||
57 | 30 | Правописание парных согласных. | Комбинированный урок | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Стр. 25 упр. 41 | ||||||||||||||||||||
58 | 31 | Обучающее изложение текста «Оляпка» по вопросам. | Урок развития речи | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Формировать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; | письменно излагать содержание прочитанного текста | Стр. 28 упр. 49 | ||||||||||||||||||
59 | 32 | Диктант по теме «Правописание слов с парными согласными». | Урок – контроль | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Находить в словах изученные орфограммы на слух. | Умение слушать и понимать речь других. | Проверить умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова | |||||||||||||||||||||
60 | 33 | Работа над ошибками . | Урок рефлексии | Нравственно-этическая ориентация. | Применять правила правописания. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Стр. 30 № 3 | |||||||||||||||||||||
61 | 34 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | Комбинированный урок | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Сопоставлять произношение и написание слов | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Формировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописание слов с разделительным мягким знаком; учить проводить звуко-буквенный анализ слов с разделительным мягким знаком. | Стр.35 упр. 61 | ||||||||||||||||||||
62 | 35 | Правила написания слов с разделительным мягким знаком. | Комбинированный урок | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Сопоставлять произношение и написание слов | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Стр.37 упр. 65 | ||||||||||||||||||||
Части речи 35 ч | ||||||||||||||||||||||||||||
63 | 1 | Что такое части речи? | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Использовать специальную терминологию | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; формировать умение распознавать самостоятельные части речи. | различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях; | Стр.432упр. 71 | ||||||||||||||||||
64 | 2 | Имя существительное- как часть речи | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распределять имена существительные в тематические группы предметов. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Формировать понятие об имени существительном; развивать наблюдательность, речь. | Стр.46 упр. 78 | |||||||||||||||||||
65 | 3 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Урок введения новых знаний | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Использовать специальную терминологию | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? От слов, отвечающих на вопрос что; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать неодушевлённые имена | Стр.50 упр. 85 | ||||||||||||||||||||
66 | 4 | Собственные и нарицательные имена существительные. | Урок введения новых знаний | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Использовать специальную терминологию | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно | ||||||||||||||||||||
67 | 5 | Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей | Комбинированный урок | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Использовать специальную терминологию | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных; | Стр. 55 упр. 96 | |||||||||||||||||||
68 | 6 | Заглавная буква в написаниях кличек животных. | Комбинированный урок | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Использовать специальную терминологию | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Стр.59 упр. 100 | ||||||||||||||||||||
69 | 7 | Заглавная буква в географических названиях. | Комбинированный урок | Нравственно-этическая ориентация. | Распознавать собственные имена существительные. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Стр. 60 упр. 103 | ||||||||||||||||||||
70 | 8 | Составление рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри» | Урок развития речи | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; | составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников | |||||||||||||||||||
71 | 9 | Число имён существительных. | Урок рефлексии | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Изменять имена существительные по числам. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Дать понятие об изменении имён существительных по числам; учит определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма. | различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир); выявлять роль разных частей речи в художественном тексте; | Стр.63 упр. 109 | ||||||||||||||||||
72 | 10 | Изменение имён существительных по числам. | Комбинированный урок | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Изменять имена существительные по числам. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Стр. 64 упр. 112 | ||||||||||||||||||||
73 | 11 | Диктант по теме: «Имя существительное» | Урок – контроль | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Применять правила правописания. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем. | ||||||||||||||||||||
74 | 12 | Обучающее изложение повествовательного текста «Озорник»по данным вопросам. | Урок развития речи | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста; находить в словах изученные орфограммы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; | письменно излагать содержание прочитанного текста | Стр. 65 упр. 114 | ||||||||||||||||||
75 | 13 | Работа над ошибками. | Урок рефлексии | Нравственно-этическая ориентация. | Применять правила правописания. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Оценка результатов работы. | умение проверять парные согласные в корне слова, безударные гласные путём подбора форм множественного и единственного числа. | определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами; | Стр. 67 № 5 | ||||||||||||||||||
76 | 14 | Что такое глагол? | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь | различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях; выявлять роль глаголов речи в художествен-ном тексте; | ||||||||||||||||||||
77 | 15 | Глагол- как часть речи | Комбинированный урок | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Видеть глаголы в речи, составлять словосочетания с глаголами. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Стр. 69 упр. 119 | ||||||||||||||||||||
78 | 16 | Единственное и множественное число глаголов. | Урок введения новых знаний | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Определять число глаголов. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные | Стр.76 упр. 131 | |||||||||||||||||||
79 | 17 | Изменение глаголов по числам. | Комбинированный урок | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Определять число глаголов. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | |||||||||||||||||||||
80 | 18 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Писать частицу НЕ раздельно с глаголами. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; познакомить их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки. | •определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами; | Стр. 79 упр. 138 | ||||||||||||||||||
81 | 19 | Текст-повествование | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать текст – повествование и выделять его характерные признаки. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Познакомить учащихся с понятием текст – повествование, с его отличительными признаками | Стр. 84 упр. 147 | |||||||||||||||||||
82 | 20 | Определение глагол в тексте | Комбини рованный урок | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Определять глаголы | Строить сообщения в устной и письменной форме. | ||||||||||||||||||||||
83 | 21 | Тест по теме «Глагол» | Урок рефлексии | Нравственно-этическая ориентация. | Применять правила правописания. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Оценка результатов работы. | умение проверять парные согласные в корне слова, безударные гласные путём подбора форм множественного и единственного числа. | определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами; | |||||||||||||||||||
84 | 22 | Имя прилагательное как часть речи | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Находить прилагательные в тексте. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи. | различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях; | Стр. 87 упр. 151 | |||||||||||||||||||
