Технологическая карта + презентация к уроку русского языка по программе "Начальная школа 21 века" по теме "Суффикс как часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Подсевалова Вера Павловна

По программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _rod_imen_sushch.rar871.27 КБ
Файл suffiks_kak_chast_slova.rar599.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Род имен существительных»

Педагогические цели

Способствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода

Тип урока

Урок закрепления

Планируемые результаты (предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные результаты

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать

УУД (метапредметные)

Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Основное содержание темы, понятия и термины

Род имен существительных: мужской, женский, средний. Местоимения: он, она, оно. Родовые окончания.  

Педагогические технологии

Технология проблемно-диалогического обучения.

Форма учебной деятельности, методы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа в паре, взаимообучение.

ХОД УРОКА

№ п\п

Этап урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Цели:

-осуществить осознанный переход обучающихся в пространство учебной деятельности;

-создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

(слайд)

-1.Прозвенел для нас звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.

 Я очень рада войти

В приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

 

- Как видите, настроение на начало урока у меня просто замечательное. Но, наверное, всем присутствующим хотелось бы узнать ваш настрой на работу. Покажите его с помощью «смайликов»:

«зелёный» - настроение у меня отличное, хочу работать;

«жёлтый» - работать буду, но без особого желания;

«красный» - настроение плохое, ничего не хочется делать.

 

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку

Настраиваются на работу.

Показывают смалики

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2.

Постановка учебной задачи.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

- Откройте тетради и запишите число и классную работу.

Минутка чистописания (слайд)

Р р

 Словарный диктант: (слайд)

Чтение слов

Запись самостоятельно

Проверка: (открытие каждого слова на доске)

- Какого овоща нет на слайде?

- Как пишется это слово?

- Со словами составьте предложения.

1.Запись одного на доске.

2.Разбор по членам предложения.

3.разбор по частям речи.

- А какой частью речи являются наши словарные слова?

- В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Одну из них мы узнали на прошлом уроке. Какую?

А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

 

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «имя существительное»

Указывает объект наблюдения.

Записывают число в тетрадях и минутку чистописания.

Записывают слова по картинкам и отвечают на вопросы

Дети составляют предложения. Один записывает на доске, второй делает разбор по членам, третий разбор по частям речи.

Дети отвечают

Формулируют тему и цели урока

3.

«Открытие» детьми нового знания

Цель:

-использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся

  - Послушайте сказку.

Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился.

В одном королевстве жили имена существительные.

Сначала все существительные были очень и очень похожи. Да так похожи, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала указ:

“Кто придумает для моих слуг – существительных знаки различия, тот будет награжден”.

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили их до конца. Смерть помешала.

Пришла королева и сказала:

“Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода.

Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода.

А те, что остались неопределенными, пусть будут среднего рода.

Вот так появился род у существительных. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом, так как знала секрет различия рода имен существительных.

1 задание

- Разделите наши слова.

Девочки возьмите свои слова, а мальчики – свои.  

Проверка.

-Какие слова взяли девочки? Почему?

- Какие слова взяли мальчики?

Почему?

- А какие слова остались лишними? Почему?

- Как их ещё можно назвать? (среднего рода)

Сделайте вывод.

-На какие три группы делятся существительные?

(слайд) Запомните.

(слайд) Сущ. по родам не изменяются

 

-Вот и выполнили мы первую задачу урока? Кому было трудно?

- Чтобы легче было научиться определять род, надо запомнить стихотворение

(слайд)

 Женский род запомню я

И скажу: “Она – моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу” “Он – мой”.

Средний род: “Оно – моё!”

Это правило – твоё!

Организует диалог, уточняет правило,

подводит детей к самостоятельному выводу. 

Задает вопросы

Называют, объясняют , сравнивают, обсуждают , дополняют своими словами , делают выводы.

Дети берут по одной карточке и доказывают свое мнение

Учащиеся отвечают на вопросы

Читают хором

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: формирование личной ответственности за результат своего труда

2 задание

-  (слайд)

Запишите слова в три столбика по родам (с комментированием)

3 задание

«Чудо мешочек». В нем лежат предметы. Надо назвать предмет и определить род. Запишите транскрипцию своего слова.

