Рабочая программа по предмету "Русский язык" для 1 класса по программе "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по предмету "Русский язык" разработанная для 1 класса согласно программе "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_yazyk_2017_god_zhukova_e.s.doc | 322 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»
Принято: решением педагогического Совета школы от 23.08.2017 г. Протокол №1 | Утверждаю: приказом директора НРМОБУ "Начальная школа - детский сад" ________________ С.А. Тугусова Приказ № 139-од от 23.08.2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Русский язык»
УМК «Школа России»
1 класс
Базовый уровень
Составитель: Жукова Елена Сергеевна
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии с ФГОС НОО, программы «Русский язык» авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г. и др.М.: Просвещение 2016г., основной образовательной программой начального общего образования НРМОБУ «Начальная школа - детский сад», адресована для обучающихся 1классов по программе «Школа России».
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Ведущая целевая установка направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического
восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа обеспечивает достижение учениками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 1 – 4 классы» М.: Просвещение, 2016 .
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа
координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов:
добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма.
Послебукварный (заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь,
создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.
Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст- описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и
речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий.
Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к
изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка).
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык». 1 класс
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
мотивов к творческой проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
представление о русском языке, как о государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии
и пунктуации (в объёме учебной программы);
практические умения работать с языковыми единицами;
представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского
языка;
представление о правилах речевого этикета;
адаптация к языковой и речевой деятельности.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение русского языка в 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского
языка.
Содержание курса предмета "Русский язык"
ОБУЧЕНИЕ ГРАММОТЕ (обучение письму)
Добукварный период (17 ч)
Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный период (78 ч)
I. Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем. Знакомство с правилами гигиены чтения.
II. Обучение письму
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.
III. Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л - р, с - з, щ - ж, п- б, с - ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно.
Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Послебукварный период (20 ч)
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС "Русский язык" 1 КЛАСС (50 ч)
Наша речь (2 ч)
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа.
Текст, предложение, диалог (3 ч)
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слова, слова, слова… (4 ч)
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.
Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение. (6 ч)
Слово и слог. Перенос слов.Ударение (общее представление).
Звуки и буквы (34 ч)
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах.
Повторение (1 ч)
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Обучающийся научится:
первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно
произносить;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
обозначать ударение в слове;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й’];
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день,
жить и др.);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим
словарём» в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать слово как единство звучания и значения;
определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;
на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;
на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
выделять предложения из речи;
соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого
предложения;
соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после
шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова
(перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
безошибочно списывать текст с доски и учебника;
писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима,
