Урок русского языка во 2 классе по теме:"Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме".
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме
Урок русского языка во 2 классе по теме:" Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме" (с элементами словарной работы в парах и творческой работы в групповой форме).Самоанализ урока.Приложения у проведению урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_klass.doc | 862.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 2 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
(Учебник «Русский язык»
Н. А. Чураковой 2 класс 1 часть)
Конспект урока составила: учитель начальных классов
МОУ СОШ №5
Города Торжка Тверской области
Виноградова Лариса Николаевна
Тема: «Чередование звуков в корнях слов,
которое видно на письме».
Цели:
- проверить усвоение орфограммы «написание парных согласных в корне в середине и на конце слова»;
- начать практически работать с историческими чередованиями, создав контекстные условия для их узнавания;
- повысить мотивацию обучения;
- воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: Учебник «Русский язык» Н. А. Чураковой 2 класс 1 часть, тексты с иллюстрациями для работы в группах, дидактические тренажёры «словарные слова» для работы в парах, мультимедиа проектор.
Тип урока: изучения нового материала
Структура (план) урока:
- Орг. момент
- Актуализация знаний
- Постановка проблемы
- Открытие новых знаний
- Первичное закрепление
- Работа в парах, группах
- Итог урока.
Ход урока.
- Организационный момент. Визуально проверить подготовка класса и каждого ученика к уроку. (1 – 2 минуты)
II.Постановка цели, актуализация знаний в начале урока
1. Работа с предложением.
Б.жит Ваня с к.ровушками на речку.
-Запишите предложение в тетрадь с комментированием. Ученики записывают, поясняя каждую орфограмму.
2. Словарная работа.
-Слово «коровушка»-из словаря, но в словаре нет такого слова…(Дети напоминают, что в словаре слова живут в начальной форме. Можно найти слово «корова».
Работа в парах. Тренажёр «Словарные слова».У доски индивидуально работает ученик, вставляет пропущенные буквы. Взаимопроверка сигнальными веерами гласных букв.
III. Актуализация опорных знаний.
1.Введение в тему урока через проблему.
- Подберите родственные слова к слову «бежит». На доске появляется запись: бежит – бег, бегун.
- Выделите корень. Что заметили в корнях родственных слов?
-В корне родственных слов происходит чередование буквы, которую мы видим.
Ученики делают вывод и объявляют тему урока.
2.Формирование темы урока с помощью учебника.
- Откройте содержание учебника и найдите тему сегодняшнего урока «Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме» Откройте нужную страницу учебника.
IV. Изучение нового материала.
- Работа по учебнику и слайд № 2.
На слайде запись слов река – речной
рука – ручной
молоко – молочный
Слова речной, ручной, молочный закрыты. Дети должны устно подобрать родственные слова-названия признаков к словам рука, река, молоко. После этого открыть запись на слайде № 3 и показать, как Миша выделил корни слов в парах.
Сравнить чередующиеся звуки и обсудить название темы урока: почему же это чередование звуков так называется – чередование, которое мы видим на письме? Потому что оно обозначается разными буквами.
- А могут ли быть чередования звуков, которое мы не видим на письме?
- В словах, которые мы писали в диктанте, были ли чередования. Звуков: «уда[ф] - уда[в]ы»? «звероло[ф] - звероло[в]ы»? (Было. Это чередование звуков [ф] - [в].) (Примеры тоже записать на доске!)
- Видно ли оно на письме? (Нет! В обоих случаях мы пишем буквы В: удав – удавы, зверолов - звероловы).
- А в случаях река – речной, рука – ручной, молоко - молочный есть чередования звуков? Каких? (Пусть ещё раз произнесут!)
- Обозначено ли оно на письме? (Конечно. Здесь уже используются разные буквы, и мы это видим).
2. Выполнение упражнений.
Упражнение 103, стр. 140
Начать практически работать с историческими чередованиями, создавая контекстные условия для их узнавания. Выписать только пару слов: У РЕКИ - РЕЧНАЯ. Обратить особое внимание на то, что во второй строчке нет родственных слов, а значит, не может быть и чередования звуков в общем корне слова.
- Подберите к слову РУЧНАЯ однокоренное слово.
- Покажите чередование звуков [ч´] и [к] в корне слов РУЧНАЯ и РУКА.
- Выписать формы слова РУЧЕЙ, которые есть в стихотворении
(У РУЧЬЯ, К РУЧЬЮ, РУЧЕЙ).
- В корне слова могут чередоваться и другие звуки например [х] и [ш].
V. Динамическая пауза.
VI. Закрепление новых знаний.
Упражнение 104, стр. 141
Продолжить работать с историческими чередованиями; пропедевтика словообразования. Провести работу с «Обратным словарём». Она требует не просто выписать несколько слов с основой на –Х , но и выбрать из них такие, от которых можно образовать слова с уменьшительно-ласкательным значением: ЗАПАХ – ЗАПАШОК, СМЕХ – СМЕШОК, ОРЕХ – ОРЕШЕК, СТИХ – СТИШОК, ГОРОХ – ГОРОШЕК, СЛУХ – СЛУШОК, ПЕТУХ – ПЕТУШОК, ПАСТУХ – ПАСТУШОК. Работу сначала необходимо выполнить устно, примеривая каждое слово к заданию, а затем письменно. Слова «ОРЕШЕК» и «ГОРОШЕК» необходимо записать на доске, обратив внимание детей на орфограмму.
VII. Самостоятельная работа с дальнейшей проверкой
(Слайд № 4)
VIII. Творческая работа в группах.
- Каждой группе предлагается деформированный тест и 3 иллюстрации.
- Восстановите текст и выберите иллюстрацию, где изображено то, о чём говорится в тексте.