4 задание

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях (выполнение ряд упражнений)

Проверка.

ФИЗМИНУТКА

5 задание

-Вы наверняка все любите нашу русскую зиму и зимние забавы: катание с горки, игру в снежки .

-Внимание, а мы сейчас будем лепить снеговика, да не простого, а раз мы на уроке русского языка, то будем лепить его из слов – имён существительных.

1 группа лепит к нашему снеговику  ком, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их  

 2 группа лепит к нашему снеговику 2 ком,  т.е.  придумывает слова на тему «Зима» женского рода. Запишите их    

3 группа    лепит к нашему снеговику 3 ком,, т.е.  придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их  

Проверка.

-Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

6 задание

(слайд)

Игра «Да – нет»

(Дополнительные упражнения в учебнике)

  

Учитель контролирует работу детей

Проверка.

Задает вопросы

Дети выполняют и проверяют задания

Берут предметы и определяют род.

Записывают транскрипцию.

Выполняют работу в тетрадях. Проверка.

Выполняют физминутку

Учащиеся работают в группах.

1 группа М.р  снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год,

2 группа Ж.р. -   метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка,

3 группа Ср.р. -   солнце, небо, облако, веселье, волшебство

Отвечают дети.

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников

 

5.

Рефлексия учебной деятельности

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке

Итог урока.

-Ребята, а как вы считаете, справились ли вы с задачей, поставленной в начале урока? 

 

-Покажите с помощью смаликов

Красный - я не понял, что такое род имён существительных и не знаю, как определить род им.сущ.

Желтый  – я понял, что такое род, но не уверен в своих силах

Зеленый  – мне всё понятно, я научился определять род имени сущ.

 

Выставление оценок

Домашнее задание:

- выписать из словаря по 5 существительных каждого рода;

 

 

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Записывают в дневники

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

ГБОУ СО «СОШ с. Белогорное Вольского района»

Технологическая карта урока

Тема: «Род имен существительных»

3 класс  

Подготовила и провела

учитель начальных классов

В.П.Подсевалова

2017-2018 уч.год



Предварительный просмотр:

ГБОУ СО «СОШ с. Белогорное Вольского района»

Открытый урок по теме:

                                   «СУФФИКС КАК ЧАСТЬ СЛОВА»

2 КЛАСС.

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Подсевалова В.П.

2016-2017 уч.год.

Технологическая карта урока  «Суффикс как часть слова»

( УМК «Начальная школа  XXI)

Учебный предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок открытия нового  знания

Цели урока

Образовательная: «открыть» с детьми, что суффикс – это часть слова, его основные признаки: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем;

развивающая: развивать у детей чувство слова, мышление, внимание, наблюдательность, умение анализировать; формировать УУД;

воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к новому учебному материалу, способам решения новой языковой задачи

Технологии,  методы, приёмы

Развитие критического мышления на основе письма и чтения, поисковые методы

Основные понятия, термины

Слысл (значение) слова, суффикс слова

Планируемый результат

Предметный

- каллиграфически правильно писать слова;

- правильно списывать слова;

- проверять написанное, сравнивая с образцом;

-способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью;

- формулировать задачу урока, отвечать на поставленные вопросы;

- усвоить, что   суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов; суффикс имеет значение; находить суффикс в словах и выделять его;

- выделять незнакомые по значению  слова; толковать их значения с помощью словаря;

- сравнивать слова по значению;

- составлять высказывание-рассуждение в деловом стиле.

Личностный

- мотивация учебной деятельности (любознательность и интерес к новому материалу и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей);

- планировать собственную деятельность, искать средства для её осуществления;

-контролировать  и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнения;

-проявлять самостоятельность и инициативу.

Метапредметный:

- принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении;

- находить в учебнике необходимую информацию, использовать её в практических целях,  вычленять существенные признаки, анализировать, обобщать, делать выводы;  

- слушать и понимать устную речь других;

-участвовать в диалоге;

-задавать вопросы;

-стремиться к более точному выражению собственного мнения;

-сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Книгопечатная продукция: учебник русского языка Иванов С.В., 1 часть, издательство «Вентана-Граф», 2013год;

карточки для парной и групповой работы; мультимедийный проектор, презентация  Power  Point

                                                                             Технология обучения

Этапы урока

Формируемые умения: предметные, УУД

Оформле ние доски

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный

II.Актуализация опорных знаний

III.Поста-новка учебной задачи  

IV.Поиск решения учебной задачи.