стрела);
писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.
Календарно - тематическое планирование по русскому языку
на 2017-2018 учебный год
1 класс (165 часов)
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Приме-чание |
ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД -17 ч. | ||||
1 | Пропись-первая учебная тетрадь (с.3-6) | 1 | ||
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки (с.7-8) | 1 | ||
3 | Письмо овалов и полуовалов (с.9-10) | 1 | ||
4 | Рисование бордюров (с.11-12) | 1 | ||
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. (с.13-14) | 1 | ||
6 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо), (с.15-17) | 1 | ||
7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (вправо) (с.18-20) | 1 | ||
8 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. (21-23) | 1 | ||
9 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо (с.24-26) | 1 | ||
10 | Повторение и обобщение пройденного материала по русскому языку. Письмо наклонных линий. (с. 27-29) | 1 | ||
11 | Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. (с.30-32) | 1 | ||
12 | Заглавная буква А. Строчная буква а. (Пропись 2, с.3-4 | 1 | ||
1 | Заглавная и строчная буквы О,о. (с.5-6) | 1 | ||
14 | Строчная буква и. (с.7) | 1 | ||
15 | Заглавная буква И. (с.8) | 1 | ||
16 | Строчная буква ы. (с.9-10) | 1 | ||
17 | Заглавная и строчная буквыУ, у (с.11-13) | 1 | ||
БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД - 78 ч. | ||||
18 | Заглавная и строчная буквы Н,н. (с.14-15) | 1 | ||
19 | Заглавная буква С, строчная буква с. (с. 16) | 1 | ||
20 | Строчная и заглавная буква с,С. (с.17) | 1 | ||
21 | Строчная и заглавная буквы к,К. (с. 18) | 1 | ||
22 | Строчная и заглавная буквы к,К. (с. 18-19) | 1 | ||
23 | Строчная и заглавная буквы т,Т. (с.20-21) | 1 | ||
24 | Строчная и заглавная буквы л,Л. (с. 24). | 1 | ||
25 | Повторение и закрепление написания изученных букв. (с.22) | 1 | ||
26 | Строчная и заглавная буквы р,Р. (с. 26-27) | 1 | ||
27 | Строчная и заглавная буквы в,В. (с.28-29). | 1 | ||
28 | Строчная и заглавная буквы е,Е. (с.31-32). | 1 | ||
29 | Строчная и заглавная буквы п, П. (Пропись №3, с.3-4) | 1 | ||
30 | Строчная и заглавная буквы п,П. | 1 | ||
31 | Строчная и заглавная буква м,М. (с. 6) | 1 | ||
32 | Строчная и заглавная буква м,М. (с. 6) | 1 | ||
33 | Строчная и заглавная буквы з,З (с. 9) | 1 | ||
34 | Письмо слов и предложений с буквами з,З (с. 10) | 1 | ||
35 | Письмо слов и предложений с буквами з,З. (с. 11) | 1 | ||
36 | Строчная и заглавная буквы б,Б. (с. 12) | 1 | ||
37 | Строчная и заглавная буквы б,Б. (с. 13) | 1 | ||
38 | Списывание текстов с изученными буквами. (с. 14). | 1 | ||
39 | Строчная и заглавная буквы д,Д. (с.16). | 1 | ||
40 | Повторение сведений по русскому языку. Написание строчной и заглавной букв д,Д. (с.17-18). | 1 | ||
41 | Строчная и заглавная буквы д,Д. Списывание текстов. Закрепление букв д,Д. (с.18-19). | 1 | ||
42 | Письмо строчной и заглавной букв я,Я. (с.20-21) | 1 | ||
43 | Письмо строчной и заглавной букв я,Я. (с.20-21) | 1 | ||
44 | Закрепление написания букв я,Я. (с.22) | 1 | ||
45 | Письмо текстов с изученными буквами (с. 23) | 1 | ||
46 | Письмо строчной и заглавной букв г,Г. (с. 24). | 1 | ||
47 | Строчная и заглавная буквы г,Г. (с. 25-26). | 1 | ||
48 | Строчная буква ч, правописание сочетаний ча – чу. (с. 27). | 1 | ||
49 | Заглавная буква Ч. (с. 29) | 1 | ||
50 | Р. - Строчная буква ч. Сочетания ча – чу. (с. 28). | 1 | ||
51 | Р. – Буква ь. (с. 30) | 1 | ||
52 | Буква ь (с. 31-32). | 1 | ||
53 | - Строчная буква ш. (Пропись №4, с. 3). | 1 | ||
54 | Заглавная буква Ш. (Пропись №4, с. 4). | 1 | ||
55 | Письмо слогов и слов с изученными буквами (с.5) | 1 | ||
56 | Письмо строчной и заглавной буквы ж,Ж. (с.6-7) | 1 | ||
57 | Строчная и заглавная буквы ж,Ж. (с.8-9) | 1 | ||
58 | Строчная буква ё. (пропись № 4, с. 10). | 1 | ||
59 | Заглавная буква Ё. (пропись № 4, с. 12). | 1 | ||
60 | Букввы ё,Ё. (пропись № 4, с. 11). | 1 | ||
61 | Строчная и заглавная буквы й,Й. (с. 13-14) | 1 | ||
62 | Строчная буква х. (с. 15-16) | 1 | ||
63 | Заглавная буква Х . Написание слов и предложений с буквой Х. (с. 15-16) | 1 | ||
64 | Строчная и заглавная буквы х, Х. Написание слов и предложений с буквой Х. (с. 17-18) | 1 | ||
65 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв (с. 18 ) | 1 | ||
66 | Строчная и заглавная буквы ю,Ю. (с. 19-20) | 1 | ||
67 | Буква Ю. Написание предложений с буквами ю,Ю. (с. 20-21) | 1 | ||
68 | Строчная буква ц (с. 22) | 1 | ||
69 | Заглавная буква Ц (с. 23) | 1 | ||
70 | Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. (с. 24). | 1 | ||
71 | Строчная буква э. (с. 25). | 1 | ||
72 | Заглавная буква Э. (с. 26). | 1 | ||
73 | Написание строчной буквы щ. (с. 27). | 1 | ||
74 | Написание заглавной буквы Щ. (с. 29). | 1 | ||
