Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс) Тема: Корень как часть слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс)
Тема: Корень как часть слова
Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению корня как части слова.
Задачи: предметные – способствовать формированию понятия «корень»; содействовать формированию умения подбирать однокоренные родственные слова; группировать (классифицировать) однокоренные слова по отличительным признакам, находить общую часть в группах слов; познакомить с новым словарным словом и активизировать его в устной и письменной речи учащихся; содействовать воспитанию внимательного отношения к слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_2_g_-_kopiya.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс)
Тема: Корень как часть слова (урок – исследование)
Подготовила: Сергеева Е.И.
Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс)
Тема: Корень как часть слова
Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению корня как части слова.
Задачи: предметные – способствовать формированию понятия «корень»; содействовать формированию умения подбирать однокоренные родственные слова; группировать (классифицировать) однокоренные слова по отличительным признакам, находить общую часть в группах слов; познакомить с новым словарным словом и активизировать его в устной и письменной речи учащихся; содействовать воспитанию внимательного отношения к слову.
Метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий:
а) регулятивных – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
б) познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
в) коммуникативных – воспринимать другое мнение и позицию;
Личностные УУД – способствовать внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.
Оборудование: учебники «Русский язык» С.В. Иванова; плакат с изображением письменного алфавита.
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) (1 мин) | Прозвенел и смолк звонок. | Обучающиеся слушают, настраиваются на урок |
2 | Каллиграфическая минутка (2 мин) | Минутка чистописания – Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спины, поставьте на место ноги. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Определение темы минутки чистописания: Кк ка кл - Что общего у этих сочетаний? - Какое сочетание лишнее? Давайте красиво пропишем данные сочетания. 3. Контроль и оценка выполнения работы - Подчеркните карандашом те буквы, которые соответствуют образцам в письменном алфавите. | Работа в тетрадях. |
3 | Словарно-орфографическая работа (5 мин) | Словарная работа Слайд №2 - Транскрипции каких слов представлены на слайде. Прочитайте. [ клас], [ карова], [карандаш ], [ карт , ина] , [кан , к ,и ], [ к ,ино] , [ карз ,ина] -Что общего у этих слов? (Словарные слова). - Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите безударные гласные. - Написание какого слова вызвало затруднение? (корзина) - Куда обратимся, чтобы не ошибиться в написании данного слова? (словарь). - Найдите в словаре слово корзина, спишите без ошибок, выделите орфограммы. - Придумайте предложение со словом корзина. | Читают слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Находят общее в словах. Находят отличия в словах. Записывают слова в свои тетради. |
4 | Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. (6 мин) | Слайд №3. Игра «Четвертый лишний». (На доске четыре столбика слов) - Прочитайте слова первого столбика. Назовите «лишнее» слово. лошадь (Лишнее слово дом, так как оно отвечает на вопрос что?, а остальные слова – на вопрос кто?). - Прочитайте слова второго столбика. Назовите «лишнее» слово. домик - Определим «лишнее» слово в третьем столбике. домище белить красить (Лишнее слово домище, т.к. отвечает на вопрос что?, обозначает предмет, остальные – на вопрос что делать?, обозначают действие предмета). - Прочитайте последний столбик и назовите слово лишнее. дерево молоко изба корова (Лишнее слово изба, т.к. в нем два слога, а в остальных словах – по три). - Прочитайте «лишние» слова, запишите их в тетрадь. - Подумайте, обсудите в парах, можно ли назвать эти слова родственными? (Да). - Почему вы так считаете? (Потому что все слова обозначают один предмет – дом, изба – это ведь тоже дом). - Все согласны или нет? (Кто-то соглашается, а кто-то нет). - Значит, на уроке мы должны будем разобраться в чем? ( Какие слова можно назвать родственными и каковы особенности родственных слов). | Отгадывают загадку. Высказывают свои предположения. |
5 | Открытие «новых знания» (10 мин) | На доске появляется опорное слово родственные слова - А как вы понимаете, что такое родственные слова? (Они чем – то близки друг другу, родные) - Давайте вернемся к словами, которые мы записали. Что общего у этих слов? (Общий смысл). На доске появляется: близкие по смыслу - Докажите, что слова связаны по смыслу. (Дом – помещение, где живет человек; домик – это тоже самое, только маленький; домище – большой дом; изба – дом на Руси). - Раз все слова, связаны со словом «дом», связаны по смыслу, значит они родственные? (Кто-то согласен, кто-то – нет.) - Значит, есть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. Давайте посмотрим внимательнее на слова. Что увидели? (В трех словах есть общая часть). - Можно ли сказать, что дом, домик и домище – это формы одного и того же слова? (Нет). - Выделим общую часть дугой. ( У одного слова выделяю я, в остальных словах – ученик, дети – в тетрадях). - Кто знает, как называется общая часть? (общая часть – это корень слова.) - Что мы сейчас выделили? (Общую часть) - Общую часть каких слов? (Родственных) - Итак, какие слова мы будем называть родственными? родственные слова близкие по смыслу общая часть - корень слова - Сформулируйте тему урока. - Попробуйте, опираясь на ключевые слова, сформулировать правило, что такое «корень». -Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике (с. 81). - Прочитайте вслух. -Правильно вы сформулировали правило? (Да) -Молодцы, ребята! -Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»? (Выслушиваются мнения детей) - Послушайте выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». (Ученица зачитывает значение слова «корень»: 1) подземная часть растения, 2) часть волоса, зуба, ногтя. 