85 | 23 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | Урок введения новых знаний | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Устанавливать связь между существительным и прилагательным. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Формировать представление о прилагательных – синонимах и прилагательных – антонимах и их роли в речи. | Стр. 91 упр. 157 | |||||||||||||||||||
86 | 24 | Словосочетание имя существительное и имя прилагательное. | Комбинированный урок | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Устанавливать связь между существительным и прилагательным. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и множественном числе. | Работа по карточкам | |||||||||||||||||||
87 | 25 | Прилагательные близкие по значению. | Урок введения новых знаний | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Формировать умение распознавать прилагательные -синонимы | •на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении | |||||||||||||||||||
88 | 26 | Прилагательные противоположные по значению. | Урок введения новых знаний | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Формировать умение распознавать прилагательные -антонимы | ||||||||||||||||||||
89 | 27 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | Комбинированный урок | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Определять число имени прилагательного. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Уметь определять число имен прилагательных, правильно употреблять в речи | Стр.93 упр. 160 | |||||||||||||||||||
90 | 28 | Сравнение как одно из выразительных средств языка | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Находить прилагательные в тексте. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Уметь находить сравнение | •пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях | Стр. 94 упр. 162 | ||||||||||||||||||
91 | 29 | Определени имени прилагательного в тексте | Комбинированный урок | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Применять правила правописания. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |||||||||||||||||||||
92 | 30 | Что такое текст – описание | Урок введения новых знаний | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Распознавать текст – описание и выделять его характерные признаки. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Познакомить учащихся с понятием текст – описание, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки | различать грамматические группы слов | |||||||||||||||||||
93 | 31 | Местоимение – как часть речи Роль местоимения в речи. | Урок введения новых знаний | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Осознавать местоимение как часть речи. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении. | различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях; | Стр.102 упр. 175 | ||||||||||||||||||
94 | 32 | Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. | Урок развития речи | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Пересказывать содержание текста с опорой на вопросы. | Строить сообщения в устной и письменной форме. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями | ||||||||||||||||||||
95 | 33 | Предлог-как служебная часть речи. | Комбинированный урок | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Устанавливать связь слов в предложении с помощью предлогов. | Умение слушать и понимать речь других. | Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу. | Развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении. | ||||||||||||||||||||
96 | 34 | Раздельное написание предлогов со словами. | Комбинированный урок | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Писать предлоги отдельно от других слов. | Работать в парах, группах; участвовать в обсуждении | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Развивать умение анализировать и корректировать предложения с нарушенным порядком слов. | •определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами; | Стр. 112 упр. 191 | ||||||||||||||||||
97 | 35 | Контрольный диктант по теме: «Части речи». | Урок – контроль | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Применять правила правописания. | Умение слушать и понимать речь других. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата. | Проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами | ||||||||||||||||||||
Повторение- 5 часов | ||||||||||||||||||||||||||||
98 | 1 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Текст». | Урок рефлексии | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Отличать текст от предложения. | Умение слушать и понимать речь других. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Повторить изученный материал по теме «Текст». | ||||||||||||||||||||
99 | 2 | Повторение по теме «Слово и его значение». | Урок рефлексии | Умение осознавать роль языка и речи в жизни людей. | Распознавать однокоренные слова по двум признакам. | Умение слушать и понимать речь других. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Повторить изученный материал по теме «Слово и его значение | ||||||||||||||||||||
100 | 3 | Контрольное списывание | Урок – контроль | Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Списывать текст, проговаривать его по слогам. | Анализировать, делать выводы, сравнивать. | Проверить умение грамотно списывать, навык грамотного каллиграфического письма. | |||||||||||||||||||||
101 | 4 | Итоговая комплексная работа | Проверить уровень сформированности метапредметных результатов. | |||||||||||||||||||||||||
102 | 5 | Работа над ошибками |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Книгопечатная продукция | |
Горецкий В.Г. , Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы. Учебники 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Часть 1. 2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Часть 2. Рабочие тетради (Русский язык) 1. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. 2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 | В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение. Пособия предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлены учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задания, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Методические пособия Русский язык 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 2 класс. Канакина В.П., Щеголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 класс. | Пособия содержат рекомендации по проведению уроков, раскрывают особенности работы с учебниками и рабочими тетрадями, включают систему планирования уроков, контрольные вопросы и задания к каждой теме |
Технические средства обучения | |
ПК Проектор Интерактивная доска | |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Канакина В.П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронные пособия. | Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала . Содержит задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...
Рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования глухих обучающихся (вариант 1.4)
Программа коррекционно-развивающих занятий разработана для обучающихся 1 класса на основе варианта 1.4. стандарта для глухих обучающихся, имеющих помимо глухоты, умеренную, тяжелую или глубокую умстве...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Технология» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...
Рабочая программа по предметам "Русский язык" и "Литературное чтение" в период обучения грамоте, 1 класс
Рабочая прогамма по предметам "Русский язык" (115 часов) и "Литературное чтение" (92 часа) в период обучения грамоте, 1 класс. УМК "Школа России"...
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для детей с ЗПР (вариант 7.1.), 3 класс. УМК "Школа России"
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» аналогична рабочей программе общеобразовательных учреждений, но предусматривает реализацию специфических для вари...
Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для детей с ЗПР (вариант 7.1.), 3 класс. УМК "Школа России
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» аналогична рабочей программе общеобразовательных учреждений, но предусматривает реализацию специфических для вари...