Урок по теме "Изменение имен прилагательных по родам".
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Кусочкина Елена Валерьевна

изучение новой темы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Класс: 3.

Тип урока: изучение нового.

Цель:  развитие умения употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания.

формировать представления  учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, которому данное прилагательное относится; развивать настойчивость, обогащать словарный запас; формировать навыки коллективного труда, любознательность.

Задачи: 

1.  сформировать навык правописания родовых окончаний имён прилагательных;

 2.   развитие умения изменять прилагательные по родам, развивать связную речь, логическое мышление память;

 3. воспитывать усидчивость, аккуратность, пробудить интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам.

Умение: определять род, число имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

Регулятивные  УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Оборудование: карточки- помощницы, схемы, таблица, лист самооценки.

Ход урока

I.Организационный момент

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!»

- К какому уроку вы приготовились?

II.Актуализация знаний. Постановка цели урока

На доске слова: багаж

                       ночь

                       цветок

                       шары

                       солнце

                       весна

                       небо

- Что общего у этих слов? (сущ; отвечают на вопросы кто? что?;обозн. предметы)

- Что вы знаете об именах существительных, как части речи? (изменяются по числам, имеют род)

- Какое слово лишнее и почему? (шары – мн. число)

- Запишите слова в тетрадь. Определите род этих имен существительных.

(фронтальная работа)

       багаж – ед.ч.; м.р;

      ночь - ед.ч.; ж.р;

      цветок - ед.ч.м.р;

      солнце - ед.ч.; ср.р;

     весна - ед.ч.; ж.р;

     небо - ед.ч.; ср.р;

- Слова какой части речи могут быть связаны с существительными? Почему?

(глагол – указывает какое действие выполняет предмет; прил. – указывает на признак предмета)

- Что это за слова? (на доске открывается столбик слов)

тяжёлый

длинная

синий

яркое

ранняя

голубое

- Что общего у этих имен прилагательных? (они стоят в един.числе)

- Подберите данные прилагательные к нашим существительным.

- Чем вы воспользуетесь, чтобы правильно подобрать слова? (вопросом)

- Оформим эту работу в тетради.

   багаж (какой?) тяжёлый

 ночь (какая?)  длинная

цветок (какой?) синий

солнце (какое?) яркое

весна (какая?) ранняя

небо (какое?) голубое

- Ребята, все ли справились с заданием? В чем вы испытали трудность, выполняя его?

- Проверим, какие словосочетания у вас получились.

- На эти вопросы отвечают слова какой части речи? (прилагательные)

-Почему разные вопросы? (существительные разного рода)

- Оцените с помощью смайликов ваши знания об имени существительном.

- А можно ли определить род у имен прилагательных?

- Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).

- А могут ли изменяться по родам имена прилагательные?

- Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

-Сформулируем тему нашего урока. ( Изменение имён прилагательных по родам)

- Сформулируем цель нашего урока. (Научиться определять род имён прилагательных)

III.Самоопределение к деятельности

Постановка проблемной ситуации.

- Предположите с какого вопроса нужно начать изучение новой темы? (как определить род прилагательных)

- Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? украшает нашу речь, делает её более выразительной и точной.)

На доске словосочетания: весёл…     песня

                                                весёл…    человек

                                                весёл…     настроение

- Что пропущено в словах первого столбика? (окончания)

- Укажите окончания, используя карточки.

 

- Почему окончания разные? (разные вопросы, существительные разного рода)

- Запишем словосочетания. Определите род у существительных, выделите окончания прилагательных.

- Если окончания прилагательных зависят от рода существительных, то что можно предположить о роде имен прилагательных?

Вывод: род имен прилагательных зависит от существительных, с которыми они связаны.

- Тогда определите род у прилагательных.

- Что вы скажите о признаках наших существительных? (один и тот же)

- А что разное у прилагательных? (род)

- Какой вывод можно сделать об этом прилагательном?

Вывод: прилагательные изменяются по родам.

- В чём имена существительные отличаются от имен прилагательных? (у существительных род постоянный)

IV.Физкультминутка

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали,

В стороны развели, вперёд, хлопок,  назад, хлопок.

Повернулись вправо, влево, вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

                

V. Работа по теме урока.

  1. Работа в парах. Заполнение таблицы.

На доске опорные слова: род, вопрос, окончание.

- Составим таблицу определения рода имен прилагательных по наблюдениям над словами, с которыми работали.

род

вопрос

окончания

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

какой?

какая?

какое?

ый, ий, ой

ая, яя

ое, ее


-
Проверим выполнение. Кто выполнил верно и сам? Кто допустил ошибки? -- Оцените свою работу на этом этапе в листе самооценки.

2. Творческая работа по составлению предложений по схемам.

На доске схемы предложений:

Кто?                   Что делал?                        Что?                  Что делала?

                

Какой?                      Где?                             Какая?                        Когда?

- Можно ли еще не составляя предложения сказать, какие части речи будут в них? (да, по вопросам)

- В каком роде и числе нужно употреблять имена прилагательные? (в ед.числе, ж.р; и м.р; )

- Предложите свои варианты предложений.

Например: Пёстрый дятел сидел на дереве. Весёлая песня звучала утром.)

- Какое задание вы могли бы выполнить с записанными предложениями? (подчеркнуть главные члены)

3. Написание родовых окончаний прилагательных.

- Выполним упражнение №495.

Помощь более слабым ученикам в виде карточки – помощницы:

 Карточка – помощница: определение рода имен прилагательных.

 1. Прочитайте словосочетание.

2.Укажите имена существительные и имена прилагательные.

3.Определите род имён существительных.

4. По роду имени существительного определите род имени прилагательного.

5. Выделите у прилагательных окончания.

- Все справились с заданием? Тогда проверим.

- Организуем оценивание по результатам работы в листе самооценки.

VI.Рефлексия

 Что нового сегодня узнали?

- Что ещё хотели бы узнать?

- Что на уроке для вас было интересно?

- Что оказалось трудным?

-Организует самооценку учебной деятельности за весь урок на «листе самооценки»:

«5» -все кружки желтые

«4» -1-2 желтых или все зелёные

«3»-1-2 зелёных, остальные красные

«2»-все красные

Лист самооценки ученика (цы)_____ класса

Ф.И.ученика_____________________________________

Этапы урока

Критерии

Самооценка

Оценка

(2-5 баллов)

Усвоил отлично

Хорошо, но надо поучиться

Ещё не научился

1

Повторение. Активность.

2

Усвоение нового: умение определять род по алгоритму.

3

Вклад в работу пары.

4

Творческая работа:

5

Самостоятельная работа: понимание нового и умение применять новое знание.

Итог

VII.Подведение итогов урока

-  Можно ли определить род у имен прилагательных?

- Могут ли изменяться по родам имена прилагательные?

VIII.Домашнее задание

Выполнить упр. 497, выучить правило на с.184.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку по теме "Изменение имен прилагательных по родам и числам. Прилагательные синонимы и антонимы."

Данная презентация поможет познакомить с изменением имён   прилагательных по родам и числам;  поможет развитию умения определять род и число прилагательных;  углубить представлени...

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».

Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний име...

Логопедическое занятие в 3 классе Тема: Имя прилагательное. Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде, в падеже и числе.

Цель:  Закрепить знания детей об имени прилагательном.Задачи:Уточнить знания детей об имени прилагательном.Развивать мелкую моторику.Активизировать межполушарное взаимодействие с помощью гимнасти...

Конспект урока. Тема: "Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс...