Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс) Тема: Корень как часть слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Сергеева Елена Игоревна

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс)

Тема: Корень как часть слова

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению корня как части слова.

Задачи: предметные – способствовать формированию понятия «корень»; содействовать формированию умения  подбирать  однокоренные  родственные  слова;  группировать (классифицировать) однокоренные  слова  по отличительным признакам, находить  общую  часть  в  группах  слов; познакомить с новым словарным словом и активизировать его в устной и письменной речи учащихся; содействовать воспитанию внимательного отношения к слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_2_g_-_kopiya.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс)

Тема: Корень как часть слова (урок – исследование)

Подготовила: Сергеева Е.И.

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс)

Тема: Корень как часть слова

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению корня как части слова.

Задачи: предметные – способствовать формированию понятия «корень»; содействовать формированию умения  подбирать  однокоренные  родственные  слова;  группировать (классифицировать) однокоренные  слова  по отличительным признакам, находить  общую  часть  в  группах  слов; познакомить с новым словарным словом и активизировать его в устной и письменной речи учащихся; содействовать воспитанию внимательного отношения к слову.

Метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

б) познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

в) коммуникативных – воспринимать другое мнение и позицию;

Личностные УУД – способствовать внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Оборудование: учебники «Русский язык» С.В. Иванова; плакат с изображением письменного алфавита.

Ход урока

№ п/п

Этапы  урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

1

 Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) (1 мин)

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Обучающиеся слушают, настраиваются на урок

2

Каллиграфическая минутка (2 мин)

Минутка чистописания

– Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спины, поставьте на место ноги. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Определение темы минутки чистописания:

Кк ка кл

 - Что общего у  этих сочетаний?

- Какое сочетание лишнее?

Давайте красиво пропишем данные сочетания.

3. Контроль и оценка выполнения работы

- Подчеркните карандашом те буквы, которые соответствуют образцам в письменном алфавите.

Работа в тетрадях.

3

Словарно-орфографическая работа (5 мин)

Словарная работа

Слайд №2

- Транскрипции каких слов представлены на слайде. Прочитайте.

[ клас], [ карова], [карандаш ], [ карт , ина] , [кан , к ,и ], [ к ,ино] , [ карз ,ина]

-Что общего у этих слов? (Словарные слова).

- Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение, выделите безударные гласные.

- Написание какого слова вызвало затруднение? (корзина)

- Куда обратимся, чтобы не ошибиться  в написании данного слова? (словарь).

- Найдите в словаре слово корзина, спишите без ошибок, выделите орфограммы.

 - Придумайте предложение со словом корзина.

Читают слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

Находят общее в словах.

Находят отличия в словах.

Записывают слова в свои тетради.

4

Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

(6 мин)

Слайд №3.

Игра «Четвертый лишний».

(На доске четыре столбика слов)

- Прочитайте слова первого столбика. Назовите «лишнее» слово.

лошадь
ласточка
лебедь
дом

(Лишнее слово дом, так как оно отвечает на вопрос что?, а остальные слова – на вопрос кто?).

- Прочитайте слова второго столбика. Назовите «лишнее» слово.

домик
маленький
честный
большой
(Лишнее слово 
домик, так как оно отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, а остальные слова – на вопрос какой? и обозначают признак предмета).

- Определим «лишнее» слово в третьем столбике.
строить

домище

белить

красить

(Лишнее слово домище, т.к. отвечает на вопрос что?, обозначает предмет, остальные – на вопрос что делать?, обозначают действие предмета).

- Прочитайте последний столбик и назовите слово лишнее.

дерево

молоко

изба

корова

(Лишнее слово изба, т.к. в нем два слога, а в остальных словах – по три).

- Прочитайте «лишние» слова, запишите их в тетрадь.

- Подумайте, обсудите в парах, можно ли назвать эти слова родственными?

(Да).

- Почему вы так считаете?

(Потому что все слова обозначают один предмет – дом, изба – это ведь тоже дом).

