Рабочая программа по родному (русскому языку)
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 3 г. Гусиноозерска
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________Коохо О.Ш Протокол № ___ от «___»____________2020г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ ООШ № 3 ___________Н.Н.Будунова «___»______________2020 г. | «Утверждено» Директор МБОУ ООШ № 3 ____________Н.В.Давидовская «___»_______________2020 г. |
Рабочая программа
Родной язык
1 класс
Составил: Артемьева М.Ю
учитель начальных классов
г. Гусиноозерск
2020 г.
Ⅰ. Пояснительная записка.Рабочая программа по русскому языку 1 класса составлена в соответствии со следующими нормативно – правовыми инструктивно – методическими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года №1664 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от !7 декабря 2010 года № 1897.
4. Примерной программы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
5. Авторской программы, В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2011.
6. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ №3 г. Гусиноозерска, республики Бурятия.
7. Положение о рабочей программе МБОУ ООШ №3.
Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.
Цель программы:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• прочное и сознательное усвоение обучающихся изученного на уроке, совершенствование навыков лингвистического анализа, повышение уровня языкового развития школьников,
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; развитие нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Задачи:
- обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
- членение речи на основные единицы (предложение, слова, слоги, звуки).
- формирование фонемной ориентировки в слове; определение количества, последовательности и качества звуков в слове.
- формирование навыков учебной деятельности (внимания, памяти, мышления).
- рисование, штриховка, обводка, печатание букв, письмо элементов букв. Спецификой программы является изучение родного русского языка, который способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом
социализации личности. Успехи в изучении родного языка (русского) во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Важнейшей особенностью программы, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.
Формы и методы организации учебного процесса.
Уроки деятельностной направленности:
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Нетрадиционные формы уроков
урок – коммуникации;
урок – практикум;
урок – игра;
урок – исследование.
Интегрированный урок и др.
Ⅱ. Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в начальной школе являются:
− формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
− формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
− овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– осознание роли языка и речи в жизни людей;
– развитие интереса к изучению родного русского языка;
– формирование эстетического, ценностного отношения к родному (русскому) языку.
Метапредметными результатами освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в начальной школе являются:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
− овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; освоение умений осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
− овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
− готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; стремление излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
– слушание и понимание речи других, умение работать в паре, в группе;
– способность к самообразованию и самовоспитанию.
Предметными результатами освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в начальной школе являются:
– воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
– формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
– овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного общения;
– овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Ⅲ. Содержание учебного предмета
Описание места учебного предмета в учебном плане: на изучение Родного языка (русского) в 1 классе отводится по 0,5 ч в неделю, 17 часов в год.
Речь и её значение в жизни (2ч). Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово (6ч).
Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». «Слова родственники» и слова «друзья» (синонимы). Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделять слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Звуки и буквы русского языка (8ч). Различение гласных и согласных звуков.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки.
Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Текст (1ч). Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам.
Ⅳ. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Речь и её значение в жизни | 2ч | |
2 | Слово | 4 ч | 2ч |
3 | Звуки и буквы русского языка | 6 | 2ч |
4 | Текст | 0,5ч | 0,5ч |
ИТОГО | 17 часа |
Ⅴ. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № урока | Тема урока | Часы | Количество часов | |
запланирован | фактическая | ||||
1 | 1-2 | Речь и её значение в жизни (1ч). Наша речь. Устная и письменная речь. | 2 | ||
2 | 3-4 | Слово (6ч). Роль слов в речи. Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. | 2 | ||
3 | 5-6 | «Вежливые» слова | 2 | ||
4 | 7-8 | Слово и слог. Деление слов на слоги. | 2 | ||
5 | 9-10 | Раздел. Звуки и буквы русского языка (8ч). Различение гласных и согласных звуков. | 2 | ||
6 | 11-12 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 2 | ||
7 | 13-14 | Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я,ь. | 2 | ||
8 | 15-16 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 2 | ||
9 | 17 | Текст (1ч). Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Развитие речи. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку
Рабочая программа по родному (русскому) языку ...
Рабочая программа по родному( русскому) языку и литературному чтению
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, но...
Рабочая программа по родному (русскому) языку
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1 класса.Имеет следующую структуру:1. Пояснительная записка2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.3. Содержание ...
рабочая программа по родному русскому языку 2 кл 2 часа внеделю
рабочая программа...
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочие программы 3 класс. УМК "Школа России"...
рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...