V.Физкультминутка

VI.Первичное закрепле-ние

VII.Самос-тоятельная работа

VIII.Рефлексия.

-слушать и понимать речь учителя,

- строить рассуждение и обобщение

-планирова-

ние

учебного  сотрудни-чества с учителем;

- устанавли-вать связь между целью деятельности и её резуль-татом;

- мотивация к учебному действию «надо»- «могу» -

«хочу»;

 

- постановка вопросов;

-формулиро-

вание позна-вательной цели;

-формулиро-

вание проб-лемы;

-участвовать в диалоге; строить рас-суждение;

-выдвигать гипотезы на основе учеб-го материа-ла;

- удерживать

учебную  за-дачу,участ-вовать в её решении;

- инициатив-ное сотрудни-

чество в поиске и выбора информации;

-снять напряжение и усталость;

-повысить эмоциональ-ный тонус;

-умение структуриро-вать знания , выбор наиболее эффективных способов решение задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказыва-ние, рефлексия способов и условий действия;

управление  поведением

партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра

-контроль,

выделение и осознание того, что уже усвоено, что ещё подлежит усвоению,  

осознание качества и уровня усвоения

-осуществить самооценку собственной учебной дея-тельности,

- умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли

Число.

Классная работа.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

-  Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату, классная работа. 

- Минутка чистописания 
На доске записаны слова: 
репа кора кит 
- Определите букву, которую мы будем писать. Это гласная буква, которая встречается в этих словах дважды. Другая буква находится в корне одного из этих слов. Обозначает парный глухой мягкий согласный звук. 
-Какая это буква? 
- Определим порядок следования букв в строке. 
-ак –аак- ааак –аааак- кккка –ккка – кка-ка 
-Что вы заметили в данном задании? 
- Напишите данную строку в предложенной последовательности до конца строчки. 

- Актуализация знаний. «Верно ли утверждение»? (хлопаем и топаем)
1). Корень – это главная часть предложения (-) 
2). Родственные слова ещё называют однокоренными (+) 
3). Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-) 
4). Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+) 
5). Окончание – это изменяемая часть слова.(+) 
6). Корень – это общая часть родственных слов (+) 

- Вспомните, из чего состоят слова?

- Скажите, какие части слова мы с вами уже знаем?

- Что вы знаете о корне?

-Что вы знаете об окончании?

- Как вы думаете, все ли части слова мы знаем?

-  -Отгадайте загадку и запишите отгадку:

Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

- Запишите слово-отгадку в тетрадь.

- Подберите однокоренное слово, которое назовёт мальчика, посещающего школу, а девочку?

 (СЛАЙД 1 и 2)

Школа, школьник, школьница.

- Разберите данные слова по составу.

- Все ли части слова  вы выделили?

- Почему не смогли?

- На какой вопрос же нам предстоит ответить сегодня на уроке?  

- Какие есть предположения?

- Как определить название этой части слова?

СЛАЙД  3

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель определим на сегодняшний урок.

- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке?

СЛАЙД 4

Упражнение 1.

СЛАЙД 5

 

-Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 

-  Давайте прочитаем в учебнике на стр.108 рубрику «Тайны языка».

- Какая часть слова помогла нам образовать новые слова?

- Где эта часть находится?

 -Задайте друг другу вопросы  по новой теме.

Упражнение 2 стр. 108

-Поупражняемся в образовании слов с помощью суффиксов и понаблюдаем над их значением.

-Работаем в группах.

- Подумайте , какое значение имеет суффикс в образованных вами словах, разные   или одинаковые значения имеют эти  слова ? (работа по карточкам)

-Какой вывод можно сделать? Для чего служат суффиксы?

 

- Какие учебные задачи вы ставили перед собой на уроке?

- Удалось ли их решить?

Игра « Кто прав?»

1.Что такое суффикс?