1 группа - о гербе города Торжка (составила ученица Гусева Настя)
2 группа – о флаге России (составила Писарева Лера)
2 группа – о русской природе (составила Щербакова Настя)
IX. Подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
Были оценены ответы учащихся.
X. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Если вам всё удалось – просигнальте зелёным цветом, если вы не очень собой довольны на уроке – красным.
САМОАНАЛИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ
УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
Г.ТОРЖКА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ВИНОГРАДОВОЙ ЛАРИСЫ НИКОЛАЕВНЫ
Самоанализ своего урока я начну с краткой характеристики класса.
В классе 29 человек, на уроке присутствовало только 29. Класс по своему составу и возможностям - полярный. Есть учащиеся, которые очень успешны в обучении, легко схватывают новый материал, имеют высокую скорость выполнения заданий.
Однако на фоне успешных ребят выделяется группа учащихся, которым трудно дается изучение предметов школьного цикла:
-) учащиеся с недостаточной подготовкой к урокам, пропускающим большое количество уроков по состоянию здоровья, учащиеся с особенностями характера: медлительность, рассеянность внимания и т.д. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь учесть все перечисленные аспекты и подбирать задания таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя.
Тема: «Чередование звуков в корнях слов,
которое видно на письме».
Тип урока: изучение нового материала. Структура и технология урока соответствуют программе «Перспективная начальная школа».
Основная цель урока: проверить усвоение орфограммы «написание парных согласных в корне в середине и на конце слова»;
Цели урока считаю достигнутыми полностью.
На данном уроке можно выделить этапы урока:
- Орг. момент
- Актуализация знаний
- Постановка проблемы
- Открытие новых знаний
- Первичное закрепление
- Работа в парах, группах
- Итог урока.
Во время урока решались следующие задачи:
- Образовательные:
-) раскрыть понятие: чередование звуков в корнях слов,
которое видно на письме,
-) работать над запоминанием словарных слов,
-) над умением грамотно работать при записи слов и предложений, --) умение последовательно излагать мысли в устной и письменной форме,
Развивающие:
На уроке этот аспект был представлен следующим образом:
-) начать практически работать с историческими чередованиями,
создав контекстные условия для их узнавания;
-) развитие логического мышления и грамотной речи в ходе устных ответов.
-) продолжение работы над словарными словами
-) расширение кругозора учащихся.
-) развитие сенсорной сферы через ориентацию во времени и умение воспринимать устную речь.
-) развитие эмоциональной сферы в ходе представления результатов самостоятельной деятельности.
-) повышать мотивацию обучения
3. Воспитательные задачи:
-) воспитание письменной культуры.
-) умение работать в коллективе, умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения.
-) воспитывать чувство патриотизма к родной стране
-) умение рефлектировать.
-) стремление добиваться наилучших результатов.
Под цель и содержание учебного материала была отобрана совокупность методов обучения:
-) методы организации Учебно - познавательной деятельности: словесный, проблемно – диалогический, наглядный, практический, частично – поисковый.
-) методы предъявления учебных требований.
-) методы стимулирования и мотивации.
-) методы самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.
Формы обучения: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая, работа в парах.
С учетом выше изложенного были избраны следующие технологии:
-) информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация с использованием интерактивного режима),
-) технология уровневой дифференциации достигнута за счет предложенных дополнительных заданий
-) здоровьесберегающая технология (организация урока с учетом временного восприятия и усвоения учебного материала). Для проведения физкультминутка подобраны упражнения на улучшение кровообращения головного мозга, формирование осанки и общеукрепляющие упражнения.
Деятельность на уроке мотивирована.
В ходе рефлексии была дана возможность каждому ребёнку оценить полученные знания.
Цели урока достигнуты и .......
Приложении 1 (деформированный текст).
Город Торжок - один из древнейших городов России.
Герб города - это шесть голубей. Три золотых и три серебряных.
Флаг города Торжка представляет собой композицию гербового щита.
Флаг нашей страны имеет белый, синий и красный цвета.
Белый означает чистое небо, синий - моря и океаны, реки и озера.
А красный - сушу.
Зимний лес полон чудес.
Пушистый снег завалил березки.
На сосне белая шапка.
Вот сугроб. Там спит медведь.
Приложении 2 (восстановленный текст).
Флаг города Торжка представляет собой композицию гербового щита.
Город Торжок - один из древнейших городов России.
Герб города - это шесть голубей. Три золотых и три серебряных.
А красный - сушу.
Белый означает чистое небо, синий - моря и океаны, реки и озера.
Флаг нашей страны имеет белый, синий и красный цвета.
На сосне белая шапка.
Зимний лес полон чудес.
Вот сугроб. Там спит медведь.
Пушистый снег завалил березки.
Приложении 3 (словарные слова)
К О Р О В А
Д Е Р Е В Н Я
Л О П А Т А
М О Л О К О
Л И М О Н
Б Е Р Ё З А
П Л А Т О К
Г О Р О Х
Р Е Б Я Т А
У Ч Е Н И К
Д Е В О Ч К А
Г А З Е Т А
Приложении 3 (надписи к иллюстрациям).
Русская природа
Россия
Торжок
Приложение 4 (иллюстрации для творческой работы в группах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе по теме "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме"
Тема: "Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме" УМК "Перспективная начальная школа" В данном конспекте показано, как происходит формирование УУД на каждом этапе урока....
Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".
Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока: расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...
Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100
Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....
Урок русского языка во 2 классе по теме «Чередование звуков в корнях слов»
Урок русского языка по теме: «Чередование звуков в корнях слов»...
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме."
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование звуков в корнях слов, которое видно на письме."...
Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"
Конспект по русскому языку, 2 класс "Самое загадочное чередование согласных в корнях слов: Чередование настоящего звука с нулевым звуком" УМК "ПНШ"...