75 | Письмо слогов и слов с буквами Щ, щ и другими изученными буквами. (с. 28). | 1 | ||
76 | Строчная и заглавная буквы ф,Ф. (с. 30—31) | 1 | ||
77 | Строчные буквы ь, ъ (с. 32) | 1 | ||
78 | Закрепление пройденного. Выборочное письмо. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове. | 1 | ||
79 | Списывание текста. | 1 | ||
80 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?». | 1 | ||
81 | Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?». | 1 | ||
82 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делает?», «Что делают?». | 1 | ||
83 | Слова с безударными гласными в корне. | 1 | ||
84 | Слова с безударными гласными в корне. | 1 | ||
85 | Слова с безударными гласными в корне. | 1 | ||
86 | Слуховой диктант. | 1 | ||
87 | Проверочная работа (списывание) по теме «Слово. Слог.» | 1 | ||
88 | Повторение пройденного материала: оформление границ предложений, Ь как показатель мягкости. Комментированное письмо. | 1 | ||
89 | Повторение пройденного материала: оформление границ предложений, Ь как показатель мягкости. Комментированное письмо. | 1 | ||
90 | Закрепление и обобщение пройденного материала. Коллективное составление и запись предложений по опорным словам. | 1 | ||
91 | Повторение пройденного материала: непарные по звонкости/глухости и мягкости/твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы. | 1 | ||
92 | Повторение пройденного материала: непарные по звонкости/глухости и мягкости/твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы. | 1 | ||
93 | Повторение пройденного материала: непарные по звонкости/глухости и мягкости/твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы. | 1 | ||
94 | Закрепление пройденного материала. Проверочное списывание с письменного текста. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове. | 1 | ||
95 | Обобщение и повторение пройденного материала: способы обозначения звука [й'] на письме. Проверочное списывание. | 1 | ||
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД -20 ч. | ||||
96 | Повторение по теме «Слог», «Ударение» | 1 | ||
97 | Обобщение изученного материала. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове. Составление предложения из слов. | 1 | ||
98 | Обобщение изученного материала. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове. Составление предложения из слов. | 1 | ||
99 | Обобщение изученного материала. Коллективное составление и запись небольшого рассказа по вопросам и опорным словам. | 1 | ||
100 | Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии. | 1 | ||
101 | Обобщение изученного материала. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове. | 1 | ||
102 | Обобщение изученного материала. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога в слове. Комментированное письмо. | 1 | ||
103 | Повторение и закрепление пройденного. Обучающий диктант. | 1 | ||
104 | Повторение обозначения [й'] на письме, двойной роли букв е, ё, ю, я. | 1 | ||
105 | Повторение обозначения [й'] на письме, двойной роли букв е, ё, ю, я. | 1 | ||
106 | Повторение изученного материала по лексике на материале темы «Труд кормит, а лень портит». | 1 | ||
107 | Повторение пройденного. Списывание с печатного текста. | 1 | ||
108 | Составление предложений по вопросам. | 1 | ||
109 | Составление предложений по вопросам. | 1 | ||
110 | Запись текста по опорным словам. | 1 | ||
111 | Диагностическая работа (списывание) по теме «Правописание согласных и гласных букв» | 1 | ||
112 | Наши достижения. Планируемые результаты обучения. | 1 | ||
113 | Повторение пройденного. Списывание с печатного текста. | 1 | ||
114 | Работа с деформированным текстом. | 1 | ||
115 | Повторение пройденного материала. Подготовка к изучению начального курса русского языка. | 1 | ||
НАША РЕЧЬ – 2 ч. | ||||
116 | Наша речь Язык и речь, их значение в жизни людей. | 1 | ||
117 | Устная и письменная речь. Русский язык — родной язык русского народа. | 1 | ||
ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДИАЛОГ – 3 ч. | ||||
118 | Текст и предложение (общее представление) | 1 | ||
119 | Предложение. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль | 1 | ||
120 | Диалог. | 1 | ||
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… - 4 ч. | ||||
121 | Роль слов в речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. | 1 | ||
122 | Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов. Классификация и объединение слов в тематические группы | 1 | ||
123 | Вежливые слова. Тематические группы слов. | 1 | ||
124 | Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. *Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш. | 1 | ||
СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. – 6 Ч. | ||||
125 | Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Слово и слог. | 1 | ||
126 | Деление слов на слоги. *Слова с непроверяемым написанием: лисица. | 1 | ||
127 | Перенос слов Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. | 1 | ||