3) начало, источник чего-либо. 4) часть слова). Что можно сказать о слове корень по количеству лексических значений? (Многозначное) -Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (Корень слова) - А что же такое корень слова? (общая часть родственных слов) - А какие слова называются родственными? Постановка учебной задачи - Ребята, после того как вы узнали новое понятие, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроке? (Будем учиться определять корень слова) -Какие вопросы у вас возникают? Что вы хотели бы узнать? -Составим план работы. - Что мы называем корнем слова? - Зачем нужен корень слова? - Как найти корень слова? - Кто из вас может дать ответ на эти вопросы? Отметьте на карте + если можете ответить, - если не знаете. - Что мы делаем, когда встречаем затруднение? Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала. Слайд №4 появляется «дерево», на нём вместо ветвей однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый. – Запишите эти слова. Как они называются? – Что такое однокоренные слова? - Выделите корень дугой. – Проведём исследование. – Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово? – Покажите, как значение корня сад «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) сад. – А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? – Без какой же части не бывает слова? – Что выражает корень в однокоренных словах? | Заполняют таблицу. Выявляют затруднение в заполнении столбца «корень слова». Уточняют тему урока Формулируют задачи урока. Составляют план работы Работают по учебнику. Заполняют в таблице столбец «корень слова». Выводят понятия «корень слова», «однокоренные слова». Записывают однокоренные слова. Представитель каждой группы читает свои записи. Выводят понятия «корень слова», «однокоренные слова». Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе. Делают вывод. Сравнивают свой вывод с текстом учебника. Исследовательская деятельность на выявление роли корня в слове. |
6 | Физминутка (3 мин) |
| |
7 | Первичное закрепление нового материала (10 мин) | Выполнение заданий учебника Выполнение упр.2. Выполним упр.3. Работа по вариантам. 1 в. находит однокоренные слова Еловый – ельник, трава – травушка, поле – полевой, осень – осенний, туча – тучка, ветер – ветерок, паук – паутинка. 2 В. находит формы одного и того же слова Дождик – дождиком, желтый – желтому, птица – птицы, земля – земли. Прочитайте внизу упражнения задание. Кто готов доказать свою точку зрения? Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова? Слайд № 6. Игра «Засели домики». Работа в парах. - Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли родственные слова заселились в домики? Поработайте в парах, поставьте рядом со словом «плюс», если заселение верное. лисонька морской море вода лисий лиса моряк водичка водный лист мороз лисичка - Проверяем. (В первый домик не вселим слово «лист», оно не родственное). - Молодцы! Уберем слово «лиса». (Лишнее слово здесь «мороз») -Докажите. - И в третий домик кого не пустим? (Здесь всё правильно). - Так какие же слова называются однокоренными? 3. - У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики. Послушайте внимательно задание . вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в группе родственных слов.(1,2,3) Все ли слова родные – однокоренные? Белка, беленький, белить, Горный, горка, городок, Пес, песочный, песок, Моряки, морской, моржи, Корень, корневой, коржи. Проверка у соседа Слайд № 7 -Давайте проверим, какие же слова оказались лишними. 1) 1, 2, 3. 2) 1, 2, 3. 3) 1, 2, 3. 4) 1, 2, 3. 5) 1, 2, 3. | Работа с учебником. Работа в тетрадях и у доски. Формулируют вывод |
8 | Домашнее задание (1 мин) | Домашнее задание Дома составить как можно длиннее цепочку однокоренных слов с корнем - лес. - Откройте дневники, запишите домашнее задание. | Записывают домашнее задание |
9 | Рефлексия деятельности. Итог урока. Обеспечение позитивного настроя на получение знаний (3 мин) | - Сможете ли вы ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Заполните 3 столбик 1 карточки. Подведём итоги. Закончите фразу. Корень – это … часть слова. Корень выражает … . Однокоренные слова - это … Сегодня я узнал (-а) … Я научился (-лась) … Мне было интересно… Меня заставило задуматься … Теперь бы я хотел ещё узнать о … . -Я очень довольна вашей работой. Урок окончен. | Анализируют свою работу на уроке Проводят самооценку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века" "Слова-омонимы" , 2 класс
Данный материал содержит разработку урока по теме "Слова-омонимы" (блок "Развитие речи") и презентацию к уроку....
Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI век"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"
Урок русского языка в 3-м классе, образовательная модель "Начальная школа XXI века»Стародубцева Светлана Леонидовна, учитель начальных классовРазделы: Русский язык Тема: «Главные члены предложени...
Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс). Тема: «Согласные звуки»
Конспект урока русского языка по программе "Начальная школа ХХI века" Тема "Согласные звуки" 2 класс...
Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)
Цель: учить находить в предложении главные члены предложения или грамматическую основу по алгоритму....
Технологическая карта + презентация к уроку русского языка по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Суффикс как часть слова"
По программе "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка по программе «Начальная школа ХХI век». 3 класс. Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями».
Урок русского языка по теме: "Учимся писать слова с двумя корнями" (Сложные слова). Программа "Начальная школа 21 века".На уроке использовалась здоровьесберегающая технология; фрон...
Урок русского языка по программе «Начальная школа ХХI век». 3 класс. Тема: «Применение правил правописания: приставки, оканчивающиеся на з-с».
Урок русского языка 3 класс по программе "Начальная школа 21 века". Тема: Применение правил правописания: приставки, оканчивающиеся на з, с.цель: формирование навыков и умений определять пра...