Рабочая программа по родному (русскому языку)
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rodnomu_russkomu_yazyku.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3 г. Гусиноозерска

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________Коохо О.Ш

Протокол № ___ от

«___»____________2020г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МБОУ ООШ № 3

___________Н.Н.Будунова

«___»______________2020 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ ООШ № 3

____________Н.В.Давидовская

«___»_______________2020 г.

Рабочая программа

Родной язык

1 класс

Составил: Артемьева М.Ю

учитель начальных классов

г. Гусиноозерск

2020 г.


Ⅰ. Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку 1 класса составлена в соответствии со следующими нормативно – правовыми инструктивно – методическими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года №1664 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от !7 декабря 2010 года № 1897.

4. Примерной программы   федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

5. Авторской программы, В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого.  УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2011.

6. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ №3 г. Гусиноозерска, республики Бурятия.

7. Положение о рабочей программе МБОУ ООШ №3.

Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.

Цель программы:

• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

• прочное и сознательное усвоение обучающихся изученного на уроке, совершенствование навыков лингвистического анализа, повышение уровня языкового развития школьников,

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; развитие нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

  Задачи:

  • обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
  • членение речи на основные единицы (предложение, слова, слоги, звуки).
  • формирование фонемной ориентировки в слове; определение количества, последовательности и качества звуков в слове.  
  • формирование навыков учебной деятельности (внимания, памяти, мышления).
  1. рисование, штриховка, обводка, печатание букв, письмо элементов букв.   Спецификой программы является изучение родного русского языка, который способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом

социализации личности. Успехи в изучении родного языка (русского) во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Важнейшей особенностью программы, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.

Формы и методы организации учебного процесса.

Уроки деятельностной направленности:

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

Нетрадиционные формы уроков

урок – коммуникации;

урок – практикум;

урок – игра;

урок – исследование.

Интегрированный урок и др.

Ⅱ. Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в начальной школе являются:

− формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

− формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

− овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– осознание роли языка и речи в жизни людей;

– развитие интереса к изучению родного русского языка;

– формирование эстетического, ценностного отношения к родному (русскому) языку.

Метапредметными результатами освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в начальной школе являются:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

− овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; освоение умений осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

− овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

− готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; стремление излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

– слушание и понимание речи других, умение работать в паре, в группе;

– способность к самообразованию и самовоспитанию.

Предметными результатами освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» в начальной школе являются:

– воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

– формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

– овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного общения;

– овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Ⅲ. Содержание учебного предмета

Описание места учебного предмета в учебном плане: на изучение Родного языка (русского) в 1 классе отводится по 0,5 ч в неделю, 17 часов в год.

         Речь и её значение в жизни (2ч). Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

        Слово (6ч).

Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». «Слова родственники» и слова «друзья» (синонимы). Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделять слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников». Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

Звуки и буквы русского языка (8ч).  Различение гласных и согласных звуков.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки.

Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Текст (1ч). Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам.

Ⅳ. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1

 Речь и её значение в жизни

2

Слово

4 ч

3

Звуки и буквы русского языка

6

4

Текст

0,5ч

0,5ч

ИТОГО

17 часа


Ⅴ. Календарно – тематическое планирование

п/п

урока

Тема урока

Часы

Количество часов

запланирован

фактическая

1

1-2

Речь и её значение в жизни (1ч). Наша речь. Устная и письменная речь.

2

2

3-4

Слово (6ч). Роль слов в речи.  Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

2

3

5-6

«Вежливые» слова

2

4

7-8

Слово и слог. Деление слов на слоги.

2

5

9-10

Раздел. Звуки и буквы русского языка (8ч). Различение гласных и согласных звуков.

2

6

11-12

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

2

7

13-14

 Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я,ь.

2

8

15-16

Звонкие и глухие согласные звуки.

2

9

17

Текст (1ч). Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Развитие речи.

1

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа  по родному (русскому) языку ...

Рабочая программа по родному( русскому) языку и литературному чтению

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, но...

Рабочая программа по родному (русскому) языку

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1 класса.Имеет следующую структуру:1. Пояснительная записка2.   Планируемые результаты освоения учебного предмета.3.   Содержание ...

рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...