Урок по теме "Изменение имен прилагательных по родам".
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».
Класс: 3.
Тип урока: изучение нового.
Цель: развитие умения употреблять в речи имена прилагательные, правильно писать родовые окончания.
формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде); о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, которому данное прилагательное относится; развивать настойчивость, обогащать словарный запас; формировать навыки коллективного труда, любознательность.
Задачи:
1. сформировать навык правописания родовых окончаний имён прилагательных;
2. развитие умения изменять прилагательные по родам, развивать связную речь, логическое мышление память;
3. воспитывать усидчивость, аккуратность, пробудить интерес к урокам русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам.
Умение: определять род, число имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.
Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.
Оборудование: карточки- помощницы, схемы, таблица, лист самооценки.
Ход урока
I.Организационный момент
«Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!»
- К какому уроку вы приготовились?
II.Актуализация знаний. Постановка цели урока
На доске слова: багаж
ночь
цветок
шары
солнце
весна
небо
- Что общего у этих слов? (сущ; отвечают на вопросы кто? что?;обозн. предметы)
- Что вы знаете об именах существительных, как части речи? (изменяются по числам, имеют род)
- Какое слово лишнее и почему? (шары – мн. число)
- Запишите слова в тетрадь. Определите род этих имен существительных.
(фронтальная работа)
багаж – ед.ч.; м.р;
ночь - ед.ч.; ж.р;
цветок - ед.ч.м.р;
солнце - ед.ч.; ср.р;
весна - ед.ч.; ж.р;
небо - ед.ч.; ср.р;
- Слова какой части речи могут быть связаны с существительными? Почему?
(глагол – указывает какое действие выполняет предмет; прил. – указывает на признак предмета)
- Что это за слова? (на доске открывается столбик слов)
тяжёлый
длинная
синий
яркое
ранняя
голубое
- Что общего у этих имен прилагательных? (они стоят в един.числе)
- Подберите данные прилагательные к нашим существительным.
- Чем вы воспользуетесь, чтобы правильно подобрать слова? (вопросом)
- Оформим эту работу в тетради.
багаж (какой?) тяжёлый
ночь (какая?) длинная
цветок (какой?) синий
солнце (какое?) яркое
весна (какая?) ранняя
небо (какое?) голубое
- Ребята, все ли справились с заданием? В чем вы испытали трудность, выполняя его?
- Проверим, какие словосочетания у вас получились.
- На эти вопросы отвечают слова какой части речи? (прилагательные)
-Почему разные вопросы? (существительные разного рода)
- Оцените с помощью смайликов ваши знания об имени существительном.
- А можно ли определить род у имен прилагательных?
- Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).
- А могут ли изменяться по родам имена прилагательные?
- Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.
-Сформулируем тему нашего урока. ( Изменение имён прилагательных по родам)
- Сформулируем цель нашего урока. (Научиться определять род имён прилагательных)
III.Самоопределение к деятельности
Постановка проблемной ситуации.
- Предположите с какого вопроса нужно начать изучение новой темы? (как определить род прилагательных)
- Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? украшает нашу речь, делает её более выразительной и точной.)
На доске словосочетания: весёл… песня
весёл… человек
весёл… настроение
- Что пропущено в словах первого столбика? (окончания)
- Укажите окончания, используя карточки.
- Почему окончания разные? (разные вопросы, существительные разного рода)
- Запишем словосочетания. Определите род у существительных, выделите окончания прилагательных.
- Если окончания прилагательных зависят от рода существительных, то что можно предположить о роде имен прилагательных?
Вывод: род имен прилагательных зависит от существительных, с которыми они связаны.
- Тогда определите род у прилагательных.
- Что вы скажите о признаках наших существительных? (один и тот же)
- А что разное у прилагательных? (род)
- Какой вывод можно сделать об этом прилагательном?
Вывод: прилагательные изменяются по родам.
- В чём имена существительные отличаются от имен прилагательных? (у существительных род постоянный)
IV.Физкультминутка
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли, помахали,
В стороны развели, вперёд, хлопок, назад, хлопок.
Повернулись вправо, влево, вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
V. Работа по теме урока.
- Работа в парах. Заполнение таблицы.
На доске опорные слова: род, вопрос, окончание.
- Составим таблицу определения рода имен прилагательных по наблюдениям над словами, с которыми работали.
род | вопрос | окончания |
М.р. Ж.р. Ср.р. | какой? какая? какое? | ый, ий, ой ая, яя ое, ее |
- Проверим выполнение. Кто выполнил верно и сам? Кто допустил ошибки? -- Оцените свою работу на этом этапе в листе самооценки.
2. Творческая работа по составлению предложений по схемам.
На доске схемы предложений:
Кто? Что делал? Что? Что делала?
Какой? Где? Какая? Когда?
- Можно ли еще не составляя предложения сказать, какие части речи будут в них? (да, по вопросам)
- В каком роде и числе нужно употреблять имена прилагательные? (в ед.числе, ж.р; и м.р; )
- Предложите свои варианты предложений.
Например: Пёстрый дятел сидел на дереве. Весёлая песня звучала утром.)
- Какое задание вы могли бы выполнить с записанными предложениями? (подчеркнуть главные члены)
3. Написание родовых окончаний прилагательных.
- Выполним упражнение №495.
Помощь более слабым ученикам в виде карточки – помощницы:
Карточка – помощница: определение рода имен прилагательных. 1. Прочитайте словосочетание. 2.Укажите имена существительные и имена прилагательные. 3.Определите род имён существительных. 4. По роду имени существительного определите род имени прилагательного. 5. Выделите у прилагательных окончания. |
- Все справились с заданием? Тогда проверим.
- Организуем оценивание по результатам работы в листе самооценки.
VI.Рефлексия
Что нового сегодня узнали?
- Что ещё хотели бы узнать?
- Что на уроке для вас было интересно?
- Что оказалось трудным?
-Организует самооценку учебной деятельности за весь урок на «листе самооценки»:
«5» -все кружки желтые
«4» -1-2 желтых или все зелёные
«3»-1-2 зелёных, остальные красные
«2»-все красные
Лист самооценки ученика (цы)_____ класса
Ф.И.ученика_____________________________________
Этапы урока | Критерии | Самооценка | Оценка (2-5 баллов) | ||
Усвоил отлично | Хорошо, но надо поучиться | Ещё не научился | |||
1 | Повторение. Активность. | ||||
2 | Усвоение нового: умение определять род по алгоритму. | ||||
3 | Вклад в работу пары. | ||||
4 | Творческая работа: | ||||
5 | Самостоятельная работа: понимание нового и умение применять новое знание. | ||||
Итог |
VII.Подведение итогов урока
- Можно ли определить род у имен прилагательных?
- Могут ли изменяться по родам имена прилагательные?
VIII.Домашнее задание
Выполнить упр. 497, выучить правило на с.184.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
презентация к уроку по теме "Изменение имен прилагательных по родам и числам. Прилагательные синонимы и антонимы."
Данная презентация поможет познакомить с изменением имён прилагательных по родам и числам; поможет развитию умения определять род и число прилагательных; углубить представлени...
Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»
Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».
Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний име...
Логопедическое занятие в 3 классе Тема: Имя прилагательное. Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде, в падеже и числе.
Цель: Закрепить знания детей об имени прилагательном.Задачи:Уточнить знания детей об имени прилагательном.Развивать мелкую моторику.Активизировать межполушарное взаимодействие с помощью гимнасти...
Конспект урока. Тема: "Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс...