"Правописание слов с безударным гласным звуком в корне"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Урок-игра по формированию умений видеть и проверять безударные гласные в корне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Волоколамская школа-интернат основного общего образования»
Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».
Форма проведения: урок-игра.
Тип урока: изучение нового материала.
Учитель: Кусочкина Е.В.
Цель: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне
слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове;
проверять безударные гласные в корне слова; аргументировано
отвечать, доказывать своё мнение, анализировать, делать выводы,
сравнивать.
Оборудование: иллюстрации: город, герои, лес; карточки со словами; карточки №1,2,3; карточки с пословицами; смайлики; штучные цветы; вопросы для повторения на обороте доски.
Ход урока
I.Организационный момент:
- Дети, вам тепло?
- В классе светло?
- Прозвенел уже звонок?
- Уже закончился урок?
- Только начался урок?
- Хотите учиться?
- Значит можно всем садиться.
II. Актуализация знаний.
На доске два слова д.рога, тр.пинка .
- Прочитайте и скажите какие буквы пропущены? Почему вы так считаете?
- Как вы думаете эти слова можно назвать синонимами?
- Проверим по толковому словарю, который лежит у вас на парте.
(учащиеся находят лексическое значение слов)
III. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня на уроке с одним героем мы отправимся в гости в его город и узнаем его друзей.
- А как зовут его отгадайте сами: Он, конечно, самый главный
Озорник – шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
(Незнайка)
(На доске изображение города и герой Незнайка)
- Незнайка живёт в цветочном городе. Чтобы добраться туда нужно выбрать путь, по которому пойдём.
- Подумайте, какое слово нам больше подойдёт? (дорога – словарное слово, а тропинка – безударную гласную всегда можно проверить)
- Составим со словом тропинка предложение.
- Расскажите соседу по парте, как будете писать.
- Послушайте соседа по парте.
- Запишем предложение с комментированием.
- Найдите и подчеркните основу предложения.
- Назовите тему урока? (правописание слов с безударной гласной в корне)
IV. Работа по теме урока.
- Пока мы идём по тропинке через лес, узнаем о жителях города.
(у каждого текст с разноуровневым заданием: цель – видеть орфограмму в слове)
Карточка №1. «В городе жили коротышки. Вокруг каждого дома росли цветы. Город стоит на берегу ручья. За рекой был лес. Коротышки ходили в лес за грибами.»
- Найдите слова, в которых написание буквы надо проверять.
(учащиеся называют слова, записывают и подбирают проверочные, выделяют корень)
- Какими словами вы воспользовались для проверки? (однокоренными, изменением формы слова).
V. Повторение изученного материала.
- Самый главный малыш – коротыш по имени Знайка. Он знал очень много. Его книги лежали и на столе, и под столом, и на кровати.
- А наша книга лежит на парте, и мы умеем по ней работать.
- Откройте учебник на стр.102 упр. 159.
- Прочитайте текст.
- Прочитайте второе задание.
- Что нужно сделать, чтобы найти звуки, написание которых надо проверить?
(произнести с ударением)
- У Незнайки есть друг Гунька. С ним он мог гулять многими часами. Вот и мы сейчас отдохнём со своими товарищами.
Физминутка: Отдохнём с тобой, дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо.
Влево, вправо, влево, вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
И продолжим наш урок.
- Все дела у Незнайки получались шиворот – навыворот. Он хотел чему – то научиться, но не любил трудиться. Ему хотелось выучиться сразу, без всякого труда.
- Как вы думаете, что ему ответил Знайка на это? (Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
- Что за предложение вы сейчас произнесли? (пословицу)
- К какой теме мы отнесём эту пословицу? (о труде)
- Знайка вам приготовил и другие пословицы о труде.
(учащиеся выбирают у доски пословицу, читают и объясняют написание пропущенной буквы)
«Посп.шишь – людей насм.шишь.»
«В труде поб.дить – мир укр.пить.»
«И готово, да бест.лково.»
«Л.нивому всегда некогда.»
« В руках мастера и кр.вое полено выпрямляется.»
«Под лежачий камень в.да не течёт.»
«Не сп.ши языком, а тор.пись делом.»
« У л.нивой лошади всегда повозка т.жёлая.»
«Прекрасная работа сама себя защ.щает.»
- После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. Он обратился к знакомому поэту Цветику.
- Что нужно уметь, чтобы сочинять стихи? (смысл и рифма)
- Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи!
«Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.»
- С чем не справился Незнайка? (со смыслом)
- У вас на партах карточки. Выберите и вставьте слова, чтобы получилось стихотворение.
Карточка №2.
« Осторожные _____________ вдруг
Прячут листья от __________ мороз
________ опять придёт ст.рик? « берёза
- Прочитайте, что получилось?
- Какую букву вставили? Почему?
- Подберём к этому слову родственные слова, выделим корень.
Старик – стар, старый, стареть.
- Ещё в этом городе жили хорошие мастера: механик Винтик и его помощник Шпунтик. Они по целым дням сидели у себя в мастерской и что – то чинили, мастерили. Всегда работали вместе.
- Вам они тоже подготовили творческое задание.
- Возьмите карточку под номером №3. Задания будем выполнять по рядам. С 1 рядом будет работать Незнайка, со 2 – мастера, с 3 – Знайка.
Карточка 3. Выпишите слова, в которых на месте безударных гласных надо писать: 1ряд – «а», 2ряд – «е», 3ряд – «о», «и», после проверочных.
Д.лёкий, св.тить, .довитый, в.черний, гр.ница, стр.на, в.згливый, б.льной, н.зина, с.ды, л.нивый.
Итог: - проверим как справились с заданием.
VI. Обобщение.
- После того как Винтик и Шпунтик заканчивали работу, они ещё раз всё проверяли. Мы тоже повторим всё над чем сегодня работали.
(на доске записаны вопросы, восстановить правило проверки безударных гласных в корне)
Что надо проверять?...
Где надо проверять?...
Как надо проверять?...
Чем надо проверять?...
Рефлексия:
- Какие виды работы вам понравились?
- Какие задания вы выполняли с неохотой?
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: с.103, упр.161.
Литература
1. Г.А.Бакулина Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3класс. -М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.-216с.
2.Н.Носов «Незнайка и его друзья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".
План-конспект содержит материал по закреплению правописания слов с безударными гласными в корне слова. УМК "Школа России"...
Урок русского языка во 2 классе на тему " Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова".
Конспект урока русского языка представлен в виде технологической карты.Структура урока содержит этапы современного урока систематизации знаний и соответствует ФГОС,Цель урока: способствовать раз...
Технологическая карта урока по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова"
2 кл. русский язык...
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"
laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...
"Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова". 2 класс
Тип урока - закрепление знаний. Структура урока соответствует цели урока. Актуализируя свои знания, учащиеся самостоятельно определят тему и задачи урока. Анализируя языковой материал, дети смогут сфо...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»...
Русский язык 2 класс "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне" (подобрать однокоренные слова)
Работа в группах. Подобрать однокоренные слова...