  • Буратино сказал: «Суффикс-

часть предложения»

  • Мальвина сказала: «Суффикс-часть слова»
  • Незнайка сказал «Суффикс- это слово»

2.Где в слове стоит суффикс?

  • Буратино сказал: «В начале

слова»

  • Мальвина сказала: «Суффикс стоит после корня»
  • Незнайка сказал: «После окончания»

3.Зачем нужен суффикс?

  • Мальвина сказала

«Суффиксы образуют новые слова»

  • Незнайка сказал: «Просто так»

- На какие вопросы вы не получили ответ на уроке?

 - На эти вопросы мы с вами постараемся ответить на последующих  уроках.

-Оцените свою работу на уроке.

Ученики проверяют готовность к уроку

Записывают в тетрадях.

Запись минутки чистописания

Дети хлопают в ладоши, если высказывание верно и топают, если не верно.

Высказывают свои предположения.

 

- Корень – это общая часть родственных слов, главная часть слова. В корне содержится основное значение слова.

- Окончание- это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении.

- Нет.

 Отгадывают загадку .

Записывают в тетрадь и выделяют корень и окончание.

-Нет.

- Потому что появилась часть слова, которую мы ещё не учили.

-Как называется эта часть слова, какое оно имеет значение, как обозначается?

- Спросить у взрослых.

- Прочитать в учебнике.

- А я знаю, мне старший брат рассказывал о частях слова.  Часть слова, которая стоит за корнем и перед окончанием, - это суффикс.

 

- Суффикс.

- Постараться, как можно больше узнать о новой для нас части слова -  суффиксе.

- Что такое суффикс.

- Где находится.

- Как обозначается.

- Для чего служит.

 Знакомство с выводом.

Дети выполняют упражнения согласно словам стихотворения.

 

 

 Чтение хором правила.

- Суффикс

-  После корня перед окончанием.

 Дети работают в парах.

- Что такое суффикс?

- Для чего он служит?

- Где стоит в словах?

- Как обозначается суффикс?

Дети работают у доски и с комментированием. (два-три ряда слов)

 

Дети работают в группах. Каждая группа получает своё задание.

1 группа.

Образуйте новые слова с помощью суффикса

- ёнок-

Лось – лосёнок

Тигр – тир…

Лиса – лис…

Утка- ут…

2 группа.

Образуйте новые слова с помощью суффикса

- иц-

Волк -  волчица

Тигр  - тигр…            

Орёл – орл…

Медведь - медвед…

3 группа.

 Образуйте новые слова с помощью суффикса

- ик-

Дом – домик

Рот – рот…

Нос – нос…

Гвоздь – гвозд

- Суффиксы образуют новые слова.

- Эти слова имеют разные значения.

Дети дают ответ.

Дети делают вывод.

- Нет.

Дети выбирают правильный ответ Мальвины.

Дети выбирают правильный ответ Мальвины.

Дети выбирают правильный ответ Мальвины.

- Потренироваться.

 

Называют задачи урока.

- Что такое суффикс.

- Где находится.

- Как обозначается.

- Для чего служит.

- Какое значение имеет.

- Как найти суффикс в слове.

- Почему суффикс так назвали.

- Что будет, если суффиксов не будет.

-Не все.

- Почему суффикс так назвали.

- Что будет, если суффиксов не будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение"

Данный материал содержит технологическую карту и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение", в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"...

Технологическая карта и конспект урока русского языка в 1 классе УМК "Школа России" по теме: "Ударение. Зависимость значения слов от ударения".

Русский язык. 1 класс. Урок изучения нового материала. Тема: "Ударение.Завимость значения слов от ударения"....

Технологическая карта, презентация к уроку русского языка. 4 класс. Имя прилагательное. Повторяем то, что знаем.

Технологическая карта, презентация, разноуровневые карточки и тест к уроку по русскому языку УМК "Перспектива" 4 класс. Имя прилагательное. Повторяем то, что знаем....

Технологическая карта + презентация к уроку русского языка на тему "Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные."

Данная технологическая карта и презентация подойдут для урока русского языка на тему "Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные." УМК ...

Технологическая карта и презентация к уроку русского языка для 3 класса на тему "Неизменяемые слова"

Технологическая карта и презентация к уроку русского языка для 3 класса на тему "Неизменяемые слова"...