128 | Перенос слов Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. | 1 | ||
129 | Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. | 1 | ||
130 | Ударные и безударные слоги Зависимость значения слова от ударения. Знакомство с орфоэпическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака. Коллективное составление содержания основной части сказки. | 1 | ||
ЗВУКИ И БУКВЫ – 34 Ч. | ||||
131 | Звуки и буквы Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | 1 | ||
132 | Звуки и буквы Условные звуковые обозначения слов. *Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | 1 | ||
133 | Русский алфавит, или Азбука Значение алфавита.
| 1 | ||
134 | Русский алфавит, или Азбука Использование алфавита при работе со словарями. *Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица. | 1 | ||
135 | Гласные звуки и буквы. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын). | 1 | ||
136 | Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах. | 1 | ||
137 | Гласные звуки Слова с буквой э. *Слово с непроверяемым написанием: деревня. Составление развёрнутого ответа на вопрос. | 1 | ||
138 | Особенности проверяемых и проверочных слов. Ударение. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | 1 | ||
139 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 1 | ||
140 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). | 1 | ||
141 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Работа с орфографи-ческим словарём. *Слова с непроверя-емым написанием: заяц, петух, корова, молоко. | 1 | ||
142 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 1 | ||
143 | Согласные звуки и буквы. Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка). | 1 | ||
144 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | ||
145 | Слова с буквами И и Й Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». *Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный. | 1 | ||
146 | Твёрдые и мягкие согласные звуки Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. | 1 | ||
147 | Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. | 1 | ||
148 | Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. *Слово с непроверяемым написанием: ребята | 1 | ||
149 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | 1 | ||
150 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | 1 | ||
151 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 | ||
152 | Парные звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.
| 1 | ||
153 | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков. Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | ||
154 | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). *Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь. | 1 | ||
155 | Правописание парных согласных звуков на конце слов. | 1 | ||
156 | Правописание парных согласных звуков на конце слов. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). | 1 | ||
157 | Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ. *Слова с непроверяемым написанием: работа (работать). Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». | 1 | ||
158 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч. *Слово с непроверяемым написанием: девочка. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | 1 | ||
159 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч. | 1 | ||
160 | Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. *Слово с непроверяемым написанием: машина. | 1 | ||
161 | Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | ||
162 | Заглавная буква в словах. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление). | 1 | ||
163 | Контрольный диктант. | 1 | ||
164 | Заглавная буква в словах. Комплексная работа. | 1 | ||
ПОВТОРЕНИЕ - 1 ч. | ||||
165 | Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).Повторение. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа России"
Начальный курс математики – интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном ч...
Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа учебного предмета «Технология» (Труд) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и программ...
Рабочие программы по предметам 4 класс УМК Школа России
Раьбочие программы по предметам для 4 класса по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, физической культуре, азбуке Смоленского края с пояснительной запиской и ...
рабочая программа по математике 1 класс УМК школа России ФГОС
Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепци...
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Школа России".
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по предмету "Математика" 3 клас...
Рабочая программа по математике 2 класс (УМК "Школа России")
Рабочая программа по математике 2 класс(УМК "Школа России") для детей с нарушением ОДА....
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной программы ...