- Все согласны или нет?

(Кто-то соглашается, а кто-то нет).

- Значит, на уроке мы должны будем разобраться в чем?

( Какие слова можно назвать родственными и каковы особенности родственных слов).

Отгадывают загадку.

Высказывают свои предположения.

5

Открытие «новых знания»

(10 мин)

На доске появляется опорное слово

родственные слова

- А как вы понимаете, что такое родственные слова?

(Они чем – то близки друг другу, родные)

- Давайте вернемся к словами, которые мы записали. Что общего у этих слов? (Общий смысл).

На доске появляется:

близкие по смыслу

- Докажите, что слова связаны по смыслу.

(Дом – помещение, где живет человек; домик – это тоже самое, только маленький; домище – большой дом; изба – дом на Руси).

- Раз все слова, связаны со словом «дом», связаны по смыслу, значит они родственные? (Кто-то согласен, кто-то – нет.)

- Значит, есть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными. Давайте посмотрим внимательнее на слова. Что увидели? (В трех словах есть общая часть).

- Можно ли сказать, что дом, домик и домище – это формы одного и того же слова?

(Нет).

- Выделим общую часть дугой.

( У одного слова выделяю я, в остальных словах – ученик, дети – в тетрадях).

- Кто знает, как называется общая часть? (общая часть – это корень слова.)

- Что мы сейчас выделили? (Общую часть)

- Общую часть каких слов? (Родственных)

- Итак, какие слова мы будем называть родственными?

родственные слова

близкие по смыслу

общая часть - корень слова
- О каком новом понятии вы еще узнали?
(О корне)

- Сформулируйте тему урока.

- Попробуйте, опираясь на ключевые слова, сформулировать правило, что такое «корень».

-Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике (с. 81).

- Прочитайте вслух.

-Правильно вы сформулировали правило? (Да)

-Молодцы, ребята!

-Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»?

(Выслушиваются мнения детей)

- Послушайте выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень».

(Ученица зачитывает значение слова «корень»:

1) подземная часть растения,

2) часть волоса, зуба, ногтя.

3) начало, источник чего-либо.

4) часть слова).

 Что можно сказать о слове корень по количеству лексических значений?  (Многозначное)

-Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (Корень слова)

- А что же такое корень слова? (общая часть родственных слов)

- А какие слова называются родственными?

Постановка учебной задачи

 - Ребята, после того как вы узнали новое понятие, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроке? (Будем учиться определять корень слова)

 -Какие вопросы у вас возникают? Что вы хотели бы узнать?

-Составим план работы.

- Что мы называем корнем слова?

- Зачем нужен корень слова?

- Как найти корень слова?

- Кто из вас может дать ответ на эти вопросы? Отметьте на карте + если можете ответить, - если не знаете.

- Что мы делаем, когда встречаем затруднение?

Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

Слайд №4

появляется «дерево», на нём вместо ветвей однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.

– Запишите эти слова. Как они называются?

– Что такое однокоренные слова?

- Выделите корень дугой.

– Проведём исследование.

– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

– Покажите, как значение корня сад «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) сад.

– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

– Без какой же части не бывает слова?

– Что выражает корень в однокоренных словах?

Заполняют таблицу. Выявляют затруднение в заполнении столбца «корень слова».

Уточняют тему урока

Формулируют задачи урока.

Составляют план работы

Работают по учебнику.

Заполняют в таблице столбец «корень слова».

Выводят понятия «корень слова», «однокоренные слова».

Записывают однокоренные слова.

Представитель каждой группы читает свои записи.

Выводят понятия «корень слова», «однокоренные слова».

Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.

Делают вывод.

Сравнивают свой вывод с текстом учебника.

Исследовательская деятельность на выявление роли корня в слове.

6

Физминутка

(3 мин)

 

7

Первичное закрепление нового материала

(10 мин)

Выполнение заданий учебника

Выполнение упр.2.

Выполним упр.3.

 Работа по вариантам.

1 в. находит однокоренные слова

Еловый – ельник, трава – травушка, поле – полевой, осень – осенний, туча – тучка, ветер – ветерок, паук – паутинка.

2 В.  находит формы одного и того же слова

Дождик – дождиком, желтый – желтому, птица – птицы, земля – земли.

Прочитайте внизу упражнения задание. Кто готов доказать свою точку зрения?

Вывод: Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?

Слайд № 6.

Игра «Засели домики». Работа в парах.

C:\Users\й\Desktop\Грамоты\hello_html_472057e1.gif

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники». Правильно ли родственные слова заселились в домики? Поработайте в парах, поставьте рядом со словом «плюс», если заселение верное.

лисонька

морской

море

вода

лисий

лиса

моряк

водичка

водный

лист

мороз

лисичка

- Проверяем.

(В первый домик не вселим слово «лист», оно не родственное).

- Молодцы! Уберем слово «лиса».

(Лишнее слово здесь «мороз»)

-Докажите.

- И в третий домик кого не пустим?

(Здесь всё правильно).

- Так какие же слова называются однокоренными?

3. - У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

Послушайте внимательно задание . вы должны вычеркнуть  номер того слова, которое будет лишним в группе родственных слов.(1,2,3)

     Все ли слова родные – однокоренные?

     Белка, беленький, белить,

    Горный, горка, городок,

    Пес, песочный, песок,

    Моряки, морской, моржи,

    Корень, корневой, коржи.

Проверка у соседа

Слайд № 7

-Давайте проверим, какие же слова оказались лишними.

1) 1,  2,  3.

2) 1,  2,  3.

3) 1,  2,  3.

4)  1,  2,  3.

5)  1,  2,  3.

Работа с учебником.

Работа в тетрадях и у доски.

Формулируют вывод

8

Домашнее задание

(1 мин)

Домашнее задание

Дома составить как можно длиннее цепочку однокоренных слов с корнем  - лес.

- Откройте дневники,  запишите домашнее задание.

Записывают домашнее задание

9

Рефлексия деятельности. Итог урока. Обеспечение позитивного настроя на получение знаний (3 мин)

- Сможете ли  вы ответить на вопросы,  поставленные в начале урока?

Заполните 3 столбик 1 карточки.

Подведём итоги. Закончите фразу.

Корень – это … часть слова.

Корень выражает … .

Однокоренные слова - это …

Сегодня я узнал (-а) …

Я научился (-лась)  …

Мне было интересно…

Меня заставило задуматься …

Теперь бы я хотел ещё узнать о … .

-Я очень довольна вашей работой. Урок окончен.

Анализируют свою работу на уроке

Проводят самооценку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века" "Слова-омонимы" , 2 класс

Данный материал содержит разработку урока по теме "Слова-омонимы" (блок "Развитие речи") и презентацию к уроку....

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI век"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"

Урок русского языка в 3-м классе, образовательная модель "Начальная школа XXI века»Стародубцева Светлана Леонидовна, учитель начальных классовРазделы: Русский язык Тема: «Главные члены предложени...

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс). Тема: «Согласные звуки»

Конспект урока русского языка по программе "Начальная школа ХХI века" Тема "Согласные звуки" 2 класс...

Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века"(3 класс) Тема: "Главные члены предложения"(урок-закрепление)

Цель: учить находить в предложении главные  члены предложения или  грамматическую основу по алгоритму....

Урок русского языка по программе «Начальная школа ХХI век». 3 класс. Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями».

Урок русского языка по теме: "Учимся писать слова с двумя корнями" (Сложные слова). Программа "Начальная школа 21 века".На уроке использовалась здоровьесберегающая технология; фрон...

Урок русского языка по программе «Начальная школа ХХI век». 3 класс. Тема: «Применение правил правописания: приставки, оканчивающиеся на з-с».

Урок русского языка 3 класс по программе "Начальная школа 21 века". Тема: Применение правил правописания: приставки, оканчивающиеся на з, с.цель: формирование навыков и умений определять пра...